Трудовые отношения в аптеке: увольнение, аттестация

392

В данной статье будут рассмотрены два вопроса. Первый из них имеет неоднозначную эмоциональную окраску – это увольнение из аптеки сотрудника, которое может быть ожидаемым или неожиданным, желанным или нежеланным для сотрудника и/или работодателя, происходящим гладко или со спорами между сторонами. Второй вопрос касается одного из рутинных процессов, а именно – аттестации сотрудников. 

Регламент исключения из штата

В целом, увольнение из аптеки подразумевает под собой остановку действия трудового договора между работодателем и конкретным сотрудником. На законодательном уровне всестороннее раскрытие данной темы происходит в главе 13 Трудового кодекса. Поэтому при возникновении каких-либо вопросов, в том числе спорных, всегда следует обращаться именно к этому глобальному документу.

Глава 13, а именно – ее статья 84.1, определяет унифицированный комплекс действий, которые нужно выполнить при закрытии трудового договора.  Далее представлены некоторые замечания из этой статьи.

  • Факт увольнения требует издания соответствующего приказа либо распоряжения.
  • Увольняющийся или увольняемый нанимателем сотрудник должен осуществить такие задачи, как:
  • прочтение приказа (распоряжения);
  • подтверждение факта состоявшегося ознакомления с приказом (распоряжением) личной росписью.
  • Случается, что нет никакой объективной возможности довести приказ до сведения работника. Другая ситуация: работник отказывается читать приказ и оставлять свою роспись. В обоих случаях на приказе должна быть сделана соответствующая корректная запись.
  • Если сотрудник того желает, работодатель обязан отдать ему корректно заверенную и качественно сделанную копию приказа.
  • При наличии письменного обращения уходящего с должности работника наниматель обязан предоставить ему должным образом засвидетельствованные копии официальных бумаг, связанные с его трудом в организации. Эту задачу следует осуществить в день, когда аннулируется трудовой договор. Также обязателен к возврату оригинал трудовой книжки.
  • В любом случае день расторжения трудового договора и заключительный рабочий день определенного сотрудника в конкретной организации – это одна и та же дата. Данный постулат имеют право опровергнуть только ситуации, когда работник в день закрытия трудового договора не присутствовал на своем рабочем месте, но за ним, согласно регламенту Трудового кодекса или иного акта федерального уровня, сохранялось это рабочее место.

За составление проекта приказа об увольнении отвечают квалифицированные специалисты из штата отдела кадров. Предметом, дающим старт началу составления проекта, является личное заявление сотрудника, либо служебная записка, либо другой «уполномоченный» документ. Статья 80 Трудового кодекса сообщает работнику, который собирается увольняться, о том, что он должен составить и отдать нанимателю заявление не позднее 14 суток до желанной даты закрытия трудового договора. Точкой отсчета данного промежутка времени становится день, следующий за тем днем, когда работодатель получил заявление сотрудника.

В Постановлении Госкомстата №1 можно найти образцы двух стандартизованных форм, по одной из которых и должен быть составлен приказ об увольнении. Форма Т-8 – индивидуальная, она заполняется на одного сотрудника. Бланк формы Т-8а пригодится, чтобы сообщить о том, что трудовые отношения в аптеке разрываются одновременно с несколькими работниками. Если по каким-либо обстоятельствам в организации нет бланков унифицированных форм, допускается оформить увольнительный приказ на общем бланке или бланке приказа, входящим в комплект корпоративных бумаг организации.

Читайте также в журнале «Новая аптека»

Материальная сторона увольнения

Важный этап процесса увольнения – полный расчет с покидающим должность работником. Согласно статьям 84.1 и 140 Трудового кодекса, работодатель должен выплатить все положенные сотруднику деньги в день аннулирования трудового договора, то есть в день увольнения. Бывает так, что сотрудник в день увольнения на своем рабочем месте отсутствовал. Тогда рассчитаться с ним необходимо не позднее следующего дня после передачи работодателю заявления, согласно которому работник требует произвести расчет. Сведения о расчете закрепляются на бланке утвержденной формы №Т-61.

При определении размера выходного пособия за основу берется величина среднего заработка, при расчете суммы отпускных и/или суммы компенсации за неизрасходованный отпуск – величина среднего дневного заработка.

Если причиной увольнения явился распад организации или обоснованное чем-либо сокращение ее штата, работодатель обязан выплатить сотруднику выходное пособие, сумма которого равна сумме среднемесячного заработка. Также средняя месячная заработная плата выплачивается уже уволенному работнику в период поиска им новой работы. Но эти выплаты осуществляются только в течение первых двух месяцев со дня увольнения.

Выходное пособие будет иметь размер двухнедельного среднего заработка в следующих ситуациях:

  • работника нужно перевести на новое рабочее место, согласно медицинскому заключению, но он отказался от предложенного работодателем места либо работодателю нечего было предложить;
  • сотрудник призывается к выполнению военной либо гражданской служебной деятельности;
  • на место уволенного работника возвращается сотрудник, которому это место принадлежало ранее;
  • сотрудник дал категорический отказ на предложение о переводе на работу в другом месторасположении вместе с работодателем;
  • резолюцией медицинских специалистов работник признан полностью неспособным к осуществлению трудовой деятельности;
  • сотрудник не желает более работать в связи с внесением в трудовой договор корректировок, которые пришлись ему не по душе.

Перечисленные в списке ситуации указаны в Трудовом кодексе, в его статьях 77 и 83.

Следует отметить, что работодатель имеет право предусматривать и другие случаи выплаты выходных пособий либо повышать размеры этих выплат. Такие решения работодателя должны получить отражение в трудовом и/или коллективном договоре.

Чтобы честно и грамотно завершить трудовые отношения в аптеке, обязательно нужно скрупулезно проработать материальную сторону вопроса.  Причем проработкой следует заняться и работодателю, и сотруднику. Так работодатель выполнит свою обязанность по своевременному предоставлению заработка установленного размера и не останется должным, а сотрудник реализует свое право на вознаграждение за труд.

Аттестация: о понятии

Под аттестацией понимается проверка профессиональной квалификации работника. Такая проверка нужна, чтобы установить текущий уровень профессиональной подготовки сотрудника и определить, соответствует ли данный уровень занимаемой должности.

Читая отдельные виды литературы и документации, можно заметить, что термины «аттестация» и «оценка знаний» употребляются как синонимы, взаимозаменяются. Однако некоторая разница между ними есть. Слово «аттестация» используется, когда проверке на состоятельность подлежат специалисты и руководители. А «оценка знаний» – универсальное понятие, которое может применяться в отношении любых категорий работников, независимо от наличия у них какой-либо специализации.

Важное замечание: работодатель имеет право создавать собственную нормативную документацию об аттестации сотрудников своей организации, которая будет иметь силу только в пределах этой организации. А все потому, что документа, который регламентировал бы все вопросы об аттестации, в государственном реестре пока не имеется. Тем не менее, в данном реестре есть документ о труде – Трудовой кодекс, и фантазии работодателя, отраженные в локальных актах об аттестации, не должны этому кодексу противоречить.

В процессе осуществления приема на должность работодатель обязан ознакомить нового сотрудника с местными «законами», в том числе с теми, которые касаются аттестации.

О целях, задачах и видах аттестации

Аттестация – ответственное дело, которое ставит перед собой несколько не менее ответственных целей, а именно:

  • усовершенствовать подбор кадров для каждого рабочего места;
  • рационально применять на практике интеллект специалистов в течение всего периода их трудовой деятельности;
  • повысить эффективность труда и материальную заинтересованность персонала;
  • избавить организацию от некомпетентных работников.

В идеале хочется достигнуть всех целей. Чтобы это получилось, следует скрупулезно отнестись к решению следующих задач:

  • анализ профессиональной деятельности сотрудника за установленный отчетный период;
  • создание дифференцированной системы оплаты труда, согласно которой размер заработка будет определяться, прежде всего, личным вкладом специалиста в общее дело;
  • своевременное обнаружение необходимости в проведении мероприятий по повышению квалификации или по обучению новым навыкам;
  • определение склонности сотрудника к профессиональному росту;
  • мониторинг персонала в целом для оценки его текущего качественного состава и происходящих в нем динамичных процессов.

Аттестация многолика по смысловому содержанию. Она проявляется в форме:

  • собеседования;
  • устного зачета;
  • тестирования с использованием бумажных носителей или компьютеров;
  • квалификационного экзамена;
  • задания, подразумевающего под собой написание реферата либо иной работы;
  • творческого отчета в свободной форме;
  • защиты какой-либо научной разработки;
  • и так далее.

У каждой разновидности аттестации – свои конкретные цели, например:

  • оценить возможность реализации права кандидата или сотрудника на занятие определенной должности;
  • оценить соответствие занимаемой должности;
  • дать сотруднику шанс повысить квалификационную категорию.

Интервалы между соседними аттестациями могут иметь длительность, равную:

  • 3 годам;
  • 2 годам;
  • 1 году;
  • 6 месяцам.

Допускаются и другие интервалы. Как правило, сотрудники аттестуются 1 раз в 3-5 лет. Для фармацевтических работников есть особенное замечание по этому поводу: аттестация проверяет на прочность трудовые отношения в аптеке 1 раз в 5 лет.

В зависимости от принадлежности аттестаций к периодической аттестационной системе, они бывают:

  • разовыми (например, собеседование при рассмотрении кандидатуры на вакантную должность);
  • внеочередными (данные аттестации происходят в некотором смысле спонтанно, по желанию руководства либо персонала; подобную аттестацию можно организовать, к примеру, для присвоения категории);
  • периодическими (такие аттестации – рутинные; они не являются неожиданными событиями, так как порядок их проведения регламентируется документами организации).

Наконец, в качестве поводов для проведения аттестации выступают окончание испытательного срока, желание сотрудника продвинуться по службе, истечение установленного интервала между очередными аттестациями и так далее.

Таким образом, трудовые отношения в аптеке подразумевают под собой множество граней соприкосновения между нанимателем и сотрудником на всех этапах их взаимодействия, начиная от рассмотрения кандидатуры на должность и заканчивая увольнением некогда принятого на работу человека. Среди этих граней соприкосновения – финансовые, профессиональные, личные вопросы. Чтобы построить во всех смыслах крепкие и хорошие трудовые отношения важно к решению любого вопроса подходить со знанием дела. Возможно, в определенный момент времени информация данной статьи сыграет очень полезную роль в жизни отдельных субъектов трудовых взаимодействий. Статью всегда при желании и/или при необходимости можно прочитать вновь. Это точно не будет лишним.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль