Знания главной медсестры: правовой минимум

722

В последнее время отмечается значительный рост числа обращения граждан в судебные органы с исковыми заявлениями к медучреждениям. При этом частота удовлетворения требований пациентов говорит о том, что они используют весьма эффективные методы для защиты нарушенных прав.

Это говорит о том, что и другие участники правоотношений – представители медучреждения, должны знать правовую основу своей деятельности, понимать механизмы судебной защиты, понимать их практическое применение.

В связи с необходимостью повышения правовой грамотности медперсонала был принят приказ Минздравсоцразвития РФ № 541-н от 23.07.2010 года, в котором было сказано о правовом минимуме для медработников.

Определенные знания главной и любой другой медсестры в области права необходимы потому, что в своей деятельности она повсеместно вынуждена сталкиваться с юридическими проблемами в области здравоохранения.

Как сказано в Этическом кодексе медсестры России, «медсестра в пределах своей компетенции должна обеспечиваться права пациента», что говорит об элементарном знании конституционных прав пациента, а также о его правах в сфере охраны здоровья.

Законы в сфере охраны здоровья

Еще в  2011 году была запущена система масштабного реформирования в сфере охраны здоровья. В этой связи был принят ряд нормативно-правовых актов, которые соответствуют Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 года.

Знания главной медсестры в сфере правового регулирования должны включать в себя довольно объемный массив нормативно-правовых актов, среди которых можно назвать следующие:

  • ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ»;
  • ФЗ «О трансплантации органов и тканей человека»;
  • ФЗ «О психиатрической помощи»;
  • ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • ФЗ «О предупреждении распространения в РФ ВИЧ-инфекции»;
  • ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • ФЗ «О радиационной безопасности населения в РФ».

Этот перечень неполный, в зависимости от конкретной отрасли здравоохранения он может быть дополнен и другими законами.

Кроме того, в сфере здравоохранения действуют и другие нормативные акты: постановления Правительства, указы Президента, ведомственные нормативные акты и др.

Медсестра должна ориентироваться в трудовом, уголовном, гражданском и административном законодательстве, знать локальные акты медучреждения, которые непосредственно относятся к ее деятельности.

Таким образом, мы видим, что профессиональная деятельность медсестры так или иначе связана с обширным перечнем законов и подзаконных актов.

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Основной закон в сфере охраны здоровья

Как сказано в п. 2 ст. 3 ФЗ «Об охране здоровья», этот документ имеет приоритет над другими актами в сфере здравоохранения.

В частности, законом установлены:

  • основные принципы в сфере охраны здоровья пациентов;
  • положения о недопустимости отказа гражданину в получении медпомощи;
  • критерии доступности медпомощи в стране;
  • принцип добровольного и информированного согласия больного на медицинское вмешательство;
  • право больного на отказ от предложенного медицинского вмешательства;
  • приоритет профилактических медицинских мероприятий;
  • прямой запрет на клонирование человека;
  • вопросы, которые связаны с оказанием паллиативной помощи, помощи гражданам, пострадавших в результаты стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • правила организации медицинской реабилитации и предоставления санаторно-курортного лечения;
  • обязательность следования медицинским стандартам и порядкам оказания того или иного вида медпомощи;
  • требования к деятельности медицинских работников, а также требования к их квалификации и образованию;
  • вопросы подготовки медицинских и фармацевтических кадров.

Поскольку документ в отрасли является основополагающим, считаем, что все медработники, в том числе и медсестры, должны свободно ориентироваться в этом законе.

Доступность и качество медпомощи

В ФЗ «Об охране здоровья» говорится и о критериях качества медпомощи, а также о том, что пациентам гарантируется качественная медпомощь, которая реализуется следующими положениями:

Медицинская услуга в современном понимании

Сегодня происходит переосмысление многих составляющих медицинской деятельности, формируется отношение к ней как к особому виду производственной деятельности. И главным продуктом такой деятельности является медицинская услуга.

Качество людей услуги определяется целым комплексом характеристик и свойств, которые по своей сути должны быть направлены на удовлетворение потребностей конечного потребителя, то есть пациента.

Если сравнивать медуслугу с другими услугами, мы сможем выделить ряд ее важнейших особенностей:

  • эта услуга является одной из самых важных и необходимых, т.к. направлена на восстановление и сохранение здоровья граждан;
  • медицинская услуга непредсказуема, т.к. даже самый опытный врач не сможет предсказать результат и ход лечения больного;
  • медицинская услуга имеет субъективный фактор, т.к. во многом плане ее конечное качество зависит от знаний и квалификации медработника.

Взаимоотношения медработников при реализации прав пациента

В том случае, если медсестра четко понимает ситуацию в случае возникновения конфликтной ситуации и знает свои правовые возможности, для нее не составит труда грамотно использовать свои права и юридические  механизмы для того, чтобы обосновать и отстоять свою правовую позицию, защитить собственные права.

Поскольку в ч. 1 ст. 1064 ГК РФ говорится о том, что вред, причиненный личности возмещается лицом, которое этот вред причинило, многие пациенты ошибочно полагают, что именно медработник, допустивший неверные действия, будет возмещать причиненный вред.

Однако если мы обратимся к ст. 1068 ГК РФ, то увидим, что вред, который причиняется работником при исполнении своих служебных обязанностей, должен возмещаться работодателем, т.е. медучреждением.

Возложение на медучреждение обязанности возместить вред объясняется тем, что действия медработников при оказании медпомощи с юридической точки зрения рассматриваются как действия больницы, поскольку предполагается, что в этих действиях выражена воля работодателя.

Исходя из этого, при причинении вреда жизни и здоровью пациента, ответчиком в судебных разбирательствах будет именно медучреждение, а не конкретный медработник, который оказывал медпомощь.

Однако,  медучреждение впоследствии может применить к отношении работника регрессное требование для возмещения причиненного вреда.

Сохранение врачебной тайны

Нередко медработники попросту не знают норм, которые регламентируют хранение ими врачебной тайны, которая стала им известна в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей.

Напомним, что в соответствии с законом врачебной тайной признается вся информация, разглашение которой может нанести вред интересам больного (экономическим, социальным). В нее включены не только сведения о диагнозе и состоянии здоровья пациента, но также сведения об интимной и семейной жизни человека.

Ошибочным является мнение о том, что такую тайну должны хранить только врачи.

Обязанность по хранению врачебной тайны возлагается на:

  • врачей и провизоров;
  • медсестер, фельдшеров, акушерок и фармацевтов;
  • санитарок, нянь, младших медсестер;
  • студентов, проходящих в медучреждении практику;
  •  прочий персонал (юристов, бухгалтеров, водителей и др.);
  • сотрудников системы ОМС;
  • должностных лиц органов управления здравоохранения;
  • сотрудникам органов внутренних дел, которые узнали врачебную тайну в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Среди причин нарушения врачебной тайны, помимо банальной правовой неграмотности, можно назвать и непонимание вреда, который может нанести нарушение конфиденциальности.

Для того, чтобы право пациентов на сохранение врачебной тайны было гарантировано, рекомендуем отражать в первичной медицинской документации сведения  со слов пациента о том, кому могут быть предоставлены сведения о состоянии его здоровья.

Такие особенности ведения документации рекомендуется утверждать приказом главного врача больницы.

Ответственность главной медсестры за нарушение врачебной тайны

Напомним, что разглашение врачебной тайны влечет за собой наступление юридической ответственности: гражданской, дисциплинарной и административной.

Как мы выяснили выше, главная медсестра и другие медсестры медучреждения должны в полной мере хранить врачебную тайну.

Например, гражданская ответственность наступает в том случае, если пациент обратился в суд с иском о возмещении морального вреда, который ему причинен разглашением врачебной тайны.

 Ведение медицинской документации

Часто в ходе правовых споров у правоохранительных и судебных органов возникает необходимость в изъятии из медучреждения медицинской документации, что часто позволяет наиболее полно изучить спорную ситуацию.

К таким документам относятся: медицинская карта больного, обменная карта, карта беременной и родильницы, медицинская карта ребенка и т.д.

Часто обвинения в адрес медперсонала больницы связаны именно с нарушениями при оформлении и ведении медицинской документации.

Отметим, что ФЗ «Об охране здоровья» прямо зафиксировал обязанность медучреждения по правильному и достоверному ведению медицинской документации, что в полной мере должно быть доведено и до сведения сотрудников.

В заключении отметим важные моменты, касающиеся темы статьи.

Медсестра должна грамотно и тактично пояснять пациенту в случае необходимости его права  и обязанности, объяснять ему суть проводимых обследований и лечения.

Такое право пациента прямо указано в ФЗ «Об охране здоровья», где сказано, что больной вправе получать в доступной форме информацию о своем здоровье и поставленном диагнозе, может знакомиться с результатами обследования, знать о рисках медицинского вмешательства и его последствиях.

Первый контакт с медперсоналом больницы имеет для последующих взаимоотношений принципиальное значение, поскольку именно он определяет дальнейшее взаимное доверие или недоверие сторон, наличие неприязни и т.д.

Уважительное отношение с точки зрения права имеет конкретное проявление – уважать пациента и одновременно нарушать его законные права невозможно.

Поэтому главный момент, который медсестра должна извлечь из многочисленных законов и подзаконных актов – права пациента необходимо неукоснительно соблюдать и уважать. Их нарушение влечет определенные правовые последствия, которые коснутся как медучреждение в целом, так и медицинский персонал.

Любой медработник должен быть честен по отношению к пациенту, но все разговоры и лечении, диагнозе и особенностях течения заболевания не должны выходить за рамки, установленные лечащим врачом пациента.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль