Здравоохранение

МСЭ: последние изменения

  • 26 августа 2016
  • 2273

Главный документ, который определяет политику государства в отношении инвалидов, — это, безусловно, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Основополагающий раздел Федерального закона № 181-ФЗ — это глава II «Медико-социальная экспертиза». Статья 7-я этой главы определяет медико-социальную экспертизу (МСЭ) следующим образом. МСЭ - это процесс признания лица инвалидом. Процедура МСЭ устанавливает необходимость социальной защиты инвалида в мере, предусмотренной законодательством. Меры включают в себя, и реабилитацию, основанную на оценке ограничений жизнедеятельности, определенной устойчивым нарушением функционирования организма человека.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

МСЭ: правила проведения

МСЭМСЭ проводят на основании всеобъемлющей, комплексной оценки состояния организма, учитывающей анализ клинических, функциональных, профессиональных, социальных, психологических данных лица, которое освидетельствуется. В процессе освидетельствования, на основе критериев и классификаций, принимается решение о признании лица инвалидом.

Экспертизу проводят разноуровневые федеральные госучреждения (бюро МСЭ). Регламент организации и деятельности бюро устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти (согласно статьи 8 Закона).

Следовательно, МСЭ проводится опираясь на законодательство, и включает кроме Закона, целый ряд подзаконных правовых актов.

Таким документом является приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Этот Приказ устанавливает структуру бюро МСЭ, и определяет его функции. Также Приказ определяет процедуру проведение МСЭ, с учетом оценки ограничений жизненных функций, возникших в результате устойчивого расстройства функционирования организма. Приказом определяется процедура разработки отдельных программ реабилитации инвалидов, установление факта наличия инвалидности, причины инвалидности, времени и сроков наступления инвалидности.

Другой документ, — это постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее — Постановление). Постановление определяет условия, при которых гражданин признается инвалидом.

К условиям, при которых гражданин признается инвалидом

  1. расстройство здоровья, имеющее стойкое нарушение функций организма, обуславливаемое болезнями, последствиями травм, дефектами;
  2. ограничение жизнедеятельности (невозможность частично или полностью реализовывать гражданином самообслуживание, общаться, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, обучаться, контролировать поведение, трудиться);
  3. потребность в мерах соцзащиты, которая включает абилитацию и реабилитацию.

Постановление дает разъяснение порядка направления граждан на МСЭ, а также собственно проведению МСЭ, и переосвидетельствованию инвалидов.

И Закон, и Постановление обращают внимание на то, что МСЭ необходимо проводить, используя классификации и критерии, которые разрабатывали и утверждали в Министерстве труда России.

Изменения последних лет, в классификации и критериях проведения МСЭ

Вплоть до сентября 2014 года, проводя МСЭ, использовали классификации и критерии утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Приказ № 1013н). Во время комплексной оценки различных показателей, которые характеризуют стойкую дисфункцию организма, определяли четыре степени дисфункций:

  • I степень — стойкие незначительные нарушения;
  • II степень — стойкие умеренные нарушения;
  • III степень — стойкие выраженные нарушения;
  • IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения (п. 4 классификаций и критериев Приказа № 1013н).

В 2012 г. Генпрокуратура РФ проведя экспертизу Приказа № 1013н., установила, что пункт 4 классификаций и критериев содержит коррупционные факторы.

Определения:

  • «стойкие»;
  • «незначительные»;
  • «выраженные»;
  • «умеренные»;
  • «значительно выраженные» нарушения определены не четко.

Как следствие, неконкретность и неоднозначность критериев, не служат основанием для беспристрастной оценки степени расстройств функционирования организма. Генпрокуратура РФ обнаружившая признаки коррупционного риска при использовании пункта 4 классификаций и критериев, предписывает необходимость его корректировки.

Учитывая требование Генеральной прокуратуры РФ от 20.06.2012 № 86/1-227-2012 возникла необходимость в разработке нового документа, содержание которого не должно было содержать коррупционные признаки. Разработка нового документа длилась около двух лет. В итоге Минтруд России утвердил приказ от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Приказ № 664н).

Отличительной чертой Приказа № 664н стало введение в практику МСЭ количественной оценки уровня выраженности стойких дисфункций организма, который устанавливается по шкале от 10% до 100% процентов с шагом в 10%.

Приказ № 664н, использующий новую оценочную систему выраженности стойких дисфункций организма, классифицирует степени следующим образом:

Степень Дисфункции организма Диапазон
Стойкие, незначительные расстройства функций организма человека, которые определяются заболеваниями, следствиями травм или дефектами.  от 10% до 30%
Стойкие умеренные расстройства функций организма, которые определяются заболеваниями, следствиями травм или дефектами. от 40% до 60%
Стойкие выраженные расстройства функций организма, которые определяются болезнями, следствиями травм или дефектами.  от 70% до 80%
Стойкие значительно выраженные расстройства функций организма, которые определяются болезнями, следствиями травм или дефектами. от 90% до 100%

Таким образом, уровень выраженности стойких дисфункций организма привязывается к количественной системе оценки, которая предусмотрена в приложение к классификациям и критериям.

Этот Приказ просуществовал в виде рабочего документа немногим более года. В последствии Приказом Министерством труда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» Приказ за № 664н отменен.

Сопоставление Приказа № 664н и Приказа № 1024н

Классификация основных форм стойких расстройств, степени выраженности их, классификации категорий жизнедеятельности, а также экспертные подходы по установлению инвалидности, в Приказе № 1024н не поменялись. Хотя некоторые отличия от Приказа № 664н есть.

Клинико-функциональные характеристики стойких дисфункций организма

Приказ № 1024н также определяет схему, по которой действует эксперт в случае, когда количественная оценка не предусмотрена.

Степень выраженности этих стойких расстройств функций организма, в процентном выражении, устанавливает эксперт бюро МСЭ. Он принимает во внимание:

  • клиническую;
  • функциональную характеристику болезни;
  • последствия травм, либо дефектов, которые обусловили вышеозначенные нарушения;
  • их характер и степень осложнений;
  • течение;
  • стадию;
  • прогноз процесса патологии.

Такая экспертная тактика предъявляет требования к специфическому обследованию больных, а также правильной формулировке развернутого клинико-функционального диагноза. Диагноз должен быть развернут с учетом всех особенностей течения патологии, всех осложнений основного заболевания, также учитывается сопутствующая патологии, которая может усугубить основную патологию.

Приказ Минздрава России от 17.12.2015 № 1024н разъясняет трактовку каждого пункта приложения. Он актуален и для врачей, которые направляют граждан на МСЭ, и для специалистов бюро МСЭ

Сравнение приложений Приказа № 1024н и Приказа № 664н, дает основание сделать вывод о более скрупулезном описании Приказом № 1024н клинических, и функциональных характеристик стойких дисфункций организма, которые обусловлены болезнями, следствием травм или дефектами. Ремарки каждого пункта, которые разъясняют его трактовку, достаточно актуальны, и применимы в практической работе самих, направляющих граждан на МСЭ, медицинских организациях, а также в бюро МСЭ, при обосновании специалистом экспертного решения о присвоении подходящей группе инвалидности.

Установление инвалидности

Приказ № 1024н содержит раздел «Критерий для установления инвалидности». Раздел, в свою очередь, содержит сведения об условиях определяющих установление инвалидности.

Пункт 8 приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н

Прежде чем решать вопрос об определении определенной группы инвалидности (I, II или III), следует установить, а может ли быть вообще установлена инвалидность. При этом в качестве критериев используют как уровень выраженности стойких дисфункций организма в диапазоне от 40% и выше, так и уровень выраженности ограничений главных категорий жизнедеятельности (одной или нескольких).

Раздел V «Критерии для установления групп инвалидности» в приказах разнится.

В Приказе № 664н мерой установления группы инвалидности выступают нарушение здоровья человека с конкретной степенью выраженности стойких дисфункций организма человека, обусловленное болезнями, следствием травм или дефектами (без указания диапазона нарушений), а также уровень выраженности ограничений жизнедеятельности.

В Приказе № 1024н в основе определения установления соответствующей группы инвалидности — только количественная оценка уровня выраженности стойких дисфункций организма человека в соответствующем диапазоне.

Таким образом, Приказ № 1024н детализирует экспертные подходы к количественной оценке уровня выраженности стойких дисфункций организма человека, а также критерии установления инвалидности и группы инвалидности.

О проблемах, которые связаны с использованием Приказа № 1024н, говорить еще рано. Минтруд России обязал бюро МСЭ проводить мониторинг применения классификаций и критериев нового приказа (приказ Минтруда России от 24.03.2016 № 131). Цель мониторинга — изучить вопросы и проблемы, возникающие при осуществлении МСЭ, не урегулированные классификациями и критериями, или связанные с правовой неопределенностью.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.