text
Портал для медицинских работников

Контроль качества медицинской деятельности: учитываем результаты

  • 15 августа 2016
  • 841

Учет и использование итогов внутреннего контроля качества медицинской деятельности

Основными нормативно-правовыми документами, во время налаживания внутренней проверки качества и безопасности лечебной деятельности в медорганизациях, выступают:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ). Далее ФЗ № 323;

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (с изменениями от 02.12.2013 г. № 886н). Далее Приказ № 502н;
  • а также соответствующие официальные документы субъектов РФ.

Например, в Москве введен в действие Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 г. № 820 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы».

Этот приказ устанавливает «Рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы».

Обнаруженные, при оказании МП (медицинской помощи), недостатки ежемесячно подвергаются анализу и доносятся до сведения ВК (врачебной комиссии) медорганизации, с предложениями по их ликвидации.

В 2011 году так были внедрены комиссионные проверки функционирования лечебных подразделений в стационаре ЦКБ Российской академии наук.

Фактически, это разработанные, на основании формальных признаков внутренних нормативных актов, процедуры, утвержденные приказами главврача ЦКБ Российской академии наук.

  • временное положение о регламенте проведения проверки подразделений стационара ЦКБ, реализующих медицинскую деятельность;
  • годовой план внутриучрежденческих проверок комиссиями работы лечебных подразделений стационара больницы;
  • приказ о проведении запланированной проверки отделения;
  • форма акта комиссионной, внутриучрежденческой проверки отделений больницы;
  • программа вносящих исправление мероприятий, по вскрытым, в ходе проверки, отступлениям от качества оказанной медпомощи.

Состав комиссии, в соответствии со своими направлениями контроля качества медицинской помощи, и приказом о внутриучрежденческой проверки, предъявляют председателю комиссии свои доклады.

Обычно, председателями комиссий выступают заместители главврача Центральной клинической больницы РАН.

По результатам осуществленного внутреннего контроля качества медицинской помощи:

  • составляется акт проверки;
  • анализируются нарушения;
  • руководитель структурного подразделения предъявляет объяснительную записку главному врачу;
  • руководитель структурного подразделения предлагает план мероприятий корректировки, с указанием:
  • мер, исправляющих нарушение;
  • период исполнения;
  • ответственных за исполнение мер лиц.

План мероприятий, по внесению изменений, утверждается приказом главврача.

Структурно, план корректирующих мероприятий, зависит от специализации клинического отделения, и может заключать в  себе следующие пункты:

  • Дефекты в оформление истории болезни (анамнеза).
    • Проверка качества оформления анамнеза с последующим оформлением экспертных актов (5-ть и более карт стационарного больного, анамнезов по каждому врачу). Учитывается способ поступления пациента: ОМС, ДМС, К — платные.
    • Организация изучения врачебным персоналом отделения требований, определенных внутренним нормативным актом, и приказом ЦКБ РАН № 124 «Инструкция по ведению истории болезни пациента в стационаре ЦКБ РАН»:
  • схема занятий утверждается начальнику ОУКМП;
  • по окончании занятий представляется отчет содержащий:
    • дату;
    • тему;
    • список медицинских работников отделения, которые присутствовали;
    • подписи присутствующих.
  • Недочеты оформления информированных согласий.
    • Контроль оформления случайно выбранных информированных согласий (более 30% от оформленных) с дальнейшим отчетом о несоответствии.
    • Организация изучения врачебным персоналом отделения положений приказа ЦКБ РАН «Инструкция по оформлению форм юридического регулирования отношений с пациентом»:
  • расписание проведения занятий утверждается начальником ОУКМП;
  • по окончании занятий представляется отчет содержащий:
        •     дату;
        • тему;
        • список медицинских работников, которые присутствовали;
        • подписи присутствующих.

3  Недочеты списания лекарственных средств.

3.1 Подготовить план мероприятий по контролю списания лекарственных средств (ЛС), представить его начальнику ОУКМП.

  • Отчет о исполнении мероприятий контроля списания лекарственных средств.

4. Лечебные мероприятия.

4.1. Изучение клинических советов РРО (Российское респираторное общество), МАКМАХ (Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии) «Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике».

4.2 По результатам представить отчет о проведенном занятии, содержащий:

  • дату;
  • тему;
  • список тех, кто присутствовал;
  • подписи присутствующих.

В последующем, в соответствии с планом организованных действий по корректировки, проводится отслеживание и контроль по исполнению запланированных мероприятий.

Принципиальную роль в управление медицинским сервисом, играет анкетирование пациентов (анонимное), выясняющее удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи.

Анкетирование пациентов проводится постоянно, согласуясь с внутренним нормативным актом ЦКБ РАН, приказом главврача ЦКБ РАН «О проведении анкетирования пациентов стационара ЦКБ РАН».

Опросные листы, к заполнению, предлагаются каждому пациенту, когда он поступает в отделения ЦКБ Российской академии наук.

Итогом внедрения, в 2011 году системы внутренней проверки качества, а также безопасности медпомощи, улучшило ряд показателей. Например, количество недочетов при оформлении анамнезов (историй болезни) уменьшилось в 6 раз.

Численность врачей, которые испытывают нужду в повышении квалификации уменьшилась с 52% до 18%.

Улучшилась материально-техническое оснащение.

Анкетирование пациентов показывает увеличение удовлетворенности пациентов (50% - 85%).

Пример внедрения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи в ЦКБ РАН

Итоговые результаты проведенного контроля качества и безопасности медицинской помощи оформляются отдельным протоколом врачебной комиссии.

Сама форма протокола утверждается приказом главврача.

Анализ итогов контроля качества медицинской помощи должен содержать следующее:

  • Отчетный период.
  • Объем проведенного контроля;
  • количество пролечившихся пациентов;
  • количество проведенных проверок;
  • Результаты проверки качества МП, с вычислением общего коэффициента качества, в разрезе проверенных подразделений (а при необходимости, и каждого врача-специалиста);
  • число случаев качественной МП (коэффициент 1,0-0,8);
  • число случаев качественной МП, с единичными дефектами (коэффициент качества 0,7-0,6);
  • число случаев не качественной МП (коэффициент качества 0,5-0);
  • Конспективные сведения о мерах, которые приняты ответственным за осуществление контроля медицинской помощи;
  • Предложения по результатам проведенного контроля для руководителя медорганизации, структурного подразделения.

Критерии качества медпомощи используются ответственными, при оценке каждой отдельной составляющей всех случаев оказания МП.

Таблица 1. Критерии качества медицинской помощи

Составляющие случая оказания медицинской помощи

Критерии
оценки

Варианты оценки

Сбор жалоб и анамнеза

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствуют

Диагностические
мероприятия

Критерий своевременности

  • своевременно;
  • несвоевременно

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствуют

Критерий
соблюдения
медицинских
технологий

  • назначены оптимально;
  • назначены не оптимально;
  • соблюдались;
  • не соблюдались

Критерий безопасности

  • риск минимизирован;
  • риск не минимизирован

Критерий эффективности

  • результат достигнут;
  • результат не достигнут

Критерий преемственности

  • соблюдались;
  • не соблюдались;
  • оценки не проводилось

Оформление диагноза (установление, обоснование)

Критерий своевременности

  • своевременно;
  • несвоевременно

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствуют

Лечебные
мероприятия

Критерий своевременности

  • своевременно;
  • несвоевременно;
  • не проводились

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствуют

Критерий
соблюдения
медицинских
технологий

  • назначены оптимально;
  • назначены не оптимально;
  • соблюдались;
  • не соблюдались

Критерий безопасности

  • риск минимизирован;
  • риск не минимизирован

Составляющие случая оказания медицинской помощи

Критерии
оценки

Варианты оценки

Критерий эффективности

  • целевой результат достигнут;
  • целевой результат не достигнут

Критерий преемственности

  • соблюдались;
  • не соблюдались;
  • оценки не проводилось

Профилактические
мероприятия

Критерий своевременности

  • своевременно;
  • несвоевременно

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствуют

Критерий
соблюдения
медицинских
технологий

  • назначены оптимально;
  • назначены не оптимально;
  • соблюдались;
  • не соблюдались

Критерий безопасности

  • риск минимизирован;
  • риск не минимизирован

Критерий эффективности

  • целевой результат достигнут;
  • целевой результат не достигнут

Медицинская экспертиза; медицинское освидетельствование

Критерий своевременности

  • своевременно;
  • несвоевременно

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствуют

Критерий эффективности

  • целевой результат достигнут;
  • целевой результат не достигнут

Оформление медицинской документации

Критерий объемов

  • в полном объеме;
  • не в полном объеме;
  • отсутствует

Каждый случай фиксируется «Картой экспертной оценки качества медицинской помощи».

После их обработки рассчитываются коэффициенты качества, которые и характеризуют эффективность и качество медпомощи.

Оформляет карты экспертной оценки, ответственный за проведение 1-го, 2-го и 3-го уровней контроля.

Итоги проверки каждого отдельного случая оказания МП фиксирует отметкой в журналы контроля качества качества медицинской помощи, ответственный за проведение 2-го и 3-го уровней контроля.

Учет итогов контроля качества МП, исполняется в медорганизации, отчетами за каждый месяц, и анализом качества МП в целом, по итогам прошедшего периода (один год).

Ответственные за осуществление контроля медицинской помощи, по результатам:

  • конспективно формулируют, выявленные дефекты (по каждой из составляющих);
  • вычисляют коэффициент качества;
  • формируют итоговый вывод о качестве медпомощи;
  • качественно оказанная медицинская помощь;
  • качественно оказанная МП, возможно с единичными дефектами (без ухудшения здоровья, или летального исхода);
  • не качественно оказанная МП.

По итогам проводятся:

  • организационные мероприятия (совещания, инструктажи, конференции, приказы, инструкции);
  • образовательные мероприятия (патологоанатомические конференции, клинические разборы, направление медработников на курсы повышения квалификации, обеспечение медработников современной литературой, научно-практические конференции);
  • дисциплинарные мероприятия;
  • экономические мероприятия (дифференцированная оплата труда зависящая от качества и эффективности МП);
  • усовершенствование материально- технической базы, внедрение вычислительной техники;
  • мероприятия, совершенствующие укомплектованность кадрами.

Контроль выполнения управленческих решений вопросов управления качеством МП обеспечивается:

  • руководителем медорганизации;
  • либо назначенным ответственным лицом.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.