text
Портал для медицинских работников

Ортодонтическая помощь: требования к качеству

  • 4 сентября 2016
  • 245

Оценка конечных целей пройденного ортодонтического лечения – вещь весьма субъективная.  Ожидания пациента и врача-ортодонта от пройденного лечения могут очень разнится, поэтому и результаты лечения они могут оценивать по-разному.

Поэтому вопрос защиты медицинского работника от необоснованных претензий со стороны больных весьма актуален. Для нивелирования будущих проблем, врач должен еще перед началом лечения оценить потребность пациента в нем, составить план, и только после этого приступить непосредственно к оказанию ортодонтической помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

И нужно всегда помнить, что к этим и другим действиям медработника при оказании ортодонтической помощи предъявляются определенные требования к качеству, которые будут рассмотрены в статье.

Ортодонтическая помощь и требования к ее качеству

О качестве медицинской помощи (КМП), прежде всего, сказано в ФЗ «Об охране здоровья граждан». КМП определяется, как совокупность характеристик, которые отражают своевременность медицинской помощи, а также правильность выбора ее методов для проведения профилактических, лечебных и диагностических мероприятий в отношении больного.

А в условиях рыночной экономики и введения в систему здравоохранения понятия страхового случая, качество медицинской помощи приобретает особую значимость.

Оценить качество оказанной медицинской помощи можно по следующим показателям:

  • насколько качественно собрана информация о больном, в том числе его жалобы, статус, применение профессиональной терминологии и анамнестические данные;
  • проведены ли необходимые диагностические мероприятия;
  • обоснованность и правильность постановки диагноза;
  • правильное ведение документации пациента;
  • правильность выполнения лечебных мероприятий;
  • выявление причин неудовлетворенности больных и т.д.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Неудовлетворенность больных при ортодонтическом лечении

Далее представлены результаты изучения жалоб больных в одной из ортодонтических клиник.

Для проведения исследования были изучены наиболее частые причины жалоб пациентов врачей-ортодонтов. В результаты включены жалобы от пациентов, которые поступали как во время лечения, так и после его окончания.

Исследование показало, что больных чаще всего интересует эстетическая сторона проведенного лечения, тогда как врачи-ортодонты оценивают качество исправления окклюзии, которая способствует восстановлению функций жевательного аппарата.

Больные по итогам лечения оценивают ровные зубы и красоту улыбки, для них это соответствует положительному социальному статусу. Поэтому если эстетическая сторона по каким-либо показателям не соответствует их ожиданиям, они ставят под сомнение качество оказанной ортодонтической помощи.

Изучение клинических случаев свидетельствует о том, что в половине случаев пациенты были проконсультированы ортодонтами по направлению стоматологов, пародонтологов и ортопедов.

Лишь в 32% случаев больные обращались к ортодонтам по собственной инициативе.

Во время лечения пациенты клиники чаще задавали на консультации вопросы, свидетельствующие о сомнении в квалификации лечащего врача-ортодонта.

Так, частыми были вопросы о правильности выбранного лечения, высказывались сомнения в необходимости удалять зуб. Часто интересовались ровностью установки брекетов, заменой дуг, а также тем, насколько правомерно использование косых эстетических тяг. Сомнения в правильности установки брекетов пациенты связывают с возникающими болями в суставах.

На консультации пациенты часто просили прописать план лечения для своего ортодонта, мотивируя просьбу тем, что лечащий врач не знает, как нужно правильно лечить.

В связи с этим, все жалобы пациентов можно разделить на три основных группы:

  • эстетические проблемы, которые проявляются в недовольстве пациентами формой зубов, мнением о том, что до лечения полость рта и улыбка выглядела лучше и т.д.
  • проблемы в функциях зубов, которые выражаются в утяжелении нижней челюсти, в напряжении и усталости в мышцах и в других проблемах;
  • проблемы структурные (морфологические). Они проявляются в  дизокклюзия в боковых отделах зубного ряда, в рецидиве скученности зубов, в боли в нижнечелюстной и височной зоне и т.д.

Организация ортодонтической помощи со стороны врачей

Также в ходе изучения жалоб больных были проанализированы основные врачебные ошибки в организации оказания помощи, которые заключались в следующем:

  • отсутствовали сведения о направлении больного на рентгенологический снимок или другие обследование, в карте не были отражены результаты этих исследований;
  • в карте отсутствовали записи о развернутом диагнозе и данные о клиническом обследовании;
  • врачом не был составлен план ортодонтического лечения установленной формы;
  • врач не стремился выстроить с больным конструктивное взаимодействие, проявлял пренебрежение к нему, что было причиной недоверия со стороны пациента. Часто пациенты отмечали и недостаток общения с врачом-ортодонтом.
Активируйте доступ к журналу «Заместитель главного врача» и читайте проверенные экспертами статьи:

Как оценивается наличие показаний для проведения лечения

Качественное оказание ортодонтической помощи предполагает, что врач начинает общение с больным с разъяснения ему объективных показаний для начала лечения.

В современных клиниках часто для этих целей используются специальные опросные листы, например, лист оценки влияния стоматологического статуса на жизнь пациента, опросник степени важности стоматологического здоровья и т.д.

Эти инструменты позволяют самому больному понять, как стоматологические проблемы способные повлиять на его социально-психологическое и функциональное благополучие. Еще одна функция опросников – они позволяют оценить эффективность и качество стоматологической помощи.

Кроме того, врач должен оценить все данные о пациенте в комплексе, еще до начала лечения. Чтобы при этом избежать конфликтных ситуаций с больным, рекомендуется следовать следующему плану:

  • диагностические мероприятия, которые начинаются с осмотра и направления больного на дополнительные обследования по необходимости;
  •  составление плана лечения и обсуждение его с больным;
  • Проведение оценки и объяснение больному возможных осложнений и побочных эффектов от лечения.

Оценка результатов ортодонтической помощи

Качественная ортодонтическая помощь заключается и в том, чтобы после всех лечебных мероприятий провести оценку результатов. Врач оценивает функциональное состояние жевательного аппарата, состояние окклюзии и прикуса зубов, достигнутый эстетический результат.

При этом особое внимание специалиста должно быть обращено на улыбку больного, на положение его зубов и их форму, на изменение функций речи, глотания и жевания.

Современные технологии позволяют наглядно сравнить выраженность челюстных отклонений и аномалий до лечения и после его окончания. Именно достигнутая разница помогает сделать оценку качества лечения,  отследить динамику.

Врач не должен делать упор только на функциональное состояние зубов, не учитывая эстетическое состояние челюсти. Важно помнить о том, что зачастую именно проблемы эстетического характера и красоты подталкивают пациентов за обращением к врачу-ортодонту.

Если с точки зрения врача результаты лечения соответствуют критериям нормы, а пациент считает по-другому – это может стать причиной конфликта между сторонами.

Клинические индексы для оценки качества ортодонтической помощи

Избежать конфликта можно, разъяснив больному критерии и показатели сложности лечения,  его результатов.

Для этого часто используются клинические индексы, в которых содержатся определенные параметры, оценивающие изменения количественно.

Одним из методов комплексной оценки лечения является индекс ICON, пришедший к нам из практики зарубежных врачей-ортодонтов. Он позволит больному принимать участие в составлении плана лечения, наглядно демонстрирует ему эффективность и качество полученного результата.

После того, как лечение будет завершено, врач-ортодонт должен предложить своему пациенту повторно пройти опросник влияния стоматологических проблем на повседневные функции. Его использование отразит изменение восприятия больным эмоциональных, психологических и социально-гигиенических аспектов жизни и продемонстрирует общее ощущение благополучия.

Кроме того, повторно отвечая на одни и те же вопросы, больной сможет сам более объективно оценить результаты оказанной ортодонтической помощи.

Именно такой подход со стороны лечащего врача поможет наладить взаимоотношения со своими пациентами, защитит его от необоснованных жалоб со стороны пациентов, повысит собственную профессиональную компетентность.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.