text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Внутренний контроль качества и безопасности: строим систему

  • 17 сентября 2016
  • 609

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в МО – это значимый организационный вопрос в нормальной работе  системы здравоохранения РФ. Этот вопрос касается непосредственно всех звеньев государственной, частной и муниципальной системы. Каждый элемент системы должен отвечать всем нормам действующего законодательства государства. Цели и аспекты регламентируются ключевым законом, которым является документ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Задача достаточно трудоемкая и непростая.

В части 2 статьи 87 указано, что суть контроля за данной областью является соблюдение всех  требований к особенностям медицинских услуг, которые устанавливаются законодательными актами РФ.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Также в законодательстве указана трехуровневая система, которая должна осуществлять контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Поэтому он может носить государственный, внутренний и ведомственный характер.

Представители системы органов здравоохранения согласно статье 90 обязаны проводить внутренний мониторинг безопасности и качества. Процедура проведения устанавливается их руководителями.

Предоставленные региональные правовые акты представляют собой инструктивно-методические документы и включают:

  • Критерии;
  • Структуру;
  • Организационные технологии;
  • Процедуру выполнения;
  • Взаимодействие с надзорными и контролирующими организациями;
  • Регистрация полученных данных;
  • Решения согласно результатам оценки.

В 2014 году органы власти на субъектах  РФ по запросу реализации требования организовать и провести внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности предоставила отчеты о том, что 69% субъектов государства (59 МО) разработали свои рекомендации регионального уровня. То есть 31% не таковых инструкций (Рис.1).

При этом по приведенным данным организация работы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности в МО  на внутреннем уровне проводится ответственными тремя лицами:

  • Заведующим отделением;
  • Заместителем руководителя МО;
  • Врачебной комиссией МО.

Внутренний контроль качества и безопасности: строим систему

Рис.1. Трехуровневая система организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

Масштабы внутреннего контроля качества безопасности медицинского учреждения назначаются в соответствии списка ситуаций, которые обязательно нужно проконтролировать, а также всеми случаями с охватом всех структурных медицинских подразделений учреждения, в соответствии с установлением обязанностями по контролю для должностных лиц.

Запросы к должностным лицам, которые уполномочены проводить соответствующие мероприятия внутреннего контроля, установлены не во всех субъектах системы здравоохранения.

Уровни внутреннего контроля

В зависимости от уровня контроля можно определить особенности его реализации.

Первый уровень контроля заведующего отделением определяется следующими задачами:

  • Оценивание качества обследований согласно современным критериям;
  • Соблюдение норм и критериев, предъявляемых к оформлению и ведению разных медицинских документов;
  • Оценка и аудит работы сотрудников МО (врачи и СМП);
  • Реализация стандартов;
  • Обнаружение дефектов медицинских услуг;
  • Принятие мер, сосредоточенных на ликвидирование последствий и предупреждение появления новых несоответствий требуемым критериям.

Второй уровень и внутренний контроль качества медицинской помощиопределяется заместителем руководителя МО и определяется:

  • Оценкой качества медпомощи в соответствии с утвержденными нормами;
  • Анализом деятельности структурных единиц по количественным и качественным данным;
  • Обнаружением медицинских дефектов деятельности и их анализом;
  • Экспертизой обязательных клинических случаев контроля и сложных ситуаций;
  • Оценкой обеспеченности медицинского учреждения медицинскими и лекарственными ресурсами;
  • Контролем над качеством диагностики согласно требуемым стандартам;
  • Оценкой реализации противоэпидемического режима и лечебного питания в МО; • Оценкой степени удовлетворительности пациентов предоставляемой медпомощью;
  • Разработкой и проведением мер, ориентированных на исправление и предотвращение дефектов медицинских услуг;
  • Контролем над наличием и ведением нормативных медицинских документов.

По приказу №502н изданного Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012  «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» внутренние контролирование  МО также обязана проводить врачебная комиссия медучреждения.

Во время приема пациента самоконтроль медицинского специалиста определяет оценку:

  • Своевременности обращения пациента за медицинской помощью;
  • Качества и количества данных о состоянии здоровья обратившегося гражданина;
  • Методики оказания медпомощи при предыдущих лечениях;
  • Верности диагностики, выбора лечения и его проведения;
  • Ошибок при предыдущих лечебных услугах и степень их влияния.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Меры оценки уровня качества

Объективность информации для контроля напрямую зависит от качества и количества ее источников. Поэтому для изучения конкретного стандарта лучше использовать несколько документов, в которых можно сравнить полученный результат и оценить степень его соответствие установленным критериям.

Аудит – это один из популярных и эффективных методов, направленных на проверку какого-либо условия. Путем систематического анализа всех задач и сторон на соответствие согласованным требованиям эта процедура позволяет улучшить качество и безопасность медицинской деятельности с последующим внедрением разработанных изменений.

Аудит направлен на комплексный сбор максимально объективной информации. Он позволит правильно определить наиболее критичные вопросы в функционировании медицинского звена и разработать план эффективных мероприятий по их решению.

Для проведения внутреннего контрольного мониторинга за медицинской деятельностью можно использовать 4 источника данных:

  • Документация – наличие локальных правовых документов в рамках учреждения, качество оформления меддокументации, в том числе и с точки зрения исполнения клинических рекомендаций;
  • Опрос сотрудников МО – наличие необходимых знаний, их личностная оценка организации работы организации;
  • Опрос пациентов и их посетителей – доказательство осуществления того или оного мероприятия, качественная оценка информирования их сотрудниками, отзыв о пребывании в МО и условиях предоставления услуг;
  • Непосредственное наблюдение практики – прямая оценка процессов оказания помощи в медучреждении.

Особенности источников информации для оценки

Каждый ресурс дынных для контроля имеет свои преимущества и недостатки. Так, традиционный источник в виде документации отличается объективностью и доступностью. В тоже время наличие приказов и другие распорядительных документов не может гарантировать их исполнение на практике или недопущение ошибок при этом. То есть нередко бывает написано, но не исполнено и наоборот. Условия неполного использования электронного документооборота либо его отсутствие, а также необходимость разбирать рукописные сокращения и почерк автора создают трудности при проведении мониторинга за медицинской деятельностью.

Опрос персонала дает информации об организационном вопросе работу МО, ее деятельности и соблюдении нормативных актов, протоколов и порядков. Также это позволяет оценить реальные знания сотрудников. Но недостоверность предоставляемой информации может быть связана с переоценкой персоналом своего качества работы, а также со скрытностью дефектов оказания медицинской помощи и нежеланием предоставлять негативные оценки о своих коллегах или себе. Также на это нужно время и специальные алгоритмы получения интервью и их анализа.

Наиболее ценным источником являются сами пациенты и их посетители, так как можно изучить деятельность МО со стороны получения медпомощи. Пациенты могут озвучить жалобу, а организация выявить и устранить проблемы.

Наблюдение за деятельностью персонала позволяет получить данные о процессах деятельности медучреждения, взаимосвязях персонала между собой и пациентами, организации рабочего режима. Объективно собрать и обработать такую информацию может только отлично подготовленный специалист.

Сочетание всех источников позволяет выстроить качественную базу, чтобы провести эффективный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также разработать и провести программу по его повышению и коррекции выявленных проблем.


Проблемы реализации контроля на внутреннем уровне

По запросу Росздравнадзора предоставляются данные от органов власти с субъектов для анализа. Они говорят о состоянии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на внутреннем и ведомственном уровне. На момент 2015 года выявлены ключевые проблемные моменты в системе мониторинга:

  • Полностью не используются последовательный подход при разработке мониторинга качества и взаимосвязи между уже проведенными проверками, а также с заявлениями граждан.
  • Внутренний мониторинг показывает низкую эффективность своей деятельности. Сюда включается также проблема отсутствия системы учета результатов каждой МО в пределах региона и страны.
  • Нет единого подхода к организации и проведению эффективного мониторинга качества и управления качеством на уровне учреждения, согласованного со всеми заинтересованными сторонами.
  • Многие ответственные за проведение внутреннего контролякачества безопасности специалисты не имеют необходимых знаний и навыков. Особенно это касается организационного менеджмента и управления качеством данного вида деятельности.

Также, потеря эффективности работы обусловлена использованием только медицинской документации.

Итоговые решения

По итогам внутреннего контроля на разных уровнях разрабатывается и проводится ряд мероприятий:

  • Организационные (приказы, должностные инструкции, совещания, конференции, набор штата квалифицированного персонала);
  • Образовательные (повышение квалификации, наличие медицинской литературы, научные конференции);
  • Экономические (улучшение материально-технической базы);
  • Дисциплинарные (меры дисциплинарной ответственности согласно Трудовому кодексу).

Вся информация по проверке регистрируется в журналах, картах экспертной оценки, актах и отчетах. Данные учитываются и по ним разрабатывается комплекс решений по усовершенствованию указанных показателей и условия для реализации прав населения в получении согласно законным нормам объема и качества предоставляемых медицинских услуг.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.