Ценообразование в аптеке

875

Правильная корректировка, внесенная в политику цен, позволит на 15-20% поднять валовую прибыль без существенного изменения розничных цен.Сегодня экономические реалии в стране меняются в стремительном темпе. Сложившиеся условия диктуют тенденции для развития фармацевтического рынка.

Руководителям сетевых аптек приходится активно реагировать на внешние изменения, пересматривать логическую схему ведения бизнеса.

Правильная корректировка, внесенная в политику цен, позволит на 15-20% поднять валовую прибыль без существенного изменения розничных цен.

Просчеты в формировании ценообразования в аптеке

Если процесс выстроен логически неправильно, он может быть расценен как малоэффективный.

В случае управленческих ошибок в фармацевтическом бизнесе опередить конкурентов вряд ли удастся даже при установке более низких розничных цен на лекарства.

Типичные организационные ошибки руководителей аптек

  1. Существующая схема ценовой политики лишена экономического обоснования.
  1. На функционировании бизнеса сильно сказывается человеческий фактор, возможно даже на разных управленческих уровнях.
  1. Модель не способна самостоятельно регулироваться, отставая от экономической динамики. Налицо ее косность.
  1. Неграмотная иерархическая централизация системы.
  1. Процесс не обеспечен программным электронным продуктом, необходимым для его успешного функционирования и контроля.

Традиционно принятое ценообразование в аптеке учитывает формирование прибыли путем прибавления общепринятой для данной категории товаров наценки на оптовую цену.

Можно сказать, что данная цена установлена дистрибьютором. Такая практика оказывается ошибочной. Дивиденды от нее сомнительны.

Общая схема системы ценообразования

Общая схема системы ценообразования

Грамотный подход к ценообразованию в аптеке

Целесообразное формирование цены более сложное. Непременно нужно принять во внимание параметры централизации и стандартизации для конкретной сети.

С учетом этих критериев существуют около девяти разновидностей различных моделей со своими преимуществами и недостатками.

Проведя самостоятельную аудиторскую проверку внутри компании, администратор можетсделать заключение об экономической схеме, устоявшейся на практике в его торговой сети.

Сделанный вывод поможет:

  • проанализировать все положительные и отрицательные стороны модели;
  • принять своевременные меры по ее усовершенствованию;
  • адаптировать формирование цен к реальным условиям.

Без подобных предварительных мероприятий повышение прибыльной составляющей ценообразования кажется весьма проблематичным. Любое экономическое нововведение без учета ключевых требованийможет не работать или навредить.

Внедрение адаптивной системы ценообразования

Адаптивная система ценообразования подразумевает наличие не менее двух блоков:

  1. Собственно адаптивных механизмов ценообразования.
  2. Алгоритмов пересчета матрицы ценообразования.

Если первые используют уже существующие тренды и прежде всего ловят колебания на дистрибьюторском рынке, то вторые предвидят тренды и нацелены на создание колебаний на розничном рынке для отдельно взятой сети.

Адаптивные механизмы ценообразования используют свободную энергию ценовых волн и отталкиваются от средней ценности товара для среднего потребителя. Алгоритмы пересчета матрицы ценообразования отталкиваются от ценности товара для потребителя в данный момент времени и в данной розничной точке.

Оба этих блока адаптивной системы ценообразования нацелены на увеличение гибкости и прибыльности процесса ценообразования. В этой статье будут рассмотрены основы адаптивных механизмов, а алгоритмы пересчета матрицы ценообразования будут описаны в следующих статьях.

Читайте также в журнале «Новая аптека»

Адаптивные механизмы ценообразования

Блок адаптивных механизмов ценообразования – совокупность экономических алгоритмов, позволяющих использовать для увеличения прибыльности процесса ценообразования энергию малых и больших ценовых волн на дистрибьюторском и потребительском рынках.

Ценовыми волнами будем называть изменение закупочной цены позиции за определенный промежуток времени.

Малыми волнами будем считать изменение не более чем на ±3% от средней цены, большими ценовыми волнами –колебания от 3–5% и более процентов.

В условиях относительной экономической стабильности большие ценовые волны на длительных временных промежутках встречаются сравнительно редко (например, при входе и выходе из сезона). В условиях экономической нестабильности количество больших ценовых волн возрастает, что, как кажется, могли хорошо усвоить участники рынка за последнее время.

Большие ценовые волны могут быть как свидетельством ситуации на розничном рынке (реакцией на изменение потребительского спроса) и общего экономического положения в стране, так и случайным скачком на дистрибьюторском рынке.

Большие ценовые волны могут или отражать ситуацию на розничном рынке и общее экономическое положение в стране, или быть случайным ценовым скачком на дистрибьюторском рынке.

Например, резкий рост потребительского спроса на препарат приведет к росту его цены на дистрибьюторском рынке (отражение ситуации на розничном рынке). Курсовые колебания также находят свое отражение в дистрибьюторских ценах (частичное выражение общей экономической ситуации в стране).

В то же время, если некая позиция остается только у одного дистрибьютора, это позволяет ему сделать на нее дополнительную наценку и обеспечить себе сверхприбыль. Возникшая в этом случае ценовая волна не отражает ситуацию на розничном рынке, а является свидетельством появившейся у дистрибьютора дополнительной рыночной силы.

Таким образом, большие ценовые волны существуют не всегда и могут в некоторых случаях отражать ситуацию на потребительском рынке. В отличие от больших, малые ценовые волны существуют всегда, вне зависимости от экономической ситуации в стране, и никогда не являются отражением ситуации на потребительском рынке.

Следовательно, если попытку учесть при ценообразовании большие ценовые волны еще можно оправдать желанием предугадать ситуацию на потребительском рынке, то транслирование в розничную цену «тремора» дистрибьюторской цены трудно назвать разумным экономическим решением.

Использование ценовых волн

Одна из проблем управления – стремление к необоснованному усреднению. Проиллюстрируем на примере, как это усреднение приводит к заблуждениям.

Если проанализировать динамику изменения цены на некоторые позиции за разные временные промежутки, то может сложиться впечатление, что малые волны отсутствуют либо незначительны. Особенно в условиях относительной экономической стабильности.

Важные составляющие успешного ценообразования в аптеке

Для конкурентоспособного аптечного бизнеса с максимально возможной прибыльностью необходимо создать благоприятную экономическую платформу с активной динамикой, подходящую для сложившейся ситуации в торговой сети.

При этом на втором плане обязательно стоит учет состояния фармацевтического рынка в целом.

Прежде чем подходить к вопросу разработкиполитики ценообразования в аптеке, целесообразно рассчитать минимально возможную прибыль от каждой проданной единицы товара, при которой аптека не понесет убыток.

При расчете надо принять во внимание все сетевые затраты.

Этапное ценообразование в аптеке

Сочетание поэтапных взаимосвязанных шагов в управлении дает максимально возможный прибыльный эффект:

  1. Введение в действие матрицы ценового образования:
  • по ценовому уровню сети;
  • по принадлежности к экономической категории.
  1. Активизация и внедрение механизма саморегуляции сети:
  2. Применение алгоритмических методик для трансформации матрицы формирования цены:
  • возможность корректировки цен в пределах терапевтических целевых групп.
  • соблюдение основных принципов конкурентной торговли на бирже
  • контроль спроса.

Экономически обусловленный подход к проблеме даст возможность зарабатывать больше конкурентов при прочих равных.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль