Московский стандарт поликлиники

1974

Традиционно Москва определяет стандарты качества услуг и управления для всей страны,  и именно она определила для себя ключевые задачи в развитии поликлиник.

С помощью горожан, городские власти разработали «Московский стандарт поликлиники» (приказ ДЗМ № 293 от 06.04.2016 года), в котором определены основные правила работы поликлинических медучреждений в этом городе.

После перехода на этот стандарт столичные врачи теперь сосредотачиваются на лечении пациентов, реже отвлекаются на бюрократические обязанности, а для населения города обращение в поликлинику превращается в комфортное дело, избавленное от многочисленных очередей.

Московский стандарт поликлиники: задачи внедрения

Московский стандарт поликлиникиВсе проблемы в работе поликлиник в медучреждениях страны хорошо известны каждому россиянину – это долгое ожидание в очереди, путаницы в регистратуре, загруженность медицинского персонала и др.

О модернизации деятельности поликлинических служб говорилось еще после назначения на должность мэра г. Москвы С. Собянина, но для того, чтобы разработать конкретный план действий, необходимо было понять, чем именно недовольно население.

Необходимо было выслушать их точку зрения и собрать конкретные предложения, которые будут учтены при проведении реформ.

Как понять, чем недовольны пациенты в работе поликлиники

Для этого власти г. Москвы разработали специальный краудсорсинговый проект, в ходе которого собирались советы, отзывы и рекомендации жителей города, которые являются действующими и потенциальными пациентами столичных поликлиник.

В результате этих мероприятий Департаментом здравоохранения г. Москвы были выделены основные направления работы поликлинических служб, которые нуждаются в улучшении и был разработан московский стандарт поликлиники. Приказ ДЗМ № 293 от 06.04.2016 года утвердил методические рекомендации для медицинских учреждений по реализации этих направлений.

Рассмотрим основные направления в работе поликлиник, которые действительно нуждаются в улучшении.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Направления в работе поликлиник, нуждающиеся в улучшении для комфорта пациентов

Для начала требуется повысить уровень удовлетворенности больных при посещении учреждения здравоохранения. В этом плане были выделены следующие проблемные направления:

  • длинные очереди при ожидании врачей, в регистратуре, при сдаче анализов;
  • увеличение средней продолжительности приема больного, изменения отношения врача к своей работе, улучшение их профессиональных навыков;
  • повышение эффективности работы сотрудников.

Модернизация работы регистратуры

Поскольку значительная часть жалоб граждан так или иначе связана с работой регистратуры, было принято решение начать именно с этого звена.

  1. В результате оптимизации работы  сотрудников регистратуры  существенно сократились случаи потери медицинских карт пациентов

По новым правилам, все карты должны храниться в специальном картохранилище, на удаленном расстоянии от пациентов, карту медсестра сама  приносит на прием к врачу.

Таким образом, к моменту появления больного у врача, его карта уже находится в приемном кабинете, и он избавлен от необходимости стояния в первой очереди, что значительно снижает фактор стресса.

  1. Сократились очереди на этом крайне важном этапе обращения пациента в медицинское учреждение
В поликлиниках введена система ЕМИАС, которая позволяет больным записываться к врачу в электронной форме в режиме «онлайн». Пациенту достаточно воспользоваться специальным сайтом с домашнего компьютера или  приложением со смартфона, чтобы записаться к врачу и прийти на прием в строго назначенное время.

Время приема врачом пациента

Раньше Сейчас

Раньше посетители больниц часто жаловались на то, что врачи на приеме очень торопятся, поскольку ориентируются на жесткие лимиты времени прием.

Также пациентам необходимо было попасть «в окно», т.е. посетить в начале дня терапевта, затем направиться к врачу-специалисту, который мог в случае необходимости вернуть больного к терапевту. В итоге на ожидание совпадения графиков врачей уходили дни и недели.

Московский стандарт поликлиники установил длительность приема участковых врачей – не менее 7,5 часов за смену.

При этом работа поликлинического учреждения распланирована таким образом, чтобы терапевты вели прием пациентов все время в течение работы учреждения.

Посещение пациентов на дому

На следующем этапе было решено создать специальную службу, которая будет заниматься посещением пациентом на дому.

  • Ее оснастили специальным транспортом.
  • С помощью применения современных технологий стало возможным прокладывать удобный и оптимальный маршрут для посещения больных на дому, в результате чего среднее время в пути стало составлять около 5 минут.

Для врачей созданы более комфортные условия работы, чего не было предусмотрено ранее.

Упрощение бюрократических трудностей в лечебном процессе

Московский стандарт поликлиникиМедицинские работники и их пациенты всегда были недовольны забюрократизированностью труда медработников.

Упрощение оформления первичной медицинской документации

Поэтому следующим логичным этапом работы стало упрощение оформления первичной медицинской документации.

В результате значительная часть бумажной работы отдана на сестринский пост:

  • оформление рецептов;
  • оформление направлений;
  • оформление справок;
  • оформление выписок.

В результате время врача стало более свободным для приема больных.

Самостоятельная запись пациентов к узким специалистам

Не нашло в медицинском сообществе поддержки предложение горожан о том, чтобы пациенты смогли сами записываются к узким специалистам без приема терапевта.

Руководство Департаментаздравоохранения г. Москвы считает, что в некоторых ситуациях человеку опасно самому решать, какой специалист ему нужен. К примеру, человек может из-за боли в областной грудной клетки записаться на прием к неврологу и ожидать своей очереди, а на самом деле окажется, что у него приближается инфаркт миокарда. В таком случае специалисты просто не успеют помочь пациенту.

Мониторинг внедрения программы «Московский стандарт поликлиники»

  1. Для того, чтобы отслеживать переход медучреждения на новый рабочий формат, в ДЗМ была создана специальная рабочая группа. Она координирует и контролирует, насколько эффективно работает  поликлиническое подразделение, все ли положения стандарта внедряются и как они работают на практике.
  2. Периодически проводятся выездные проверки в поликлиниках, которые работают по новому стандарту.
  3. Каждую неделю в Департаменте здравоохранения г. Москвы проходит совещание рабочей группы, в которой докладывается о результатах проведенных проверок. Если в отдельных медучреждениях выявлены грубые нарушения стандарта, для беседы вызывают главного врача это учреждения.
  4. Еще один инструмент мониторинга, уже доказавший свою эффективность -  сервис на портале государственных услуг. Он позволяет проанализировать загруженность поликлиник за несколько прошедших лет и на сегодняшний день в динамике. Это позволяет отслеживать уровень доступности медицинских услуг для населения.
  5. В начале сентября сотрудники комиссии по здравоохранению Общественной палаты г. Москвы и ДЗМ обсудили результаты внедрения новых стандартов. Было сказано о внедрении контроля работы поликлиник в режиме «онлайн» на портале «Наш город», где горожане могут жаловаться на проблемы в работе медучреждений. Кроме того, пациенты могут дать свои рекомендации и предложения по улучшению работы поликлинических служб.

Одной из первых московский стандарт поликлиники внедрила Городская поликлиника № 64. Главный врач медучреждения отмечает: «В какой-то момент нам стало казаться, что врачи-терапевты стали работать как диспетчеры, а их медсестры – как секретари-машинистки. Наши врачи теперь не ходят к пациентам на дом, поскольку этим занимается специальная выездная бригада, в которую входят отдельные врачи. Существенно сократилось время доезда до больных, чем они очень довольны, поскольку медработники своевременно оказывают им медицинскую помощь».

Также было отмечено, что впервые пациенты и медработники стали работать в одном направлении – на благо здоровья человека.

Работающие москвичи возвращаются в государственные поликлиники

Московский стандарт поликлиникиВ ходе модернизации и проведения основных ее мероприятий – устранения очередей и внедрения электронной записи, стало отмечаться, что в поликлиники чаще стали обращаться молодые люди, а не пожилые граждане.

Главный врач поликлиники № 64 говорит: «К нам стала обращаться молодежь, чего раньше не было. Они снова доверяют нам больше, чем частным больницам. Это связано с тем, что они знают, что точно получат нужные обследования и попадут к терапевту в удобное время».

Также медработники отмечают, что департаментом здравоохранения была проведена огромная работа.

Читайте также в журнале «Здравоохранение»

Результаты внедрения стандарта

  • В результате проведения занятий по конфликтологии, медсестры научились правильно общаться с больными.
  • Участковые врачи-терапевты всем довольны, и говорят о том, что больше не хотят работать, как раньше. Они действительно стали лечить, а не занимаются перенаправлением потока пациентов к другим врачам, их работа не сводится к заполнению медицинской документации, как было ранее.

Проект «Московский стандарт поликлиники» (московский стандарт детской поликлиники) дал возможность врачам почувствовать себя нужными специалистами, а не просто диспетчерами.

Раньше многие врачи считали работу в поликлиническом подразделении неинтересной, сейчас же все кардинально изменилось. Специалист получил возможность поработать с больным, проявить свои профессиональные знания и увидеть воочию результат своей работы, т.е. вылечить пациента.

Каждый врач испытывает колоссальное удовлетворение, когда понимает, что несет добро людям, и все это возможно благодаря внедрению проекта.

  • Результаты налицо – пациенты довольны, и это говорит о том, что внедрение проекта было правильным решением.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль