Дистанционное обучение врачей

1640

Стремительное развитие медицинских технологий и бурное обновление знаний в сфере медицины обусловило необходимость внедрения новых методик профессионального развития врачей-профессионалов.

Эти задачи решаются, в том числе, и в рамках Концепции непрерывного  медицинского образования, которая призвана устранить отставание от лидеров в этой области.

Дистанционное обучение врачей сегодня – это необходимый шаг. Так, в США в последние годы онлайн-образование врачей увеличилось до 30%, в России же этот показатель составляет менее 3%.

В статье мы поговорим о реальных решениях, которые способствуют сокращению такого отставания от стран Запада.

Обучение врачей дистанционно

 Сегодня уже всем ясно, что в современных реалиях для поддержки должного уровня профессиональной компетентности врача, проведение традиционных образовательных мероприятий становится недостаточным.

 Именно поэтому в настоящее время реализуется Концепция непрерывного медицинского образования, которая была одобрена Министром здравоохранения РФ В. И. Скворцовой. Этот механизм поддерживает должный уровень знаний врачей-специалистов в стране.

В связи с закреплением электронного обучения в качестве отдельной формы образовательного процесса на уровне ФЗ «Об образовании в РФ», возможности использования дистанционных образовательных программ существенно расширились, в том числе в рамках системы непрерывного образования медиков.

Создание на федеральном уровне системы дистанционного образования позволит:

  • обеспечить для врачей-специалистов доступ к актуальной информации;
  • обеспечить для специалистов возможности самообразования;
  • обеспечить возможность самостоятельного прохождения независимой оценки знаний в рамках процедур аккредитации и сертификации.

В свою очередь, образовательное сообщество должно предоставить для медицинских специалистов реальный доступ к учебной информации в удобное для его рабочего графика время.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Что такое дистанционное обучение врачей

В широком смысле, под дистанционным образованием следует понимать комплекс таких образовательных услуг, которые предоставляются обучающемуся с помощью специальной информационной образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Основными преимуществами такой формы обучения является:

  • гибкость системы – специалист имеет возможность заниматься учебой в удобное для него время и в любом месте;
  • возможность параллельного совмещения обучения и профессиональной деятельности;
  • широкий охват, который достигается из-за возможности одновременно иметь доступ к разным источникам информации;
  • экономичность обучения, которая может быть реализована вследствие доступа к обучению с помощью любых компьютеров через интернет;
  • независимость контролирующих и аттестационных мероприятий.

Цели дистанционного образования

В современных условиях основными целями функционирования системы дистанционного обучения должны стать:

  • получение дополнительной актуальной информации в единой дистанционной образовательной среде;
  • применение новых дистанционных возможностей для поддержки профессионального медика в тактике и стратегии принятия важных клинических решений;
  • в обеспечении для специалистов возможности самообразовываться, с последующей интеграцией полученных знаний в систему аккредитации и сертификации.

Сегодня для врача-специалиста базовыми являются знания, которые соответствуют разработанным клиническим рекомендациям (протоколам лечения), в которых прописаны алгоритмы ведения пациентов с разными нозологиями, объемы медпомощи, показания, противопоказания и уровни доказательности, а также особенности применения тех или иных лечебно-диагностических  технологий.

Поэтому одной из главных задач развития новых образовательных технологий является создание единого информационного ресурса, основанного на клинических рекомендациях, к которому специалисты могли бы обращаться.

 Профессиональные медицинские сообщества сегодня занимаются разработкой полного объема таких профессиональных рекомендаций.

В связи с вышеизложенными задачами, была разработана Модель стратегии поиска и поддержки клинических решений. В основе модели заложены разработанные профессиональные инструменты для врачей-специалистов:

  • национальные медицинские руководства;
  • клинические рекомендации;
  • реестры по взаимодействию лекарственных препаратов;
  • база Федеральной электронной медицинской библиотеки;
  • электронные медицинские базы данных.

Выстроенные взаимосвязи между образовательными дистанционными программами с профессиональными Интернет-ресурсами, позволят врачам эффективнее и быстрее находить дополнительные знания в нужной медицинской области.

Эффективным подходом является создание не только модулей образования, но и формирование образовательной среды в электронной форме. В нее должны быть включены современные руководства и учебники, базы клинических примеров и актуальные клинические рекомендации от профессионалов в необходимой области.

Для того, чтобы практическое использование модулей стало удобным, для врача необходимо определить следующие разделы:

  • вступительный раздел. В нем необходимо описать задачи, цели, правила и возможности навигации;
  • основной образовательный раздел. В нем описываются современные методы диагностики и профилактики, приводятся методы и классификации диагностического поиска, а также определяется необходимость проведения консультаций с другими специалистами. Кроме того, в разделе приводятся практические советы по основным клиническим действиям. Все эти данные должны быть сопоставлены с уровнями рекомендательности и достоверности;
  • в завершение модуля приводится специальный аттестационный раздел, который позволит провести полноценный контроль освоенных навыков и решить вопрос о выдаче сертификата специалиста.

Возможности дистанционных модулей

Обучение врача дистанционно с использованием дистанционных модулей имеет свои преимущества:

  • поскольку модели являются кроссплатформенными, эти позволит применять его возможности на любом медиаустройстве: на компьютере, ноутбуке, смартфоне и планшете;
  • программная часть устроена таким образом, чтобы позволить специалисту линейное и нелинейное перемещение по разделам. Это реализуется путем внедрение скриптов (сценариев);
  • широкие мультимедийные возможности программ позволяют не только размещать качественные ролики и изображения в модулях, которые позволяют продемонстрировать особенности лечения и диагностирования заболеваний. Но также с применением этих возможностей стало реальным размещать анимированные схемы и таблицы, которые способствуют лучшему усвоению материала за счет своей визуальной привлекательности и наглядности. Такой подход к освоению информации позволит на разных этапах поиска поддержки принятия клинических решений получать актуальную информацию из других ресурсов, а также получать онлайн-консультации с другими специалистами;
  • эффективность дистанционных технологий повышается за счет того, что они позволяют в полной мере внедрить принцип интерактивного контроля образовательного процесса.

Преимущества этого подхода будут полезны и в будущем, при создании национальной системы аккредитации и сертификации медицинских работников.

Дистанционное обучение врачей с получением сертификата

Врачу-специалисту позволено выбирать любой обучающий модуль их тех, что представлены на централизованном сервере.

На сервере также должны быть размещены написанные в унифицированной форме и утвержденные клинические рекомендации.

После того, как специалист пройдет регистрацию на сервере и выберет конкретный образовательный модель, он получает доступ в свой личный кабинет, который размещен на сервере образовательной организации.

Эта организация должна иметь соответствующую лицензию на выдачу документа о прохождении дополнительных дистанционных профессиональных программ.

После освоения всех составляющих модуля, врач может пройти итоговое тестирование в дистанционной форме, при успешной его сдаче – он получает профессиональный сертификат.

Решив эту задачу, в стране станет возможным выстроить эффективную систему аккредитации и сертификации специалистов. В этой системе важно определить полномочия Центрального звена организаторов обучения и региональных центров сертификации врачебных кадров.

В заключении отметим, что внедрение современных образовательных технологий в непрерывное медицинское образование в виде дистанционных программ обучения, является эффективным инструментом для профессионального развития и саморазвития медицинского работника.

На первом этапе это обеспечит стандартизированный подход к принятию клинических решений, а в последующем – будет способствовать повышению качества оказываемых населению медицинских услуг.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль