Контроль качества медицинской помощи: понятийный аппарат

140

Для того, чтобы улучшать качество оказываемой медпомощи  в конкретном медицинском учреждении, необходимо проводить комплекс мероприятий, который включает в себя оценивание состояния медпомощи на данный момент, а также планирование и реализацию работы по изменению качества медпомощи.

Также управление качеством медицинской помощи включает в себя оценку ее эффективности.

В медучреждениях разрабатывается положение о контроле качества медпомощи, в котором контроль рассматривается как объект управления и исследования.

В статье рассмотрены основе понятия КМП, а также классификация основных контрольных мероприятий.

Контроль качества медицинской помощи: основы

При построении модели КМП за основу были взяты рекомендации экспертов ВОЗ «Принципы обеспечения качества».

В этих рекомендациях говорится о том, что формировании общих и индивидуальных программ качества, следует оценивать и учитывать следующие компоненты:

  • соблюдение правил врачебного процесса и  медицинских технологий;
  • оптимальное использование имеющихся в распоряжении ресурсов;
  • удовлетворенность пациентов уровнем медицинского обслуживания;
  • риски возникновения заболеваний и травм в результате медицинского вмешательства.

Все эти компоненты присутствуют при каждом отдельном случае оказания медпомощи, поэтому должны полноценно оцениваться при взаимодействии врача и больного и лежат в основе определения качества медицинской помощи.

На основании этих компонентов мы можем сформулировать определение КМП – это определенное свойство процесса взаимодействия больного и врача, которое определяется текущим состоянием его главных признаков:

  1. уровнем выполнения медицинских технологий;
  2. оптимальным использованием медицинских ресурсов;
  3. рисками развития у пациента патологических процессов и новых заболеваний;
  4. удовлетворенностью пациентов медицинским обслуживанием.

Такое определение соотносится с представлением о том, что такое свойство медпомощи, как ее качество создается в ходе лечебного процесса врачами, которые имеют в своем распоряжении определённые финансовые, лечебные и диагностические ресурсы и используют их в соответствии с полученной квалификацией.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Управление качеством медицинской помощи

Состояние качества медицинской помощи непостоянно – на него оказывает существенное влияние целый комплекс факторов:

  • внутренние факторы – состояние пациента и тяжесть его заболевания, уровень профессиональной квалификации врача, его взаимоотношения с больным и т.д.;
  • внешние факторы – организация процесса оказания медпомощи, наличие в распоряжении врача лекарственных, лечебных  и диагностических ресурсов и др.

Управление качеством медицинской помощи предполагает влияние на эти факторы в пределах компетенции главного врача медицинского учреждения. Одним из самых управляемых факторов, который существенно влияет на качество медпомощи, являются врачебные ошибки.

В целом они оказывают негативное влияние на все составляющие качества медпомощи.

До настоящего момента среди юристов, медработников и страховщиков не сложилось согласованного представления о том, что из себя представляет врачебная ошибка.

При этом часто происходит путаница таких ошибок с ошибками медицинскими (когда ухудшение состояния здоровья пациента было связано не с действиями врача, а с условиями оказания медпомощи), с ятрогениями (когда на состояние здоровья повлияло медицинское вмешательство) и с преступлениями.

При этом в действующем законодательстве, в том числе уголовном и гражданском такого определения как врачебная ошибка, нет.

Контроль качества медицинской помощи и врачебные ошибки

Одним из самых распространенных определений врачебной ошибки в научной литературе является следующее.

Врачебная ошибка – это неверное действие или бездействие врача, которое в своей основе имеет несовершенство современной науки, незнание или неспособность применить свои знания на практике, объективные условия работы.

Это определение объединяет в себе причины ошибок, которые традиционно  разделяются на субъективные и объективные.

Рассмотрим эти причины ошибок.

1. Объективные причины совершения ошибок:

  • несовершенство имеющихся в распоряжении врача медицинских методов лечения и диагностики;
  • особенности, связанные с состоянием пациента: малосимптомное или атипичное протекание болезни, тяжелое его состояние или невозможность контакта с ним;
  • недостаточное оснащение медпомощи: отсутствие необходимого оборудования, материалов, лекарственных средств, медицинского персонала и др.

Такие ошибки свидетельствуют о том, что врач в конкретной ситуации не может в принципе действовать иначе, поэтому применение термина «врачебная ошибка» в данном случае может быть сомнительным. Более подходящим будет термин «медицинская ошибка».

Следует относить к врачебной ошибке действия врача объективно неправильные, которые противоречат логике врачебного процесса, медицинским стандартам и которые можно предотвратить в конкретном случае.

В основе врачебных ошибок лежит неспособность врача совершать обследование и лечение пациента, определять тактику лечения. Это значит что у специалиста недостаточно опыта и теоретических знаний, что он не имеет применить свои знания на практике, и он имеет неверное профессиональное мышление.

Чтобы устранить ошибки, необходимо постоянно восполнять пробелы в знаниях врача, приобретать необходимый опыт и дисциплинировать его клиническое мышление.

Кроме того, врач может допустить ошибку непреднамеренно или случайно, когда он сам плохо себя чувствует, испытывает усталость, а также под влиянием действий самого больного. Однако, такие ошибки – редкость, и, как правило, не несут значимых последствий.

Системные врачебные ошибки в системе качества медицинской помощи

Выделим наиболее значимые факторы врачебных ошибок в ряду их системных причин:

1. Врач или группа врачей обладают недостаточной профессиональной способностью оказывать некоторые виды медицинской помощи:

  • в медучреждении отсутствует программа подготовки группы врачей для оказания некоторых видов медпомощи, например, если они не соответствуют профилю подразделения;
  • врачи обладают недостаточным профессиональным опытом для оказания отдельных видов медицинских услуг, например, если по конкретному профилю выполняется малая частота операций;
  • в медучреждении отсутствуют условия, способствующие совершенствованию знаний врачей и их клинического опыта;

2. В медицинском учреждении отмечается недостаточное организационное и методическое сопровождение процесса оказания медпомощи:

  • присутствуют дефекты в ресурсном снабжении лицензированных видов услуг;
  • неполноценен информационный обмен между клиническими отделениями и вспомогательными подразделениями;
  • лечебный процесс сопровождается недостаточным методическим обеспечением алгоритмами, протоколами, рекомендациями, и технологическими правилами с учетом уровня материально-технического обеспечения медучреждения;

3. Управление качеством медицинской помощи в подразделении организовано на недостаточном уровне.  Например, неадекватна или отсутствует система контроля, планирования, организации, а также стимулирования и мотивации работы медицинского персонала.

Связь между ошибкой и состоянием КМП

Невозможно определить сущность врачебной ошибки без установления ее связей с состоянием качества медпомощи.

Все неверные и ошибочные действия медперсонала можно расценить как врачебную ошибку только в том  случае, если они оказали отрицательное влияние на состояние существенных признаков качества медпомощи.

Поэтому в таком случае рекомендуется использовать следующее определение врачебной ошибки.

Врачебная ошибка – это объективно предотвратимое неверное действие врачебного персонала, которое может способствовать или способствует:

  • нарушению утвержденных медицинских технологий и стандартов;
  • увеличению рисков развития заболеваний больных или возникновению новых патологических процессов;
  • неэффективному использованию медицинских ресурсов;
  • неудовлетворенности пациентов оказанными медицинскими услугами и медпомощью в целом.

Такая формулировка позволяет при поиске первоочередных мер по улучшению качества медпомощи сосредоточить силы руководства медучреждения на тех заранее предсказуемых дефектах медпомощи, которые связаны с квалификацией врачебного персонала, а также их непосредственных руководителей, отвечающих за управление качеством медицинской помощи и ее организацию.

Медицинская помощь надлежащего качества

Исходя из определений врачебной ошибки и качества медпомощи, которые мы сформулировали выше, возможно предложить те признаки процесса оказания медпомощи, которые характеризуют ее как качественную или некачественную.

  • Медицинская помощь надлежащего качества. Характеризуется отсутствием врачебных ошибок, которые могли бы оказывать или оказывали влияние на нарушение медицинских стандартов, увеличивали бы риски развития у пациентов патологий и ухудшения их состояния, а также увеличивали бы неудовлетворенность больных и не оптимальность использования медицинских ресурсов.
  • Медицинская помощь ненадлежащего качества. В этом случае врачебные ошибки присутствуют, при этом они оказывают непосредственное влияние на нарушение медицинских технологий, увеличивают медицинские риски в лечебно-диагностическом процессе, способствуют неэффективному использованию медицинских ресурсов, увеличивают случаи недовольства больных оказанной медпомощью.

Эти определения характеризуют два противоположных состояния качества медицинской помощи.

Первая формулировка соответствует общепринятому стандарту качества, который авторами Л. У. Кеннеди и Ф. Кросби назывался «нулевым дефектом» или бездефектной деятельностью.

Однако, в современной действительности нечасто можно столкнуться со случаями, когда при оказании медпомощи ошибки отсутствуют совсем. Поэтому предложенную модель медпомощи надлежащего качества  следует рассматривать как идеальную, к ней должны стремиться все медицинские учреждения.

При этом комбинации тех или иных последствий врачебных ошибок для признаков качества медпомощи определяет их значимость. Это позволяет произвести разделение врачебных ошибок по степени их тяжести на 4 группы:

  1. Ошибки врачей первой группы. К ним относятся те ошибки, которые влекут за собой социально значимые последствия, например, удлиняют сроки лечения больных, создают риски инвалидизации и ранней смерти больных, а также реально ухудшают положение больного.
  2. Ошибки второй группы. Следствием таких ошибок является негативное влияние на здоровье больного, но без социально неблагоприятных последствий.
  3. Ошибки третьей группы. Вследствие таких ошибок медицинские ресурсы используются неэффективно, что никак не влияет на состояние больного.
  4. Ошибки третьей группы. Затрудняют лечебный процесс,  его оценку или оценку потребности в медицинских ресурсах (ошибки в ведении медицинских документов).


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль