text
Портал для медицинских работников

Норма уборки помещений

  • 19 октября 2016
  • 2097

Рассматривается возможность и способы применения установленных норм уборки помещений. А также рассказывает о порядке проведения уборки лпу , необходимости использовать специальные средства, дезинфицировать применяемый инвентарь и вести соответствующий журнал о ходе работы.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Норма уборки помещений

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ТК РФ нормы труда определяются в зависимости от степени развития технологий, техники, организации производства и труда. Частным случаем норм труда являются нормы убираемой площади ЛПУ.

Работодатель при содействии представительного органа трудящихся самостоятельно устанавливает принципы деятельности, которые также могут регламентироваться коллективным договором. Данное правило следует из текста ст. 159 ТК РФ. Нормы труда (профессиональные, межотраслевые, отраслевые) для однотипных работ носят рекомендательный характер. В ст. 161 ТК РФ, результатом которой должна стать помощь государства в организации систематизации труда, указывается на планирование разработки и утверждения этих норм. Таким образом, в настоящее время ТК РФ не определяет единых правил для проведения работ уборщиком служебных помещений. Следовательно, работодатель не может опереться на текст трудового кодекса при составлении договора с нанимаемым уборщиком.

29.12.1990 постановлением Госкомтруда СССР № 469 утверждены Нормативы времени на уборку служебных (далее – Нормативы). Установить нормы труда в этом случае можно, руководствуясь данным постановлением. Нормативы применимы в современных условиях с корректировкой, которая зависит от степени развития технологи, техники, а также организации производства и труда. Корректировка возможна из-за рекомендательного характера Нормативов.

Соответственно, работодатель может как воспользоваться текстом Нормативов, так и установить порядок труда уборщиков служебных помещений по своему усмотрению. Следует принять во внимание точку зрения представительного органа работников при введении в действие работодателем соответствующего акта, предусматривающего ввод, замену и пересмотр норм труда. Оповещать работников о преобразованиях нужно за 2 месяца до их осуществления (в соответствии со ст. 162 ТК РФ).

Нормы обслуживания и нормы времени обслуживания на уборку производственных помещений определяются постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.85 № 321/19-28 «Об утверждении Типовых норм обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий».  Пункт 1.4 указанного постановления регламентирует нормы обслуживания для одного уборщика за смену в кв. м очищаемой площади с учётом исполнения работ вручную. В расчёт берётся смена продолжительностью 8 часов. В указанном документе также обозначены нормы времени, исчисляющиеся в минутах на 1 кв. м. Значения норм на уборку производственных помещений разнятся и зависят от типа удаляемых отходов.

Необходимо заметить, что период действия постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.09.85 № 321/19-28 был продлён до 1995 г., в дальнейшем же силу утратил.

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

Санитарная обработка в помещениях ЛПУ

При первом посещении лечебно-профилактического учреждения пациент обязательно обращает внимание на чистоту помещения. Для её поддержания необходимо проводить санитарную обработку поверхностей. Данная функция возложена на младший медицинский персонал — санитарку-уборщицу.

Организациям, в том числе и медицинским, в процессе использования помещений общественного назначения надлежит проводить регламентированные нормативно-правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия, а также организовывать для работника безопасные условия труда и отдыха. Данное правило устанавливается ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. От 25.06.2012). Таким образом, для обработки помещений используются не только моющие, но и дезинфицирующие средства.

Дезинфицирующие средства

Существует ряд требований к дезинфицирующим средствам:

  • отсутствие закрепляющего эффекта для органических загрязнений;
  • исключение повреждения объектов уборки;
  • безопасность для окружающей среды (использование средств с токсичностью не ниже третьего класса);
  • проявление моющих свойств/совмещение с моющими свойствами;
  • уничтожение возбудителей инфекций: вирусов, грибов, бактерий;
  • простота при использовании;
  • должны входить в разрешённый Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России список дезинфицирующих средств.

Доступ к проведению уборки с применением дезинфицирующих средств работник получает только при успешном прохождении соответствующего обучения. А также в этом случае уборщику к началу трудовой деятельности должно быть не менее 18 лет. Для персонала, осуществляющего уборку, обязательным условием работы является периодическое прохождение медосмотров и обучения по охране труда (в частности, по безопасности при обращении с дезинфицирующими веществами).

Помимо использования дезинфицирующих растворов поверхности в помещениях, а также воздух обеззараживают путём применения бактерицидных облучателей, которые подразделяются следующим образом:

  1. настенные;
  2. потолочные;
  3. передвижные.

Могут применяться как в присутствии больных (облучатель закрытого типа), так и в их отсутствие (открытого и комбинированного типа).

В зависимости от вида деятельности медицинской организации и предназначения конкретного помещения определяются правила и периодичность уборки, а также необходимость применения моющих/дезинфицирующих веществ. Наиболее строгими будут требования к санитарному состоянию помещений медучреждения, связанных с повышенной плотностью посетителей, пребыванием больных с ослабленной иммунной системой, детей.

Принимая во внимание действующие нормативные документы влажная уборка должна осуществляться не менее двух раз в сутки. При этом могут быть использованы как моющие, так и моюще-дезинфицирующие средства.

Периодичность проведения генеральной уборки определяется специфичностью очищаемого помещения лечебно-профилактического учреждения.

1 раз в месяц:

  • палаты;
  • кабинеты.

1 раз в неделю:

  • перевязочные;
  • родильные залы;
  • процедурные, манипуляционные, диагностические кабинеты;
  • операционный блок;
  • инфекционные стационары.

1 раз в 10-15 дней:

  • туалеты;
  • ванные;
  • подсобные помещения.

Генеральная уборка должна проводиться при отсутствии посетителей/пациентов, окна следует открыть. В первую очередь выносят мусор и медицинские отходы, далее производится чистка стен (заранее отодвинув мебель), дверей и подобных поверхностей. Предварительно удалив пыль, дезинфицируются радиаторы, светильники, приборы и различные аппараты. Необходимо обратить внимание на потребность очистки окон. Периодичность мытья изнутри 1 раз в месяц, снаружи 1 раз в полгода. Завершается генеральная уборка мытьём полов. Если для помещения показана обработка ультрафиолетовым облучателем, то добавляется и этот этап.


Обработка уборочного инвентаря

После окончания уборки помещений общественного пользования необходимо очистить и использующиеся инструменты. Обработка уборочного инвентаря включает в себя следующие этапы:

  • протирание/чистка санитарно-технического оборудования с помощью специального дезинфицирующего раствора, порошка, пасты или геля;
  • салфетки, губки, мочалки, ветошь, а также ерши и щётки окунаются в дезинфицирующий раствор на время экспозиции (либо используется метод кипячения);
  • производится стирка, мойка, ополаскивание инвентаря проточной водой с дальнейшей просушкой;
  • освобождение, мойка, сушка ёмкостей для дезинфекции;
  • осуществляется помещение на хранение инвентаря в специально отведённое место в соответствии с маркировкой.

Журнал текущих уборок

Приказами Комитетов по здравоохранению отдельных регионов (для каждой территориальной единицы свой документ) определяется форма журнала учёта текущих уборок. Таким образом, единого варианта для журнала не существует. Информация о ходе санитарной обработки помещений заносится в журнал текущих уборок, образец и порядок заполнения которого представлен ниже:

  1. год, месяц, число, соответствующее дню уборки;
  2. время начала уборки;
  3. тип обработки (убираемое помещение, используемые для этого способы);
  4. список дезинфицирующих средств;
  5. имя уборщика, подпись.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.