Профилактика социально-значимых неинфекционных заболеваний: правовой аспект

2194

Профилактика социально значимых заболеваний является одним из важнейших принципов охраны здоровья граждан.

В России профилактические мероприятия относительно социальных и инфекционных заболеваний относятся к обязанности центров здоровья.

Деятельность таких центров связывается с возникновением особых проблем социального, медицинского и организационно-правового, к которым относится и профилактика социально значимых заболеваний.

При этом эффективное функционирование профилактической системы таких болезней невозможно без разработки актуальной и адекватной правовой базы.

Профилактика социально значимых заболеваний: права и обязанности пациентов

Каждый гражданин нашей страны вправе потребовать предоставления актуальной и правдивой информации о наличии заболеваний и общем состоянии своего здоровья в медицинском учреждении.

В частности, ФЗ 323 «Об охране здоровья» говорит о перечне факторов, которые прямо способствуют сохранению пациентами своего здоровья, а также о факторах, которые влияют на него негативным образом. Все пациенты обязаны об этих факторах знать.

Так, население может получить информацию (ст. 23 323 ФЗ):

  • об эпидемиологическом и санитарном состоянии территории своего проживания;
  • о состоянии среды, в которой они проживают;
  • о безопасности продуктов, предназначенных для использования в производственных процессах;
  • о правильных нормах питания;
  • о качестве продуктов потребления и питания;
  • о потенциальной опасности оказываемых услуг и выполняемых работ для здоровья человека.

Однако, первичная профилактика социально значимых заболеваний и других состояний будет эффективной только в том случае, если информация о факторах риска будет предоставлена гражданам своевременно и достоверно.

Поэтому неоднократно высказывалось мнение о том, что ст. 23 должна быть дополнена следующим:

  • пациенты имеют право на получение полной и актуальной  информации о том, как предотвратить заражение социальными заболеваниями, а также о причинах их развития и распространения;
  • эта информация предоставляется гражданам врачебным персоналом или иными медработниками, которые непосредственно оказывают ему медицинскую услугу.

Кроме того, закон прямо обязывает и самих граждан заботиться о своем здоровье, об этом сказано в ст. 27.

Однако конкретные обязанности по сохранению своего здоровья и профилактических мерах прописаны лишь для отдельных категорий граждан.

Так, о мерах профилактики сказано в отношении лиц, которые проходят медосмотры, профилактические обследования, а также в отношении групп болезней, которые предоставляют определенную опасность для окружающих.

Однако, для того, чтобы организационные мероприятия профилактике социально значимых заболеваний были эффективными, следует на уровне закона определить обязанности населения по следованию предписаниям профилактических врачебных рекомендаций.

В этой связи, ст. 27 ФЗ 323 может быть дополнена следующим: граждане, которые входят в группу риска социально значимых болезней, имеют обязанность по соблюдению режима профилактики, который назначен им лечащим врачом, а также принимать все возможные меры для того, чтобы устранить факторы риска и формировать здоровый образ жизни.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Мероприятия по профилактике социально значимых заболеваний

План мероприятий профилактики социально значимых заболеванийПрофилактика социально значимых заболеваний, в том числе и неинфекционных болезней, будет иметь большую эффективность, если действенными будут механизмы ее реализации на индивидуальном, групповом и популяционном (всеобщем) уровнях.

При этом реализация профилактических мер предусматривает участие местных и региональных органов власти, медицинских учреждений, работодателей, образовательных и спортивных организаций, а также общественных объединений.

В рамках профилактических мер может быть создан координационный совет по профилактике социально значимых заболеваний, в который будут входить представители государственных органов, организаций и общественных объединений.

Указанные субъекты, каждый на своем уровне, может разработать план мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний, который предусматривает активное межведомственное взаимодействие для его реализации. В конце статьи представлен образец такого плана.

План мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний, смотреть  >>

Индивидуальные меры граждан, направленные на охрану своего здоровья

Кроме того, каждый гражданин индивидуально реализует меры, направленные на сбережение своего здоровья.

Нужна программа улучшения здоровья населения, а не системы здравоохранения

Интервью с Юрием Михайловичем КомаровымИнтервью с д-ром мед. наук, проф., заслуженным деятелем науки РФ, вице-президентом Российской медицинской ассоциации, экспертом Национальной медицинской палаты, членом Комитета гражданских инициатив, членом Бюро исполкома Пироговского движения врачей, членом комитета ВОК по качеств медицинской помощи, действительным членом WONCA и ISQua Юрием Михайловичем Комаровым.  Читать интервью >>

Последнее должно быть отражено в 323 ФЗ в виде следующего дополнения: «каждый гражданин индивидуально осуществляет превентивные меры социально значимых заболеваний, обеспечивает своевременное устранение и выявление факторов риска на основе соблюдения советов лечащего врача».

В законе сказано о том, что медицинские осмотры подразумевают проведение комплекса медицинских вмешательств, которые направлены на выявление заболеваний, патологических состояний и групп факторов риска их развития.

При этом специальным видом медосмотра является профилактический медицинский осмотр.

Также, задачи проведения скрининговых аппаратно-программных тестов позволяют говорить о том, что их можно расценивать как профилактические исследования.

Однако, из положений приказа № 1011-н от 06.12.2012 Минздрава РФ следует, что деятельность центров здоровья не связана с проведением профилактических медосмотров.

Деятельность центров здоровья и профилактика социально значимых заболеваний

В соответствии с приказом, задачами профилактических медицинских осмотров является раннее диагностирование хронических состояний и заболеваний, которые в России являются основными причинами преждевременной смертности и установления инвалидности.

В это же время, в приказе № 597-н от 19.08.2009 года говорится о том, что задачами центров здоровья является ранее выявление групп риска развития хронических, а также социально значимых заболеваний. Так, у центров имеется достаточная диагностическая база для того, чтобы определять такие факторы риска, как:

  • дислипидемия;
  • табакокурение;
  • злоупотребление алгокоголем;
  • повышенный уровень артериального давления;
  • неправильное питание;
  • ожирение и избыточная масса тела;
  • употребление веществ, вызывающих зависимость и др.

ФЗ 323 устанавливает ответственность всех субъектов здравоохранения за нарушение законных прав пациентов по охране здоровья, а также за случаи причинения вреда пациентам при получении ими медицинских услуг.

Профилактика социально значимых заболеванийОднако, какую ответственность может нести сам больной за отступление от врачебных рекомендаций по устранению имеющихся факторов риска, за которыми следует развитие социально значимых заболеваний, законом не установлена.

Вместе с тем, государство несет существенные финансовые и медицинские издержки в связи с обязанностью проведения лечебных и реабилитационных мер для уже заболевших граждан.

Таким образом, деятельность центров здоровья фактически не попадает под действие ФЗ «О медицинских осмотрах» и приказа № 1011-н, в связи с чем в законодательство необходимо внести организационные поправки.

Это позволит на законодательном уровне центрам проводить специальное консультирование населения, а также реализовать комплекс медицинских вмешательств, которые направлены на проведение профилактики социально значимых заболеваний и оценку факторы риска развития тех или иных заболеваний.

Примерный план мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний до 2020 года

N п/п Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель

I. Организация межведомственного взаимодействия

Разработка плана профилактики СЗЗ, внесение корректив с учетом изменений в нормативно- правовых актах субъектов РФ, в эпидемической обстановке и организации профилактических мероприятий ежегодно, по мере необходимости
Обеспечение подготовки специалистов учреждений, обеспечивающих проведение профилактических мероприятий по СЗЗ в течение периода
Организация работы межведомственной комиссии по предупреждению, ограничению распространения  ежеквартально
Выполнение пункта 6.6  Соглашения между Советом председателей профсоюзных комитетов  2017 год
Реализация профилактической программы по ВИЧ/СПИД в сфере труда 2016 - 2020 годы
Обеспечение подготовки ежегодного отчета по выполнению критериев результативности реализации планов  ежегодно до 10 числа, следующего за отчетным периодом

ежегодно до

20 числа, следующего за отчетным периодом

II. Организация эпидемиологического надзора

Обеспечение учета и регистрации всех вновь выявленных случаев в течение периода
Проведение эпидемиологического  расследования случаев СЗЗ для выявления факторов риска заражения и проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий при регистрации
Обеспечение информирования руководителей заинтересованных служб и ведомств о состоянии инфекционной заболеваемости с оценкой эпидемической, эпизоотической ситуации и рекомендуемых мероприятиях для проведения своевременной корректировки планов и программ профилактики СЗЗ систематически

III. Организация мероприятий по профилактике, в том числе первичной

Организация и проведение мероприятий, направленных на информирование и обучение образования по вопросам профилактики СЗЗ  в течение периода
Организация и проведение мероприятий, направленных на информирование и обучение специалистов по выявлению и профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе профилактики профессионального заражения сотрудников МВД России  в течение периода
Разработка и издание  тематических информационных материалов по профилактике СЗЗ для распространения среди различных групп населения ежегодно, в  пределах бюджетных ассигнований
Организация и проведение мероприятий, направленных на информирование и обучение населения, в том числе молодежи, по вопросам профилактики СЗЗ по планам работы
Организация мероприятий по привлечению населения к профилактическим осмотрам населения на туберкулез всеми методами (флюорографический, рентгенографический методы, туберкулинодиагностика, Диаскин-тест, бактериоскопия мазка мокроты по Циль- Нильсену) в течение периода
Организация ежегодных социологических исследований среди населения, в том числе в молодежной среде с целью изучения информированности по проблеме СЗЗ и определения уровня охвата профилактическими программами по планам работы
Организация работы телефона доверия по вопросам ВИЧ- инфекции, наркомании и инфекций, передаваемых половым путем в течение периода
Мониторинг проведения мероприятий по профилактике туберкулеза среди животных в животноводческих хозяйствах и населенных пунктах в течение периода
Осуществление эпизоотологического контроля заболеваемости среди животных. Своевременное выявление случаев заболеваний среди животных разных видов в течение периода

IV. Организация мероприятий по профилактике СЗЗ среди групп высокого риска по инфицированию

Организация раннего выявления СЗЗ среди населения (информирование граждан о необходимости обследования и лечения) в течение периода
Организация и проведение мероприятий, направленных на лабораторное обследование, особенно среди лиц потребителей наркотиков и лиц, относящихся к группам высокого риска в течение периода
Организация взаимодействия учреждений здравоохранения с органами внутренних дел по обследованию на ВИЧ-инфекцию лиц, находящихся в изоляторах временного содержания в течение периода
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику передачи ВИЧ- инфекции от матери к ребенку и профилактику социального сиротства (информирование граждан об эффективности своевременного выявления ВИЧ- инфекции среди беременных  женщин, половых партнеров беременных и проведения профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку) в течение периода

V. Оказание комплексной помощи

Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение приверженности инфицированных к диспансерному наблюдению и приему антиретровирусных препаратов. Организация социальной и психологической помощи  в течение периода

Читайте также в журнале «Здравоохранение»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль