text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Хранение лекарственных средств: основные проблемы

  • 20 октября 2016
  • 3879

Организация работы и хранение лекарственных средств в медучреждениях основывается на сегодняшний день в основном на устаревшей нормативной документации.

Это связано с тем, что многие современные документы не адаптированы к практической деятельности медучреждений и вызывают на практике большое количество вопросов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В статье рассмотрены правила хранения лекарственных средств в медицинских учреждениях в современных условиях.

Многие вопросы, связанные с обращением лекарств относятся к компетенции сотрудников аптек. В советское время каждое медучреждение, имеющее в своем составе свыше 100 коек, должно было иметь свою аптеку.

Аптека медучреждения являлась отдельным подразделением, которое, кроме отпуска лекарств выполняло и методические функции, контролировало оборот лекарств в отделениях.

Действующий в настоящее время ФЗ 61 «Об обращении лекарств» не содержит в перечне аптечных организаций аптеки при медучреждениях.

Определение аптек, которое приведено в п. 35 ст. 4 этого закона, т.е. структурное подразделение медучреждение, осуществляющее торговлю лекарствами, относится к фельдшерско-акушерским пунктам, поскольку аптеки при больницах лекарства не продают.

Сегодня в медучреждениях продолжают работать аптеки, однако, в большинстве из них отпуском и хранением медикаментов занимают старшие и главные медсестры отделений.

Поэтому фактически работа с лекарствами и ответственность за их оборот лежит на специалистах, имеющих разные специальности и опыт работы, что затрудняет процесс обращение лекарств в медучреждениях.

Напомним, что главной целью лекарственного обеспечения в медучреждении является своевременное получением больными качественных лекарств, назначенных их врачами.

Пациенты используют лекарства при непосредственном участии процедурных и постовых медсестер.

Далее мы обсудим основные проблемы и вопросы, которые могут возникнуть на этом этапе лекарственного обеспечения, рассмотрим правила хранения лекарственных средств 706н.

Хранение лекарственных средств на сестринских постах и в процедурных кабинетах

Данная процедура установлена приказом Минздрава РСФСР № 471 от 17.09.1976 года, который не отменен до настоящего времени.

Документ представляет собой памятку, по которой происходит хранение лекарственных средств в отделениях МО.

В частности, документ определяет ответственность руководителей отделений за работу с медикаментами:

  • заведующий отделением или процедурным кабинетом несет ответственность за использование и хранение лекарств, а также за соблюдение правил назначения и выдачи лекарств;
  • старшая медсестра отделения или кабинета является материально ответственным лицо и непосредственным исполнителем процесса расхода и хранения лекарственных средств.

Получение лекарств из аптечных организаций

Все медикаменты, которые предназначены для пациентов, находящихся на госпитализации в стационаре, могут быть отпущены из аптеки медсестре или дежурному фельдшеру только в оригинальной аптечной или заводской упаковке, независимо от источника их получения.

Представители стационарных подразделений МО при получении медикаментов, должны проверять его соответствие тому, что прописано в требовании. Поставщик может производить коррекцию требований отделений только в сторону уменьшения объема лекарств. Коррекция в сторону увеличения количества лекарств запрещена.

Не могут получать лекарств из аптек представители прочего и технического персонала – водители, санитары, сестры-хозяйки и другие.

Правила хранения лекарственных средств на постах

Медикаменты в процедурном кабинете или в отделении хранятся в надежно запираемых шкафах. При этом обязательно осуществлять их деление на группы, например, отдельно хранятся внутренние, инъекционные препараты и препараты для местного применения.

Это нужно для того, что предотвратить возможные ошибки персонала при использовании лекарств.

Кроме того, основные группы медикаментов делятся и на подгруппы. Так, препараты для внутреннего применения следует делить на микстуры, таблетки, порошки или ампулы, которые также в шкафу помещаются раздельно.

Растворы хранятся на нижней полке, а лекарства в сухом виде – на верхней. В случае обрушения полок или разлива растворов это позволит сберечь сами лекарства.

В процедурных и операционных медикаменты размещаются на хирургических столиках или в стеклянных шкафах. На всех упаковках, флаконах или других емкостях должна быть маркировка с названием лекарства.

В операционных наиболее важно помещать этикетки на лекарства, поскольку там часто лекарства переливаются в стерильные емкости для непосредственного использования.

В том месте, где хранятся медикаменты, должен быть обеспечен необходимый световой и температурный режим.

Категорически запрещено:

  • хранить технические  дезинфекционные растворы для обработки рук и объектов рядом с медикаментами, которые непосредственно используются в лечебном процессе;
  • перекладывать лекарства на постах в другую упаковку, а также заменять на них маркировку;
  • заменять одни врачебные назначения другими, выдавать медикаменты без назначения врача;
  • хранить и выписывать лекарства под сокращенными и условными наименованиями, которые не являются в медучреждении общепринятым.

Препараты для инфузионных и инъекционных растворов

  1.  Медицинский персонал особенно внимательно должен следить за наименованиями инфузионных и инъекционных растворов при их введении.
  2. Перед тем, как поставить инфузию или раствор пациенту, ответственный медработник внимательно читает надпись на ампуле или флаконе с лекарством, еще раз смотрит на назначенный способ введения и дозировку, уточняет другие детали.
  3. Частой ошибкой при введении раствора или инфузии является выбор неверного разбавителя или растворителя. Это может привести к выпадению осадка, помутнению раствора или изменению иных его физико-химических свойств.
  4. Если в процедуре используется препарат аптечного изготовления, следует проверить маркировку на колпачке флакона и сверить ее с надписью на этикетке.
  5. Чтобы не перепутать назначенное пациенту лекарство с другим, перед вскрытием упаковки с раствором нужно вслух прочесть его наименование и дозировку, сверить его с листом врачебных назначений  и только после этого начинать процедуру.
  6. Если у медицинской сестры возникли сомнения при введении того или иного препарата, она должна вызвать заведующего отделением или лечащего врача больного для консультации.
  7. Нельзя оставлять подготовленный раствор для инфузии для более позднего введения, если в инструкции к препарату таких указаний нет.

Приказ 706н хранение лекарственных средств в детском отделении

На сегодняшний день отдельных указаний о раздаче лекарств в детских отделениях не существует.

Можно дать следующие рекомендации, которые основаны на практическом опыте детских отделений и случаях трагических происшествий в медучреждениях при применении лекарств:

  1. После получения лекарств в детском отделении, необходимо хорошо изучить инструкции к этим препаратам, чтобы убедиться, что они действительно могут быть назначены детскому населению.
  2. Нельзя заранее готовить распечатанные лекарства на более поздний прием, например, на обед, на завтрак и т.д., а после – отдавать комплект лекарств ребенку или его законному представителю.
  3. Нужно строго следовать правилам приема лекарства, например, если препарат назначено принимать до еды. Ребенок должен принять лекарств в присутствии медицинского работника.

Хранение лекарственных средств подлежащих ПКУ

Минздрав РФ в приказе № 183 от 22.04.214 года утвердил перечень лекарств медицинского применения, которые подлежат предметно-количественному учету. Соответственно, ПКУ подлежат только те лекарства, которые включены в этот перечень.

Очень часто региональные органы Минздрава и администрация медицинского учреждения требует от медработников поставить на ПКУ весь перевязочный материал и лекарства, которые используются в медучреждении.

В таком случае обычно за основу берется приказ Минздрава СССР № 747 от 02.06.1987 года, который на практике трактуется неправильно.

Так, в п. 1 Инструкции к этому приказу сказано, что в учреждениях здравоохранения, которые состоят на госбюджете СССР, должны учитываться товарно-материальных ценности, в частности, перевязочные материалы (марля, бинты, вата и т.д.), а также лекарственные средства, вакцины, сыворотки и дезсредства.

Однако, в данном случае речь идет не о предметно-количественном учете лекарств, а о бухгалтерском учете материальных ценностей отделения. Поэтому положения приказа неприменимы, а требования контролирующих органов в данном случае являются неверными.

Далее в этом же приказе Минздрава СССР, в п. 6 Инструкции приведен закрытый перечень лекарств и других медицинских изделий, которые должны подлежать ПКУ. Так, к ним отнесены: наркотические лекарства, ядовитые вещества, спирт этиловый, дорогостоящие и дефицитные лекарства и др.

Но, поскольку сегодня действует приказ Минздрава РФ № 183, этот перечень является недействительным и требовать от медработников сплошного ведения ПКУ для медикаментов и изделий медицинского назначения, нельзя.

О хранении спирта этилового

Приказ о хранении лекарственных средств, в частности, приказ Минздрава РФ № 245 от 30.08.1991 года, устанавливает нормативы потребления этилового спирта в медучреждениях.

Действует приложение №  3 к Приказу, которое приводит ориентировочные нормативы расходование спирта для медицинских процедур. Нормы указываются в граммах.

Примечание к документу уточняет, что приведенные норы могут использоваться при списании этилового спирта в расходование для использования в кабинетах и подразделениях медицинского учреждения.

Этими нормами следует руководствоваться для того, чтобы примерно определить то, какое количество спирта понадобиться одному посту в смену или на сутки на выдачу, или для проведения конкретных манипуляций.

Установленные приказом № 245 нормы никогда не было рекомендовано использовать для списания этилового спирта в расходование по каждому пациенту, поскольку они являются ориентировочными.

Для того, чтобы списать спирт по специальному журналу учета, старшая медсестра отделения делает в нем запись о фактически отпущенном объеме спирта, не делая разбивку по произведенным манипуляциям или пациентам.

Также, в процедурном кабинете или на посту, каждый день в журнале отмечается расходованное за день количество спирта, без указания номера истории болезни пациента, проведенных ему процедур и т.д.

Приказ о хранении лекарственных средств по медучреждению можно утвердить приказом главного врача. В нем же определяется порядок  списания этилового спирта, например, если он приходит от поставщика во флаконах.

В таком случае учет должен вестись по каждому возможному объему флаконов и по концентрации спирта.

Если этиловый спирт был принят по весу, например, 15 кг, то и расходование его в документации должно быть отражено в килограммах или граммах.

В настоящем материале мы рассмотрели далеко не многие правила хранения лекарственных средств в медучреждении, как и не все вопросы, которые могут возникать на практике.

Еще раз напомним, что частой причиной ошибок в лекарственных назначениях становится усложнение процедур учета и хранения лекарств, а также перегрузка медперсонала ведением многочисленных учетных журналов. Все это отвлекает медсестер от их непосредственной работы с пациентами.

Поэтому в любом медучреждении, в первую очередь, медперсонал должен знать приказ 706н хранение лекарственных средств, в котором приведены самые основные правила, необходимые для безопасной работы.

Разработанный в медучреждении приказ по работе с лекарствами также значительно упростит работу медработников и систематизирует их знания, полученные зачастую из устаревших нормативных документов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.