text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Информатизация здравоохранения: как внедряют телемедицину

  • 21 октября 2016
  • 121

В последние годы представление о медицине и медицинских технологиях существенно изменилось, что связано с развитием компьютерных технологий и проникновением их во сферы нашей жизни.

Информатизация здравоохранения позволила государству предоставлять своим гражданам медицинские услуги там, где в силу географической отдаленности это зачастую сделать сложно.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Поэтому информатизация здравоохранения в России, где существует множество отдаленных территорий, является жизненно важным фактором.

Информатизация здравоохранения: возможности

  1. Повсеместное развитие и внедрение телемедицины позволяет удаленно оказывать специализированную медпомощь в тех территориях, где отсутствуют необходимые специалисты.
  2. Развитие информатизации здравоохранения помогает устранить изолированность медработников в маленьких населенных пунктах.
  3. Новые возможности дистанционного консультирования в несколько раз удешевляет медицинские услуги.
  4. Телемедицинские технологии предоставляют возможность постоянно дистанционно отслеживать состояние больных с хроническими болезнями, такими, как сахарный диабет.
  5. Сегодня телемедицина развита во многих странах и позволяет контролировать не только состояние отдаленных больных, но и военнослужащих и служащих военно-морского флота.
  6. ВОЗ активно ведет разработку международной телемедицинской сети, что позволит многим медработникам иметь доступ к мировому медицинскому сообществу.
  7. И, наконец, развитие информатизации здравоохранения позволяет своевременно применять профилактические меры, тем самым, не только сохраняя здоровье пациентов, но и улучшая его.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Информатизация здравоохранения в России

Концепция развития телемедицины в нашей стране была утверждена еще в 2001 года приказом  Минздрава РФ и РАН № 344/76. Этот документ установил основные аспекты ответственности технических и медицинских работников за проведение, организацию и сохранение конфиденциальности удаленных консультаций.

В документе также установлены:

  • конкретные показания для проведения телемедицинских консультаций о оказания медпомощи удаленным больным;
  • форма добровольного согласие больного или его законного представителя на проведение консультаций с использованием телемедицинских технологий, с учетом возможным технических ограничений;
  • ответственность врача-консультанта за вынесенное заключение при том условии, что ему будут предоставлены все необходимые данные об актуальном состоянии пациента, а лечащий врач проведет правильную трактовку рекомендаций, полученных в ходе консультации;
  • соответствие обсуждаемых медицинских документов друг другу, их одинаковое качество при приеме и передаче информации;
  • авторизация документации, которая получены с использованием технологий телемедицины;
  • защита персональных данных пациента и конфиденциальный характер удаленной консультации;
  • документирование и последующее архивирование проведенной телеконсультации;
  • защита удаленного профиля врача-консультанта и его цифровой подписи;
  • техническое сопровождение своевременного проведения дистанционной консультации с консультантом;
  • ответственность организаторов консультаций за актуальность информации, которая размещается на web-серверах;
  • соблюдение авторских и иных гражданских прав на материалы, которые используются сторонами при проведении дистанционного сеанса телеконсультации;
  • возможность предоставления платных медицинских услуг в рамках телемедицинских технологий.

Комитет Госдумы РФ по охране здоровья в 2009 году провел круглый стол, который был посвящён законодательным аспектам внедрения телемедицины в РФ.

В частности, отмечалось, что в практике здравоохранения многих стран телемедицинские технологии уже давно внедрены.

Информатизация здравоохранения используется как специальный способ оказания лечебно-диагностического комплекса процедур населению посредством электронной коммуникации для граждан, которые проживают в труднодоступных территориях или в изолированных местах.

Стандарты телемедицины в РФ

Неоднократно специалисты подчеркивали о необходимости разработки специальных стандартов в области телемедицины.

На данный момент в нашей стране уже разработаны и приняты несколько стандартов в области информатизации здравоохранения:

  • ГОСТ Р 52636-2006, утвержден приказом Ростехрегулирования № 407-ст от 27.12.2006 года (общие положения об электронной истории болезни);
  • ГОСТ Р ИСО/ТС 18308-2008, утвержден приказом Ростехрегулирования № 44-ст от 11.03.2008 года;

Также в рамках развития информационного обмена между медучреждениями были приняты следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 52976 – установил общие требования к составу первичных данных медицинской статистики медучреждений;
  • ГОСТ Р 52979 – установил общие требования к составу сведений регистра застрахованных пациентов;
  • ГОСТ Р 52978 – установил общие требования к составу сведений о медицинских учреждениях;
  • ГОСТ Р 52977 – установил общие требования для составления базы данных о взаиморасчетах за оказанные пациентам медицинские услуги.

Кроме того, на заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ было разработано Постановление № 35-7 от 28.10.2010 года, которое утвердило модель закона о телемедицинских технологиях в  странах-участниках.

Так, целью закона стало установление правовых оснований для стран СНГ  в сфере информатизации здравоохранения для того, чтобы удаленно оказывать консультационные, диагностические и лечебные медицинские услуги. Базируясь на этих основаниях, лечащий врач или сам пациент может получить дистанционно профессиональную консультацию у другого врача, с использованием современных информационных каналов связи.

Конечными потребителями таких специфических услуг могут быть как граждане, так и организации. Допускается оказывать телемедицинские услуги конечному потребителю посредством технического взаимодействия с ресурсами автоматизированных систем, которые эксплуатируются провайдером удаленных медицинских услуг.

Ведется разработка проекта ФЗ «Об электронной медицине в РФ».

Создатели законопроекта говорят о том, что целью документа является создание в стране правовых условий, способствующих оказанию медицинских услуг посредством коммуникационных и информационных технологий, а также средств для обмена медицинской информацией между всеми участниками процесса оказания таких услуг.

В этом документе под электронной медициной понимается комплекс специальных электронных средств и технологий, разработанных для предоставления услуг по обмену информацией  в интересах всех участников процесса оказания медицинских услуг.

Поставщиком таких услуг являются граждане и организации, которые оказывают услуги по распространению медицинской информации конкретным адресатам с применением коммуникационных современных технологий.


Компьютерный предрейсовый осмотр водителей

Одним из примеров информатизации здравоохранения в России можно назвать обсуждение, которое проходило в Общественной палате РФ по поводу компьютерных предрейсовых медосмотров водителей.

Разработчики специализированного программного обеспечения объединили в современные медицинские приборы, компьютеры и коммуникационную инфраструктуру в специальном программно-аппаратном комплексе.

Он позволяет применить средства телемедицины для проведения предрейсовых медосмотров водителей, а также предсменных и послесменных.

Так, с помощью данного комплекса сотрудники, работающие на производствах повышенной опасности, а также водители, которые обязаны по закону проходить ежедневно медосмотры, могут самостоятельно измерить свои показатели с помощью медицинского оборудования, подключенного к персональному компьютеру.

Компьютер производит идентификацию человека, записывает весь процесс осмотра, проводит замеры, после чего передает их в электронной форме медработнику, которые принимает окончательное решение о допуске сотрудника к деятельности.

Такой подход позволяет проводить медосмотр удаленно, при этом один дежурный медработник с помощью подобной технологии может за одну смены обслуживать до 1000 сотрудников организации.

При этом сведения о предыдущих медосмотрах сохраняются в общей базе данных, к которой имеют доступы и другие организации (Минтранс, ГИБДД, Минздрав и другие), которые могут использовать эти данные для своих проверок.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.