text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Как снизить риск падения пациентов

  • 27 октября 2016
  • 857

В ЛПУ должна быть разработана  специальная программа профилактики падений пациентов во время их госпитализации. Для этого выделяют основные группы риска, и разрабатывают меры, направленные на профилактику падений больных

Безопасность пациентов в ЛПУ и профилактика падений

Пациенты, находясь на лечении в ЛПУ, зачастую находятся в тяжелом и нестабильном состоянии, что может привести к их падению и самым серьезным последствиям.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Для того, чтобы такие случаи не возникали, необходимо разработать программу безопасности пациентов в ЛПУ.

При разработке программы необходимо учесть все предыдущие ошибки медперсонала, которые привели к падениям пациентов, и сформулировать из них основные правила безопасности.

Существуют факторы риска для пациента в ЛПУ, которые могут привести к падению:

  • сопутствующие заболевания;
  • наличие падения в прошлом;
  • пользование соответствующим приспособлением для передвижения (ходунки, костыли, палка);
  • внутривенная терапия;
  • нарушение функций ходьбы;
  • переоценка пациентом своих физических возможностей; попустительское отношение к существующим ограничениям в движении (при наличии таковых).

Выделяют следующие категории пациентов, имеющих наибольшую вероятность падения:

  • пожилые люди в возрасте от 65 лет;
  • маленькие дети;
  • трудоспособные мужчины – данный факт связывают с трудностью адекватно оценить изменившиеся в связи с болезнью или травмой физические возможности организма;
  • курящие;
  • лица, имеющие заболевания помимо приведшего к госпитализации – ухудшение качества зрения, неврологические, сердечные и другие патологии, нарушающие двигательную активность;
  • пациенты, принимающие психотропные лекарства;
  • больные с нарушениями когнитивных функций.

Сотрудникам ЛПУ необходимо соотнести данные о госпитализированных пациентах с информацией по категориям граждан, входящими в зону риска. Подобный анализ предоставит возможность направленно провести профилактику падений.


Проведение оценки риска падения пациента

Разработано несколько шкал, которые используются для проведения оценки риска падения. Руководство медицинской организации, в которой предполагается внедрить соответствующую систему профилактики, анализирует данные о госпитализированных больных и определяет удобную шкалу на своё усмотрение.

Для выявления пациентов, обладающих высокой степенью риска падения в связи с наследственными или приобретёнными факторами, используют шкалу Морзе.

Во время оформления пациента в приёмном отделении медсестра проводит опрос, основанный на вышеописанных факторах риска. На основании полученных данных больному начисляют баллы риска — чем больше баллов, тем выше вероятность падения пациента в ЛПУ.

Результат оценки выражается в выдаче больному сигнального белого или жёлтого браслета с указанием номера медкарты и ФИО. Белый браслет означает низкий уровень риска, а жёлтый — высокий.

Оценка риска падения проводится повторно в течение первых суток госпитализации, далее — 1 раз в день. По итогам периодических оценок может быть принято решение о смене браслета пациента.

В зависимости от установленного уровня риска для конкретного больного планируется необходимый объем превентивных мер:

  • при высоком уровне — предусмотрено выполнение стандартизированных вмешательств, либо проводится разработка иных мероприятий (функциональное обследование и пр.), регламентируемых правилами медучреждения.

Мероприятия, направленные на профилактику случаев падения

Предполагается участие всех сотрудников ЛПУ (в том числе и немедицинского персонала) в организации мероприятий по предотвращению возможных падений больных. Главный врач утверждает соответствующие рабочие инструкции для разных должностей медорганизации:

  1. врачей;
  2. медицинских сестёр;
  3. санитаров;
  4. сотрудников инженерного подразделения.

Для повышения эффективности программы персонал должен использовать в своей работе:

  1. памятки;
  2. извещения о фактах падения;
  3. проведение обучения родственников.

Также важно и самому пациенту донести информацию по профилактике падений:

  • инструктирование по предотвращению случаев падения;
  • дополнение профильной терапии упражнениями, способствующими поддержанию или восстановлению способностей к передвижению;
  • организация места пребывания больного в соответствии с возможностями максимального самообслуживания;
  • предложение пациенту занятий, не требующих активных физических действий: чтение, просмотр телепередач, релаксация и другое.

Роль врачей в профилактике падений

Программа предполагает периодическое посещение больных врачами с целью проведения функциональной оценки состояния пациентов с высоким риском падения.
В неё входит:

  • контроль за приёмом препаратов (определение полипрагмазии);
  • оценка влияния имеющихся заболеваний на факторы риска падения;
  • анализ эффективности обезболивания;
  • оценка причин возможных нарушений сна;
  • определение иных факторов, увеличивающих риск падения.

Роль медицинских сестёр в профилактике падений

Важная роль в профилактике падений отводится сестринскому процессу. Соответствующее оформление медицинской карты, маркировка специальными наклейками двери палаты пациента с высоким риском падения — одни из немногих обязанностей медицинской сестры в реализации превентивной программы. В её ответственности также:

  • организация расположения больного на низкой кровати с ограничителями (с трёх сторон для передвигающихся пациентов, с четырёх — для лежачих);
  • осуществление обхода через каждые 2 часа;
  • определение такого больного в палаты близкие к сестринскому посту;
  • своевременное информирование пациентов о возможных опасностях и рисках, а также обеспечение их листовками по профилактике падений, организация сопровождения при необходимости;
  • передача информации о состоянии больных с высоким риском падения во время смены дежурной медсестры;
  • доклад ответственному лицу о возникновении возможной опасности для пациентов (разлитая вода, обледенелые ступени и другое).

Роль санитаров в профилактике падений

Санитарам необходимо следить за своевременным выставлением предупреждающих знаков при уборке, а также размещать соответствующие вывески о возможных опасностях в палатах.

Роль немедицинского персонала в профилактике падений

В зону ответственности инженера по техническому оснащению в рамках реализации программы предупреждения падений входит:

  1. оценка систем экстренного вызова медперсонала в палатах;
  2. установка и контроль работоспособности видеонаблюдения в помещениях ЛПУ;
  3. проверка исправности и ограничение степени открывания окон;
  4. контроль правильного функционирования системы освещения, приборов медицинского назначения;
  5. оборудование туалетных и ванных комнат специальными поручнями;
  6. ограничение выхода из ЛПУ пациентов с высоким риском падения без сопровождения путём инструктажа работников службы охраны.

Порядок действий персонала при обнаружении пациента без сопровождения

Медицинскому и немедицинскому персоналу лечебного учреждения необходимо регулярно осуществлять наблюдение за пациентами. В случае обнаружения больного без сопровождения и специальных приспособлений для перемещения стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • нарушение равновесия, походки;
  • патология суставов, ступней;
  • тремор;
  • бледность;
  • зрительные и слуховые патологии;
  • кахексия.

При наличии у больного хотя бы одного из признаков сотруднику, который обнаружил пациента, необходимо:

  • попросить остановиться и сопроводить до скамейки;
  • организовать доставку больного в отделение и до прибытия персонала транспортной службы оставаться с пациентом;
  • сообщить о факте обнаружения больного с риском падения в профильное отделение, где проводится его лечение.

Обучение персонала

Профилактика падения пациента (в том числе и профилактика падения пожилых людей) не может быть проведена на должном уровне без соответствующей подготовки персонала.

Администрации ЛПУ следует:

  • организовать ознакомление сотрудников с программой по минимизации риска падения;
  • провести инструктаж персонала, который связан с лечебным процессом принятием мер по снижению риска падения;
  • организовать обучение правильному реагированию на факты падения;
  • своевременно проводить курсы повышения квалификации персонала.

Анализ эффективности вводимых мер профилактики позволит совершенствовать программу предотвращения падений пациентов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.