text
Портал для медицинских работников

Финансовая деятельность медицинского учреждения в вопросах и ответах

  • 29 октября 2016
  • 665

Когда осуществляется финансовая деятельность медицинского учреждения, часто возникают вопросы о том, как проводить расчеты, что обозначают используемые при этом параметры, как распределять и использовать поступающие средства и как проводится оплата отдельных видов деятельности ЛПУ. На все эти вопросы можно дать вполне определенные ответы.

Вопрос №1: Могут ли быть возмещены нормативные затраты на оказание государственных услуг за счёт субсидий, полученных на одну из следующих целей:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  План ФХД, Положение о платных услугах, Уведомление о привлечении к сверхурочной работе

  • на выхаживание новорожденных с низкой (и экстремально низкой) массой тела;
  • на проведение капитального ремонта;
  • на финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи;
  • на предназначенные для сотрудников федеральных бюджетных организаций стимулирующие выплаты;
  • на увеличение мощности, потребляемой медицинской организацией, при помощи подсоединения к соответствующим инженерно-техническим сетям;
  • на оформление энергетического паспорта и  проведение энергетического обследования ЛПУ;
  • на повышение качества услуг, предоставляемым пациентам с онкологическими болезнями;
  • на развитие неонатальной хирургии в медицинской организации?

Ответ: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2015 года № 99н утвердил Правила, в соответствии с которыми автономные учреждения и федеральные государственные бюджетные учреждения получают субсидии, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение госуслуг.  

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».
Активировать доступ


В приложении I к этим правилам приведен полный Перечень таких субсидий.

Как нетрудно убедиться, ознакомившись с Перечнем, все перечисленные в вопросе субсидии в нём присутствуют. Таким образом, они не являются связанными с возмещением нормативных затрат и не могут быть потрачены с этой целью.

Вопрос №2: Финансово-хозяйственная деятельность медицинских учреждений ведётся с учетом стоимости случая госпитализации в стационаре по КСГ. Как рассчитывается этот параметр?

Ответ: Осуществление расчета можно условно разделить на три этапа:

  1. Расчет базовой ставки. Более развернутое название базовой ставки – средняя стоимость законченного случая лечения по КСГ (клинико-статистическая группа заболеваний), или КПГ (клинико-профильная группа заболеваний). Для вычисления величины базовой ставки вводятся следующие переменные:
  • чсл, то есть запланированное количество случаев лечения в стационаре     заболеваний, включенных в КСГ/КПГ;
  • ОС, общий объем денежных средств, которыми финансируется деятельность по лечению заболеваний, включенных в КСГ/КПГ, осуществляемая в условиях стационара.
  • СПК, то есть средний поправочный коэффициент оплаты по КПГ/КСГ. Для определения этого параметра требуются статистические данные. В том случае, если их нет, или недостаточно, значение СПК устанавливается директивно в диапазоне от 1,1 до 1,2.

Определив все три параметра и обозначив базовую ставку, как БС, можно рассчитать ее значение по формуле:

БС = ОС/(СПК*Чсл).


Следует отметить, что базовая ставка устанавливается на региональном уровне, а ее конкретное значение фиксируется тарифным соглашением.

  1. Расчет поправочного коэффициента оплаты по КПГ/КСГ для конкретного случая лечения. Этот параметр обозначается, как ПК. Для его вычисления вводятся следующие переменные:
  • коэффициент сложности лечения пациента, обозначаемый как КСЛП;
  • управленческий коэффициент по КСГ/КПГ, обозначаемый как КУКСГ/КПГ;
  • коэффициент уровня оказания медицинской помощи в условиях стационара, обозначаемый как КУСМО.

Следует отметить, что КСЛП и КУКСГ/КПГ – региональные коэффициенты, которые могут быть введены для данного случая лечения и для клинико-статистической (клинико-профильной) группы заболеваний соответственно. Если власти российского региона не утвердили величины этих коэффициентов, то при расчетах они не учитываются (т.е., с математической точки зрения, считаются равными единице).

Определив коэффициенты, можно рассчитать значение поправочного коэффициента оплаты  по КСГ/КПГ для конкретного случая по формуле:

ПК = КСЛП* КУСМО* КУКСГ/КПГ.

  1. Расчет стоимости одного случая госпитализации по КСГ/КПГ. После того, как рассчитана базовая ставка (БС) и поправочный коэффициент оплаты по КСГ/КПГ (ПК), можно переходить к вычислению стоимости одного случая госпитализации по КСГ/КПГ. Для этого вводятся следующие переменные:
  • устанавливаемый федеральными властями коэффициент относительной затратоёмкости по КСГ/КПГ. Обозначается, как КЗКСГ/КПГ;
  • коэффициент дифференциации, или КД.

Следует учитывать, что на региональном уровне может действовать как один, так и несколько коэффициентов дифференциации. Если коэффициент один, то он учитывается еще на этапе расчета базовой ставки. Если же возможных значений несколько, то для определения его значения используют правила расчета, введенные постановлением правительства РФ от 5-го мая 2012 года № 462.

КЗКСГ/КПГ представляет собой величину, показывающую соотношение объема затрат для клинико-профильной или клинико-статистической группы заболеваний и величины БС (базовой ставки). На региональном уровне этот параметр менять не разрешается.

Используя все введенные ранее переменные и обозначив стоимость одного случая госпитализации в стационаре по КСГ, как ССКСГ/КПГ , можно записать формулу для расчета этого параметра следующим образом:

ССКСГ/КПГ = ПК*КД*БС* КЗКСГ/КПГ

Нормативным обоснованием данного порядка расчета являются Методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ. Эти рекомендации содержатся в письме Минздрава РФ № 11-9/10/2-7938, ФФОМС № 8089/21-и от 24 декабря 2015 года.

Вопрос №3: При ответе на вопрос о порядке расчета стоимости одного случая госпитализации в стационаре по КСГ использовался КУСМО, коэффициент уровня оказания медицинской помощи в условиях стационара по КСГ/КГС. Как определяется значение этого параметра?

Ответ: Отвечая на этот вопрос, нужно в первую очередь пояснить, что такое уровень оказания медицинской помощи.

Медицинские учреждения (а также входящие в их структуру подразделения) обеспечивают население специализированной медицинской помощью, первичной медико-санитарной помощью и первичной специализированной медико-санитарной помощью. При этом, если все эти виды помощи оказываются каким-либо ЛПУ в одном из районов города, или же в муниципальном районе, то эта медицинская организация относится к 1-му уровню оказания медицинской помощи.

2-й уровень оказания медицинской помощи подразумевает, что ЛПУ обслуживает сразу несколько городских округов и муниципальных районов.

3-й уровень присваивается медицинским организациям, обслуживающим как минимум один субъект РФ. Бывают и такие МО, которые обслуживают население нескольких регионов – они также относятся к 3-му уровню. Следует отметить, что 3-й уровень оказания медицинской помощи отличается от двух первых еще и предоставлением высокотехнологичной помощи.

Коэффициент уровня оказания медицинской помощи, или КУСМО, был введен, поскольку финансовая деятельность медицинского учреждения на разных уровнях существенно различается: чем более высок уровень, тем выше и затраты. Наиболее напряженная финансовая деятельность в медицине наблюдается в тех ЛПУ, которые обслуживают несколько субъектов РФ, что вызвало необходимость введения для них особого подуровня.

Непосредственные значенияКУСМО для каждого из уровней устанавливаются по решению региональных властей и фиксируются в тарифных соглашениях. При этом должен выполняться основной принцип:  значения коэффициентов всегда возрастают от уровня к уровню.

Конкретные значения КУСМО рекомендуют ограничивать следующими рамками:

  • 1,0         для первого уровня оказания медицинской помощи;
  • 0,9-1,2   для второго уровня;
  • 1,1-1,5   для третьего уровня.

Еще более  высокое значение КУСМО, от 1,4 до 1,7, устанавливается для медицинских организаций, обслуживающих несколько субъектов РФ. Более точно определить значение коэффициентов в конкретных случаях поможет анализ финансовой деятельности медицинского учреждения.

Поскольку у каждой из медицинских организаций одного и того же уровня могут иметься свои уникальные особенности, связанные, например, с разницей в доступности энергетических ресурсов, или с заведомо разным количеством пациентов, значение КУСМО может варьироваться в каждом конкретном случае, важно лишь, чтобы его средневзвешенное значение оставалось в диапазоне, рекомендованном для уровня в целом. Медицинские организации  с одинаковым значением КУСМО в этих случаях считаются находящимися на одном подуровне.

Для расчета средневзвешенного значения КУСМО, обозначаемого, как СКУСi  (где i – номер уровня), следует ввести следующие переменные:

  • Общее количество случаев законченного лечения на одном уровне, или Чслi
  •  Общее количество случаев законченного лечения на каждом подуровне (обозначим номер подуровня, как j), или Чслj
  • Коэффициент для подуровня j, КУСмоj

Теперь можно задать формулу для средневзвешенного коэффициента:

СКУСi  = Σ(КУСмоj * Чслj) / Чслi

Нормативным обоснованием данного порядка расчета являются Методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ. Эти рекомендации содержатся в письме Минздрава РФ № 11-9/10/2-7938, ФФОМС № 8089/21-и от 24 декабря 2015 года.

Вопрос №4: Кто и каким образом может изменить распределенные объемы медицинской помощи?

Ответ: В соответствии с пунктом 8 приложения №1 к Правилам ОМС, которые были  утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2011 года № 158, решение об изменении распределенных объемов медицинской помощи принимается на заседании Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Предложения об этих изменениях вносятся секретарем Комиссии по инициативе, исходящей от одного из следующих субъектов:

  1. Страховые организации, работающие в сфере здравоохранения.
  2. Региональные органы власти, ответственные за сферу здравоохранения.
  3. Территориальный фонд ОМС.

При внесении инициативы об изменениях распределенных объёмов медицинской помощи следует соблюдать определенные в пункте 5 информационного письма Минздрава России от от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 критерии обоснованности и необходимости.

Вопрос №5: Каким образом используется подушевой норматив финансирования при оплате диспансеризации взрослого населения?

Ответ: Основными нормативными документами по этому вопросу являются Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 февраля 2015 года № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» и приложение к к приказу Минздрава РФ от 03.12.2012 г. № 1006н, в котором и содержится Порядок проведения диспансеризации. 

В соответствии с этими документами, диспансеризация должна проводиться в два этапа, причем только по законченному случаю осуществляется оплата.

Объем диспансеризации устанавливается исходя из возраста и пола гражданина, и для того, чтобы первый этап диспансеризации конкретного лица можно было считать завершенным, требуется выполнить, как минимум, 85% от этого объема. Для завершения второго этапа и диспансеризации в целом требуется выполнить все мероприятия, оговоренные в пункте 13.2 Порядка проведения диспансеризации.

Мероприятия, проведенные в рамках диспансеризации, могут быть также засчитаны в качестве профилактического медицинского осмотра. Правила проведения такого осмотра и объем необходимых мероприятий регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2012 года № 1011н. 

Вопрос №6: Количество случаев госпитализации и случаев обращения за медицинской помощью может существенно падать в силу сезонных факторов. Как в эти периоды осуществляется финансирование из фонда ОМС?

Ответ: В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2015 года № 11-9/10/2-7796, решение о том, как между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями распределяется финансирование, принимается  территориальной Комиссией.

Это решение принимается ежегодно, причем делается поквартальное разделение общих объемов финансирования. Если возникает обоснованная необходимость произвести какие-либо изменения в объемах медицинской помощи, то в течение года вносятся соответствующие корректировки.

Одним из главных параметров при определении объемов медицинской помощи является норматив затрат на единицу объема медицинской помощи. Этот параметр определяется путем усреднения по году затрат, осуществленных медицинским учреждением. Таким образом, учитываются и те периоды, когда количество заболеваний и случаев госпитализации падает в силу сезонных факторов. Финансовая деятельность медицинского учреждения осуществляется с учетом тарифов, основанных на усредненном нормативе, что позволяет планировать расходы и накапливать необходимые резервы.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для экономистов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.