text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Санитарный режим процедурного кабинета

  • 3 ноября 2016
  • 4836

Сан эпид режимСанэпид режим процедурного кабинета в медицинской организации должен отвечать требованиям Санитарных правил и норм 2.1.3.2630-10. Ответственность за это возлагается на главную медицинскую сестру, которая в своей работе должна руководствоваться также и внутренними нормативными документами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Санитарно-эпидемиологический режим процедурного кабинета: общие положения

Создать наиболее благоприятные условия для выздоровления больных, обеспечить высокий уровень гигиены и предотвратить распространение внутри ЛПУ инфекционных заболеваний позволяет совокупность действий, называемая санитарно-эпидемиологическим режимом.

Санэпид режим процедурного кабинета поликлиники, месте, где производятся различные действия по диагностике и лечению заболеваний, выполняются назначения врачей, имеет особое значение и в то же время является частью общего для ЛПУ санэпид режима.  

Стандарт оснащения процедурного кабинета

Стандарт оснащения процедурного кабинета
посмотреть/скачать>>

Алгоритм получения санитарно-эпидемиологического заключения

Алгоритм получения санитарно-эпидемиологического заключения
посмотреть/скачать>>

СанПиН 2.1.3.2630-10 (последняя редакция)

СанПиН 2.1.3.2630-10 (последняя редакция)
посмотреть/скачать>>

Основным нормативным документом, устанавливающим последовательность и параметры мероприятий, проводящихся в рамках санэпид режима, является СанПиН 2.1.3.2630-10.  

Руководители многих медицинских организаций уделяют работе процедурного кабинета особое внимание, и составляют специальный внутренний нормативный документ, Положение о процедурном кабинете. Пока еще не существует закона, который регламентировал бы правила составления этого внутреннего документа, поэтому при его создании следует ориентироваться на положения СанПиН.

Кроме того, в ЛПУ специальной направленности (хирургических, акушерско-гинекологических, педиатрических) могут использоваться профильные нормативные документы.


Процедурный кабинет: требования к интерьеру и мебели

  1. Пол процедурного кабинета должен быть покрыт материалом, не впитывающим жидкости, например, линолеумом.
  2. В помещении должен поддерживаться высокий уровень освещенности, вентиляционная система и окна должны обеспечивать хорошее проветривание.
  3. Мягкая мебель и цветы в кабинетах с санитарно противоэпидемическим режимов находиться не должны.
  4. Для покрытия потолка и стен может использоваться кафельная плитка, или краска. При этом на этих поверхностях не должно быть никаких неровностей, следов присутствия плесневого грибка, затеков.
  5. Для обеспечения беспрепятственной дезинфекции и влажной уборки требуется использовать в процедурном кабинете мебель только с особым гигиеническим покрытием. Это требование распространяется и на оборудование, используемое в кабинете.

Если во время работы в процедурном кабинете какой-то элемент оборудования, или предмет мебели пришел в негодность, его следует немедленно починить, а при невозможности починки – заменить. Кроме того, в процедурном кабинете допускается установка только такого оборудования, которое используется в работе.

Поддержать на должном уровне санэпид режим в процедурном кабинете поможет выделение особой зоны, куда не будут допускаться как пациенты, так и работающие в других помещениях сотрудники ЛПУ. В центре такой зоны будет находиться рабочий стол, вокруг которого можно мысленно провести границу.

Оборудование процедурного кабинета

Существует так называемый необходимый минимум инструментов и оборудования, который должен присутствовать в каждом процедурном кабинете.

Соответствующий перечень выглядит таким образом:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Предназначенные для различных манипуляций расходные материалы и инструменты.
  3. Стетофонендоскоп.
  4. Оснащение процедурного кабинетаТонометр.
  5. Ширма.
  6. Кварцевая лампа (бактерицидный облучатель).
  7. Столик для манипуляций.
  8. Холодильник.
  9. Предназначенные для содержания стерильных материалов контейнеры.
  10.  Контейнеры, в которых дезинфицируются иглы и материал.
  11. Штативы, используемые при внутривенных вливаниях.
  12. Шкаф для медикаментов и стерильных растворов и отдельный шкаф, в котором хранятся препараты, используемые при оказании экстренной помощи.
  13. Укладка антиВИЧ и противошоковая укладка.
  14. Оборудование для переливания крови.

Кроме того, требуется наличие раковин и умывальников. Для мытья рук используются обычные, или сдвоенные раковины. Умывальники должны предусматривать возможность использования смесителя без помощи кистей рук. Это обеспечивается педальным или локтевым управлением.

Вместе с умывальниками устанавливаются дозаторы для применения антисептических растворов и жидкого мыла с антисептическим действием.


Требования к документации, хранящейся в процедурном кабинете

В помещении процедурного кабинета требуется разместить шкаф для хранения документации.

Эта документация представлена различными журналами, которые используются для учета следующих действий:

  1. Переливание кровезаменителей и крови.
  2. Сдача в центральную стерилизационную шприцев и сдача шприцев по смене (учитывается в отдельном журнале).
  3. Взятие анализов крови для тестирования на наличие вируса СПИДа , на реакцию Вассермана и для проведения биохимических исследований. Каждый из анализов учитывается в отдельном журнале.
  4. Внутривенные вливания (в соответствующем журнале также учитывается наличие и использование капельниц).
  5. Работа сухожарового шкафа.
  6. Проведение генеральных уборок.
  7. П/к инъекции и внутримышечные инъекции.

Кроме того, требуется хранить журналы для учета:

  • пациентов, переболевших гепатитом;
  • аварийных ситуаций;
  • осложнений, возникших вследствие медицинской деятельности;
  • температуры воздуха внутри холодильника;
  • травм, полученных сотрудниками ЛПУ и профилактических посттравматических мероприятий;
  • сроков годности фармацевтических препаратов;
  • качество предстерилизационной очистки.

В особом журнале фиксируются назначения, сделанные врачами. Должен вестись и журнал учета работы процедурного кабинета.

Процедурные кабинеты специализированных отделений

Специализированные кабинетыПроцедурные кабинеты в некоторых отделениях ЛПУ оборудуются особым образом. В частности, в помещении должен присутствовать санузел, если речь идет о процедурной для отделения,  в котором проводятся исследования нижних отделов пищеварительного тракта.

Нужны особые процедурные кабинеты и в тех отделениях, где проводится эндоскопия пищеварительной системы (как нижних, так и верхних отделов), а также бронхоскопия.

Процедурные кабинеты в перинатальных центрах, в кабинетах патологии новорожденных  и в отделениях, где осуществляется интенсивная терапия и реанимационные мероприятия для новорожденных, используются ограниченно – в них проводятся лишь подготовительные мероприятия для последующей диагностики или терапии.

В отделениях гемодиализа, наоборот, процедурный кабинет – это единственное место, где допускается проведение плазмофереза, гемосорбции, экстракорпоральной гемокоррекции и прочих процедур детоксикации.

Такие процедуры, как взятие крови из вены, внутримышечные и внутривенные инъекции, взятие из горла или носа мазка на анализ, измерение артериального давления, аутогемотерапия, полостная инстилляция (в том числе инстилляция мочевого пузыря), а также перевязки, могут осуществляться в процедурном кабинете в соответствии с профилем ЛПУ.

Санитарно-эпидемиологический режим процедурного кабинета: условия хранения расходных материалов

При хранении в процедурном кабинете фармацевтических препаратов следует контролировать уровень концентрации в воздухе действующих веществ этих препаратов и не допускать превышения ПДК. Все лекарства должны быть снабжены соответствующей маркировкой и размещены на полках холодильника.  

Стерильность инструментов многоразового пользования и материалов для перевязок обеспечивается размещением их в специальных биксах.

В кабинете должны, кроме того, находиться емкости с рабочими растворами средств дезинфекции. Они используются для обеззараживания инструментов после их использования (путем замачивания), а также для других первичных мероприятий по дезинфекции.

Применение кварцевых ламп обеспечивает дезинфекцию поверхностей и воздушной среды.


Санитарно-эпидемиологический режим в рамках ЛПУ: перечень мероприятий

  1. Выполнение правил установленного внутреннего распорядка.
  2. Применение только стерильных бинтов, медицинских инструментов и выполнение прочих требований антисептики и асептики.
  3. Выполнение обеззараживания операционного поля и рук сотрудников медицинского учреждения.
  4. Контроль состояния здоровья всех сотрудников.
  5. Обеспечение стерильным бельем и специальной одеждой.
  6. Выполнение  ежесуточной  влажной уборки с сопутствующей дезинфекцией. В некоторых помещениях влажную уборку придется проводить чаще. Например, санэпид. режим кабинета врача-терапевта поликлиники требует не менее чем двукратного проведения влажной уборки в течение суток.
  7. Выполнение профессионального ухода за пациентами.
  8. Кабинеты, в которых осуществляются манипуляции с сывороткой и кровью, необходимо подвергать дополнительной генеральной уборке. Она проводится ежемесячно, причем требует использования таких веществ, как термостойкая белильная известь, известь хлорная, а также хлорамин (в виде 3-х процентного раствора).
  9. Выполнение дезинфекции инвентаря, используемого при уборке, постельного белья и постельных принадлежностей, посуды. Отдельно нужно позаботиться о дезинфекции воздушной среды.

Ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, несёт чаще всего главная медицинская сестра. Для неё главный врач утверждает соответствующую должностную инструкцию.

В эту инструкцию следует включать, наряду с прочими обязанностями главной медицинской сестры, следующие пункты:

  1. Обеспечение проведения генеральных уборок и ежедневных уборок строго по ранее составленному графику, строгое выполнение режима стерилизации и дезинфекции.
  2. При использовании облучателей, обладающих бактерицидным эффектом, все действия должны вноситься в специальный учетный журнал.
  3. Хранение инвентаря, используемого для уборки, обеспечение комплектности этого инвентаря и нанесения на него маркировки.
  4. Установка концентрации средства для дезинфекции и выбор конкретного вида этого средства.
  5. В кабинетах, где осуществляются прививки, перевязки, в автоклавных кабинетах, в манипуляционных и процедурных помещениях требуется контролировать соблюдение сотрудниками актуальных нормативов гигиены и санитарии.

Необходимо контролировать, насколько хорошо очищены изделия медицинского назначения, которым предстоит пройти стерилизацию, имеются ли после использования дезинфицирующих препаратов и моющих средств какие-либо остатки и каково содержание этих остатков. Для этого главные медсестры используют фенолфталеиновые и азопирамовые пробы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.