Режим и организация работы процедурного кабинета

4918

Режим процедурного кабинета в медицинской организации должен отвечать требованиям Санитарных правил и норм 2.1.3.2630-10. Кроме того, необходимо соблюдать и нормативы, установленные для специализированных медучреждений.

Выполнению этих требований способствует правильная организация рабочего места и рабочего времени процедурной медицинской сестры.

Организация работы процедурного кабинета

Создать наиболее благоприятные условия для выздоровления больных, обеспечить высокий уровень гигиены и предотвратить распространение внутри медорганизации инфекционных заболеваний позволяет совокупность действий, называемая санитарно-эпидемиологическим режимом.

Для того, чтобы обеспечить соблюдение этого режима, необходимо выполнение двух основных условий:

  • высокий уровень квалификации процедурной медицинской сестры;
  • наличие исправного оснащения и оборудования.

организация работы процедурного кабинета

Работа в процедурном кабинете требует от медицинской сестры умения не только производить медицинские манипуляции, но и обеспечивать стерильность используемого инструмента и расходных материалов.

Такие процедуры, как взятие крови из вены, внутримышечные и внутривенные инъекции, взятие из горла или носа мазка на анализ, измерение артериального давления, аутогемотерапия, полостная инстилляция (в том числе инстилляция мочевого пузыря), а также перевязки, могут осуществляться в процедурном кабинете в соответствии с профилем ЛПУ.

При хранении в процедурном кабинете фармацевтических препаратов все они должны быть снабжены соответствующей маркировкой и размещены на полках холодильника. Стерильность инструментов многоразового пользования и материалов для перевязок обеспечивается размещением их в специальных биксах.

В кабинете должны, кроме того, находиться емкости с рабочими растворами средств дезинфекции. Они используются для обеззараживания инструментов после их использования (путем замачивания), а также для других первичных мероприятий по дезинфекции. Применение кварцевых ламп обеспечивает дезинфекцию поверхностей и воздушной среды.

Обязанности процедурной медицинской сестры

Основной функцией и задачей медицинской сестры является осуществление мероприятий по диагностике и лечению заболевания. В перечень этих мероприятий входят:

  1. Осуществление лечебных манипуляций и введение пациенту назначенных фармацевтических препаратов. Эти действия должны соответствовать нормативам, установленным для конкретных видов деятельности.
  2. Взятие крови на анализ из вены пациента.

Кроме того, процедурная медсестра обязана ассистировать врачу во время выполнения следующих действий:

  • Проведение проб на аллергическую реакцию.
  • Оказание помощи пациенту, находящемуся в тяжелом состоянии.
  • Проверка действия нового фармацевтического препарата.
  • Веносекция.
  • Определение резус-фактора и группы крови больного.
  • Переливание крови.

При возникновении осложнений после или вследствие проведенных лечебно-диагностических мероприятий процедурная медсестра обязана сообщить о происшедшем врачу и купировать осложнение.

Деятельность младшего медицинского персонала должна контролироваться и организовываться процедурной медицинской сестрой. Она должна также позаботиться о подготовке резервных процедурных медсестер.

Еще одна важная обязанность медицинской сестры процедурного кабинета – это осуществление учета и ведение документации. Для этого используются специальные учетные журналы.

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Журналы процедурного кабинета

Объемы, качество и сроки предоставленной медицинской помощи, также как и условия ее предоставления, контролируются как руководителем медицинской организации, так и внешними контролирующими структурами.

Выявление дефектов оказания медицинской помощи влечет дисциплинарную,  а иногда и материальную ответственность.

Поэтому крайне важно фиксировать всё, что происходило во время диагностики и лечения каждого пациента – это поможет впоследствии доказать правильность действий персонала. Важно и оформление документации, так как нарушение правил такого оформления также считается дефектом.

Журналы процедурного кабинета используются для учета следующих действий:

  1. Переливание кровезаменителей и крови.
  2. Сдача в центральную стерилизационную шприцев и сдача шприцев по смене (учитывается в отдельном журнале).
  3. Взятие анализов крови для тестирования на наличие вируса СПИДа , на реакцию Вассермана и для проведения биохимических исследований. Каждый из анализов учитывается в отдельном журнале.
  4. Внутривенные вливания (в соответствующем журнале также учитывается наличие и использование капельниц).
  5. Работа сухожарового шкафа.
  6. Проведение генеральных уборок.
  7. П/к инъекции и внутримышечные инъекции.

Кроме того, требуется хранить журналы для учета:

  • пациентов, переболевших гепатитом;
  • аварийных ситуаций;
  • осложнений, возникших вследствие медицинской деятельности;
  • температуры воздуха внутри холодильника;
  • травм, полученных сотрудниками ЛПУ и профилактических посттравматических мероприятий;
  • сроков годности фармацевтических препаратов;
  • качества предстерилизационной очистки.

В особом журнале фиксируются назначения, сделанные врачами. Должен вестись и общий журнал учета работы процедурного кабинета.

Нормативных документов, которые задавали бы для журналов процедурного кабинета какие-то единые формы, или шаблоны, не существует. Поэтому в медицинских организациях самостоятельно выбирают форму ведения таких журналов. Важно при этом, чтобы все сделанные записи были понятны и написаны отчетливым и легко читаемым почерком.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

Стеллажные карты в процедурном кабинете

организация работы процедурного кабинетаСтеллажные карты используются в процедурном кабинете для идентификации фармацевтических препаратов, которые хранятся в этом помещении.

Этот способ идентификации может применяться наряду с использованием специальных электронных устройств и кодов, что полностью соответствует Правилам, которые были утверждены в Приказе Минздрава Российской Федерации от 23 августа 2010 года №706н.

В этих Правилах оговариваются необходимые условия для размещения и хранения лекарств, но в то же время документ не вводит каких-либо нормативов для ведения стеллажных карт. Как правило, стеллажные карты помещают в шкаф, который помещением не является, что и объясняет отсутствие нормативных требований.

При этом на региональном уровне власти иногда вводят правила оформления стеллажных карт.

Примером может служить город Москва, в ЛПУ которого стеллажная карта в процедурном кабинете заполняется по утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 8 января 1988 года №14 форме 73-АП. 

Стеллажная карточка

Лекарственные средства

Единица измерения

Количество единиц измерения

Цена поступления

Серия

Данные о качестве

(№ декларации о соответствии или сертификата)

Дата истечения срока годности

Наименование, производитель

Код ОКП

Эта стеллажная карта при продаже фармацевтических препаратов является контрольным документом.

Заполняют карту в одном экземпляре, это делается на базе или складе препаратов в отделе хранения. Необходимость такого использования стеллажной карты закреплена «Порядком проведения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих на территории Москвы фармацевтическую деятельность». Порядок был утвержден Приказом московского Комитета здравоохранения от 22 января 2002 года № 19.

Содержание стеллажной карты – это, помимо названия препарата, сведения о производителе лекарства, сроке годности, номере и серии препарата, а также используемых дозах и форме выпуска.

Распорядок дня медсестры процедурного кабинета

График, в соответствии с котором работает медсестра процедурного кабинета, может существенно различаться в разных ЛПУ, однако его общее содержание остается практически одинаковым. Можно составить примерный распорядок дня следующим образом:

  • 07.45
Появление на рабочем месте
  • 8.00 до 8.10
Прием медицинской документации, оборудования, состоящих на предметно-количественном учете фармацевтических препаратов у дежурной палатной медсестры и проверка санитарного состояния кабинета
  • 8.10 до 8.20
Смена специальной одежды, приготовление рабочих растворов для дезинфекции, подготовка рабочего стола
  • 8.20 до 8.30
Кварцевание и взятие анализа крови для диагностики
  • 8.30 до 9.00
Составление плана рабочего дня и прослушивание отчета дежурной смены – проводится у заведующего отделением в ходе планерки
  • 9.00 до 9.15
Доставка в лабораторию анализов
  • 9.15 до 9.30
Получение материалов для перевязок, стерильных лотков в центральном стерилизационном отделении
  • 9.30 до 12.30
Осуществление медицинских манипуляций
  • 10.30 до 10.40
Получение у старшей медицинской сестры фармацевтических препаратов и этилового спирта
  • 12.30 до 13.00
Уборка процедурного кабинета, смена стерильной маски и стерильного лотка и кварцевание
  • 13.00 до 13.30
Обеденный перерыв
  • 13.30 до 14.30
Осуществление медицинских манипуляций
  • 14.30 до 15.00

Удаление из отделения отходов медицинской деятельности

  • 15.00 до 15.10.

Получение у старшей медицинской сестры этилового спирта

  • 15.10 до 15.30

Уборка кабинета с последующим кварцеванием, смена стерильной маски и стерильного лотка

  • 15.30 до 16.00

Ведение документации (включая направления на анализ крови и листы врачебных назначений) и подготовка пробирок

  • 16.00 до 16.30
Последняя за рабочий день уборка с последующим кварцеванием
  • 16.30 до 17.15
Получение у старшей медицинской сестры лекарственных препаратов, у сестры-хозяйки – мягкого инвентаря, средств для дезинфекции и моющих средств
  • 17.15 до 17.30
Сдача дежурной медицинской сестре процедурного кабинета

Описанный распорядок носит рекомендательный характер и допускает внесение изменений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль