Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Режим и организация работы процедурного кабинета

  • 15 ноября 2018
  • 13226

Организация работы процедурного кабинетаРежим процедурного кабинета в медицинской организации должен отвечать требованиям Санитарных правил и норм 2.1.3.2630-10.

Кроме того, необходимо соблюдать и нормативы, установленные для специализированных медучреждений.

Правильная  организация работы в процедурном кабинете  способствует выполнению этих требований.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Организация работы процедурного кабинета

Создать наиболее благоприятные условия для выздоровления больных, обеспечить высокий уровень гигиены и предотвратить распространение внутри медорганизации инфекционных заболеваний позволяет совокупность действий, называемая санитарно-эпидемиологическим режимом.

Для того, чтобы обеспечить соблюдение этого режима, необходимо выполнение двух основных условий:

Как правильно зонировать процедурный кабинет

Каждую зону оборудуйте в соответствии с типом работ, который будете в ней проводить.

Инструкцию, как это лучше сделать, смотрите в Системе Главная медсестра. Там же рекомендации по обеззараживанию кабинета и шесть шаблонов под скачивание.

Скачать шаблоны

Работа в процедурном кабинете требует от медицинской сестры умения не только производить медицинские манипуляции, но и обеспечивать стерильность используемого инструмента и расходных материалов.

Такие процедуры, как взятие крови из вены, внутримышечные и внутривенные инъекции, взятие из горла или носа мазка на анализ, измерение артериального давления, аутогемотерапия, полостная инстилляция (в том числе инстилляция мочевого пузыря), а также перевязки, могут осуществляться в процедурном кабинете в соответствии с профилем ЛПУ.

При хранении в процедурном кабинете фармацевтических препаратов все они должны быть снабжены соответствующей маркировкой и размещены на полках холодильника.

Стерильность инструментов многоразового пользования и материалов для перевязок обеспечивается размещением их в специальных биксах.

В кабинете должны, кроме того, находиться емкости с рабочими растворами средств дезинфекции.

Они используются для обеззараживания инструментов после их использования (путем замачивания), а также для других первичных мероприятий по дезинфекции. Применение кварцевых ламп обеспечивает дезинфекцию поверхностей и воздушной среды.

Зонирование процедурного кабинета: инструкция

Для того чтобы обеспечить инфекционную безопасность в процедурном кабинете, эксперт Системы Главная медсестра разработала рабочую инструкцию по делению кабинета на функциональные зоны – асептическую, рабочую и хозяйственную.

шаблоны

В действующем санитарном законодательстве не регламентированы требования к зонированию процедурных кабинетов. Разделение проводится в соответствии с принципами эпидемиологии, инфекционной безопасности и на основании требований пункта 3.3 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.

Медицинский персонал 

Основной функцией и задачей медицинской сестры является осуществление мероприятий по диагностике и лечению заболевания.

В перечень этих мероприятий входят:

  1. Осуществление лечебных манипуляций и введение пациенту назначенных фармацевтических препаратов. Эти действия должны соответствовать нормативам, установленным для конкретных видов деятельности.
  2. Взятие крови на анализ из вены пациента.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Кроме того, процедурная медсестра обязана ассистировать врачу во время выполнения следующих действий:

  • Проведение проб на аллергическую реакцию;
  • оказание помощи пациенту, находящемуся в тяжелом состоянии;
  • проверка действия нового фармацевтического препарата;
  • веносекция;
  • определение резус-фактора и группы крови больного;
  • переливание крови.

При возникновении осложнений после или вследствие проведенных лечебно-диагностических мероприятий процедурная медсестра обязана сообщить о происшедшем врачу и купировать осложнение.

Деятельность младшего медицинского персонала должна контролироваться и организовываться процедурной медицинской сестрой. Она должна также позаботиться о подготовке резервных процедурных медсестер.

Еще одна важное в работе процедурного кабинета – это осуществление учета и ведение документации. Для этого используются специальные учетные журналы.

Пример ведения журнала 

Скачайте готовый пример ведения журнала ПКУ спирта этилового на основании приложения № 3 к приказу Минздрава РФ от 17 июня 2013 г. № 378н. Форма проверена экспертами Системы Главная медсестра.

посмотреть

Скачать образец

Журналы и режим работы процедурного кабинета

Объемы, качество и сроки предоставленной медицинской помощи, также как и условия ее предоставления, контролируются как руководителем медицинской организации, так и внешними контролирующими структурами.

Выявление дефектов оказания медицинской помощи влечет дисциплинарную,  а иногда и материальную ответственность.

Поэтому крайне важно фиксировать всё, что происходило во время диагностики и лечения каждого пациента – это поможет впоследствии доказать правильность действий персонала. Важно и оформление документации, так как нарушение правил такого оформления также считается дефектом.



Журналы процедурного кабинета используются для учета следующих действий:

1.   Переливание кровезаменителей и крови
2.  Сдача в центральную стерилизационную шприцев и сдача шприцев по смене (учитывается в отдельном журнале)
3.  Взятие анализов крови для тестирования на наличие вируса СПИДа , на реакцию Вассермана и для проведения биохимических исследований. Каждый из анализов учитывается в отдельном журнале
4.  Внутривенные вливания (в соответствующем журнале также учитывается наличие и использование капельниц)
5.  Работа сухожарового шкафа
6.  Проведение генеральных уборок
7.  П/к инъекции и внутримышечные инъекции

Кроме того, требуется хранить журналы для учета:

  • пациентов, переболевших гепатитом;
  • аварийных ситуаций;
  • осложнений, возникших вследствие медицинской деятельности;
  • температуры воздуха внутри холодильника;
  • травм, полученных сотрудниками ЛПУ и профилактических посттравматических мероприятий;
  • сроков годности фармацевтических препаратов;
  • качества предстерилизационной очистки.

Как обеспечить учет и хранение медицинской документации

Что относят к медицинским документам? Медицинские документы – специальные формы, которые ведет медицинский персонал, фиксируя в них действия по оказанию медицинских услуг.

Сроки хранения медицинских документов. Организация обязана хранить документы в течение установленных сроков.

шаблоны

Развернуть таблицу полностью

В особом журнале фиксируются назначения, сделанные врачами. Должен вестись и общий журнал учета работы процедурного кабинета.

Нормативных документов, которые задавали бы для журналов процедурного кабинета какие-то единые формы, или шаблоны, не существует.

Поэтому в медицинских организациях самостоятельно выбирают форму ведения таких журналов.

Важно при этом, чтобы все сделанные записи были понятны и написаны отчетливым и легко читаемым почерком.

Стеллажные карты в процедурном кабинете

Стеллажные карты в процедурном кабинетеСтеллажные карты используются в процедурном кабинете для идентификации фармацевтических препаратов, которые хранятся в этом помещении.

Этот способ идентификации может применяться наряду с использованием специальных электронных устройств и кодов, что полностью соответствует Правилам, которые были утверждены в Приказе Минздрава Российской Федерации от 23 августа 2010 года №706н.

В этих Правилах оговариваются необходимые условия для размещения и хранения лекарств, но в то же время документ не вводит каких-либо нормативов для ведения стеллажных карт. Как правило, стеллажные карты помещают в шкаф, который помещением не является, что и объясняет отсутствие нормативных требований.

При этом на региональном уровне власти иногда вводят правила оформления стеллажных карт.

Как правильно вести стеллажные карты

В рекомендации Системы Главная медсестра расскажем, как правильно вести стеллажные карты: что вписать, где хранить и кто ответит за нарушения.

Чтобы не хранить просроченные лекарства, регулярно заполняйте стеллажные карты по мере поступления медикаментов. Что внести в карту, кто и как должен ее заполнять, читайте в рекомендации.

Скачать шаблон стеллажной карты

Примером может служить город Москва, в ЛПУ которого стеллажная карта в процедурном кабинете заполняется по утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 8 января 1988 года №14 форме 73-АП. 

Стеллажная карточка

Лекарственные средства

Единица измерения

Количество единиц измерения

Цена поступления

Серия

Данные о качестве

(№ декларации о соответствии или сертификата)

Дата истечения срока годности

Наименование, производитель

Код ОКП

Эта стеллажная карта при продаже фармацевтических препаратов является контрольным документом.

Заполняют карту в одном экземпляре, это делается на базе или складе препаратов в отделе хранения. Необходимость такого использования стеллажной карты закреплена «Порядком проведения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих на территории Москвы фармацевтическую деятельность».

Порядок был утвержден Приказом московского Комитета здравоохранения от 22 января 2002 года № 19.

Содержание стеллажной карты – это, помимо названия препарата, сведения о производителе лекарства, сроке годности, номере и серии препарата, а также используемых дозах и форме выпуска.

Организация рабочего графика медсестры процедурного кабинета

График, в соответствии с котором работает медсестра процедурного кабинета, может существенно различаться в разных ЛПУ, однако его общее содержание остается практически одинаковым.

Можно составить примерный распорядок дня следующим образом:

07.45 Появление на рабочем месте
8.00 до 8.10 Прием медицинской документации, оборудования, состоящих на предметно-количественном учете фармацевтических препаратов у дежурной палатной медсестры и проверка санитарного состояния кабинета
8.10 до 8.20 Смена специальной одежды, приготовление рабочих растворов для дезинфекции, подготовка рабочего стола
8.20 до 8.30 Кварцевание и взятие анализа крови для диагностики
8.30 до 9.00 Составление плана рабочего дня и прослушивание отчета дежурной смены – проводится у заведующего отделением в ходе планерки
9.00 до 9.15 Доставка в лабораторию анализов
9.15 до 9.30 Получение материалов для перевязок, стерильных лотков в центральном стерилизационном отделении
9.30 до 12.30   Осуществление медицинских манипуляций
10.30 до 10.40 Получение у старшей медицинской сестры фармацевтических препаратов и этилового спирта
12.30 до 13.00 Уборка процедурного кабинета, смена стерильной маски и стерильного лотка и кварцевание
13.00 до 13.30 Обеденный перерыв
13.30 до 14.30 Осуществление медицинских манипуляций
14.30 до 15.00

Удаление из отделения отходов медицинской деятельности

15.00 до 15.10

Получение у старшей медицинской сестры этилового спирта

15.10 до 15.30

Уборка кабинета с последующим кварцеванием, смена стерильной маски и стерильного лотка

15.30 до 16.00

Ведение документации (включая направления на анализ крови и листы врачебных назначений) и подготовка пробирок

16.00 до 16.30 Последняя за рабочий день уборка с последующим кварцеванием
16.30 до 17.15 Получение у старшей медицинской сестры лекарственных препаратов, у сестры-хозяйки – мягкого инвентаря, средств для дезинфекции и моющих средств
17.15 до 17.30 Сдача дежурной медицинской сестре процедурного кабинета

Описанный распорядок носит рекомендательный характер и допускает внесение изменений.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.