Личная гигиена пациента: алгоритмы ухода за больным

2762

Личная гигиена пациента – это соблюдение чистоты его тела, нательных и постельных принадлежностей, обуви, одежды, жилища.

Следование правилам личной гигиены способствует скорейшему выздоровлению больного человека, а у здоровых людей позволяет сохранить и укрепить здоровье.

Принципы и цели гигиенического ухода за больным

Больной человек зачастую не может сам справиться с проведением гигиенических процедур и нуждается в посторонней помощи:

  • при принятии ванны или душа,
  • бритье,
  • подмывании,
  • уходе за ногтями и волосами,
  • при выполнении физиологических отправлений.

Руки медицинской сестры при этом становятся руками самого пациента. Однако, оказывая помощь, нужно стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание со стороны больного.

Основными принципами гигиенического ухода за пациентом являются:

  • безопасность – профилактика травм у больного;
  • конфиденциальность – сохранение в тайне подробностей личной жизни больного;
  • уважение чувства достоинства – выполнение всех манипуляций строго с согласия больного, обеспечение уединения в случае необходимости;
  • общение – обсуждение плана предстоящих манипуляций, расположение больного и его близких к беседе;
  • независимость – поощрение стремления больного к самостоятельности;
  • инфекционная безопасность – проведение соответствующих мероприятий.

Помощь в осуществлении личной гигиены пациента оказывается с целью обеспечения его чистоты, комфорта и безопасности. Все гигиенические процедуры должны проводиться под контролем персонала лечебного учреждения.

Основные гигиенические мероприятия

Личная гигиена больного предполагает ежедневный утренний и вечерний туалет, чистку зубов 2 раза в день и полоскание рта после каждого приема пищи. Если нет противопоказаний, душ принимается не реже 1 раза в неделю.

Умывание

Умывание лежачих больных проводят медицинская сестра и санитарка. Тяжелобольным пациентам проводят ежедневное обтирание кожи лица и рук ватой, смоченной в кипяченой воде. Веки промывают 2%-ным теплым раствором борной кислоты с помощью ватного шарика и пипетки. 

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Уход за ротовой полостью

Также обязательно протирать тяжелым пациентам десны, зубы и язык. Для этого используют 2%-ный раствор борной кислоты, раствор фурацилина или перманганата калия, а затем – 1%-ный раствор буры в глицерине. Вату и марлю при этом нужно удерживать при помощи корнцанга.

Уход за кожей и волосами, подмывание

Шея, грудь и подмышечные впадины протираются влажным полотенцем и вытираются насухо. Волосы ежедневно расчесывают, женщинам – заплетают в косу. Тяжелобольных пациентов рекомендуется коротко стричь. Обязательно проводить подмывание после каждого мочеиспускания или дефекации

Смена постельного белья

При смене постельного белья тяжелобольному человеку нужно соблюдать большую осторожность:

  • пациента осторожно отодвигают на край кровати;
  • освободившуюся часть простыни скатывают в рулон вплоть до тела больного;
  • на свободной части постели расстилают чистую простыню, на которую осторожно перекладывают больного.

Если больному запрещены движения даже в постели, то можно скатывать простыню в направлении от ног к голове:

  • скатывают в рулон до поясницы ножную часть простыни;
  • на освободившееся место подкладывают чистую простыню;
  • убирают часть простыни из-под верхней части тела больного и также заменяют ее чистой.

Затем необходимо тщательно расправить все складки на чистой простыне, а ее края прикрепить к матрасу булавками. Также при смене постельного белья тяжелобольному пациенту нужно тщательно вытряхнуть одеяло.

Смена нательного белья

Правила смены рубашки больному:

  • подвести руку под спину больного;
  • поднять рубашку до затылка;
  • снять рукав сначала с одной руки, затем с другой.

Если одна рука повреждена, то сначала освобождают здоровую руку, а надевают, наоборот, сначала больную. Рубашку надевают через голову, стягивают к крестцу по спине, затем тщательно расправляют складки. Если пациенту совсем нельзя шевелиться, надевают рубашку-распашонку.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

Осуществление естественных отправлений

личная гигиена больногоБольным, находящимся на постельном режиме, подают судно. Оно должно быть чистым и продезинфицированным, для уменьшения неприятного запаха в него наливают немного воды. Судно подкладывают под ягодицы, подсовывая свободную руку под крестец и приподнимая больного. Освободив судно от продуктов жизнедеятельности, его промывают в горячей воде и обеззараживают 3%-ным раствором хлорамина или лизола.

Мочеприемник также подают теплым и чистым. После каждого мочеиспускания мочу выливают, а мочеприемник промывают раствором соды или перманганата калия.

Профилактика пролежней

Резиновый круг для профилактики пролежней подкладывается под крестец пациента, который пребывает на длительном постельном режиме. Его можно подкладывать под простыню или оборачивать полотенцем для того, чтобы избежать раздражения кожи от контакта с резиной.

Принятие ванны

Личная гигиена больного невозможна без принятия ванны (кроме случаев, когда пациент находится без сознания). Ванны делятся на:

  1. гигиенические;
  2. лечебные;
  3. общие;
  4. местные.

Ослабленного больного следует погружать в ванну очень медленно, на простыне, которую нужно придерживать с двух сторон. Медицинская сестра во время принятия ванны пациентом должна неотрывно находиться возле него.

Влажные укутывания выполняются при помощи двух простыней, смоченных горячей водой. Сначала пациента обертывают ими, а затем – клеенкой и двумя шерстяными одеялами.

Особенности организации питания

Лечебное питание предполагает определенный качественный состав пищи, а также количество, сроки и частоту принятия. Наилучший вариант для больного человека – четырехразовое питание в одно и то же время суток. Нерациональное питание в разное время суток со значительной одномоментной перегрузкой желудка отрицательно влияет на процесс переваривания пищи, ухудшает усвояемость и провоцирует нарушения в работе ЖКТ.

В условиях стационара пищу подается в столовой, где за одним столом находятся больные, получающие одинаковую диету. Тяжелобольных пациентов кормят в палате с ложки, придав им полусидячее или сидячее положение, под подбородок кладут салфетку или полотенце. Поить больного нужно из специального поильника или небольшого чайника. Посуду, из которой ел больной, необходимо сразу вымыть горячей водой с мылом и горчицей, а затем ополоснуть кипятком.

Уход за полостью рта и вставными протезами у пациентов, находящихся в сознании

Личная гигиена больного подразумевает уход за зубами и ротовой полостью. Ниже приведен алгоритм ухода за полостью рта и вставными протезами у пациентов, которые находятся в сознании.

Необходимый инвентарь

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

 

Завершение процедуры

  1. полотенце
Разъяснить пациенту суть и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Попросить больного прополоскать водой рот (держать лоток у подбородка); Прополоскать зубные протезы в прохладной проточной воде, другой рукой ополоснуть чашку.
  1. две пары перчаток
Попросить пациента повернуть голову в вашу сторону. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента полотенцем. Положить протезы в чашку для хранения в ночное время.
  1. рукавичка
Прикрыть полотенцем грудь пациента до подбородка. Помочь пациенту очистить полость рта при помощи салфетки (если есть собственные зубы, помочь почистить их при помощи зубной пасты и щетки); Закрыть вентиль крана при помощи бумажной салфетки.
  1. марлевые салфетки
Вымыть руки горячей водой с мылом, надеть перчатки, если пациента кашляет – очки и щиток. Помочь очистить небо, десны, язык, область под ним, внутренние поверхности щек (салфетку нужно менять каждый раз, как она покроется липкой слюной или слизью, использованные салфетки выбрасывать в мешок для мусора). Помочь пациенту надеть зубные протезы (если больной не желает их надевать, нужно оставить протезы в чашке, добавив в нее столько воды, чтобы она полностью их покрывала).
  1. стакан с чистой водой
Один лоток поставить на полотенце под подбородок пациента. Попросить пациента прополоскать рот водой (держать у подбородка лоток); Снять перчатки, поместить их в мешок для мусора.
  1. два лотка
Если это возможно, попросить больного придержать лоток. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента. Вымыть руки горячей водой с мылом.
  1. зубная паста и щетка
Попросить больного набрать воды и прополоскать рот (чтобы вода не проливалась, необходимо держать лоток под подбородком). Поднести к раковине чашку с протезами, зубную пасту и щетку, рукавичку, полотенце.
  1. крем для губ или гигиеническая помада
Насухо вытереть подбородок больного при необходимости. Уложить махровую рукавичку на дно раковины.
  1. бумажные салфетки
Попросить больного снять зубные протезы и положить их в чашку (если он не может сделать это самостоятельно, то, используя салфетку, осторожно большим и указательным пальцем захватить протез, осторожно снять его колебательными движениями и положить и чашку). Открыть кран, отрегулировать температуру воды (она должна быть прохладной).
  1. чашка для протезов
Смочить зубную щетку водой, нанести на нее зубную пасту, почистить все поверхности зубных протезов, держа их над раковиной.
  1. мешок для мусора


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль