Показатели исследования кала: патология процессов в ЖКТ

Исследование кала (копрограмма) – это один из наиболее информативных и востребованных анализов, позволяющих оценить работу желудочно-кишечного тракта.

На сегодняшний день копрологическое исследование входит во все формы медицинского страхования. Данный анализ дает представление о процессах пищеварения, поэтому корреляция процессов, протекающих в ЖКТ, с результатами копрограммы является практически значимой и актуальной.

В последние годы спектр исследований значительно расширился за счет усовершенствования традиционных и появления новых методик.

Пищеварение в желудке

Основными функциями пищеварительной системы человека являются:

• измельчение и переваривание пищевых продуктов;
  • всасывание необходимых для организма питательных веществ – витаминов, минералов, аминокислот и др.;
  • выведение непереваренных остатков пищи.

Самый первый отдел ЖКТ – ротовая полость, где пища измельчается и смешивается со слюной. Именно здесь начинается процесс частичного переваривания углеводов при участии фермента α-амилазы.

Из ротовой полости пища попадает в желудок, который имеет железы, выделяющие специальный секрет – желудочный сок. Железы желудка имеют 4 вида клеток, образующих вещества, необходимые для качественного переваривания пищи:

• слизистые – секретируют слизь;
  • эндокринные – секретируют гормон гастрин;
  • главные – секретируют профермен пепсиноген, являющийся предшественником фермента пепсина;
  • париетальные – секретируют соляную кислоту.

Париетальные клетки обеспечивают в желудке сильнокислую среду (рН 2,5-4,5), которая необходима для нормального выполнения ферментом пепсином своей функции.

Активный пепсин способен переваривать любые белки, в том числе и белки стенок желудка. Чтобы этого не происходило, слизистые клетки выделяют слизь, покрывающую стенки этого органа изнутри. Если слизи недостаточно, а соляная кислота, напротив, выделяется в избытке, может происходить повреждение стенок желудка. За регуляцию выработки соляной кислоты и пепсина отвечает гормон гастрин.

Сильнокислая среда желудка делает это орган практически непригодным для обитания бактерий. Однако в прошлом веке было установлено, что одна бактерия все же может существовать в желудке – это Helicobacter pylori. Это спиралевидная грамотрицательная палочку, способная нейтрализовать соляную кислоту. Установлено, что носителями этой бактерии в России являются примерно 75% населения, но у большинства она не вызывает никаких симптомов заболевания. Однако в определенных условиях она может проявлять свои патологические свойства и стать причиной развития хронического гастрита, язвы и злокачественной опухоли желудка.

Читайте также в журнале «Справочник заведующего КДЛ»

Пищеварение в кишечнике

Из желудка пищевой комок попадает в двенадцатиперстную кишку, в просвет которой выходят протоки поджелудочной железы и желчного пузыря. Желчь секретируется в печени, накапливается в желчном пузыре и попадает в кишечник при приеме пищи. Примерно 67% желчи – это желчные кислоты, необходимые для эмульгирования и всасывания жирных кислот и триглицеридов. Помимо этого, желчь активирует фермент липазу, усиливает перистальтику кишечника и обладает бактерицидными свойствами.

В пищеварительной железе также образуется специальный секрет, называемый соком поджелудочной железы. Он обладает щелочной реакцией, в его состав входит вода, ионы бикарбонатов и ферменты, необходимые для нормального пищеварения.

Ферменты поджелудочного сока расщепляют органические вещества пищи в слабощелочной среде. Основных ферментов три в соответствии с тремя классами органических веществ (белки, жиры, углеводы):

1. трипсин – расщепляет белки;
  2. липаза – расщепляет жиры;
  3. амилаза – расщепляет углеводы.

Из других ферментов поджелудочной железы диагностически значимой является эластаза, расщепляющая эластин – белок соединительной ткани.

Пищеварение в присутствии желчи и сока поджелудочной железы продолжается в тонком кишечнике в течение еще 3-5 часов. Здесь выделяется кишечный сок для разжижения пищевого комка, а также ряд ферментов – энтерокиназа и ферменты, расщепляющие дисахариды. Их три:

• сахараза – расщепляет сахарозу до фруктозы и глюкозы;
  • мальтаза – расщепляет мальтозу до двух молекул глюкозы;
  • лактаза – расщепляет лактозу до галактозы и глюкозы.

В тонком кишечнике питательные вещества расщепляются до мономеров и всасываются.

Далее пищевой комок продвигается в толстый кишечник. Здесь происходит всасывание воды, солей, минералов, полностью расщепленных компонентов пищи – мономеров.

Главная особенность толстого кишечника – наличие бактериальной флоры. Здесь присутствует около 30-40 видов бактерий, составляющих больше 50% массы экскрементов. Большая часть кишечной флоры – это:

• лактобактерии;
  • бифидобактерии;
  • бактериоды;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка.

Около 1% флоры толстого кишечника – условно-патогенные микроорганизмы, способные при определенных условиях проявлять свои патологические свойства. В кишечнике здорового человека патогенная флора не обнаруживается.

Функции микроорганизмов толстого кишечника:

1. анаэробное расщепление пищевых остатков;
  2. синтез витаминов и аминокислот;
  3. создание иммунного барьера.

Билирубин, поступающий в кишечник вместе с желчью, под действием кишечных микроорганизмов превращается в бесцветный стеркобилиноген, поэтому в норме в кале билирубин не выявляется. В прямой кишке бесцветный стеркобилиноген окисляется воздухом до коричневого стеркобилина, что и определяет цвет кала здорового человека.

Особенности переваривания белков, жиров и углеводов

Переваривание белков подразумевает их расщепление пепсином, трипсином и другими ферментами до аминокислот, всасывающихся в кровь клетками кишечника. Степень переваренности белков оценивается по наличию в кале мышечных волокон:

• переваренные;
  • частично переваренные;
  • непереваренные.

Небольшое количество переваренных волокон допустимо в кале здорового человека. Наличие непереваренных мышечных волокон называется креатореей. Ее причины – недостаток соляной кислоты, ферментов желудка или поджелудочной железы, диарея, нарушение процессов всасывания.

При неполном расщеплении белков или нарушениях всасывания аминокислот оставшиеся белки подвергаются процессу гниения, то есть распаду в толстом кишечнике с образованием токсичных продуктов – скатола, индола, фенола, аммиака, сероводорода и др. Они всасываются в кровь и нейтрализуются печенью. Активация процессов гниения носит название гнилостной диспепсии. Она связана с нарушениями процессов пищеварения, плохим пережевыванием пищи или поступлением в толстую кишку воспалительного экссудата.

Переваривание углеводов подразумевает расщепление гликогена и крахмала α-амилазой слюны и α-амилазой поджелудочной железы в кишечнике до дисахаридов, которые, с свою очередь, расщепляются мальтазой, лактазой и сахаразой до моносахаридов. При нарушениях переваривания или всасывания углеводов в кале обнаруживаются полисахариды (зерна крахмала), расположенные как вне, так и внутри клетки. Это явление носит название амилореи.

Растительная клетчатка – это части растений, большая часть их которых не усваивается организмом человека в силу отсутствия ферментов. Это непереваренная клетчатка встречается в кале здорового человека и не имеет диагностического значения. Однако небольшая часть клетчатки (в основном мякоть овощей и фруктов) после обработки соляной кислотой и процессрв брожения с участием флоры кишечника может быть переварена и выведена из организма. Это так называемая переваримая клетчатка, она практически не встречается в кале здоровых людей.

Если в пище человека много углеводов, клетчатки или если он употребляет газированные напитки, а также при сниженной секреции желудочного сока и ферментов поджелудочной железы, то в его кишечнике начинаются процессы брожения – так называемая бродильная диспепсия. При этом накапливаются органические кислоты, что приводит к кислой реакции кала (рН 6,0-6,5) и появлению других симптомов нарушения углеводного обмена – амилорее, наличию переваримой клетчатки, росту йодофильной флоры кишечника.

Жиры поступают в организм человека в виде жирных кислот и нейтральных жиров. Последние представляют собой эфиры глицерина и остатки высших жирных кислот. Расщепление нейтральных жиров до глицерина происходит в кишечнике при участии липазы и липофильных ферментов поджелудочной железы. Жирные кислоты образуют мыла, которые могут присутствовать в кале здорового человека.

Всасывание жиров и продуктов их ферментации зависит от размера молекулы и от растворимости в воде. Жиры нерастворимы в воде, поэтому необходимо их эмульгирование, то есть смешивание с водой до образования эмульсии – микроскопических капелек жира в воде. Эмульгирование жиров происходит под воздействием солей желчных кислот.

Большинство триглицеридов всасывается в виде жирных кислот и глицерина, меньшая часть – после эмульгирования. Повышенный уровень жиров в кале называется стеатореей. Она связана с дефицитом поджелудочных ферментов или желчи, диареей и другими нарушениями работы ЖКТ.

Анализируя все тонкости процесса пищеварения, можно прийти к выводу, что исследование кала так или иначе отражает любые патологические изменения работы желудочно-кишечного тракта.

Клинический анализ кала

Клиническое исследование кала особенно востребовано в педиатрии. При его проведении исследуют физико-химические свойства материала (цвет, запах, консистенция, рН, наличие билирубина уробилина, скрытой крови, белка). Обязательно проводится микроскопия, в ходе которой готовят и оценивают следующие препараты:

• нативный препарат – готовится с целью обнаружения остатков мышечных волокон, капель жира, клетчатки и других непереваренных частиц, а также воспалительных элементов, простейших и яиц гельминтов;
  • препарат с уксусной кислотой – для обнаружения мыл;
  • препарат с метиленовым синим – для дифференциации жирных кислот и триглицеридов;
  • препарат с раствором Люголя – для выявления йодофильной флоры и крахмала;
  • препарат из слизи – для цитологического анализа;
  • препарат с глицеринов – для выявления яиц паразитов.

Два последних препарата готовятся по показаниям при клинической необходимости. Основные микроскопические находки приведены в таблице ниже:

Показатели исследования кала: патология процессов в ЖКТ

Современные методики выявления патологий ЖКТ

Основные заболевания ЖКТ представлены различными воспалениями, пролиферативными, язвенными, опухолевыми или паразитарными процессами. Сегодня существуют лабораторные тесты, позволяющие определить заболевание по анализу кала.

Фекальный кальпротектин

Кальпротектин – это белок, образуемый белыми кровяными клетками. Его число прямо пропорционально числу лейкоцитов в кишечнике. Повышение кальпротектина может свидетельствовать о болезни Крона, бактериальных и вирусных инфекциях, язвенном колите, муковисцидозе, целиакии или раке. Определение этого белка в кале имеет большую диагностическую значимость, так как его отсутствие в кале говорит о том, что органических поражений кишечника нет.

Тест на наличие кальпротектина проводится в любой лаборатории иммунохроматографичеким методом. Его количественное определение позволяет отследить начало заболевания и оценить эффективность проводимого лечения.

Скрытая кровь

При некоторых серьезных патологиях в кишечнике в просвет желудка или кишечника может выделяться кровь. Если в кале найдены даже небольшие количества кала, то это говорит о наличии патологии, поэтому данный анализ является эффективным и достоверным способом выявления проблем с ЖКТ. Исследование кала на скрытую кровь является чувствительным в плане раннего выявления рака, своевременная диагностика которого на порядок повышает шансы на излечение.

Эластаза кала

Хроническое воспаление поджелудочной железы часто протекает без симптомов. Однако недавно кишечнике был выявлен фермент эластаза, необходимый для расщепления эластина. Он не разрушается в кишечнике и выводится в неизменном виде с составе кала. При хроническом панкреатите количество эластазы обратно пропорционально тяжести воспалительного процесса – чем меньше фермента, тем тяжелее степень патологии.

Онкомаркер Tumor M2-PK

Онкомаркер – это специфический белок, выделяемый опухолью или окружающими ее тканями. Большинство онкомаркеров обнаруживаются в сыворотке крови, и лишь часть из них обнаруживается в другом биоматериале.

Tumor M2-PK – принципиально новый онкомаркер, который обнаруживается в крови при самых разных онкологических процессах, но он также обнаруживается в кале при опухолях ЖКТ. Его определяемая концентрация позволяет «поймать» рак уже на самых ранних стадиях. Однако активное разрастание клеток кишечника при неспецифическом язвенном колите, болезни Крона, панкреатитах и других патологиях может спровоцировать появление Tumor M2-PK при отсутствии опухоли.

Выявление лямблий

Лямблии – паразиты, способные обитать в организме человека. Человек может заразиться лямблиями через воду или от другого человека. Лямблии нарушают процесс переваривания пищи и вызывают диарею, тошноту, рвоту, спазмы кишечника. Примерно 90% заболевших – дети.

Обнаружение активных лямблий в кале привычным способом недостоверно, так как при снижении температуры окружающей среды они быстро погибают. Более информативно иммунохроматографическое исследование кала на их антигены. В норме антигены лямблий в кале не обнаруживаются, а положительный результат говорит о заражении.

Обнаружение дизентерийной амебы

Дизентерийная амеба – одноклеточный паразит, способный селиться в человеческом кишечнике. Диагностика амебной дизентерии очень актуальна, так как данная патология занимает одно из лидирующих мест по летальности от паразитарных болезней. Также возможно бессимптомное носительство цист дизентерийной амебы.

Надежным методом диагностики заболевания является обнаружение специфических фрагментов амебы иммунохроматографическим методом. Он может быть использован как у пациентов с клиническими проявлениями дизентерии, так и у носителей. Положительный результат исследования говорит о наличии в кале антигенов паразита.

Большая часть населения земного шара страдает от расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта, поэтому их диагностика занимает важнейшее место в структуре лабораторных исследований. Совершенствование традиционных и разработка новых методик анализа кала полностью отвечает современной тенденции замены инвазивных методов исследования на неинвазивные.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заведующего КДЛ»
    Читать >>

Ваша персональная подборка

© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009