text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Можно ли обойтись без стандартов оказания медицинской помощи

  • 13 ноября 2016
  • 1021

Минздрав РФ готовит для обсуждения проект закона, которым планируется ввести изменения в части применения медицинских стандартов и клинических рекомендаций в медицинской практике.

Изменения планируется внести в ФЗ 323 «Об охране здоровья». Считается, что новые положения существенно изменят ход событий в сфере здравоохранения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Стандарты медицинской помощи: планируемые изменения

Специалисты связывают грядущие преобразования в законодательстве в трех  проблемных моментах, которые могут возникнуть:

  • По задумке авторов проекта в медицинской практике следует использовать клинические протоколы и рекомендации, стандарты оказания медицинской помощи же предполагается использовать только для того, чтобы произвести расчеты стоимости и объемов медпомощи.

Клинические рекомендации имеют рекомендательный характер для выбора нужного алгоритма лечения и диагностики.

Из-за этого могут возникнуть противоречия между планируемым объемом финансовых средств, необходимых для оказания медпомощи по медицинским стандартам и фактически израсходованных средств на оказание медицинской помощи, поскольку применение протоколов лечения по факту снимает ограничения в затратах на ее оказание.

  • В результате могут усилиться противоречия между органами управления здравоохранения, медучреждениями, страховыми компаниями и фондом ОМС в части финансирования конкретных случаев оказания медицинской помощи.

На сегодняшний день противоречия, имеющиеся в связи с использованием медицинских стандартов, связаны с тем, что вопрос об обязательности их использования изложен в положениях ФЗ 323 по-разному:

  • в ст. 37 Закона сказано, что медпомощь населению должна быть оказана на основе медицинских стандартов (рекомендательный характер);
  • в ст. 88 же говорится, что  на этапе государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проводятся проверки медучреждений, в том числе и по поводу применения ими стандартов медицинской помощи.

Первая проблемная ситуация связывается с предполагаемой редакцией ч. 1 ст. 37 ФЗ 323, согласно которой медпомощь оказывается и организуется в соответствии с требованиями порядков медпомощи и клинических рекомендаций по вопросам оказания медицинской помощи. В действующей редакции – на основании медицинских стандартов.

Таким образом, планируется вывести стандарты оказания медицинской помощи, как нормативно-технические документы, регулирующие работу врача при оказании помощи населению и позволяющие оценить ее качество из положений ст. 37.

Однако, медицинские стандарты должны быть сменены протоколами лечения и клиническими рекомендациями.

Такие мысли законодателя вполне понятны, поскольку в последние годы специалисты часто говорят о том, что использование медицинских стандартов часто ограничивает деятельность врача, не позволяет ему избирать наиболее эффективные лечебно-диагностические методы в каждом конкретном случае.

Оспаривается мнение о том, что первичным при оказании медпомощи является не клиническая целесообразность лечения, а соблюдение строгих нормативных предписаний, которые отслеживаются финансирующим органов, а также надзорными ведомствами.

Но до сих пор не ясно, будет ли оправданной в этом случае замена медицинских стандартов на клинические рекомендации.

Чтобы понять это, необходимо подробно рассмотреть, что представляют собой эти клинические рекомендации, по мнению законодателя.

В переходный период действующие стандарты медицинской помощи по факту будут основным инструментом

Протоколы лечения и клинические рекомендации

Согласно проекту изменений ФЗ 323, клинические рекомендации создаются по группам конкретных состояний и заболеваний или по отдельным заболеваниям, которые включены в перечень, утвержденный надзорным органом исполнительной власти.

В рекомендациях и протоколах излагается информация, которая основана на клиническом опыте по следующим вопросам.

  • лечение, профилактика, диагностики и реабилитации больных;
  • описание моделей больных по рассматриваемому заболеванию или состоянию;
  • описание последовательности действий медработников;
  • конкретные схемы лечебно-диагностического процесса, в зависимости от картины заболевания, его течения, наличия сопутствующих состояний и осложнений, а также прочих внешних факторов.

Клинические рекомендации предоставляют врачу возможность получить развернутую информацию о возможной картине болезни и результатах лечения, а также об алгоритмах исполнения тех или иных медицинских вмешательств.

Таким образом, эти рекомендательные документы в российском здравоохранении носят позитивный характер, поскольку позволяют врачу без ограничивающих факторов стремиться к достижению максимального лечебного эффекта.

Стандарты медицинской помощи и их место в новой редакции ФЗ 323

Согласно законопроекту, в ФЗ 323 планируется ввести новую статью – 80.1, которая будет посвящена стандартам медицинской помощи.

В первой части нормы будет приведено определение, согласно которому медицинские стандарты являются нормативными медико-экономическими документами, которые используются для формирования тарифов на оказание медицинской помощи и способов ее оплаты.

Далее в законопроекте говорится, что разработка медицинских стандартов происходит на основе протоколов и клинических рекомендаций по вопросам медпомощи и утверждаются они уполномоченным государственным органов.

Также орган исполнительной власти определяет перечень конкретных заболеваний и их групп, для которых стандарты медицинской помощи необходимо разработать.

То есть медицинские стандарты должны стать, в первую очередь, экономическим инструментом, на основе которого будет рассчитываться стоимость оказания медицинской помощи.

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Экономические интересы и клиническая эффективность

Рассмотрим, например, такой случай, когда врач, который осуществляет свою работу добросовестно, использует свое право на применение клинических рекомендаций и когда он применил все возможности для лечения конкретного заболевания.

В итоге лечение будет максимально эффективным, но затратным для медицинского учреждения.

По сегодняшней модели ОМС, оплате  подлежат законченные случаи оказания стационарной медпомощи на основе КСГ и КПГ заболеваний, стоимость по которым определена заранее.

При этом врач стремиться применить наиболее  эффективные, а значит и затратные, методики лечения.

Но в каждом случае производить оценку обоснованности или необоснованности конкретных клинических решений, принимаемых на основе рекомендательных документов, будет проблематично. Поскольку трактовка этих рекомендаций на практике бывает весьма широкой.

В итоге это приведет к тому, что объем реально затраченных средств на оказание медпомощи, будет гораздо больше средств, которые получены медучреждением за оказание медпомощи по конкретно клинико-статистической группе.

Вследствие этого на практике будут нарастать противоречия между экономическими интересами и клинической эффективностью, и решать эти противоречия медицинскому учреждению придется самостоятельно.

Также такой подход способствует нарушению прав других больных, для лечения которых у медучреждения просто может не хватить финансовых средств. Такой вариант развития событий реален даже в случае, если фонд ОМС не будет проводить анализ затрат на лечение пациентов на основе клинических рекомендаций.

Переход на клинические рекомендации в новом законопроекте

Стандарты оказания медицинской помощи планируется разрабатывать на основе клинических рекомендаций. Но не будет ли один документ на практике заменять другой?

Не ясно, каким образом тогда будет реализована доктрина о том, что стандарты медпомощи применяются для расчетов ее плановых объемов, а клиническими рекомендациями будут пользоваться только врачи.

Именно в этом и возникает противоречие между экономичностью проведенного лечения и его клинической целесообразностью, которое затруднительно для большинства мировых систем здравоохранения.

Поэтому до сих пор не найден идеальный способ для оплаты медицинской помощи.

Кроме того, нужно понимать, что даже если в ближайшее время законопроект примут, то быстрого перехода на такую систему не получится. Новые клинические рекомендации должны быть очень объемными и долгое время займет только их разработка.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Сегодня применяются, и успешно существует около 1,5 тыс. клинических рекомендаций и лечебных протоколов, которые имеют разный объем, структуру и содержание.

Ст. 76 ФЗ 323 передала право на разработку этих рекомендательных документов профессиональным некоммерческим организациям.

В новом законе планируется сохранить за ними то право, однако одобряться клинические рекомендации и протоколы будут на научном совете Минздрава РФ, после чего последует процедура их утверждения на конференциях медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

Все это говорит, что переходный период будет долгим, и все это время основным используемым документов будут оставаться стандарты оказания медицинской помощи.

Финансирование медицинской помощи

Еще одна проблема, с которой столкнется здравоохранение в свете предстоящих изменений – противоречие в системе финансирования медицинской помощи.

Поскольку медицинские стандарты не являются обязательными, возникнут сложности в финансовом обеспечении случаев оказания медицинской помощи в системе ОМС и госгарантий.

Гарантированные объемы бесплатной медицинской помощи будут считаться на основе медицинских стандартов, а фактически они будут оплачиваться на основе данных об оказанной по клиническим стандартам медицинской помощи.

Однако, финансирование увеличенных объемов медпомощи, оказанной в соответствии с клиническими рекомендациями, увеличиваться не будет.

Такое противоречие разрешить на практике будет очень сложно, поскольку страховые компании в любом случае будут вмешиваться в происходящие в здравоохранении процессы, ведь они оплачивают медицинскую помощь.

Для этого страховые медицинские организации проводят медико-экономические экспертизы. Если в ходе проверки выяснится, что врач существенно отошел от установленного стандарта, но при этом пользовался рекомендациями и протоколами лечения, страховая компания может применить штрафные санкции.

Если в медучреждении помощь населению оказывается только за счет средств бюджета, то опять будет противоречие между объемом выделенного финансирования и возможностью медучреждения оказывать медпомощь в соответствии с клиническими рекомендациями.

Минздрав РФ будет регулировать этот вопрос, поскольку ведомство заинтересовано в том, чтобы было соответствие между выделенными средствами на оказание медпомощи и фактическими затратами на ее оказание.

В этом случае в основном будут использоваться стандарты оказания медицинской помощи.

Обязательность применения стандартов медицинской помощи

На сегодняшний день в ст. 88 323 ФЗ сказано, что одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности является контроль государства, в ходе которого проверяется применение медучреждениями медицинских стандартов.

Во многих административных регламентах содержатся такие же положения.

Именно на этом основании при проведении проверок органы государственного надзора требует строгого и обязательного соблюдения стандартов медицинской помощи.

Иначе проверки потеряли бы свой смысл.

Сами же медицинские учреждения руководствуются другим положением – ст. 37 ФЗ 323, которая носит рекомендательный характер относительно применения стандартов медпомощи.

Таким образом,  в действующем законодательстве изначально заложено противоречие, которое касается обязательности или необязательности применения медицинских стандартов.

На практике, при проведении ведомственных проверок нередко возникают конфликтные ситуации между медицинскими учреждениями и надзорными органами.

Для того, чтобы избежать более сложных проблем, связанных с применением клинических рекомендаций и медицинских стандартов, еще до внесения поправок в ФЗ «Об охране здоровья» необходимо решить следующие вопросы:

  1. необходимо четко обозначить характер взаимоотношений при применении документов медучреждениями, органами Минздрава, надзорными ведомствами и страховщиками, фондом ОМС;
  2. необходимо подумать о финансово-экономических последствиях вносимых в закон изменений, просчитать их с точки зрения, исполнения государственных гарантий оказания медпомощи населению бесплатно;
  3. необходимо определить необходимые новые подзаконные акты, сроки их подготовки и круг ответственных ведомств.

Если это не сделать уже сейчас, то проблемы использования стандартов медпомощи убудут более значительными, чем сейчас.

Необходимо подумать и о единых требованиях и форме клинических рекомендаций.

Для того, чтобы не возникало конфликтов интересов при включении в рекомендации лекарственных средств и медизделий, нельзя писать о конкретных торговых наименованиях.

Все это говорит о том, что вскоре стандарты оказания медицинской помощи будут иметь совсем другую роль в здравоохранении, в связи с чем необходимо подойти к этому вопросу взвешенно, установить для этого реальные сроки и адекватный период перехода к новым правилам

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.