text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Контроль качества медицинской помощи надзорными органами

  • 18 ноября 2016
  • 302

Ведомственный контроль качества медицинской помощи в ЛПУ является важной составляющей системы трехступенчатого контроля, наравне с государственным и внутренним уровнем.

В рамках своей компетенции надзорные органы проводят плановые и внеплановые проверки, изучая документацию по оказанию медицинской помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Уровни контроля качества медпомощи

Качество медпомощи представляет собой совокупность показателей и критериев, которые позволяют установить оказания медицинских услуг в конкретном учреждении здравоохранения, у определенного специалиста, на определенной территории и конкретному пациенту.

В свою очередь, контроль качества медпомощи представляет собой деятельность надзорных органов и администрации медучреждения по оценке и проверке соответствия оказанной по факту медпомощи установленным медицинским стандартам.

Контрольные мероприятия организуются на трех уровнях:

  • государственном;
  • ведомственном;
  • внутреннем.

Совет: Если вы не согласны с фактами, выводами, предложениями, которые изложены в приказе о проведении проверки или в акте по результатам, то можете обжаловать действия (бездействия) и решения должностных лиц Росздравнадзора в досудебном порядке. Медорганизация может обратиться с заявлением в прокуратуру, если считает, что Росзравнадзор нарушил ее законные права при проведении проверки. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ утверждена приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Направления государственного надзора

На уровне государства проверочные и надзорные мероприятия осуществляются государственными органами в соответствии со сферой их компетенции и предоставленными полномочиями.

Можно выделить несколько направлений контроля в отношении медицинских учреждений:

  • надзорные действия, осуществляемые органами власти всех уровней за соблюдением законодательства в сфере здравоохранения медицинскими и иными учреждениями;
  • деятельность по выдаче медучреждениям медицинских лицензий;
  • надзор за правильностью соблюдения обязательных для использования в медицинской деятельности рекомендаций, протоколов медицинских стандартов и других документов в медучреждениях;
  • проверка правильности проведения и порядка организации  исследований, осмотров, освидетельствований и экспертиз;
  • проверка соблюдения в медучреждениях требований охраны труда и безопасных условий труда медицинского персонала, а также правил обращения с медицинской техникой, изделиями и оборудованием.
  • проверка соблюдения требований нормативных положений об ограничениях, которые применяются к медицинскому персоналу  в  связи с профессиональной медицинской деятельностью, а также иных требований 323 ФЗ;
  • надзор за разработкой и организацией мероприятий по внутреннему контролю в медицинском учреждении, а также за исполнением результатов этих мероприятий.

Внутренний и ведомственный контроль качества медицинской помощи

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, имеющими надзорные полномочия в отношении подведомственными учреждений и организаций.

Внутренний контроль организуется силами руководства медицинского учреждения государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения.

Сотрудники, на которых непосредственно возложены функции по реализации контрольных полномочий в отношении внутреннего контроля, должны предварительно пройти специализированное обучение по программам контроля качества медпомощи.

Под медучреждениями понимаются учреждения независимо от формы собственности, если они осуществляют медицинскую деятельность в соответствии с положениями законодательства в сфере здравоохранения.

Порядок проведения внутреннего контроля определяется в самом учреждении здравоохранения, фиксируется в локальном акте медицинского учреждения и утверждается приказом руководителя организации.

Одним из немногих регионов, разработавших свой закон о контроле качества медпомощи, является г. Санкт-Петербург (закон  № 750-142 от 22.12.2008 года).

Руководители медучреждений и уполномоченные ими лица имеют права и обязанности организатора контрольных действий и руководствуются в своей деятельности действующим законодательством.

В таком случаи обязанности исполнителя выполняет отдел качества медпомощи организации.


Проверки органов Роспотребнадзора

Ведомственный контроль качества медицинской помощи проводится в отношении медучреждений не только лицензирующим органом, но и территориальными органами Роспотребнадзора.

Территориальные органы Роспотребнадзора обычно запрашивают у медучреждений большое количество документов, которые касаются соблюдения санитарных правил и норм.

К примеру, могут быть затребованы акты выполненных работ и договоры c организациями, которые осуществляют:

  • услуги по стирке белья;
  • дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы;
  • вывоз и утилизацию опасных медицинских отходов, бытовых отходов, люминесцентных ламп.

Медицинские учреждения предоставляют надзорному органу также документы о сертификации медтехники, техническую документацию о постгарантийном обслуживании, а также иные эксплуатационные документы.

Роспотребнадзор проверяет программы производственного контроля, включая:

  1. планы на проведение периодических медицинских осмотров сотрудников, итоговые акты по их заключению;
  2. данные о проведении инструментальных исследований;
  3. проводятся проверочные смывы со стен, поверхностей и рук медицинского персонала, а также медицинского стерилизующего оборудования.

Организация внеплановых проверочных действий

По определенным основаниям ведомства могут проводить внеплановые проверочные мероприятия.

К этим основаниям относятся:

  • окончание срока исполнения медицинским учреждением ранее выданного акта надзорного органа об устранении нарушений законодательства или законных требований органов государственного или муниципального надзора, а также правоохранительных органов;
  • обращение в надзорный орган пациента непосредственно или его представителя с заявлением, обращение представителя организации, поступившее обращение от органов власти, средств массовой коммуникации о следующих событиях и фактах:
  1. причинение вреда здоровью, жизни гражданина, или угроза наступления такого вреда;
  2. причинение вреда объектам культурного наследия, природе или живым организмам, или угроза такого вреда;
  3. гроза причинения вреда или причинение вреда интересам государства, наступления ситуаций чрезвычайного характера, техногенной или природной катастрофы;
  4. нарушение установленных положений законодательства о защите прав потребителей.
  • наличие приказа руководителя надзорного органа, который издан  по указанию Президента РФ, Правительства РФ, а также вынесенное требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзорных мероприятий по исполнению закона. Требование прокурора обычно выносится в результате рассмотрения поступивших в прокуратуру обращений и материалов о нарушении законодательства.

Не принимаются к рассмотрению заявления, которые направлены анонимно, т.е. по своему содержанию не позволяют установить данные лица, которое обратилось в контролирующий орган, а равно заявления, в которых нельзя установить сведения о фактических нарушениях закона.

Такие обращения и заявления не могут послужить основанием для вынесения решения надзорным органом о проведении внеплановых проверочных мероприятий.

Медицинское учреждение должно быть уведомлено о проведении в отношении него проверочных действий не позднее, чем за 24 часа до ее начала. Уведомление направляется в любой доступной форме.

Указанное правило не действует в том случае, если основанием для проведения проверки послужили обращения граждан, информация от государственных и муниципальных органов, средств массовой информации о следующих фактах:

  • если существует непосредственная угроза причинению вреда жизни и здоровью граждан;
  • если фактически причинен вред здоровью и жизни людей, государственным интересам, вред объектам культурного наследия, животным, растениям и окружающей среде, либо в случае возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
  • если в результате противоправных действий были нарушены права потребителя, о чем стало известно непосредственно от гражданина.

Все внеплановые проверки надзорными органами проводятся на основании положений, установленных ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля» № 294 ФЗ.

При этом стоит учитывать, что при проведении некоторых видов контроля, например, лицензионного контроля правила о сроках уведомлений внеплановых выездных проверок устанавливаются нормами других федеральных законов.

Также в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц», проверки необходимо проходить после предварительного согласования ее предмета и сроков с органами прокуратуры.

В ст. 12 Закона приведено другое правило – если выездная внеплановая проверка проводится по поводу причинения вреда жизни или здоровью граждан (пациентов и посетителей медицинских учреждений), то надзорные органы имеют право приступить к проведению проверки незамедлительно, т.е. не уведомляя предварительно медицинское учреждение об этом.

При этом органы прокуратуры в течение 24 часов после принятия такого решения должны быть извещены о проведении проверочных мероприятий, путем направления соответствующих документов.

В этой ситуации прокурор или иное ответственное лицо прокуратуры должен согласовать проведение внеплановой выездной проверки с надзорным государственным органом в день получения документов.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи: порядок проведения проверки

В начале выездной проверки представитель надзорного органа должен совершить следующие действия:

  • предъявить представителям медицинского учреждения свое служебное удостоверение;
  • ознакомить главного врача медицинского учреждения или его заместителя со следующими документами:
  1. с распорядительным документом начальника органа надзора о проведении проверочных действий;
  2. с правами и полномочиями представителей надзорного органа, которые прибыли в медицинское учреждение для проведения проверки;
  3. ознакомить должностных лиц с фактическими основаниями для проведения выездных мероприятий, с их целями и задачами;
  4. предоставить должностным лицам план  проверки, с указанием объема проверочных действий и их видов;
  5. ознакомить должностных лиц медицинского учреждения с составом специалистов, экспертов и иных представителей экспертных учреждений, которые будут привлечены к проведению проверки;
  6. обозначить представителям медицинского учреждения сроки и условия проведения проверочных мероприятий.

Если основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение пациента о некачественном оказании медицинской услуги, то представители медицинского учреждения должны предоставить:

  • документы по итогам заседаний врачебных комиссий, а также комиссий по контролю качества медпомощи;
  • графики и планы заседаний комиссии врачей;
  • полный пакет медицинской документации пациента, который обратил ся с жалобой, а также документы, подтверждающие оплату интересующих надзорный орган случаев оказания медицинской помощи.

В ходе проверочных мероприятий вся эта документация тщательно изучается и анализируется, после чего представители надзорного государственного выносят объективное решение об обоснованности жалобы пациента или об отсутствии оснований для нее.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.