text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Учет пациентов в медицинской организации

  • 24 ноября 2016
  • 1430

В структуру медицинских организаций, наряду с прочими подразделениями, входит регистратура, которая осуществляет учет пациентов, предоставляет им возможность попасть на прием к врачу, организует вызов врачей на дом и ведет медицинскую документацию.

Учет пациентов, как функция работы регистратуры медицинского учреждения

Чтобы попасть на прием к врачу, пациент должен обратиться в регистратуру – одно из структурных подразделений учреждения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Это подразделение формирует очереди на прием к медицинским специалистам и распределяет общий поток пациентов между осуществляющими прием врачами.

Запись на приём может быть осуществлена тремя основными способами:

  1. Непосредственное обращение пациента в регистратуру.
  2. Телефонный звонок пациента в регистратуру.
  3. Обращение в регистратуру через Интернет.

Последний из способов пока не получил большого распространения, поскольку далеко не у всех медицинских организаций есть свои сайты с соответствующими функциональными возможностями.

Информационные технологии могут также использоваться сотрудниками регистратуры для учета пациентов и формирования очередей на прием, однако это не отменяет необходимости использования традиционных бумажных учетных форм.

Пациент может быть записан на прием как в день своего обращения в регистратуру, так и в последующие дни, это зависит от занятости врача и пожеланий пациента.


Подбор и доставка медицинских карт

Для учета пациентов в медицинской организации используют прежде всего медицинскую карту, в которой содержится исчерпывающая информация о состоянии здоровья больного, о динамике изменения этого состояния, о том, какое и когда он получал лечение.

Когда пациента направляют на прием, требуется отыскать его медицинскую карту и доставить её в кабинет врача.

Подбором и доставкой медицинских карт также занимаются работники регистратуры.

В том случае, если пациент записался на вечерний, либо дневной прием к врачу непосредственно в день своего обращения в регистратуру, медицинская карта подбирается сразу же. При этом используется информация о паспортных данных пациента, внесенная в талон на прием. Сам талон на прием помещается между первой страницей и обложкой подобранной медицинской карты, причем та часть талона, в которой отображены паспортные данные, должна «выглядывать» наружу, что дает возможность увидеть фамилию пациента без открытия медицинской карты.

Для каждого из принимающих врачей подбирается индивидуальный набор медицинских карт, которые укладываются одна на другую так, чтобы карта пациента, записанного на более раннее время, всегда находилась выше медицинской карты пациента, прием которого должен быть проведен позднее. Во всем массиве отобранных медицинских карт врач должен видеть паспортные данные пациентов.

Если пациент записался на прием не в день обращения, а позднее, медицинская карта подбирается точно таким же образом, но не в день приема, а накануне этого дня вечером. Это дает возможность проводить прием пациентов в утренние часы.

Когда осуществляется предварительная запись на прием по телефону, талоны на прием укладывают в имеющийся у регистратора контейнер и затем выдаются пациенту, когда он прибывает в медицинское учреждение.

Подбор медицинской карты пациента при этом осуществляется обычным образом.

Право на первоочередной прием

Перечень категорий граждан, которые обслуживаются в медицинских организациях в первую очередь, выглядит таким образом:

  1. Лица, имеющие статус ветерана боевых действий.
  2. Участники Великой Отечественной войны.
  3. Граждане, являющиеся почетными донорами Российской Федерации и имеющие соответствующий нагрудный знак.
  4. Граждане, проживавшие в городе Ленинград во время блокады этого города в 1941-1944 годах и имеющие знак «Жителю блокадного Ленинграда».
  5. Граждане, которые работали в силах противовоздушной обороны, строили и обслуживали различные объекты военного назначения, в частности, аэродромы и базы военно-морского флота, находившиеся в пределах операционных зон действующего флота, или действующего фронта, участвовали в сооружении линий обороны и укрепленных пунктов, трудились на автомобильных и железных дорогах в прифронтовой зоне в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
  6. Военнослужащие, если они имеют ордена и медали Советского Союза, полученные со времени вступления СССР во Вторую Мировую войну и до момента ее окончания. Если военнослужащий не был в составе действующей армии в этот период времени, но служил при этом в военно-учебном заведении, или воинской части,  и эта служба продлилась полугода и более, он также имеет право на первоочередный прием у врача.  
  7. Если ветеран боевых действий, участник Великой Отечественной войны, или инвалид войны скончался, или погиб, то право на первоочередное обслуживание имеют члены его семьи.

Учет пациентов: основные используемые понятия

При ведении медицинской документации и учете пациентов используются  термины, определяемые нормативными документами.

Вот наиболее часто встречающиеся термины:

  • Если в медицинской карте амбулаторного пациента делается запись после беседы, проведенной с врачом по какой-либо причине, то такая форма контакта называется посещением.
  • Если у пациента ухудшается состояние здоровья, и это вынуждает его просить медицинское учреждение о предоставлении ему соответствующих медицинских услуг, то такая просьба называется обращением пациента. Если при этом в текущем календарном году пациент еще не обращался в медицинскую организацию, то обращение называют первичным – даже в том случае, если болезнь проявляла себя и в прежние годы, что было зафиксировано в медицинской карте. Обращение пациента – это длящееся состояние, в него включают все посещения, происшедшие до момента выздоровления.
  • Так как обращение пациента может происходить в связи с наличием у него нескольких болезней, вводится такое понятие, как «обращение по поводу заболевания» - в него включены все посещения, происшедшие в связи с лечением какой-то одной болезни, а не всего их комплекса.

При каждом обращении пациента в медицинскую организацию происходит врачебное посещение, называемое первичным. Как правило, в дальнейшем происходит еще несколько посещений в рамках одного обращения, так как устранить проблему за одно посещение удается крайне редко.

Последующие врачебные посещения уже не называются первичными.

Учет пациентов: формы учета

При осуществлении учета пациентов в медицинских учреждениях используют следующие стандартные формы документации:

  1. Форма № 031/у – в соответствии с ней происходит фиксация всех случаев, в которых врач вызывался на дом. Эта форма определяет соответствующую книгу записей.
  2. Форма № 112/у – используется для документирования истории развития детей.
  3. Форма № 025/у – это форма медицинской карты амбулаторного пациента.
  4. Форма № 030/у – используется для организации диспансерного наблюдения за пациентами. В соответствии с этой формой формируется контрольная карта.
  5. Форма № 039/у-02 – задает форму ведомости, в которую вносится учетная информация обо всех врачебных посещениях, как на дому у пациента, так и в поликлинике (амбулатории).

Применяются также и электронные учетные формы, что позволяет заметно упростить и ускорить ведение учета пациентов.

По мере развития в медицинских организациях информационных технологий значение электронных форм документации будет увеличиваться.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.