text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

  • 23 ноября 2016
  • 275

Сегодня то, как проводится контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, во многом зависит от деятельности администрации этих учреждений. Примером может служить оценка качества работы расположенной в городе Набережные Челны Больницы скорой медицинской помощи.

Контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения: распределение ответственности

В Больнице скорой медицинской помощи (дальше будет обозначаться, как БСМП) оценка качества работы как всей медицинской организации, так и каждого из входящих в ее состав отделений выполняется Службой качества. Администрацию клиники представляет в Службе качества заместитель главного врача по клинико-экспертной работе. С ним должны быть согласованы все получаемые Службой качества показатели результативности работы. После такого согласования полученные показатели направляются главному врачу для последующего их утверждения.

В каждом из отделений БСМП ведется так называемая карта результативности. В ней отображаются полученные показатели результативности. Ответственными за ведение карты результативности являются заведующие отделениями. Отдельная карта результативности ведется по всей медицинской организации в целом. Эту карту заполняет замглавврача по клинико-экспертной работе.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Направления оценки результативности работы

Для того, чтобы оценить результативность деятельности отделений клиники и БСМП в целом, проводится проверка достигнутых в ходе работы результатов по нескольким направлениям.

Для каждого из направлений можно ввести несколько показателей, характеризующих результативность работы и объединенных в одну группу, для которой используется затем условное обозначение.

Перечень направлений оценки таков:

  1. Уровень квалификации медицинского персонала, работающего в отделении. Соответствующую группу показателей можно обозначить, как К.
  2. Показатели, характеризующие, насколько удовлетворены качеством работы медицинской организации больные. Соответствующую группу показателей можно обозначить, как У.
  3. Показатели, отображающие, насколько часто при оказании медицинской помощи допускались дефекты качества. Соответствующую группу показателей можно обозначить, как Э (от слова «экспертиза»  - дефекты обычно выявляются вневедомственной экспертизой).
  4. Уровень безопасности при предоставлении медицинских услуг. Соответствующую группу показателей можно обозначить, как Б.
  5. Инновационные показатели. Они характеризуют работу отделения по внедрению новых методик и медицинских технологий при диагностике и лечении. Соответствующую группу показателей можно обозначить.
  6. Показатели научной работы специалистов отделения. Основной критерий здесь – количество публикаций в различных медицинских изданиях, в материалах симпозиумов, конгрессов и конференций. Соответствующую группу показателей можно обозначить как П.
  7. Основная работа персонала отделения, предоставление пациентам стационарной медицинской помощи соответствующего уровня квалифицированности. Соответствующую группу показателей можно обозначить, как О.

Конкретный набор показателей результативности и критерии, по которым устанавливаются значения этих показателей, для каждого из отделений БСМП индивидуален. Это, например, может быть летальность, количество осложнений после проведенной операции, количество жалоб со стороны пациентов, количество ошибок при постановке диагноза и т.д.

Контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения: мониторинг

Качество работы медицинской организации в целом, или какого-либо из ее отделений нельзя оценить, исходя лишь из полученных значений показателей результативности. Служба качества БСМП осуществляет мониторинг при помощи сопоставления фактически полученных значений показателей результативности и нормативных (плановых) значений этих показателей. Нормативные величины устанавливаются заранее, в начале каждого года, а фактические значения передаются в Службу качества в конце каждого квартала.

После проверки достоверности информации, полученной из отделений клиники, формируется аналитическая справка, в которую сводятся данные, полученные из всех отделений. Затем созывается врачебная комиссия (в расширенном составе), которая разрабатывает план мероприятий, результатом которых должно стать повышение качества работы подразделений.

Определение конкретных значений нормативных показателей осуществляется на основе анализа итогов работы за год. В этом анализе принимают участие заведующие отделениями и заместитель главного врача (представитель руководства по качеству).


Коэффициенты результативности

Каждому из показателей может быть сопоставлен коэффициент результативности.

Расчет его осуществляется одним из двух способов:

  • В общем случае для получения коэффициента результативности следует разделить фактически полученное значение показателя результативности на нормативное значение этого показателя.
  • Если значение показателя результативности характеризует процесс с негативной стороны (примером может служить показатель летальности после оперативного вмешательства), то для получения коэффициента результативности следует вначале разделить фактически полученное значение показателя результативности на нормативное значение этого показателя, а затем полученную величину вычесть из двух.

При практической оценке качества значение коэффициента результативности по каждому конкретному показателю не используется, применяют так называемый общий коэффициент результативности, который представляет собой среднее арифметическое значение по всей группе коэффициентов результативности.

В том случае, если фактически полученное значение показателей результативности превышает нормативное, значение коэффициента результативности может при расчете превысить единицу. В этом случае при последующем анализе значение коэффициента результативности считают равным единице, однако при этом делаются выводы либо о том, что нормативные показатели были занижены, либо о том, что сотрудникам клиники удалось резко повысить результативность своей работы.

Анализ коэффициентов результативности

Служба качества БМСП установила минимально допустимое значение коэффициента результативности, как 0,7. Если по какому-либо показателю коэффициент результативности ниже, заведующий отделением должен в самые короткие сроки определить, почему это происходит и выправить ситуацию.

О необходимости корректирующих мероприятий говорит попадание коэффициента результативности в диапазон значений от 0,7 до 0,85. Если же значение коэффициента результативности превышает 0,85, может встать вопрос об изменении нормативного значения показателя (при наличии на это оснований). Работа по повышению показателей результативности и в этом случае не должна останавливаться.

Пересмотр нормативных значений показателей обычно выполняется, если коэффициент результативности прочно удерживается на отметке 0,99-1.

Контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения: рейтинг отделений

В течение двух последних лет Служба качества БСМП использует для составления плана мероприятий по улучшению качества работы клиники индикаторы отставания и рейтинги отделений. В качестве индикаторов отставания используются описанные ранее условные обозначения группы показателей результативности. Рейтинг отделения – это общий для отделения коэффициент результативности, усредненный по всем группам показателей. На основании рейтингов составляется общая рейтинговая карта. Фактически это упорядоченная таблица, в которой отделения расположены по убыванию своего рейтинга. Каждая строка данной таблицы выглядит так:

Номер места в общем рейтинге

Наименование отделения

Коэффициент результативности

Индикатор отставания

Например, по итогам 2015-го года на первом месте в общем рейтинге оказалось Клиническое отделение №1, которому удалось довести значение общего коэффициента результативности до 0,99. При этом, однако, в графу «Индикатор отставания» было внесено обозначение «К», что указывало на наличие проблем с квалификацией персонала.

Для сравнения можно отметить, что Диагностическое отделение №2 смогло довести значение общего коэффициента результативности лишь до 0,69, причем в графе «Индикатор отставания» можно было увидеть обозначения «И», «Э», «К», «У», «Б», «П» - что говорило об отставании во внедрении новых методов, дефектах качества медицинской помощи, недостаточной квалификации сотрудников, низком уровне активности в научной работе, неудовлетворенности пациентов работой отделения и проблемах с безопасностью медицинской помощи.

Диагностическое отделение №2, а также клиническое отделение №2, как следовало из составленной в 2015 году рейтинговой карты, попали в «зону риска», что требовало срочного выполнения мероприятий по выправлению ситуации.

Используемая в Больнице скорой медицинской помощи города Набережные Челны методика оценки качества работы хороша прежде всего своей объективностью и универсальностью. Использование ее позволяет существенно повысить уровень безопасности при оказании медицинской помощи, и проводить обоснованное сравнение качества работы самых различных медицинских подразделений, работающих в одной медицинской организации. Использование индикаторов отставания дает возможность как главному врачу, так и заведующим отделениями определить четкие направления дальнейшей работы по повышению качества медицинских услуг.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.