text
Портал для медицинских работников

Профессиональная квалификация медицинских работников: требования законодательства

  • 15 октября 2010
  • 51

Сложившаяся за последнее десятилетие судебная практика по спорам из-за некачественного оказания (неоказания) медицинской помощи свидетельствует о существенном правовом значении полномочий медицинского работника на осуществление профессиональной медицинской деятельности по специальности и по оказанию медицинской помощи конкретному пациенту при определенных, исследуемых судом юридически значимых обстоятельствах.

При осуществлении полномочий представителей истцов в спорах из-за некачественного оказания медицинской помощи авторы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда в процессе судебного разбирательства выявлялся факт несоответствия медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь, занимаемой им должности вследствие отсутствия у него документов об образовании и необходимой квалификации.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Рассмотрим актуальные вопросы допуска к оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и скорой специализированной, высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи специалиста, имеющего медицинское образование.

Качество медицинской помощи и квалификация специалиста

Оказание гражданам качественной и квалифицированной медицинской помощи, эффективность деятельности медицинских организаций в значительной степени определяется кадровым потенциалом здравоохранения, зависит от профессиональных навыков, умений и знаний медицинского персонала.

В правовой науке и правоприменительной практике под качеством медицинской помощи подразумевается совокупность критериев, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. К таким критериям отнесены эффективность, безопасность, оптимальность, своевременность, адекватность, доступность медицинской помощи, способность удовлетворения ожиданий и потребностей пациента, преемственность и непрерывность осуществления лечебного процесса.

В то же время нормативно определено, что медицинская деятельность на территории Российской Федерации может осуществляться только на основании выданной уполномоченным органом лицензии, а к оказанию такой помощи в получивших лицензию медицинских организациях допускаются исключительно лица, получившие медицинское образование, имеющие звание, диплом и сертификат специалиста.

В связи с этим качественной может рассматриваться медицинская помощь, не только соответствующая вышеперечисленным критериям, но и оказанная медицинской организацией, имеющей лицензию на оказание такого вида работ и услуг, и специалистом соответствующего профиля и уровня квалификации.

В свете этого авторам представляется необходимым тщательный под­ход работодателя к подбору и поддержанию квалификации кадров. Небрежное отношение к оценке профессиональной квалификации работника, несоблюдение требований о надлежащем состоянии документов, подтверждающих соответствие работников требуемой квалификации с высокой долей вероятности может повлечь наступление неблагоприятных для работодателя последствий, в частности, при предъявлении к медицинской организации иска, правовым основанием которого является причинение вреда (жизни, здоровью, имуществу) вследствие неоказания медицинской помощи или оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.

Медицинский работник, непосредственно оказывавший медицинскую помощь, в соответствии действующим гражданским процессуальным законодательством привлекается к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, поскольку у него имеется прямая юридическая заинтересованность в исходе спора между истцом-пациентом и ответчиком - медицинской организацией. Объясняется это тем, что интересы медицинского работника могут быть затронуты вынесенным по делу судебным решением, а именно: в случае возмещения медицинской организацией вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу пациента работником при испол­нении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, у работодателя возникнет право обратного требования (регресса) к этому работнику в размере взысканного возмещения.

Именно поэтому вопрос о профессиональных способностях специалиста и возможности его допуска к выполнению работ и оказанию услуг при осуществлении медицинской деятельности представляет существенный интерес для исследования.

Перечень необходимых документов

Как следует из ст. 65 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора лица, претендующие на занятие должности медицинского персонала, предъявляют работодателю наряду с иными необходимыми документами документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, поскольку такие специалисты могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности лишь при условии соответствия их установленным законом требованиям.

Из толкования ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы), подп. "г" и "д" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение о лицензировании), следует, что право осуществления медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, во-первых, получившие высшее или среднее медицинское образование, диплом и специальное звание, во-вторых, прошедшие послевузовское профессиональное образование в виде интернатуры, ординатуры или аспирантуры, в-третьих, имеющие сертификат специалиста, выдаваемый на основании послевузовского профессионального или дополнительного образования по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан, и, наконец, в-четвертых, право занятия медицинской деятельностью возможно при условии повышения специалистом квалификации не реже одного раза в пять лет.

Проверка соответствия кандидата на должность медицинского работ­ника, осуществляемая работодателем, должна заключаться не только в установлении у претендента на должность наличия документов, подтверждающих уровень образования и степень квалификации, но и в оценке представляемых документов на предмет их полноты, достоверности, последовательности получения и соответствия реквизитов и содержания формальным признакам документа, сопоставлении и анализе всех представленных специалистом документов в совокупности.

Так, рекомендуется обращать внимание на наименование и статус образовательного учреждения, выдавшего документ об образовании, на наличие печатей, подписей и специальных знаков, дату выдачи документа, фамилию, имя и отчество лица, которому он выдан.

Наименование специальности и квалификационная характеристика работника

Особое внимание следует уделять соответствию наименования специ­альности и уровня квалификации, указанных в дипломах, свидетельствах, удостоверениях и сертификатах, установленным Минздравсоцразвития России положениям и требованиям. Так, квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения". При этом для каждой специальности законодателем определен требующийся уровень профессионального образования, необходимое послевузовское профессиональное или дополнительное образование, условия повышения квалификации, а также должности, которые может занимать специалист данного профиля. Кроме того, перечень наименований специальностей, полученных в вузе, и соответствующий им перечень специальностей, занятие которых требует дополнительной подго­товки, определены в Номенклатуре специальностей, которая для специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации", а для специалистов со средним медицинским образованием - приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н "О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации".

В то же время наименование специальности, полученной лицом по ито­гам профессионального образования в учебном заведении, должно соответствовать также видам работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности, которые определены в Положении о лицензировании.

При оценке документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства в области образования и здравоохранения необходимы не только сопоставление соответствия специальности и квалификации работника действующим номенклатуре и квалификационным характеристикам, но и проверка дат выдачи документов об образовании. Учитывая, что введение в действие номенклатуры специальностей и квалификационных характеристик осуществляется нормативным актом в строго определенные сроки, документы об образовании должны содержать информацию, соответствующую действующему в юридически значимый период законодательству.

Послевузовское образование

При оценке работодателем первичных документов о высшем медицинском образовании следует помнить, что допуск врача-специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности возможен лишь при наличии у него документа, подтверждающего прохождение им интернатуры, являющейся обязательной формой последипломной подготовки, ординатуры как формы непрерывного профессионального образования врачей либо аспирантуры.

Специалистам, принимающим кадровые решения, также следует помнить, что в период обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. В том случае, если специалист не имеет законченного высшего медицинского образования, он может быть допущен к занятию медицинской деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием.

Пример

По делу о некачественном оказании медицинских услуг, рассмотренному Приморским районным судом Санкт-Петербурга, в качестве ответчика выступала стоматологи­ческая клиника "Выбор". Претензии истицы касались неудовлетворительного качества и чрезмерно длительных сроков изготовления клиникой зубных протезов, неудовлетворительной формы и цвета коронок. По ходатайству представителя истицы судом у клиники были истребованы документы о квалификации лечащего врача пациентки.

Удовлетворяя исковые требования, суд, основываясь на всех материалах дела, посчи­тал в т. ч. заслуживающим внимания довод истицы о том, что лечащий врач Е., осуществлявший протезирование на всех его этапах, не обладал соответствующей квалификацией для выполнения необходимых манипуляций в связи с производством протезирования. Из представленных им документов об образовании следовало, что квалификация и полномочия лечащего врача, третьего лица по делу, подтверждаются дипломом о присвое­нии квалификации "зубной врач", выданным 25.06.1999, свидетельством о повышении квалификации, сертификатом о присвоении квалификации зубного врача ортопедической стоматологии, трудовым договором, дипломом от 15.01.2007 о присуждении квалификации врача по специальности "стоматология".

Из представленной в материалы дела медицинской карты пациентки усматривалось, что в процессе производства протезирования врачом Е. производились манипуляции, относящиеся к категории лечебных. Перечень такого рода манипуляций в соответствии с Квалификационной характеристикой врача-стоматолога-ортопеда, утвержденной приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов", не разрешен к исполнению лицам со средним медицинским образованием. Поскольку на момент оказания медицинских услуг истице, а именно в период с августа 2004 по январь 2006 г., врач Е. имел среднее медицинское образование, ответчик не имел права допускать лицо, не обладающее соответствующим образованием и квалификацией, до лечения истицы.

Лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после завершения процедуры нострификации всех необходимых документов, подтверждающих уровень их образования и степень специализации.

Немаловажным при первичном исследовании документов специалиста является и изучение последовательности получения лицом, претендующим на осуществление медицинской деятельности, специализации и повышения квалификации. Обусловлено это тем обстоятельством, что отдельные доку­менты об образовании могут быть получены лишь после прохождения соответствующей ступени образования (например, сертификат специалиста мо­жет быть выдан не ранее прохождения лицом интернатуры или ординатуры, профессиональной переподготовки или повышения квалификации).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Поскольку безусловным основанием осуществления медицинскими работниками профессиональной деятельности является повышение квалификации, документы в подтверждение этого обстоятельства также подлежат исследованию. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Основ порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется Минздравсоцразвития России, органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями.

В настоящее время порядок и организация совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение", занимающихся или претендующих на занятие медицинской деятельностью, определены приказом Минздравсоцразвития от 09.12.2008 № 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников".

Из данного нормативного акта следует, что совершенствование профессиональных знаний медицинских работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования, осуществляется в форме профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Повышение квалификации специалиста проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работника с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Профессиональная переподготовка в соответствии с данным приказом проводится с целью получения специалистом дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или расширения квалификации, а также для расширения квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в т. ч. с учетом международных требований и стандартов.

Совершенствование профессиональных знаний медицинских работников в форме профессиональной переподготовки и повышения квалификации проводится в строго предусмотренном объеме часов аудиторных занятий. При этом объем аудиторных занятий, который необходимо освоить, зависит от стажа работы специалиста и определяется из расчета не менее 100 ч.

Так, специалисты, имеющие стаж работы по специальности менее 5 лет, проходят только профессиональную переподготовку в соответствии с условиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтиче­ским образованием в сфере здравоохранения". Данным приказом предусмотрен уровень профессионального образования, соответствующая такому уровню специальность, которую получает лицо по завершении курса обучения, виды послевузовского профессионального и дополнительного образования (интернатура, ординатура или профессиональная переподготовка по специальности при наличии послевузовского профессионального образования), после получения которых дается возможность работы по избранной специальности. Это же правило касается и врачей, не работавших по избранной специальности более пяти лет. Последние могут быть допущены к практической медицинской деятельности лишь после прохождения соответствующей переподготовки.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет, обучение проводится по программам профессиональной переподготовки со сроком обучения не менее 500 ч аудиторных занятий.

Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности более 10 лет, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации, при этом срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляет от 100 до 500 ч аудиторных занятий.

Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе до­полнительного образования для среднего медицинского персонала установлен приказом Минздрава России от 05.06.1998 № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием", определяющим наименование специальностей, тематику циклов, вид последипломного образования (специализацию или усовершенствование), периодичность и продолжительность обучения.

В качестве одного из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов действующим законодательством предусмотрена и стажировка, основной целью которой является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

При первичной оценке документов специалиста, претендующего на занятие должности среднего медицинского персонала, может возникнуть вопрос о возможности осуществления профессиональной деятельности лицами, допущенными к занятию должностей среднего медицинского персонала в соответствии с установленными ранее нормами и продолжающими замещать должности тех же наименований. Как следует из письма Минздравсоцразвития России от 12.09.2008 № 6915-ВС "О специалистах со средним медицинским образованием", указанные лица могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения прежние должности, проходить повышение квалификации по специальностям, соответствующим этим должностям, и получать или подтверждать сертификаты специалиста.

По окончании образовательной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистам выдается соответственно свидетельство о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке. Только после освоения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалисты могут приступить или продолжить в медицинских организациях замещение врачебных должностей, соответствующих Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения.

Пример

В деле, рассмотренном Калининским районным судом Санкт-Петербурга, истицей были предъявлены требования к ряду государственных учреждений здравоохранения о возмещении вреда вследствие ненадлежащего оказания ей медицинской помощи.

С целью исследования обстоятельств дела судом у всех лечащих врачей, причастных к оказанию медицинской помощи пациентке и привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, были истребованы документы об образовании, подтверждающие право на занятие медицинской деятельностью, а также их квалификацию.

Врач-кардиолог З., сотрудник ФГУ "Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова", оказывала истице медицинскую помощь 10.08.2005. В материалы дела ею были представлены следующие документы об образовании: диплом о высшем профессиональном образовании по специальности "Лечебное дело", удостоверение о присвоении З.  высшей квалификационной категории по специальности 'Терапия" сертификат специалиста по специальности 'Терапия" диплом о профессиональной переподготовке по специальности "Кардиология" от 02.06.2006, сертификат специалиста по специальности "Кардиология"от 02.06.2006.

В соответствии с приказом Минздрава России от 27.08.1999 № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" для занятия ме­дицинской деятельностью в области кардиологии требуется профессиональная переподготовка специалиста или обучение его в ординатуре, лицо, занимающее должность врача-кардиолога, должно иметь диплом о профессиональной переподготовке по специальности "Кардиология"либо свидетельство о прохождении ординатуры по специальности "Кардиология".

Однако в материалах дела отсутствовали предусмотренные действующим законодательством документы, удостоверяющие право З. на осуществление ею деятельности по специальности "кардиология" в августе 2005 г., а именно: диплом о профессиональной переподготовке по специальности "Кардиология", сертификат специалиста по специальности "Кардиология", свидетельство о прохождении повышения квалификации по специ­альности "Кардиология", действительные в исследуемый период.

Доказательства, позволяющие сделать вывод о соответствии в августе 2005 г. вра­ча З. квалификационным характеристикам по специальности "Кардиология", предъявляемым к лицам, занимающим должности врачей-кардиологов, наличии у нее специальных знаний в области кардиологии и права на осуществление медицинской деятельности в области кардиологии, в материалы дела представлены не были. Учитывая, что, согласно представленным документам, право З. на осуществление медицинской деятельности в области кардиологии возникло со 2 июня 2006 г., т. е. спустя 11 месяцев после оказания истице медицинской помощи, на момент ее оказания, 10 августа 2005 г., врач З. не имела права осуществлять медицинскую деятельность в области кардиологии. Нарушение работодателя - ФГУ "Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазо­ва" - выразилось в допуске к лечению пациентов лица, не обладавшего правом на осущест­вление профессиональной деятельности по соответствующей специальности. Указанное обстоятельство также являлось предметом судебного исследования, однако, поскольку предметом исковых требований являлось возмещение вреда, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи лечебным учреждением в целом, само по себе данное обстоятельство не оказало существенного влияния на решение суда, признавшего медицинскую помощь, оказанную пациентке, ненадлежащей.

Сертификат специалиста

Одновременно с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца специалистам выдается (либо подтверждается) сертификат специалиста, наличие которого является одним из обязательных условий, дающих право на занятие медицинской деятельностью. Несмотря на это, положения действующего законодательства, определяющие порядок получения сертификата, не содержат требований ни о сроке действия сертификата, ни о порядке его продления или подтверждения, в связи с чем приходится констатировать правовой пробел и полное отсутствие федеральных и ведомственных нормативно-правовых актов, устанавливающих срок действия сертификата и необходимость его продления.

Кроме того, изданным во исполнение приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" письмом Минздравсоцразвития России от 19.03.2009 № 16-4/10/2-1797 так­же закреплено положение о том, что лицам с высшим медицинским образованием, не получившим послевузовского и дополнительного профессионального образования, установленного действующими нормативными правовыми актами, но имеющим стаж работы по специальности не менее пяти лет, в дополнение к сертификату следует выдать справку установленного образца, выполненную на бланке учреждения, проводившего такое повышение квалификации.

Таким образом, медицинский работник при выполнении трудовой функции или обязательств по гражданско-правовому договору должен иметь внушительный перечень действительных на момент предъявления работодателю или заказчику документов, подтверждающих его право на оказание медицинской помощи, отнесенной к конкретному виду номенклатуры работ и услуг.

Регулярный мониторинг документов работающего сотрудника

Как правило, проверка документов при приеме специалиста на работу либо при заключении с ним договора гражданско-правового характера е цаиэю [юшками» осуществляется специалистами кадровой службы. С целью поддержания документов о квалификации трудоустроенных документов о квалификации трудоустроенных медицинских работников в актуальном состоянии необходимо осуществлять их регулярный мониторинг. Тем не менее практика показывает, что в дальнейшем отслеживание сроков действия сертификатов в подавляющем большинстве случаев возлагается на самих работников.

Представляется, что предоставлять право контроля данного обстоя­тельства самим медицинским работникам нецелесообразно, несмотря на то, что сами специалисты ответственно подходят к вопросу подтверждения своей квалификации, нередко самостоятельно выбирая и оплачивая циклы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Объясняется эта рекомендация тем, что работнику могут быть неизвестны изменения в законодательстве, и если у него будут отсутствовать действительные документы об образовании, в будущем по прохождении обучения это может повлечь неблагоприятные последствия для работодателя.

Таким образом, документы об образовании и квалификации специалиста, оказывающего медицинскую помощь или услугу на основании трудового договора, являются не просто подтверждением уровня профессиональной его подготовки, но и удостоверением права специалиста на оказание того или иного вида медицинской помощи. Именно поэтому врач или лицо, имеющее среднее медицинское образование, может быть обязан судом при наличии спора представить в материалы дела доказательства своего права на осуществление профессиональной деятельности.

Осуществляется это, как правило, по инициативе стороны истца. Сле­дуя возложенному на истца бремени доказывания своей процессуальной позиции, истец заявляет ходатайство об истребовании у третьего лица - лечащего врача - документов, подтверждающих квалификацию, и, соответственно, право последнего на оказание соответствующего вида медицин­ской помощи. И если учредительные документы и лицензия медицинской организации, действующая в юридически значимый период оказания медицинской помощи, судом истребуется без дополнительных обоснований, то в отношении документов об образовании медицинского работника ходатайство подлежит тщательной мотивировке. Но и такие ходатайства суд, как правило, удовлетворяет, поскольку указанные документы являются допустимым и относимым письменным доказательством, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, поскольку, как указывалось выше, качественная медицинская помощь предполагает ее оказание высококвалифицированным специалистом.

В качестве подтверждения тезиса о существенном юридическом значении права медицинского работника на осуществление профессиональной деятельности в соответствующей области предлагаем еще один пример из судебной практики.

Пример

Кировским районным судом Санкт-Петербурга рассмотрено гражданское дело по предъявлении иска к ГУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" о возмещении вреда, причиненного некачественным оказанием медицинской услуги.

Существо иска заключалось в оказании пациентке в указанном учреждении медицинской услуги в объеме подкожной мастэктомии с обеих сторон с одномоментным эндопро­тезированием, что привело к длительной (более двух месяцев) лимфорее, возникновению инфекционных осложнений и отторжению имплантатов.

Собранными по делу доказательствами, включая заключение комиссионной судебно­медицинской экспертизы, было установлено, что способ оперативного вмешательства, избранный лечащим врачом в отношении конкретной пациентки, являлся неоптимальным. С целью снижения риска неблагоприятных последствий пациентке целесообразно было вы­полнить двухэтапное оперативное лечение: 1 этап - удаление инородных тел (гелиом) из молочных желез; 2 этап - восстановление молочных желез эндопротезами. Именно одномоментное выполнение оперативного вмешательства привело к вышеуказанным осложнени­ям. Неоптимальность выбора оперативного вмешательства судебно-медицинские эксперты мотивировали допущенной врачом недооценкой локального статуса зоны операции.

На основании собранных доказательств судом был сделан вывод о некачественном оказании медицинской услуги и применены последствия, предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

С целью исследования причин недооценки локального статуса зоны оперативного вмешательства и неправильного выбора врачом способа оперативного лечения, а также с целью формальной проверки права лечащего врача Б. на осуществление ею профессиональной деятельности судом из отдела кадров ГУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" были истребованы документы об образовании, стаже, квалификации лечащего врача Б.

При этом, как следовало из приказа о приеме на работу, врач Б. была принята на рабо­ту на должность врача-онколога отделения торакальной хирургии. Как следовало из должностной инструкции врача-онколога, подписанной врачом Б., медицинская услуга, оказанная пациентке врачом Б., оказывалась ей именно как врачом-онкологом. Аналогичные сведения содержались в медицинских документах ГУЗ "Ленинградская областная клиническая больница"

В материалы гражданского дела врачом Б. были представлены следующие документы об образовании:

  1. диплом о высшем образовании, выданный Кабардино-Балкарским государственным университетом (г. Нальчик) 29.06.2001 о присвоении Б. квалификации "Врач"по специальности "Лечебное дело";
  2. удостоверение от 07.10.2003 о прохождении Б. подготовки в клинической ординатуре при Кабардино-Балкарском государственном университете по специальности "Хирургия" в период с 2001 по 2003 г.;
  3. сертификат от 01.09.2003 о присвоении Б. специальности "Хирургия" на основании Решения экзаменационной квалификационной комиссии при Кабардино-Балкарском государственном университете от 29.09.2003.

Одновременно врачом Б. предъявлено удостоверение о прохождении ею подготовки в клинической ординатуре при ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова" (г. Санкт- Петербург) также в период с 2001 по 2003 г. с датой выдачи 30.08.2003, а также свидетельство о прохождении повышения квалификации в ГОУ ДПО "Санкт-Петербургская медицин­ская академия последипломного образования" по циклу "Клиническая онкология" в объеме 216 ч. продолжительностью 1,5 месяца в октябре 2002 г.

Поскольку указанные обстоятельства исключают либо возможность прохождения Б. подготовки в клинической ординатуре по хирургии при Кабардино-Балкарском государственном университете в тот же период времени (2001-2003 гг.), либо возможность прохождения ею подготовки в клинической ординатуре по онкологии в ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова", принимая во внимание законодательный запрет на получение первичной врачебной специализации в заочном порядке, адвокатом истицы были направлены соответствующие запросы в Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова", а также в Минздрав- соцразвития России о наличии у врача Б. права на осуществление врачебной деятельности по специальностям "Хирургия" и "Онкология".

Из ГОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" (КБГУ) поступил ответ, из которого следует, что Б. поступила в 1995 г. на медицинский факультет КБГУ по специальности "Лечебное дело" и завершила обучение в 2001 г., зачислена в клиническую ординатуру сроком на два года с 02 октября 2001 г. по специальности "Хирургия" и отчислена из клинической ординатуры с 01 октября 2003 г. в связи с окончанием срока обучения.

Таким образом, КБГУ подтвердил действительное обучение Б. на медицинском факультете, прохождение ею подготовки в клинической ординатуре по специальности "Хирур­гия", а также выдачу представленных врачом Б. документов об образовании.

Одновременно КБГУ разъяснил, что Б. не могла пройти одновременно обучение в клинической ординатуре ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова" по специальности "Онко­логия", поскольку, во-первых, одновременно обучалась в клинической ординатуре по специальности "Хирургия", во-вторых, в соответствии с Номенклатурой специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, для прохождения клинической ор­динатуры по специальности "Онкология", требующей углубленной подготовки, необходимо пройти обучение в интернатуре по специальности "Хирургия".

Департаментом науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития Рос­сии по заявлению адвоката проводилась проверка с истребованием документов, подтверждающих действительное обучение Б. в указанных учреждениях.

По результатам проверки Департамент науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России сделал следующие выводы:

  1. Гражданка Б. не участвовала в экзаменационных испытаниях на право быть зачисленной в клиническую ординатуру при ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова";
  2. Одновременное получение послевузовского образования (ординатура) в очной форме по специальностям "Онкология" и "Хирургия" в территориально удаленных друг от друга образовательном учреждении высшего и дополнительного профессионального образова­ния и научном учреждении исключается по определению;
  3. ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова" не представлены копии индивидуально­го плана обучения гражданки Б. в клинической ординатуре по специальности "Онкология", копии протоколов о прохождении промежуточной аттестации и сдаче выпускных экзаменов, копии приказа об отчислении в связи с окончанием срока обучения;
  4. Прохождение цикла повышения квалификации по направлению "Клиническая онкология" не может рассматриваться как получение новой специальности и не является основанием для осуществления профессиональной деятельности по специальности "Онкология".

На основании вышеизложенного, Департамент науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России сделал вывод о том, что факт обучения гражданки Б. в клинической ординатуре при ГУН "НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова" по специальности "Онкология" не имеет достаточного документального подтверждения.

Указанные обстоятельства были признаны судом существенными для дела, и на основании представленных документов судом был сделан вывод о том, что врач Б., осуществлявшая лечение пациентки как врач-онколог, не имела права на осуществление профессиональной деятельности по специальности "Онкология".

Оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд исковые требования пациентки удовлетворил.

На взгляд авторов, наиболее существенным для работодателя - ГУЗ "Ленинградская областная клиническая больница" - является то обстоятельство, что сведения о фактической подложности документов об образовании врача были получены только в ходе судебного процесса и только по результатам исследования этих обстоятельств адвокатом процессуального оппонента.

В случае если бы работники кадровой службы учреждения при приеме на работу указанного врача более внимательно отнеслись к выполнению собственных должностных обязанностей и не допустили бы до лечения пациентов лицо с документами, не подтверждающими его право на осуществление профессиональной деятельности по соответствующей специальности, возможно, не сложилась бы и ситуация, явившаяся основанием для обращения в суд.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.