text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Планирование численности должностей врачей-офтальмологов в муниципальных и государственных ЛПУ

  • 15 октября 2010
  • 28

Вопросы оказания офтальмологической помощи населению находятся в ряду наиболее актуальных в последние годы. Нагрузка врачей- офтальмологов постоянно растет: во-первых, старение населения приводит к тому, что среди пациентов увеличивается доля лиц пожилого возраста с характерной для таких больных патологией органов зрения; во-вторых, офтальмологов теперь включают в бригады врачей по осмотру работающих граждан.

В то же время большинство нормативно-правовых документов по пла­нированию численности врачей-офтальмологов были утверждены более 30 лет назад, и лишь приказ по установлению численности врачей амбулаторного приема, в т. ч. и врачей-офтальмологов, для оказания амбулаторно-поликлинической помощи в детских поликлиниках, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами имеет дату утверждения немногим менее 10 лет тому назад.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В связи с этим выход приказа Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты" (далее - Приказ № 115н) вызывает большой интерес у организаторов здравоохранения, главных врачей и их заместителей.

Рассматриваемый нормативно-правовой документ, как и большинство аналогичных документов по оказанию медицинской помощи больным с той или иной патологией, содержит положение о том или ином структурном подразделении, оказывающем офтальмологическую помощь, определяет стандарт оснащения этого подразделения и рекомендуемые штатные нормативы.

В число учреждений и подразделений, по которым Приказом № 115н приводятся штатные нормативы, входят:

  • кабинет неотложной офтальмологической помощи (приложение 3 к По­рядку оказания неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при острых заболеваниях и состояниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н); офтальмологический кабинет поликлиники, расположенной в населенных пунктах с населением свыше 25 тыс. чел.; офтальмологический кабинет поликлиники, расположенной в населенных пунктах с населением до 25 тыс. чел.; консультативно-диагностические отделения или поликлиники областных, краевых и республиканских офтальмологических больниц (приложение 3 к Порядку оказания плановой медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н);
  • офтальмологические отделения областных, краевых и республиканских больниц; офтальмологические отделения центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в населенных пунктах с населением свыше 25 тыс. чел.; офтальмологические отделения центральных районных и районных больниц, городских больниц, расположенных в населенных пунктах с населением до 25 тыс. чел. (приложение 6 к Порядку оказания плановой медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н);
  • офтальмологический центр (приложение 9 к Порядку оказания плановой медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному Приказом № 115н).

Приведенные наименования типов учреждений не соответствуют действующей в настоящее время номенклатуре учреждений здравоохранения.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" выделены следующие типы учреждений, где может быть оказана офтальмологическая помощь:

  1. больницы, в т. ч. районная,
  2. городская, в т. ч. детская,
  3. центральная (городская, районная),
  4. областная, в т. ч. детская (краевая, республиканская, окружная);
  5. специализированные больницы, в т. ч. офтальмологическая;
  6. диспансеры;
  7. центры:
  8. консультативно-диагностический, в т. ч. для детей,
  9. диагностический и др.

Таким образом, в приказе представлены рекомендуемые штатные нормативы по ряду несуществующих ЛПУ, таких, как областная, краевая, республиканская офтальмологическая больница, офтальмологический центр, и в то же время не приводятся штатные нормативы по офтальмологической больнице и по офтальмологическому диспансеру, т. е. учреждениям, включенным в номенклатуру государственных и муниципальных ЛПУ. Определенные вопросы вызывает и организация кабинета неотложной офтальмологической помощи, в положении об этом кабинете отсутствуют указания о численности населения, на которую планируется такое подразделение.

В отличие от других нормативно-правовых документов такого рода, в данном приказе величины штатных нормативов в основном лишь повторяют приказы Минздрава СССР. Так, для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению в городских поликлиниках число должностей врачей-офтальмологов устанавливалось из расчета 0,6 должности на 10,0 тыс. чел. взрослого населения, детям - 1,5 должности на 1 тыс. детей. Эти нормативы остались прежними. Однако нормативная запись изменена: потеря слов "из расчета" приводит к неоднозначному толкованию норматива, буквально норматив можно понимать как установление указанного числа должностей на каждые 10,0 тыс. взрослого или 1 тыс. детского населения.

Более того, для поликлиник, расположенных в населенных пунктах с насе­лением до 25 тыс. чел., в Приказе № 115н приводятся лишь те нормативы, которые устанавливались ранее для взрослого населения. Эти же нормативы распространяются на детей, тем самым общий норматив численности уменьшается.

Аналогичным образом представлены и нормативы консультативно­диагностических отделений или поликлиник областных, краевых и республиканских больниц. В соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц для взрослых и детей" число должностей врачей-офтальмологов областных, краевых и республиканских больниц устанавливалось из расчета 0,11 должности на 100 тыс. чел. взрослого населения области, края, республики и 0,16 должности на 100 тыс. детей области, края, республики. В рассматриваемом приказе не указан нормативный показатель для оказания офтальмологической консультативной помощи детям, а норматив, который ранее использовался для взрослого населения, распространяется и на взрослых, и на детей, в связи с чем произошло уменьшение норматива должности врача-офтальмолога для оказания консультативной помощи детям на 0,05 должности на 100 тыс. детского населения (0,16-0,11).

Вопрос о достаточности нормативного показателя для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в настоящее время может быть решен путем расчета численности врачей амбулаторного приема для обеспечения числа посещений, указанных в Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

В информационном письме Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10/2-10360 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" представлено следующее число посещений врача-офтальмолога: 454,3 посещения на 1 тыс. населения, в т. ч. для взрослых - 367,2; для детей - 87,3, что в пересчете на соответствующую численность населения (при том, что дети (0-17 лет) составляют 18,5% в структуре населения страны) равняется (367,2 х 10001 посещения на 1 тыс. взрослых и 417,9 посещения на 815.

Плановая функция должности врача-офтальмолога при использовании показателей затрат времени на одно посещение, равных в муниципальных ЛПУ при приеме взрослых 11,6 мин, при приеме детей - 12,5 мин, составля­ет 8500 и 7890 соответственно, в ЛПУ субъекта Федерации - 4230 и 3720 соответственно, в федеральных ЛПУ - 1735.

При несколько условном распределении посещений по типам учреж­дений, равном 90% - в муниципальных ЛПУ, 8% - в ЛПУ субъекта Федерации и 2% - в федеральных ЛПУ, средневзвешенное значение плановой функции должности врача-офтальмолога составит 8023 посещения при оказании Г8500 х 90 + 4230 х 8 + 1735 х 21.

Сопоставление нормативной и необходимой для выполнения Программы численности врачей-офтальмологов показывает, что эти данные для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению почти совпадают (рисунок).

Однако в рамках нормативной обеспеченности врачами-офтальмологами взрослого населения выполнение ими какого-либо дополнительно­го объема работы, в частности участие в дополнительном осмотре работающих граждан, муниципальных и государственных служащих и др., весьма проблематично. Иная картина наблюдается при сопоставлении численности должностей врачей-офтальмологов при оказании помощи детям: нормативное число должностей в 2 раза превышает их число, необходимое для выполнения Программы.

Численность должностей врачей амбулаторного приема, необходимая для выполнения того или иного числа посещений, определяется путем деления этого числа посещений на величину плановой функции врачебной должности. Для выполнения указанного в Программе числа посещений взрослого населения необходимо 0,562 должности врача-офтальмолога на (450,9 х 10 и 0,561 должности на 10,0 тыс. детей 8023х 10=7433.

В табл. 1 представлены расчеты нормативного числа должностей для городского и сельского населения и средние данные для взрослых и детей. При расчетах принималось во внимание, что сельское население составляет 26,9% в структуре населения страны, в т. ч. среди детей (0-17 лет) - 31,2%, взрослых - 25,9%.

Таблица 1

Расчет средней нормативной численности должностей врачей-офтальмологов для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослым и детям по приказу Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н

Контин­

гент

населения

Нормативное число должностей (на 10,0 тыс. соответствующего населения)

В муниципальных ЛПУ

В фе- дераль- ныхЛПУ

Всего

Для

город­

ского

населе­

ния

Для

сель­

ского

населе­

ния

Для город­ского населения

Для сельско­го населения

В среднем

Взрослые

0,6

0,31

0,011

0,6 + 0,011 = = 0,611

0,3 +0,011 = = 0,311

0,611 х 74,1 + 0,311 х 25,9 _ 0 533 100,0 _ ,

Дети

1,5

0,31

0,011

1,5 + 0,011 = = 1,511

0,3 + 0,011 = = 0,311

1,511 х 68,8 + 0,311 х 31,2 7 100,0 = ,

1 В расчет принят средний нормативный показатель для сельского населения в зависимости от места проживания.

На недостаточное экономическое обоснование нормативного числа должностей врачей амбулаторного приема, в т. ч. и врачей-офтальмологов, представленное в приказе Минздрава России от 16.10.2001 № 371 "О штат­ных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населени­ем свыше 25 тысяч человек" указывалось нами и ранее. Это же число должностей было перенесено в Приказ № 115н.

Данные о величине показателей численности коек, устанавливаемых на 1 врачебную должность, указанные в Приказе № 115н, не совпадают с рекомендациями письма Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10-2-10360 (табл. 2). Такие несовпадения в нормативно-правовых документах одного и того же ведомства всего лишь с двухмесячной разницей в датах утверждения должны, на наш взгляд, получить соответствующую оценку Минздравсоцразвития России.

Таблица 2

Сопоставительные данные о нормативных показателях по труду медицинского персонала больничных подразделений по офтальмологии

Нормативный акт

Нормативное число коек

на 1 должность врача

на 1 круглосуточный пост медицинской сестры

Приказ Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560

20

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

Приказ Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600

25

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

Приказ Минздрава СССР от 19.11.1982 № 1148

20-25

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

Письмо Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10-2-10360

12

15

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н

20 в областной больнице

25 в ЦРБ и городской больнице

30 при 3-степенной системе обслуживания 25 при 2-степенной системе обслуживания

1 Шипова В.М. Организация нормирования труда в здравоохранении / Под ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: Грантъ, 2002. С. 101-106.

При планировании численности медицинского персонала ЛПУ по оказанию офтальмологической помощи, составлении штатных расписаний ЛПУ целесообразно использовать приказы Минздрава СССР, где наряду с численностью врачей-офтальмологов, среднего и младшего медицинского персонала офтальмологических подразделений указывается также и численность медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы, отсутствующая в Приказе № 115н. Использование нормативов, указанных в Приказе № 115н, может привести к уменьшению численности персонала офтальмологических подразделений ЛПУ.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.