text
Портал для медицинских работников

Нормативная обеспеченность медицинским персоналом травматолого-ортопедической помощи населению

  • 15 января 2011
  • 76

Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2010 № 201н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы” (далее – Приказ № 201н) определил основные организационные технологии указанного вида помощи, положения об организации деятельности соответствующих структурных подразделений ЛПУ, стандарты на оснащение и рекомендуемые штатные нормативы.

Штатные нормативы амбулаторно-поликлинической помощи

Рекомендуемые штатные нормативы по амбулаторно-поликлинической помощи представлены в приложении 5 к Приказу № 201н, там же указано, что данные нормативы рекомендуется использовать при организации деятельности клинико-диагностической поликлиники. Непонятно, что имели авторы в виду при таком наименовании учреждения. Как известно, в соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения (приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627) в составе амбулаторно-поликлинических учреждений выделяются:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

поликлиники в т. ч.

  • городская, в т. ч. детская;
  • центральная районная;
  • консультативно-диагностическая, в т. ч. для детей;

Отсутствие указаний в тексте этого приложения на место проживания прикрепленного к ЛПУ населения (город, село) позволяет предположить, что данный норматив относится к любому контингенту населения, т. е. как к городским, так и к сельским жителям.

Как известно, в соответствии с действующими до сих пор штатными нормативами имела место дифференциация показателей для городских и сельских жителей (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставительные данные по величине норматива должности врача травматолога-ортопеда

Нормативный правовой документ

Норматив должности

(на 10,0 тыс. соответствующего населения)

для взрослых

для детей

Приказ Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999  (для ЛПУ городов с населением свыше 25 тыс. чел.)

0,4

0,2

Приказ Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 (для ЛПУ населенных пунктов с числом жителей менее 25 тыс. чел.)

0,1–0,3

(в зависимости от места проживания)

0,1–0,3

(в зависимости от места проживания)

Приказ Минздрава России от 16.10.2001 № 371 (для детских поликлиник, входящих в состав больниц)

0,75

Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2010 № 201н

0,488

(расчетно, исходя из 1 должности на 20,5 тыс. взрослого населения)

0,645

(расчетно, исходя из 1 должности на 15,5 тыс. детского населения)

Для сравнения нормативных данных, утвержденных Приказом № 201н, показатели приказов Минздрава СССР (от 11.10.1982 № 999 и от 06.06.1979 № 900) необходимо пересчитать на взрослое население в среднем и на детское население в среднем.

С учетом того, что доля сельских жителей среди взрослого населения –25,9%, норматив должности врача травматолога-ортопеда составлял по ранее действовавшим приказам 0,348 должности на 10,0 тыс. взрослого населения. Увеличение этого норматива в связи с выходом Приказа № 201н составляет 0,14 должности (0,488 - 0,348) на 10,0 тыс. взрослого населения. Такое увеличение может показаться весьма незначительным, однако в целом по стране внедрение этого нормативного показателя приведет к увеличению численности врачей травматологов-ортопедов на 1662 должности (0,14 × 115 848 565 : 10 000).

Нормативный показатель для детей выше, чем для взрослых, более чем на 30%. Если сравнивать его с существующими приказами (приказы Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 и от 06.06.1979 № 900), то увеличение составляет 0,445 должности на 10,0 тыс. детей (0,645 - 0,2), что в целом по стране составляет 1160 должностей (0,445 × 26055414 : 10000).

Сравнения намеренно не проводятся с приказом Минздрава России от 16.10.2001 № 371, во-первых, потому, что он распространяется лишь на детские поликлиники, входящие в состав больниц, медико-санитарных частей, а, во-вторых, в связи с экономической необоснованностью этого приказа.

Таким образом, общее увеличение численности врачей травматологов-ортопедов при внедрении Приказа № 201н составляет 2782 должности (1622 + 1160).

Возможности расчета численности должностей врачей травматологов-ортопедов для выполнения гарантированного государством объема медицинской помощи несколько ограничены, т. к. в письме Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10/2-10360 “О формировании и экономическом обосновании территориальной на 2010 год”, как и в  ряде предыдущих документов подобного рода, в последние годы представлены лишь посещения по хирургии, куда суммарно включены посещения к хирургам, травматологам-ортопедам, нейрохирургам, по челюстно-лицевой хирургии, колопроктологии и онкологии.

Однако в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа) на 1998 г. эти посещения представлены не суммарно, а дифференцированно по специальностям. Расчеты показывают, что посещения к травматологам-ортопедам составляют 29,2% от общего числа посещений взрослых и 22,9% от числа посещений детей: из указанных 963 посещений взрослых суммарно по хирургии 281 посещение приходится на травматологию-ортопедию, что составляет 29,2% , а из 507 посещений детей – 116 посещений к травматологам-ортопедам, т. е. 22,9% посещений.

Приняв с известной степенью условности указанное соотношение за основу, можно рассчитать число посещений к врачам травматологам-ортопедам на 2010 г. В Программе на 2010 г. указано число посещений по хирургии, равное 823,6 на 1 тыс. всего населения, в т. ч. 717,1 для взрослых и 106,5 для детей, следовательно, посещения по травматологии-ортопедии соответствуют следующим цифрам: 209,4 посещения для взрослых  и 24,4 для детей , а на 1 тыс. взрослых – 256,6 посещения (209,4 × 1000 : 816), на 1 тыс. детей – 132,6 (24,4 × 1000 : 184). При расчетах использовались данные статистического сборника, согласно которым дети (0–17 лет) составляют 18,4% в структуре населения страны.

Плановая функция должности врача травматолога-ортопеда, т. е. плановое число посещений к врачу в течение года, на амбулаторном приеме взрослых в муниципальном ЛПУ составляет 8970 посещений, в ЛПУ субъекта Федерации – 7130 при оказании травматологической помощи и 4940 при оказании ортопедической помощи, в федеральных ЛПУ – 1735.

Среднее значение плановой функции врачебной должности при распределении посещений по типам учреждений, составляет 8591.

Число врачебных должностей, необходимых для выполнения 256,6 посещения, составляет 0,299 (256,6 × 10 : 8591) должности на 10,0 тыс. взрослого населения.

Расчеты по аналогичному алгоритму для детского населения показывают, что среднее значение плановой функции врачебной должности составляет 7336 , а число необходимых должностей – 0,181 на 10,0 тыс. детей (132,6 × 10 : 7336).

Таким образом, нормативное число врачебных должностей, установленное Приказом № 201н, превышает необходимое для выполнения Программы число врачебных должностей для взрослого населения в 1,6 раза (0,488 и 0,299), а для детей – в 3,6 раза (0,645 и 0,181).

Вызывает массу вопросов и планирование должностей среднего и младшего медицинского персонала для обеспечения работы врача травматолога-ортопеда на амбулаторном приеме.

Как известно, в соответствии с приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 в городских поликлиниках, расположенных в городах с численностью населения свыше 25 тыс. чел., эти должности устанавливаются следующим образом: 2 должности медицинских сестер и 1 должность санитарки при приеме как взрослого, так и детского населения. В соответствии с приказом Минздрава СССР от 26.07.1978 № 900 в поликлиниках населенных пунктов с численностью населения менее 25 тыс. чел., на 1 должность врача травматолога-ортопеда устанавливается 1 должность медицинской сестры и 1 должность санитарки.

В Приказе № 201н предлагается установление 1 должности медицинской сестры и 0,3 должности санитарки на 1 должность врача травматолога-ортопеда. Такое уменьшение численности среднего и младшего медицинского персонала может привести к увеличению нагрузки на врача, нарушению санитарно-эпидемиологического режима и в целом – к ухудшению качества оказания медицинской помощи.

Штатные нормативы стационарной помощи

В приложении 6 к Приказу № 201н представлены рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала стационарного отделения травматологии и ортопедии, оказывающего травматолого-ортопедическую помощь, отделения травматологии и ортопедии “дневной стационар”.

Следует заметить, что название отделения не соответствует действующему приказу Минздрава России от 29.01.1999 № 28, по которому в перечне хирургических подразделений стационаров ЛПУ указаны следующие профили отделений:

  • ортопедическое;
  • травматологическое (в т. ч. травмы кисти);
  • травматолого-ортопедическое.

Нормативный показатель должности врача травматолога-ортопеда в соответствии с Приказом № 201н устанавливается: 1 должность на 17 коек в отделении травматологии и ортопедии и 1 должность на 15 коек в травматологическом отделении (множественной и сочетанной травмы). Сопоставление этих данных с действующими нормативными документами приведено в табл. 2.

Таблица 2

Норматив должности врача-травматолога и медицинской сестры больничного учреждения (подразделения)

Нормативный правовой документ

Величина норматива

врача

медицинской

 сестры палатной

Приказ Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560

20

из расчета: 1 круглосуточный пост на 25 коек при 3-степенной системе обслуживания;

на 20 коек при 2-степенной системе обслуживания

Приказ Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600

25

Так же

Письмо Минздравсоцразвития России от 21.12.2009 № 20-0/10-2-10360

12

15

Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2010 № 201н

17 (отделение травматологии и ортопедии)

15 (травматологическое отделение (множественной и сочетанной травмы))

20

Приказом № 201н в состав отделения введены должности вспомогательной лечебно-диагностической службы, такие, как врач по лечебной физкультуре, врач-физиотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра по массажу, по физиотерапии.

В штатных расписаниях ЛПУ эти должности представлены в соответствующих подразделениях с выделением в этих подразделениях заведующих, старших медицинских сестер (в физиотерапевтическом отделении) и т. д. Введение этих должностей в штатное расписание отделений, как это предложено в Приказе № 201н, с подчинением заведующему отделением – врачу травматологу-ортопеду существенно нарушает технологию лечебно-диагностического процесса.

В то же время непонятно, почему в таком же или в другом порядке не вводятся должности врача-рентгенолога, рентгенолаборанта, столь значимые для травматологических и ортопедических отделений, а также должности медицинского персонала клинической лаборатории.

В Приказе № 201н отсутствуют должности медицинской сестры перевязочной, медицинских сестер для организации индивидуального ухода за тяжелобольными, медицинских сестер операционной, старшей операционной медицинской сестры.

Таким образом, внедрение Приказа № 201н приведет к увеличению численности врачей травматологов-ортопедов, уменьшению численности среднего медицинского персонала, а отсутствие обеспеченности средним и младшим медицинским персоналом перевязочной и операционной приведет к невозможности функционирования такого отделения.

В Приказе № 201н в примечании к приложению 6 даются следующие указания по планированию коечного фонда:

  • 0,5 койки для травматологических больных на 1 тыс. городских жителей;
  • 0,3 койки для травматологических больных на 1 тыс. сельских жителей;
  • 0,15 койки для ортопедических больных на 1 тыс. городских и сельских жителей;
  • 0,4 койки в детских отделениях травматологии-ортопедии.

Как известно, система планирования больничной помощи изменилась с 1998 г.: в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой плановым показателем больничной помощи является число койко-дней, а не коек. При пересчете числа койко-дней в число коек необходимо знание средней длительности пребывания больных в стационаре, оборота койки. Следовательно, рекомендации по плановому числу коек противоречат существующей системе планирования. Кроме того, в Программе нет дифференциации показателей на городских и сельских жителей.

Таким образом, указанные недостатки нормативно-правового документа не позволяют рекомендовать его для реализации в практике здравоохранения. Изменения, предусмотренные Приказом № 201н, не находят своего отражения в финансовом нормативе, утвержденном Программой, что также не позволяет применять рекомендуемые Приказом № 201н нормативы по труду.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.