text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Новая вертикаль управления здравоохранением в субъектах Федерации

  • 15 марта 2011
  • 18

Управление здравоохранением в СССР было организовано по централизованной схеме, в нем четко прослеживалась иерархия. Непосредственное руководство работой медицинских учреждений, планирование их деятельности и контроль за ней, а также материальное обеспечение было обязанностью местных органов власти. Областной (краевой) отдел здравоохранения руководил здравоохранением в области (крае) через подчиненные ему городские и районные отделы здравоохранения или через главных врачей сельских районов, также он управлял непосредственно подчиненными ему областными (краевыми) медицинскими учреждениями. Каждый районный отдел здравоохранения, являясь органом своего исполнительного комитета совета депутатов трудящихся и подчиняясь ему, вместе с тем по специальным вопросам получал указания от вышестоящего (областного) отдела (органа) здравоохранения.

После принятия в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) вертикальная управляемость здравоохранения нарушилась. В соответствии с правовыми нормами Основ на каждом уровне власти – Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований появилась своя система здравоохранения, состоящая из органов управления и медицинских учреждений, ими контролируемых.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Органы управления здравоохранением субъектов РФ не являлись вышестоящим органом по отношению к органам управления здравоохранением муниципальных образований, как и федеральное министерство здравоохранения не было “вышестоящим начальником” по отношению к органам управления здравоохранением субъектов РФ. Назначение руководителей органов управления здравоохранением регионального и муниципального уровней находилось в сфере исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований и не требовало согласования с кем-либо.

Управляемость здравоохранения начала восстанавливаться после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", согласно которому на уровень субъектов РФ были переданы следующие полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

  • осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
  • лицензирование следующих видов деятельности:
    • медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
    • фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
    • деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Вслед за передачей полномочий в субъекты РФ не только пошли субвенции из федерального бюджета на их осуществление, но и возникла подконтрольность органов управления регионального здравоохранения Минздравсоцразвития России. Руководитель органов исполнительной власти субъекта РФ стал утверждаться по согласованию с Минздравсоцразвития России, так же, как и структура органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия.

В свою очередь органы управления здравоохранением субъектов РФ получили доступ к контролю муниципальных учреждений здравоохранения через процедуры лицензирования и контроля качества оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, в государстве появились первые компоненты управляемости бюджетным здравоохранением, связывающим муниципальный, региональный и федеральный уровни.

В настоящее время к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан среди прочего относится “формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности”.

В свою очередь органы государственной власти субъекта РФ формируют свои исполнительные органы, осуществляющие полномочия субъекта РФ в сфере здравоохранения.

Таким образом, на территории субъекта РФ существуют сходные по функциям органы управления здравоохранением муниципального и регионального уровней, которые хотя в целом и решают близкие социальные задачи в сфере охраны здоровья, но не структурированы в целостную систему управления здравоохранением как социальной отрасли, созданной и регулируемой государством для реализации прав граждан на получение медицинской помощи в границах территории субъекта РФ.

Данные примеры характерны для крупных муниципальных образований, входящих в субъекты РФ: департамент здравоохранении администрации города Омска и министерство здравоохранения Омской области; главное управление здравоохранения мэрии города Новосибирска и департамент здравоохранения Новосибирской области и т. д. и т. п.

Проект федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вносит свой вклад в дальнейшее выстраивание системы управления здравоохранением как отраслью бюджетной сферы.

Ныне действующие полномочия органов местного самоуправления по организации оказания первичной медико-санитарной помощи по проекту закона передаются в сферу полномочий органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан.

При этом органам местного самоуправления все равно вменяются полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, из чего следует, что муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения все равно будут существовать, правда, в новых экономических условиях, определяемых положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Формирование органов управления здравоохранением муниципального уровня будет возможно только в том случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ примет решение о передаче соответствующих полномочий (организация первичной медико-социальной помощи) на муниципальный уровень.

Таким образом, будет формироваться новая вертикаль управления здравоохранением в субъектах Федерации, в которой лишь гипотетически просматривается звено управления здравоохранением муниципального уровня.

Несмотря на наличие только проекта закона, его влияние уже ощущается. Так, в Курганской области с 1 января 2011 г. муниципальные учреждения здравоохранения – районные и городские больницы и поликлиники переданы на областной уровень, а Главное управление здравоохранения Курганской области реорганизовано в Департамент здравоохранения, число больниц и поликлиник, подведомственных Департаменту, увеличилось с 42 до 83.

По иному пути пошли в Великом Новгороде. В конце 2010 г. Дума Великого Новгорода большинством голосов проголосовала за муниципальную целевую программу "Развитие муниципального здравоохранения Великого Новгорода" на 2011 г., фактически предусматривающую реформу системы здравоохранения города. С 1 января 2011 г. все бывшие до этого самостоятельными городские медицинские учреждения стали структурными подразделениями единой многопрофильной организации с головным офисом в Центральной городской клинической больнице. Объединенную больницу возглавил председатель комитета по охране здоровья населения Великого Новгорода, а сам комитет как структурное подразделение администрации города с 1 января был ликвидирован – все его полномочия были переданы новому медицинскому объединению.

Очевидно, что муниципальное образование Великий Новгород, предвосхитив прогнозируемые события, формально лишило себя органов управления здравоохранением, сохранив их полномочия на уровне исполнительного органа многопрофильной больницы, не передавая ее, в отличие от Курганской области, на областной уровень.

Таким образом, администрациям муниципальных учреждений здравоохранения нужно быть готовыми к тому, что руководящая роль муниципальных органов управления здравоохранением уйдет в прошлое. Но это не означает, что административный контроль исчезнет совсем. Без сомнения, он будет заменен на административный контроль органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Нельзя исключить развитие ситуации, описываемое крылатой фразой, которую произнес Виктор Черномырдин, Председатель Правительства РФ, 6 августа 1993 г. на пресс-конференции, рассказывая о том, как готовилась денежная реформа 1993 года: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. Будет ли именно так – время покажет, но в любом случае надо приветствовать инициативу государства по воссозданию управляемости сферы здравоохранения.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.