text
Портал для медицинских работников

Вопросы читателей относительно процедуры размещения государственного заказа

  • 15 апреля 2011
  • 24

Начиная с 1 января 2011 г., все медицинские учреждения обязаны закупать оборудование, лекарства и даже канцелярские принадлежности только на открытых аукционах в электронной форме. При этом любая ошибка влечет за собой серьезные последствия в виде наложения штрафа – как для учреждения, так и для конкретного работника. Не могли бы вы рассказать о правовых последствиях в случае неправильного выбора способа размещения заказа, т. е. непроведения торгов в форме электронного аукциона?

В настоящее время в системе государственного и муниципального заказа большое значение приобретают открытые аукционы в электронной форме. В установленных случаях проведение размещения заказа таким способом для федеральных заказчиков стало обязательным с 1 января 2010 г., а с 1 января 2011 г. в аналогичных условиях оказались региональные и муниципальные заказчики.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

С 1 июля 2010 г. ситуация, связанная с выбором в качестве способа размещения заказа электронного аукциона, изменилась следующим образом. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ ”О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ.

Согласно ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, включенных в указанные в ч. 4 данной статьи перечни товаров, работ, услуг, осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Часть 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ содержит отсылку к Перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

Кроме того, в соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в т. ч. автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

Рассмотрение дел о нарушении федеральными заказчиками ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ осуществляется в порядке проведения Инспекцией ФАС России камеральных проверок соблюдения законодательства РФ о размещении заказов с вызовом представителей федеральных заказчиков с целью всестороннего выяснения обстоятельств дела и подробного изучения материалов, представляемых на заседании Инспекции ФАС России по проведению внеплановых проверок. По окончании рассмотрения дела Инспекция ФАС России выносит решение о нарушении федеральным заказчиком положений ст. 10 Закона № 94-ФЗ, выразившемся в неправильном способе размещения заказа, либо о том, что действия заказчиков по выбору способа размещения заказа соответствуют требованиям законодательства о размещении заказов.

В случае установления подобных нарушений Инспекцией ФАС России на основании ч. 9 ст. 17 Закона № 94-ФЗ выдается предписание об аннулировании торгов в случае, если государственный контракт не заключен с победителем торгов или единственным участником размещения заказа.

Как уже указывалось, такие действия заказчика по выбору способа размещения заказа, не предусмотренного положениями законодательства РФ о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

1. Принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.»

Среди выявленных Инспекцией ФАС России нарушений такого рода преобладают случаи, связанные с размещением заказа на поставку картриджей, автомобилей, горюче-смазочных материалов, спортивного инвентаря, на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту кондиционеров.

В большинстве случаев, точно так же, как и при проведении Инспекцией ФАС России проверочных мероприятий в отношении федеральных заказчиков по поводу соблюдения ими ч. 39 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, федеральными заказчиками в сроки, предусмотренные для отказа от проведения аукциона, принимались решения об отказе от проведения аукционов в связи с неправильным способом размещения заказа.

В настоящее время Инспекция ФАС России в постоянном режиме продолжает проверки федеральных заказчиков на предмет выявления нарушений ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ.

Должно ли бюджетное (с 1 января 2011 г. – казенное) медицинское учреждение при заключении договоров субподряда, поставки и т. д. в целях исполнения государственного контракта, по которому данное учреждение является подрядчиком, соблюдать процедуры размещения государственного заказа, установленные Законом № 94-ФЗ?

Бюджетное (казенное) учреждение при заключении договоров субподряда, поставки и т. д. для исполнения государственного контракта, по которому учреждение является подрядчиком, должно соблюдать процедуры размещения государственного заказа, установленные Законом № 94-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) государственные бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества (Российской Федерацией, субъектом РФ).

В силу п. 2 ст. 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами бюджетному учреждению предоставлено право осуществления приносящей доходы деятельности, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. устанавливает единый порядок размещения заказов.

Под государственными нуждами согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств РФ, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными заказчиками могут выступать в т. ч. бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Законодательство РФ не дает определения понятию “внебюджетные источники финансирования”. Однако согласно письму Минфина России от 21.02.2006 № 02-13-10/339 “О внебюджетных источниках финансирования” к “внебюджетным источникам финансирования потребности Российской Федерации” можно отнести доходы получателей средств федерального бюджета, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов получателей средств федерального бюджета, а также средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Соответственно, при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг как за счет бюджетного финансирования, так и за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности учреждения, бюджетное учреждение должно соблюдать процедуры, предусмотренные Законом № 94-ФЗ. В т. ч. эти процедуры необходимо соблюдать при заключении бюджетным учреждением договоров поставки, субподряда и т. д. для исполнения государственного контракта, по которому бюджетное учреждение является подрядчиком. Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 17.04.2008 № Д05-1377 “По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ”.

Поскольку согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” с 1 января 2011 г. государственными заказчиками признаются государственные казенные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, то все сказанное выше распространяется и на них. Иными словами, с указанной даты казенное учреждение при привлечении им субподрядчиков, заключении договоров поставки и т. д. для исполнения государственного контракта, по которому учреждение является подрядчиком, должно будет соблюдать процедуры размещения госзаказа, установленные Законом № 94-ФЗ.

 Размещение заказов на поставки лекарственных средств и медицинского оборудования является очень большим сегментом заказов, размещаемых в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ. Кроме того, результаты данных торгов имеют непосредственное отношение к здоровью граждан, а также содержат много нюансов, которые необходимо учитывать при размещении заказов в этом сегменте. Какие способы размещения заказа на поставку медицинского оборудования наиболее предпочтительны? Как должен формироваться состав лота на поставку медицинского оборудования?

В случае размещения заказа на поставку медицинского оборудования основные вопросы возникают при выборе способа размещения заказа с учетом особенностей формирования состава соответствующего лота. Рассмотрим эти вопросы.

Способы размещения заказа на поставку медицинского оборудования

При выборе способа размещения государственного заказа на поставку медицинского оборудования не все так однозначно, как в случае с лекарственными средствами. Медицинское оборудование входит в код 3300000 “Аппаратура медицинская; средства измерения; фото- и киноаппаратура, часы”, включенный в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, вместе с тем в настоящее время код 3311000 “Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления” не включен в данный Перечень и таким образом появилась возможность осуществлять размещение государственного (муниципального) заказа на поставку определенных видов медицинского оборудования в форме открытого конкурса. Следовательно, при размещении заказа необходимо тщательно подойти к определению предмета торгов и, исходя из этого, выбирать способ размещения заказа.

 Формирование состава лота на поставку медицинского оборудования

При закупке медицинского оборудования особенно остро встает проблема формирования состава лота, поскольку в данном случае прослеживаются нарушения, аналогичные описанным выше при размещении заказов на поставку лекарственных средств, а именно: происходит ограничение конкуренции путем включения в состав лота технологически несвязанного оборудования. При этом в состав одного лота может быть включено не только технологически не связанное медицинское оборудование, но и в некоторых случаях расходные медицинские материалы.

Пример

При размещении заказа на поставку медицинского оборудования в состав одного лота были включены: компьютерный томограф на 64 среза (аппарат для высокоточной диагностической рентгенологии), базовый набор хирургических инструментов и набор для травматологии RUDOLF MEDICAL или “эквивалент” (набор инструментов для хирургического вмешательства с расширенным функционалом, который предназначен уже для лечения пациента и при диагностике неприменим), ВЧ-коагулятор для моно- и биполярных сечений и коагуляции и бесконтактной аргоновой коагуляции с системой контроля подачи газа EndoFlow или “эквивалент” (электрохирургический аппарат, предназначенный для лечения и проведения операций), магнитно-резонансный томограф с магнитным полем 1,5 T (диагностический аппарат для исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса). При этом в разделе ”Техническое задание” документации об аукционе не содержится положений, определяющих функциональную связь перечисленного медицинского оборудования и расходных медицинских материалов между собой.

Данный пример ярко иллюстрирует нарушение требований ч. 3 ст. 17 Закона № 135 от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заказчиком ограничивается конкуренция путем внесения в документацию об аукционе требований, сужающих круг участников размещения заказа. Обычно это выражается в создании укрупненного лота, в состав которого включены одна или две позиции уникального или эксклюзивно поставляемого только одной компанией оборудования.

Также очень распространенным нарушением является установление характеристик оборудования, в совокупности указывающих на единственного производителя. В данном случае необходимо отметить, что при размещении заказов в форме конкурса или аукциона обязательно указание в документации о торгах торговых знаков, сопровождающихся словами “или эквивалент” и установлением параметров эквивалентности. При размещении заказа с помощью открытого аукциона в электронной форме заказчик может пойти одним из следующих путей:

  • указать конкретную торговую марку и модель;
  • указать наименование товарной группы с описанием конкретных параметров, необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Второй вариант на практике оборачивается тем, что заказчик переписывает технические характеристики из регистрационного удостоверения определенной модели оборудования, при этом не происходит привлечения экспертов для выявления тех ключевых характеристик, которые позволят оборудованию выполнять функции, удовлетворяющие потребностям заказчика.

Поскольку в соответствии с Законом № 94-ФЗ поставляемый товар должен удовлетворять всем характеристикам технического задания документации о торгах в совокупности, то на практике формирование заказчиком предмета торгов таким образом исключает возможность участия в них компаний, производящих конкурентную продукцию. Это может достигаться путем включения детализации геометрических и физических параметров (сантиметры, миллиметры, килограммы, углы наклона или поворота и т. д.) оборудования, служащей барьером для участия в торгах конкурентов, производящих аналогичное медицинское оборудование.

ФАС России в ходе осуществления контроля  в 2010-м году проверено более 200 заказов в отношении закупок медицинского оборудования, из них более чем в 65% случаев выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, выразившиеся в установлении требований к товару, в совокупности соответствующих определенному товару, выпускаемому единственным производителем.

В практике рассмотрения жалоб на соответствующие нарушения часто встречается ситуация, когда заказчики ссылаются на то, что по каждой отдельной характеристике оборудования имеются 2–3 производителя, выпускающих оборудование, удовлетворяющее установленным в документации о торгах требованиям. Однако, как было указано выше, предлагаемый к поставке товар должен удовлетворять всей совокупности требований, указанных в документации о торгах. Таким образом, наличие или отсутствие эквивалентного оборудования может быть установлено только с учетом совокупности всех параметров, указанных в документации о торгах.

При этом ФАС России неоднократно поднимался вопрос об установлении единой системы классификации закупаемой государственными заказчиками медицинской техники по сферам и областям ее применения, которая позволит предотвратить объединение в составе предмета торгов (лота) оборудования, технологически и функционально не связанного между собой, т. к. такое объединение приводит к ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств. Также говорилось о необходимости установления для каждой группы оборудования минимально необходимых технических параметров, обеспечивающих возможность его использования для одной и той же группы больных по одним и тем же показаниям к применению с одинаковым терапевтическим эффектом. В таком случае можно говорить о взаимозаменяемости оборудования в рамках одного сегмента. По аналогии с размещением заказов на поставку лекарственных средств, данный вопрос будет прорабатываться, однако результаты работы в указанном направлении станут очевидными не ранее следующего года.

Заканчивая рассмотрение вопроса о формировании лотов при закупке медицинского оборудования, хотелось бы отметить несколько случаев, которые являются исключением из общего правила:

  • закупка дополнительного оборудования, которое должно взаимодействовать с уже имеющимся оборудованием и быть технически совместимым с ним. В данном случае на основании соответствующего экспертного заключения может быть осуществлена закупка конкретного оборудования, которое будет использоваться в комплексе с уже имеющимся;
  • закупка передового оборудования, не имеющего аналогов на рынке. В данном случае заказчик должен подготовить детальное обоснование с технической, а также лечебно-терапевтической точек зрения, при этом в случае рассмотрения жалобы на порядок формирования данного лота будет приветствоваться наличие независимого экспертного заключения, подтверждающего такой порядок его формирования.

Во всех вышеперечисленных случаях в разделе “Техническое задание” документации о торгах необходимо дать соответствующее обоснование для исключения проблем в случае оспаривания правильности формирования лота.

Дополнительно необходимо сказать о случае поставки участниками размещения заказа товаров российского происхождения, для которых в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 05.12.2008 № 427 “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд” предусмотрена возможность предоставления преференций в отношении цены контракта в размере 15% в порядке, установленном данным приказом. Для этого необходимо указать наименование производителя и страну (страны) происхождения товара. Это позволяет отечественным производителям лекарственных средств и медицинского оборудования эффективно конкурировать по цене.

Необходимо учитывать, что законодательство в области обращения лекарственных средств и медицинского оборудования, как и законодательство о размещении заказов, в настоящее время активно изменяется, поэтому в практике размещения заказов на поставку лекарственных средств и медицинского оборудования будут возникать все новые вопросы, требующие ответа, и новые нормы законодательства, отвечающие на эти вызовы.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.