text
Портал для медицинских работников

Амбулаторная медицинская помощь: оплата труда врачей-специалистов по результатам деятельности

  • 15 мая 2011
  • 26

В настоящее время в системе здравоохранении России трудится 3,1 млн чел., вместе с членами семей это почти 10 млн чел., качество жизни которых определяется и уровнем зарплат в бюджетном здравоохранении.

На совещании по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов РФ 9 ноября 2010 г. в г. Иваново Министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голикова сообщила, что поэтапное наполнение системы обязательного медицинского страхования финансовыми средствами и полноценное финансирование оказания медицинской помощи на основе стандартов, позволит поэтапно в течение трех лет добиться повышения заработной платы врачей всех специальностей в 2013 г. на 35%. В первую очередь это касается врачей-специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Правительством РФ было принято постановление от 07.02.2011 № 60 “О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации” (далее – Постановление № 60). В данном документе определены направления, по которым органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках реализуемых в 2011–2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения должны осуществляться мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами. Ранее объектом внимания государства стали следующие врачи амбулаторно-поликлинических учреждений: врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – с 2006 г. им производятся дополнительные денежные выплаты в размере 10 тыс. руб. Между тем это справедливо вызывало критику позиции государства со стороны врачей других специальностей (кардиологов, неврологов, ревматологов, урологов и т. д.), услуги которых также необходимы и имеют большое значение для пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений.

Приоритет врачам, работающим в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отдан в силу того, что сложившаяся структура медицинских учреждений и подразделений характеризуется наличием дефицита учреждений и подразделений, оказывающих первичную медицинскую помощь, при избыточности учреждений, оказывающих стационарную помощь населению.

Следует отметить, что денежные выплаты в размере 10 тыс. руб. не производились автоматически и не являлись обязательным дополнением к заработной плате указанной категории врачей. Изначально данные денежные выплаты позиционировались как доплаты за увеличение объема выполняемой работы в пределах установленной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Например, на врача-терапевта участкового рекомендовалось возложить следующий дополнительный объем работ по занимаемой должности:

  • проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
  • осуществление назначения и выписки лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг;
  • организация, анализ и подведение итогов дополнительной диспансеризации работающего населения;
  • проведение диспансеризации неработающих пенсионеров;
  • проведение диспансерного наблюдения отдельных категорий прикрепленного населения: с хроническими заболеваниями, часто длительно болеющих и др.;
  • организация оказания неотложной медицинской помощи прикрепленному населению;
  • проведение иммунизации прикрепленного населения;
  • проведение мероприятий по раннему выявлению и профилактике сахарного диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • обеспечение преемственности на различных этапах лечения прикрепленного населения;
  • медицинский отбор и направление (оформление справки для получения путевки и санаторно-курортной карты) на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
  • взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы по вопросам определения стойкой утраты трудоспособности и реабилитации инвалидов среди прикрепленного населения.

Таким образом, значимое увеличение заработной платы требовало значимого увеличения трудозатрат. За выполнение вышеназванных обязанностей работнику устанавливалась надбавка стимулирующего характера на срок до одного года, которая могла не начисляться (ограничиваться в размере), если имели место случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения врачом-терапевтом участковым по его вине возложенных на него названных дополнительных обязанностей. Кроме того, принимались во внимание положения приказа Минздравсоцразвития России от 19.04.2007 № 282 “Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового”.

На совещании по перинатальным центрам и региональным программам модернизации здравоохранения, которое провел 11 марта 2011 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин, Министр здравоохранения и социального развития Т.А. Голикова обратила внимание выступающих на то, что заработная плата медицинских работников является одной из ключевых тем модернизации здравоохранения, в т. ч. и с точки зрения общего отношения врачей к процессу оказания ими медицинской помощи.

По данным Минздравсоцразвития России, полученным из 57 регионов РФ, среднемесячный размер стимулирующих выплат без учета районного коэффициента на одного врача-специалиста, оказывающего амбулаторную помощь, составит в 2011–2012 гг. 7151 руб.. За два года на увеличение заработной платы врачам-специалистам будет направлено порядка 60,8 млрд руб. федеральных средств. В Волгоградской области в результате реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами, планируется рост средней заработной платы врачей-специалистов в размере 20%, к 2012 г. она составит 25 500 руб.; в Ивановской области планируется увеличение на 27%, средняя заработная плата врачей-специалистов составит к 2012 г. 18 тыс. руб..

Ожидается, что и субъекты Федерации внесут свой вклад в увеличение заработной платы. Определенные шаги в этом направлении уже начали осуществляться. По данным интернет-источников, в Пермском крае вводятся доплаты в 10 тыс. руб. для врачей – “узких” специалистов, в Омской области в 2011 г. рост заработной платы в системе здравоохранения за счет ресурсов субъекта составит не менее 10%.

Из Постановления № 60 следует, что система оплаты труда врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, будет ориентирована на результат. Исходя из приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 “Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях”, выплаты за высокие результаты работы относятся к выплатам стимулирующего характера. Показатели оценки деятельности врачей-специалистов планируется утвердить нормативным актом Минздравсоцразвития России, а методика их оценки отдана в сферу компетенции регионов и будет устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В настоящее время в Московской области еще с 2008 г. действуют критерии оценки деятельности медицинского персонала и принципы оплаты труда, ориентированные на результат. Так, установлены следующие критерии оценки деятельности врачей-специалистов амбулаторно-поликлинического звена:

  • выполнение плана посещений в рамках программы государственных гарантий;
  • обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдения выписки рецептов пациентам, в т. ч. имеющим право на получение набора социальных услуг;
  • уровень первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста в связи с заболеваниями;
  • наличие обоснованных жалоб, связанных с нарушением прав пациента;
  • письменные замечания от руководства больницы (заведующих отделениями, заместителей главного врача, главного врача), контролирующих вышестоящих органов по ведению и заполнению утвержденной медицинской документации;
  • удовлетворенность пациентов лечебно-диагностическим процессом;
  • удельный вес посещений, выполненных с профилактической целью;
  • полнота охвата больных диспансерным наблюдением по отдельным нозологиям;
  • число случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара;
  • оперативная активность (для специалистов хирургического профиля).

 Вполне возможно, что подобные критерии оценки будут применяться и в других субъектах РФ в рамках реализации Постановления № 60.

Таким образом, налицо действия государства по созданию условий для повышения заработной платы врачей-специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях, но увеличение размеров стимулирующих выплат будет производиться не за факт нахождения в должности, а за достигнутые результаты в работе, в связи с чем представляется важным соблюсти определенный баланс интересов: планируемые Минздравсоцразвития России показатели должны были реальными, и их достижение через стимулирование повышения интенсивности (производительности) труда врачей-специалистов должно приводить к достойному повышению размера стимулирующей выплаты как мотиватора интереса врача. В противном случае государству едва ли придется надеяться на какие-либо значимые изменения общего отношения врачей к тому делу, которое они сегодня реализуют, и обеспокоенность состоянием которого высказала Министр здравоохранения и социального развития на совещании в Рязани 11 марта 2011 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.