Об организации медицинской реалибитации детей с церебральными парличами

52

Среди множества инвалидизирующих состояний и заболеваний у детей  церебральные параличи занимают особое место, т. к. в комплексной реабилитации пациентов требуют участия и взаимодействия многих специалистов различных ведомств. Внедрение межведомственного и комплексного подхода к реабилитации лиц с ограниченными возможностями обеспечивает достижение конечного результата. В свою очередь, медицинский аспект задач, решаемых педиатрами, является ведущим в общей системе медико-социальной реабилитации, т. к. чем раньше начат комплекс медицинских мероприятий, тем больше вероятность стабилизации и восстановления утраченных функций, проведения дальнейших социальных, профессиональных, адаптационных мероприятий и интеграции в общество.

Детский церебральный паралич (далее – ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов (моторных, психоречевых), которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на раз­личных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью со­хранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. И хотя термин  ”церебральный паралич” не отражает многообразия имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, но его используют в мировой литературе, поскольку другого терми­на не предложено.

Реальность, подтвержденная статистикой

Ежегодно на учет по инвалидности ставится около 800 тыс. чел., 25% от этого числа приходится на трудоспособный контин­гент. За последние пять лет рост инвалидности в целом составил 8–10% при резком увеличении числа детей-инвалидов. По оцен­кам специалистов, к 2015 г. доля здоровых новорожденных мо­жет сократиться до 15–20% от общего числа детей. Функцио­нальные отклонения выявляются у 33–50% новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опор­но-двигательного аппарата. Среди инвалидов с детства  85% при­ходится на инвалидность по психоневрологическому профилю. Каждый год не более 3–5% из числа освидетельствованных инва­лидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубе­жом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых меди­ко-социальных реабилитационных мероприятий.

Известно около 500 факторов, объясняющих причины появле­ния клиники ДЦП. Так как медицинская наука и мето­ды исследования продолжают развиваться, этих факторов со време­нем будет выявлено еще больше, а прогнозы в реабилитации детей с ДЦП станут еще пессимистичнее 5. Большую распространенность ДЦП в различных регионах России отмечают К.А. Семенова (1997 г.), В.Д. Левченкова (2001 г.)  – от 2,5 – 5,6 до 8,9 на 1 тыс. детского населения.

В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает более 772,0 тыс. инвалидов (это более 17% населения города): из них около 641 тыс. (почти 83%) граждан пенсионного возраста, около 119 тыс. (15,3%) граждан трудоспособного возраста и немногим более 14 тыс. (1,9%) детей-инвалидов, из которых около 2 тыс. (1928 детей. – на 1 января 2010 г.) – это дети с ДЦП, что составляет 13% от общего числа детей-инвалидов.

Согласно статистическим данным детских поликлиник, за последние 5 лет в Санкт-Петербурге среди патологий у детей, имеющих ограниченные возможности, болезни нервной системы занимают третье место в структуре детской инвалидизации (21,5%). Из них доля ДЦП составляет 67%.

Особенности системы оказания медико-социальной помощи лицам, страдающим церебральным параличом

Специфика всей системы оказания медико-социальной помощи лицам, страдающим церебральным параличом, и в первую очередь детям, предопределяет привлечение широкого круга специалистов, особую межведомcтвенную политику, а также участие всего общества.

Активное развитие специализированных медицинских учреждений для детей началось после выхода приказа Минздрава СССР от 15.02.1982 № 134 “Об улучшении восстановительного лечения детей в амбулаторно-поликлинических условиях”.

В настоящее время в Санкт-Петербурге сложилась определенная сеть детских амбулаторно-поликлинических учреждений, специализированных центров, стационарных учреждений, научных медицинских центров, санаториев, где проводится этапная медицинская реабилитация детей с церебральными параличами. Особенности развития и функционирования всех систем детского организма в различные возрастные периоды жизни, возникновение патологических процессов и развитие болезни требуют особой системы организации этапной и непрерывной помощи таким детям на всех уровнях.

Существенную поддержку в развитии сети ЛПУ, организации межведомственного взаимодействия с учреждениями народного образования и социальной защиты оказала целевая медико-социальная программа “Дети-инвалиды Санкт-Петербурга” (с 1998 по 2004 г.). Была улучшена материально-техническая база, приобретено оборудование для детских санаторных учреждений, проводящих реабилитацию детей с церебральными нарушениями. Расширились возможности интегрирования современных подходов в реабилитации. В настоящее время накоплен значительный опыт по комплексному оказанию медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, в т. ч. с ДЦП. Дальнейшее развитие, улучшение качества жизни, интеграция в общество и участие на равных в социальной жизни требуют совершенствования системы этапной помощи.

Для эффективно работающей межведомственной системы медико-социальной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями необходима тщательная концептуальная проработка основ новой политики в области инвалидности. Должна эта политика быть уникально российской или же формироваться в рамках глобальных тенденций, существующих в экономически развитых странах мира? Поиск оптимальной модели проведения социальных реформ в России должен быть продолжен, и он не может не учитывать глобальные тенденции, характерные для развитых стран мира..

Изменения, происходящие в обществе, напрямую влияют на организационную составляющую помощи детям. В свою очередь, родители, семья в целом стали более активными в получении прав для достижения качества жизни детей с ограниченными возможностями.

Опыт организации комплексной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательной системы

В нашей стране функционируют различного типа учреждения для оказания комплексной медико-социальной помощи детям, страдающим нарушениями опорно-двигательной системы. В качестве примера рассмотрим деятельность СПб ГУЗ «Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями» (далее – Центр), проводящего комплексное восстановительное лечение и реабилитацию детей с опорно-двигательными нарушениями. Данное учреждение создано как самостоятельное юридическое лицо в 1982 г. и является специализированным амбулаторным медицинским учреждением в системе этапного восстановительного лечения детей и подростков, имеющих наиболее сложную патологию, ограниченные возможности двигательной системы и психоневрологические нарушения.

Ведущая профилирующая патология – неврологическая и сопряженные с ней нарушения, случаи ДЦП составляют 60% от всей неврологической патологии. Организация помощи направлена на включение ребенка в непрерывную этапную помощь с обязательным участием семьи, мотивированием на дальнейшую интеграцию и социализацию в обществе, в связи с чем в медицинском учреждении (любого профиля, а в данном случае в Центре) формируется понятие межведомственной этапной помощи.

Целями деятельности Центра, в соответствии с его Уставом, являются:

      • способствовать созданию системы реабилитации и восстановительного лечения детей и подростков в возрасте от рождения до 18 лет, имеющих сложную патологию и ограниченные возможности (инвалидность психоневрологической и двигательной системы) с соблюдением этапности и непрерывности в наблюдении;
      • повышение уровня качества и эффективности комплексного восстановительного лечения на амбулаторном уровне, используя современные технологии, достижения науки и техники, способствующие достижению максимально возможной реабилитационной ремиссии у пациента с учетом характера, степени тяжести заболевания, индивидуальных психологических особенностей;
      • способствовать интеграции и социализации пациента и его семьи в общество.

Центр осуществляет следующие виды деятельности:

  • амбулаторная помощь: неврологическая; иглорефлексотерапия; медико-психологическая, в т. ч. абилитация детей раннего возраста; психиатрическая (психотерапевтическая); ортопедическая, в т. ч. ортопедическая диагностика, педиатрическая; офтальмологическая; физиотерапевтическая; лечебная физкультура, в т. ч. массаж, механотерапия, вибротерапия, эрготерапия; функциональное биоуправление с обратной связью; логопедическая, дефектологическая;
  • диагностические исследования: функциональная диагностика; аппаратные методы лечения, исследования;
  • по согласованию с исполнительным органом государственной власти возможно оказание других видов амбулаторной помощи, научно-практическое сотрудничество с профильными ведущими клиниками, институтами, центрами по отработке, внедрению, распространению современных способов восстановительной терапии, традиционных, нетрадиционных методов, различных видов реабилитации, а также международное сотрудничество и иная деятельность.

Организация медико-социальной реабилитации в Центре осуществляется на основе следующих принципов:

  • междисциплинарный подход в наблюдении;
  • профессионализм специалистов;
  • индивидуальность, щадящий подход в назначениях;
  • комплексность проводимых мероприятий;
  • применение оптимальных и эффективных методов конкретно для пациента;
  • работа с семьей (мотивация, обучение, этапы социализации);
  • преемственность между медицинскими учреждениями;
  • этапность и непрерывность лечебного и реабилитационных процессов;
  • межведомственность (взаимодействие с учреждениями различных ведомств в реализации индивидуальной программы реабилитации детей с ограниченными возможностями).

В центре функционируют три отделения:

  • неврологическое (функциональная диагностика);
  • реабилитационное (ортопедическая, физиотерапевтическая, офтальмологическая помощь);
  • медико-психологическое (служба раннего вмешательства “Абилитация детей раннего возраста”, логодефектокоррекция, медико-психологическая помощь семье).

Проводятся консультирование ведущими специалистами профильных институтов, академий Санкт-Петербурга, научно-практическая работа по совершенствованию и отработке методов восстановительной терапии и реабилитации детей, осуществляется  сотрудничество с отечественными разработчиками медицинского оборудования. Работают две школы для семей – психокоррекционная и “Зеленый остров”. В год проводится 1200 курсов восстановительного лечения, продолжительность курса – от 1,5 до 2,5 месяцев, кратность – два раза в год. Частоту курсов, дальнейшую этапность и межведомственную преемственность определяет ведущий лечащий специалист центра (невролог, ортопед, психотерапевт, педиатр).

Для эффективности специализированной помощи детям с церебральными нарушениями главное значение имеют ранняя диагностика и этапное профессиональное наблюдение с четким соблюдением принципов. Организованное взаимодействие специалистов позволяет оптимально использовать все имеющиеся ресурсы для реализации индивидуальных программ реабилитации в рамках специализированного медицинского учреждения.

В Центре применяются современные методы диагностики и лечения, которые отрабатывались применительно к конкретным профильным пациентам Центра:

  • функциональное биоуправление с обратной связью (ИН ВИТРО);
  • транскраниальная микрополяризация структур головного и спинного мозга (докторская диссертация на базе Центра);
  • компьютерная оптическая топография (позвоночника) на аппарате “КОМОТ”, плантография;
  • электроэнцефалографическая диагностика;
  • допплерография, эхография;
  • аппаратное исследование личностного тонуса, нейропсихологическая диагностика, дихотическое прослушивание;
  • обследование на комплексе “КОМТЭГ” (Акабане и Накатане);
  • различные виды рефлексотерапии, термотерапевтический массаж системы “Дюзон”;
  • психокоррекционные, медико-психологические методики (совместные разработки с Медицинской академией последипломного образования), творческая реабилитация и др.;
  • абилитация детей раннего возраста, психокоррекционная работа с семьей;
  • особые техники логопедической ритмики, логодефектокоррекция и т. д.;
  • специальные методики лечебной физкультуры, массажа, тренажеры системы “ТИСА” НПК “САНДР”, тренажер “Гросса”;
  • эрготерапия;
  • лечебный костюм “Адели”;
  • различные методы физиолечения;
  • методы лечебной педагогики (эвритмия, танцевально-двигательная терапия) и др.

Направление пациентов в Центр осуществляют специалисты (неврологи, ортопеды-хи­рурги) из различных медицинских учреждений Санкт-Петербурга согласно решению городской отборочной комиссии. Курс лечения составляет 2–2,5 месяца. Кратность, этапность, преемственность и дальнейшее наблюдение определяет лечащий специалист Центра (невролог, ортопед, психиатр, педиатр).

Стандартизация видов и объема помощи детям с ограниченными возможностями, в т. ч. с церебральными нарушениями, исходя из современных тенденций, должны носить рекомендательный характер, т. к. специфика помощи невероятно индивидуальна и требует обязательного участия семьи.

Разработанные ведущими лечащими специалистами центра алгоритмы наблюдения пациентов представляют собой этапный маршрут пациента внутри Центра, с четким  соблюдением принципов “движения”.

При такой организации ребенок-пациент находится в центре внимания всех специалистов центра. Высокий профессионализм специалистов позволяет использовать современные реабилитационные технологии, разрабатывать новые совместно с профильными научными учреждениями, интегрировать и адаптировать в лечебную практику зарубежные технологии.

Абилитация (от лат. habilitatio – создание способности) – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полноценным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем возрасте. У такого ребенка еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-практические и речевые функции. Малыш не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. Из определения следуют особенности организации медико-социальной помощи детям раннего возраста. Абилитация, или “раннее вмешательство”, является новой современной реабилитационной технологией, интегрированной в работу центра в конце 1990-х гг. шведскими коллегами и Институтом раннего вмешательства. При поддержке правительства города был внедрен ряд медико-социальных программ, которые качественно улучшили организацию работы по оказанию медико-социальной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями. Служба абилитации в центре оказывает помощь детям в возрасте до 3 лет, имеющим отставание или угрозу отставания в психическом развитии, обусловленное нарушениями интеллекта, слуха и зрения, движений, предречевого и речевого развития, нарушением поведения, биологическим и социальным риском (внутриутробное инфицирование, недоношенность, незрелость, тяжелая родовая травма, дети юных матерей и т. д.). Эффективность работы по технологиям абилитации представлена в табл. 1.

Эрготерапия как новая медицинская технология, адаптированная к программам восстановительного лечения детей с ДЦП в комплексе с лечебной гимнастикой, лечебным массажем, механотерапией, методиками функционального биоуправления, показала свою эффективность (табл. 2). Следует отметить, что по отношению к исходному уровню в основной и контрольной группах все показатели также достоверно улучшились (p < 0,001).

Таблица 1

Эффективность абилитации детей-инвалидов

Нозологические формы

N

Тяжесть заболевания

Эффективность

легкая

средняя

тяжелая

улучшение

%

без улучшения

%

Детский церебральный паралич

29

-

17

12

26

89,6

3

11,4

ОП центральной нервной системы

16

-

5

11

15

93,8

1

5,2

Генетические заболевания

10

-

5

5

9

90,0

1

10,0

Прочие

3

1

2

-

3

100

Всего

58

1

29

28

53

91,3

5

8,7

Таблица 2

Динамика физиометрических показателей детей с детским церебральным параличом, лечившихся с использованием традиционных и модифицированных программ (% к исходному уровню)

Показатели

Группы

Достоверность различий между группами

основная

(n = 52)

контрольная

(n = 40)

Динамика силовой выносливости мышц спины

175,8

133,3

0,001

Динамика силовой выносливости мышц брюшного пресса

181,6

202,1

недостоверно

Опороспособность (правая нога)

92,5

58,0

0,001

Опороспособность (левая нога)

173,3

48,2

0,001

Корреляционный анализ показал, что включение методик эрготерапии достоверно влияло как на физиометрические показатели, так и на улучшение показателей равновесия и координации детей с ДЦП (r = 0,61–0,82, при p < 0,001).

Положительная динамика прироста показателей манипулятивной функции рук в экспериментальной группе была достоверно большей, чем в контрольной группе (+0,45 балла и +3,15 балла, при p < 0,001).

Метод транскраниальной микрополяризации (далее – ТКМП) был исследован совместно с физиологическим отделом НИИ эпидемиологии и микробиологии РАМН. Метод удачно сочетает простоту и неинвазивность традиционных физиотерапевтических процедур (электросон, различные варианты гальванизации) с достаточно высокой степенью избирательности воздействия, характерной для стимуляции через интрацеребральные электроды. Метод ТКМП дает возможность направленно воздействовать не только на корковые структуры, находящиеся в подэлектродном пространстве, но и через систему кортикофугальных связей влиять на состояние таких глубоко расположенных структур, как гипоталамус, таламические ядра, ретикулярная формация и т. д. После проведения курса лечения как в контрольной, так и в основной группе отмечено улучшение ряда клинических показателей, практически у всех детей уменьшился тонус пронаторов и приводящих мышц плеча, наблюдалось снижение мышечного тонуса в икроножных мышцах, улучшилась нагрузка на стопу, увеличился объем движений в голеностопном суставе, улучшилась функция мышц разгибателей стоп, кисти, ягодичных мышц и т. д. Снижение мышечного тонуса достоверно коррелировало с общим улучшением двигательных возможностей пациентов, определяемых по клинической балльной шкале. Длительность курса лечения (определялась на основании объективных исследований мышечного тонуса перед каждой процедурой) составила: для ТКМП – 7–10 процедур, для ТКМП в сочетании с магнитно-импульсной стимуляцией – 6–7 сеансов. Сравнительный анализ данных измерений мышечного тонуса (МТ) показал достоверно (р < 0,05) большее увеличение показателя DМТ по сравнению с величинами, зарегистрированными до лечения: в группе, получавшей только ТКМП, – в среднем 150–160%; в группе, получавшей ТКМП в сочетании с магнитно-импульсной стимуляцией, – в среднем на 210–230%. По результатам данного этапа исследований получен патент на изобретение.

Лечебно-оздоровительный многопараметрический психофизиологический комплекс, реализующий принципы функционального биоуправления с внешней обратной связью, применялся для обучения детей навыкам контроля и самоконтроля, а также активной коррекции таких физиологических функций, как электроэнцефалограмма, электромиограмма, электрокардиограмма, кожно-гальваническая реакция и температура.

Сравнение эффективности различных программ восстановительного лечения представлено в таблице 3.

Таблица 3

Эффективность различных программ восстановительного лечения –

традиционных (контрольная) и с использованием функционального биоуправления (основная)

Критерии

эффективности

Группа

Основная

Контрольная

Значительное улучшение

60

11

Улучшение

25

23

Без изменений

15

55

Ухудшение

-

11

ИТОГО

100

100

При включении в комплекс восстановительного лечения метода Биологической обратной связи (БОС) по электромиограмме эффективность лечения пациентов с тяжелой формой заболевания в 2,5–4,5 раза выше, чем при использовании традиционных методов.

По статистическим данным Санкт-Петербурга, в течение последних 7 лет психические заболевания, приводящие к инвалидности детей, занимают лидирующее место и составляют более 23% в общей структуре детской инвалидизации. Дети с церебральными нарушениями имеют сочетанные двигательные психоневрологические нарушения и в 90% случаев нуждаются в психокоррекционной помощи. Медико-психологическая помощь таким детям и семьям занимает одно из ведущих мест, т. к. требует совместного участия всех  специалистов Центра.

Обсуждение и планирование дальнейшего ведения пациента специалистами медико-психологической службы:

  • психологическое консультирование
  • нейропсихологическое обследование
  • фармакотерапия
  • индивидуальные психокоррекционные занятия
  • группа творческой реабилитации для детей (арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия и т. п.)
  • тренинг родительско-детских отношений
  • семейная психотерапия (социальный патронаж)
  • ФБУ “Релаксация”
  • лечебная педагогика
  • другие методы лечения по назначению специалистов Центра (лечебная физкультура, механотерапия, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитно –импульсная стимуляция, физиопроцедуры и др.)

Умение работать в команде является одним из обязательных условий, лежащих в основе важнейшего принципа деятельности Центра – ”доверие троих”.    

Оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации в центре

Оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации выполняется на основании:

  • клинических данных;
  • динамического наблюдения;
  • диагностического обследования;
  • данных анализа специфических тестовых показателей специалистов;
  • данных анамнеза и объективизации текущего периода.

Для проведения такой оценки используются:

  • критерии эффективности с балльными оценками, в соответствии с методическими рекомендациями ”Организация работы центров восстановительного лечения детей”, г. Москва 1990 г. – МЗСССР. Главное управление охраны материнства и детства 97с.
  • методические рекомендации ”Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом” Президентская программа «Дети-России» г. Москва - Санкт-Петербург 1998 г. НВТ «БИМК – Д» 439с.
  • дополненные, адаптированные критерии оценки эффективности восстановительного лечения детей в условиях Центра ортопедом, неврологом.
  • результаты медико-психологического наблюдения ребенка;
  • дифференцированная оценка эффективности логопедической и дефектологической работы;
  • схема динамического наблюдения ребенка ортопедом;
  • функциональные пробы, применяемые при нарушениях опорно-двигательного аппарата, двигательных расстройствах;
  • карта врачебно-педагогических наблюдений кабинета лечебной физкультуры.
  • функциональные пробы, применяемые при проведении занятий в лечебном костюме “Адели”;
  • карта динамического наблюдения врачом-офтальмологом;
  • “Денверовская шкала” оценки эффективности наблюдения ребенка в кабинете эрготерапии (лечебной физкультуры);
  • тестовые таблицы, методики специалистов – психологов, психиатра, логопедов, педиатра;
  • оценка эффективности процедур кабинета функционального биоуправления;
  • оценка эффективности процедур иглорефлексотерапии.

Оценка эффективности качества медицинской помощи конкретного специалиста проводится на основании разработанных Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (Распоряжение № 39-р от 30.01.2009г.) временных индикаторов качества медицинской помощи в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования – ОМС.

Выводы и практические рекомендации

В статье 23 Конвенции о правах ребенка говорится: ”Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку к тому, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию”7. В “Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов” (ООН, 1994 г.) говорится: “Государствам следует разрабатывать национальные программы реабилитации для всех групп инвалидов. В основе таких программ должны лежать фактические потребности инвалидов и принципы всестороннего участия в жизни общества и равноправия”.  

Проблема реабилитации в педиатрии актуальна, приоритетна. Ее своевременное, успешное и эффективное решение напрямую способствует профилактике и снижению инвалидизации населения, социальной интеграции и полноценной жизни граждан. Данная проблема может быть решена только при участии всех ведомств, поддержке Правительства РФ и общества в целом. Глубокое понимание проблемы всем обществом и действенная помощь – путь к реализации задач по профилактике детской инвалидности.

Необходима разработка современной концепции и системы оказания этапной помощи детям с церебральными нарушениями в Российской Федерации.

Исходя из опыта работы нашего центра при формировании групп пациентов специализированного центра восстановительного лечения детей следует учитывать уровни распространенности хронической патологии и детской инвалидности. Современные тренды в динамике названных показателей явились основой для выделения следующих групп пациентов Центра из числа детей-инвалидов:

  • с заболеваниями нервной системы и органов чувств, в т. ч. с ДЦП;
  • заболеваниями опорно-двигательной системы;
  • психоневрологическими заболеваниями (психические нарушения непсихотического характера, резидуально-органические поражения головного и спинного мозга, сопровождающиеся двигательными и психологическими нарушениями выраженной степени тяжести).

В структуре центра восстановительного лечения детей следует выделить неврологическое (с функциональной диагностикой), реабилитационное, медико-психологическое отделения.

Анализ результатов проводимого восстановительного лечения подтверждает эффективность этапного лечения детей с ограниченными возможностями в условиях специализированного медицинского центра. На протяжении последнего десятилетия доля лиц с исходами лечения “выздоровление” и ”улучшение” составляет более 90%:

  • среди лиц, страдающих неврологическими заболеваниями, доля пациентов с результатом лечения “улучшение” – до 99,3%;
  • среди лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата доля пациентов с исходом лечения “выздоровление” – 1,4%, “улучшение” – 92,0%, “без улучшений” – 6,2%, “ухудшение” – 0,4% .

По всем видам патологии пациенты с выздоровлением и улучшением вследствие лечения составляют 92,5%, без улучшения – 6,8%, с ухудшением – 0,7%.

Основными особенностями работы медко-психологической службы центра восстановительного лечения детей следует считать:

  • акцент на работе с семьей, мотивация родителей  на совместную работу;
  • развитие службы медико-социального патронажа;
  • применение современных методов и способов психотерапевтической коррекции, как групповой, так и индивидуальной;
  • междисциплинарный подход и межведомственное сотрудничество в лечении детей;
  • постоянное повышение квалификации и высокая самоорганизация специалистов;
  • отработка этико-психологического взаимодействия сотрудников в совместном наблюдении пациента-ребенка и работе с семьей.

Следует соблюдать следующие этапы наблюдения пациентов в центре восстановительного лечения детей. Первый этап (продолжительность 4–5 дней) – работа городской отборочной комиссии, отбор детей, определение ведущего лечащего специалиста, первый междисциплинарный осмотр, составление первичного плана наблюдения, планирование первого посещения врача семьей с больным ребенком. Второй этап (7–14 дней) – составление дифференцированного индивидуального плана лечения, начало лечения. Третий этап (6–8 недель) – проведение комплексного восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий всеми специалистами, коррекция лечения, этапные резюме. Четвертый этап (до 5 дней) – оценка эффективности с использованием методических рекомендаций, с дополнениями специалистов центра, общепринятых разработок; заключение; выписной эпикриз; этапное направление.

Апробированные технологии реабилитации (абилитация, эрготерапия, функциональное биоуправление, транскраниальная микрополяризация) рекомендуются для включения в программы восстановительного лечения детей с церебральными нарушениями.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×