Подготовка медицинских сестер к терапевтическому обучению пациентов

38

На сегодняшний день важная роль в реформировании здравоохранения отводится обеспечению доступности и качеству представляемых населению медицинских услуг, усилению профилактической направленности, решению задач медико-социальной помощи специалистами, имеющими среднее и высшее медицинское образование по специальности “Сестринское дело” и составляющие самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Одной из актуальных проблем нашего времени является широкое распространение хронических неинфекционных заболеваний, к которым относятся ИБС, артериальная гипертензия, сахарный диабет и др. Лечение данных заболеваний требует изменения образа жизни пациентов, адаптации их к существующему заболеванию. Такое изменение возможно после усвоения пациентом новых представлений, знаний, умений в лечении своего заболевания, а также их использование в повседневной жизни, которому способствует терапевтическое обучение пациентов.

Терапевтическое обучение пациентов представляет собой организованную работу медицинского персонала по изменению поведения пациента, направленную на его адаптацию к жизни с болезнью и улучшение медицинского прогноза лечения заболевания. Является интегральной частью лечения наряду с медикаментозной терапией, диагностическими процедурами и другими терапевтическими методами. Организационные модели терапевтического обучения пациентов требуют качественного пересмотра роли сестринского персонала в их реализации. Повышение эффективности медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями зависит от профессионального уровня и качества подготовки специалистов сестринского дела. И это в некоторой степени можно достигнуть путем специальной подготовки сестринских кадров.

В Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) разработана и успешно реализована программа по подготовке медицинских сестер с высшим медицинским образованием “Медицинские сестры – организаторы терапевтического обучения” в виде электива на 4 и 5 курсах факультета высшего сестринского образования. Программа включает теоретический курс лекций, практические занятия в эндокринологическом стационаре и “Школе диабета”, самостоятельную подготовку пособий для терапевтического обучения пациентов. Полученные навыки студенты закрепляют в ходе производственной преддипломной практики при проведении самостоятельных занятий с больными в “Школе диабета” в эндокринологическом отделении МУЗ “Больница № 13”, в Нижегородской диабетической лиге, а также в летних лагерях по обучению детей, больных сахарным диабетом, и их родителей. В рамках студенческого обмена лучшие студенты факультета высшего сестринского образования имеют возможность проходить производственную практику в Таллиннском медицинском колледже (Эстония), где также реализуется подобная образовательная программа.

С целью определения готовности медицинских сестер с высшим образованием к самостоятельному осуществлению терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом нами проведено пилотное исследование. Объектом были выбраны студенты третьего, четвертого и пятого курсов факультета высшего сестринского образования НижГМА (всего 91 чел.). Основанием формирования выборки служило то, что данный контингент уже освоил значительную часть профессиональных и психолого-педагогических дисциплин. Информация собиралась с помощью специальной анкеты (разработанной с участием психолога, педагога и врача-эндокринолога), которая включала следующие блоки: медицинская психология, возрастная психология, педагогика, знания о сахарном диабете и терапевтическом обучении. Введение элементов ситуационного моделирования позволяло определить не только знания, но и навыки испытуемых. Анкеты подвергались экспертной оценке, статистической обработке. Рассчитывались относительные величины и их ошибки.

Возраст респондентов колебался в интервале 24–47 лет. Опрашиваемые имели значительный стаж профессиональной деятельности: 35,1% участников работали по специальности более 15 лет, 19,0% – 10–15 лет, только у 14,3% стаж работы был менее 5 лет.

Исследование подтвердило, что способность медицинских сестер определять характер отношения к болезни у пациентов уверенно возрастает к старшим курсам: правильно определили тип отношения к болезни 43,8% опрошенных студентов третьего курса и 75,5 % – пятого (р<0,01).

По мнению медицинских сестер, соблюдение пациентом медицинских рекомендаций зависит: от компетентности медицинского персонала – в 50,0% случаев; от типа взаимодействия “медработник – пациент” – в 56,0% случаев. Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют, что, в учреждениях здравоохранения недостаточное внимание уделяется таким факторам, как реакция на болезнь, мотивация, установление доверительных отношений с пациентом. Большинство респондентов справедливо считают наблюдение (91,2%) и эксперимент (93,4%) адекватными методами оценки психологического состояния больного.

Оценка экспертами педагогической подготовки медсестер подтвердила, что в большинстве случаев показателями эффективности обучения называется степень достижения целей обучения. Этот вариант ответа выбрали в 77,1 % опрошенных студентов третьего курса и 88,2 % – пятого. Проведение обучения предполагает владение различными формами обучения, и соответственно понимание основной педагогической цели каждой формы. Основные педагогические цели лекции, практического занятия определило 91,2% учащихся старших курсов.

Хроническими заболеваниями страдают лица разного возраста, в т. ч. и дети. В связи с этим для эффективного обучения необходимы знания в области возрастной психологии. Анализ результатов показал, что респонденты недостаточно осведомлены о ведущих познавательных процессах детей младшего школьного и подросткового возраста. Так, только 58,2% всех участников информированы, что восприятие является ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младших школьников. Респонденты испытывали затруднения в решении ситуационных задач по мотивации к обучению различных возрастных групп пациентов и стадий восприятия болезни.

Исследование показало, что медицинские сестры, получающие высшее сестринское образование, правильно определяют цели терапевтического обучения: к пятому курсу практически все понимают, что основная цель – повышение качества жизни больных (таблица).

Таблица

Распределение мнений студентов факультета ВСО о целях терапевтического обучения

Цели

Курсы обучения

третий

четвертый

пятый

Улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями

82,8%

77,2%

97,0%

Изменение образа жизни пациента

45,7%

45,5%

55,9%

Предотвращение инвалидизации

54,2%

41,0%

44,1%

Продление жизни пациента

28,6%

50,0%

47,0%

Поиск новых сфер деятельности медицинских сестер с высшим образованием

-

4,5%

5,9%

Большинство испытуемых (от 52,0% третьекурсников до 67,6% пятикурсников) совершенно верно считают, что наиболее эффективно проводить обучение на стадии принятия болезни. Установлено, что оптимальным местом проведения терапевтического обучения пациентов с хроническими заболеваниями является поликлиника (от 62,8% до 79,4% респондентов различных типологических групп), далее следует стационар (от 47,0% до 68,3%). Среди мест проведения также назывались другие, а именно: школы пациентов в пансионатах и на дому (индивидуальное обучение). Большинство участников исследования (96,7%) считают, что терапевтическое обучение могут проводить специально подготовленные медицинские сестры, причем 58,2% опрошенных полагают, что для проведения терапевтического обучения не требуется наличие высшего медицинского образования, а 35,1% с этим не согласны.

Терапевтическое обучение пациентов с диабетом предполагает наличие специальных знаний, поэтому в анкете был представлен соответствующий блок вопросов. Доля респондентов, располагающих достаточным уровнем знаний по правильному питанию при диабете, достоверно повышается от третьего к пятому курсу (31,4% и 73,5% соответственно, р<0,001). Однако эксперты установили недостаток знаний о продуктах, содержащих углеводы, а также возможные причины наступление гипогликемии. На основании проведенного исследования уровня готовности медицинских сестер к процессу обучения пациентов можно сделать следующие выводы: оценка знаний и навыков позволяет допустить к проведению терапевтического обучения до 85% испытуемых; обнаружен недостаточно высокий уровень психолого-педагогических знаний и умений, знаний касающихся заболевания; большинство анкетируемых студентов считают возможным проведение терапевтического обучения медицинскими сестрами и видят обучение пациентов элементом своей профессиональной деятельности.

Таким образом, изучение готовности медицинских сестер к обучению пациентов позволяет сделать предположение о потенциально возможном участие их в терапевтическом обучении пациентов с хроническими заболеваниями. Для эффективного использования данной категории медицинского персонала необходима специальная подготовка (с возможностью отработки практических навыков) по психологии и возрастной педагогике и организации терапевтического обучения. Такая подготовка может быть реализована через введение в вузе элективного курса “Медицинские сестры – организаторы терапевтического обучения”, что позволит выпускникам не только проводить обучение пациентов, но организовывать в своем учреждении “школы” для больных с хроническими заболеваниями.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть: предлагаемое использование сестринского персонала с высшим медицинским образованием для реализации Программ терапевтического обучения больных с хроническими заболеваниями дает возможность:

  • рационально использовать многочисленный сестринский персонал соответственно новой стратегии сестринского дела;
  • специалистам-менеджерам с высшим медицинским образованием применить полученный уникальный набор знаний и умений по управлению, психологии и педагогике в практической деятельности.

Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для реализации программ лечения и профилактики хронических заболеваний отвечает особенностям современного этапа развития высшего медицинского образования, связанного, с одной стороны, с реформированием системы здравоохранения и образования, а с другой – с переходом Российского образования на Болонские принципы в сфере разработки совместных учебных программ, межвузовского сотрудничества, повышения мобильности студентов и конкурентоспособности выпускников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×