text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Подготовка медицинских сестер к терапевтическому обучению пациентов

  • 15 января 2011
  • 41

На сегодняшний день важная роль в реформировании здравоохранения отводится обеспечению доступности и качеству представляемых населению медицинских услуг, усилению профилактической направленности, решению задач медико-социальной помощи специалистами, имеющими среднее и высшее медицинское образование по специальности “Сестринское дело” и составляющие самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Одной из актуальных проблем нашего времени является широкое распространение хронических неинфекционных заболеваний, к которым относятся ИБС, артериальная гипертензия, сахарный диабет и др. Лечение данных заболеваний требует изменения образа жизни пациентов, адаптации их к существующему заболеванию. Такое изменение возможно после усвоения пациентом новых представлений, знаний, умений в лечении своего заболевания, а также их использование в повседневной жизни, которому способствует терапевтическое обучение пациентов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Терапевтическое обучение пациентов представляет собой организованную работу медицинского персонала по изменению поведения пациента, направленную на его адаптацию к жизни с болезнью и улучшение медицинского прогноза лечения заболевания. Является интегральной частью лечения наряду с медикаментозной терапией, диагностическими процедурами и другими терапевтическими методами. Организационные модели терапевтического обучения пациентов требуют качественного пересмотра роли сестринского персонала в их реализации. Повышение эффективности медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями зависит от профессионального уровня и качества подготовки специалистов сестринского дела. И это в некоторой степени можно достигнуть путем специальной подготовки сестринских кадров.

В Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) разработана и успешно реализована программа по подготовке медицинских сестер с высшим медицинским образованием “Медицинские сестры – организаторы терапевтического обучения” в виде электива на 4 и 5 курсах факультета высшего сестринского образования. Программа включает теоретический курс лекций, практические занятия в эндокринологическом стационаре и “Школе диабета”, самостоятельную подготовку пособий для терапевтического обучения пациентов. Полученные навыки студенты закрепляют в ходе производственной преддипломной практики при проведении самостоятельных занятий с больными в “Школе диабета” в эндокринологическом отделении МУЗ “Больница № 13”, в Нижегородской диабетической лиге, а также в летних лагерях по обучению детей, больных сахарным диабетом, и их родителей. В рамках студенческого обмена лучшие студенты факультета высшего сестринского образования имеют возможность проходить производственную практику в Таллиннском медицинском колледже (Эстония), где также реализуется подобная образовательная программа.

С целью определения готовности медицинских сестер с высшим образованием к самостоятельному осуществлению терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом нами проведено пилотное исследование. Объектом были выбраны студенты третьего, четвертого и пятого курсов факультета высшего сестринского образования НижГМА (всего 91 чел.). Основанием формирования выборки служило то, что данный контингент уже освоил значительную часть профессиональных и психолого-педагогических дисциплин. Информация собиралась с помощью специальной анкеты (разработанной с участием психолога, педагога и врача-эндокринолога), которая включала следующие блоки: медицинская психология, возрастная психология, педагогика, знания о сахарном диабете и терапевтическом обучении. Введение элементов ситуационного моделирования позволяло определить не только знания, но и навыки испытуемых. Анкеты подвергались экспертной оценке, статистической обработке. Рассчитывались относительные величины и их ошибки.

Возраст респондентов колебался в интервале 24–47 лет. Опрашиваемые имели значительный стаж профессиональной деятельности: 35,1% участников работали по специальности более 15 лет, 19,0% – 10–15 лет, только у 14,3% стаж работы был менее 5 лет.

Исследование подтвердило, что способность медицинских сестер определять характер отношения к болезни у пациентов уверенно возрастает к старшим курсам: правильно определили тип отношения к болезни 43,8% опрошенных студентов третьего курса и 75,5 % – пятого (р<0,01).

По мнению медицинских сестер, соблюдение пациентом медицинских рекомендаций зависит: от компетентности медицинского персонала – в 50,0% случаев; от типа взаимодействия “медработник – пациент” – в 56,0% случаев. Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют, что, в учреждениях здравоохранения недостаточное внимание уделяется таким факторам, как реакция на болезнь, мотивация, установление доверительных отношений с пациентом. Большинство респондентов справедливо считают наблюдение (91,2%) и эксперимент (93,4%) адекватными методами оценки психологического состояния больного.

Оценка экспертами педагогической подготовки медсестер подтвердила, что в большинстве случаев показателями эффективности обучения называется степень достижения целей обучения. Этот вариант ответа выбрали в 77,1 % опрошенных студентов третьего курса и 88,2 % – пятого. Проведение обучения предполагает владение различными формами обучения, и соответственно понимание основной педагогической цели каждой формы. Основные педагогические цели лекции, практического занятия определило 91,2% учащихся старших курсов.

Хроническими заболеваниями страдают лица разного возраста, в т. ч. и дети. В связи с этим для эффективного обучения необходимы знания в области возрастной психологии. Анализ результатов показал, что респонденты недостаточно осведомлены о ведущих познавательных процессах детей младшего школьного и подросткового возраста. Так, только 58,2% всех участников информированы, что восприятие является ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младших школьников. Респонденты испытывали затруднения в решении ситуационных задач по мотивации к обучению различных возрастных групп пациентов и стадий восприятия болезни.

Исследование показало, что медицинские сестры, получающие высшее сестринское образование, правильно определяют цели терапевтического обучения: к пятому курсу практически все понимают, что основная цель – повышение качества жизни больных (таблица).

Таблица

Распределение мнений студентов факультета ВСО о целях терапевтического обучения

Цели

Курсы обучения

третий

четвертый

пятый

Улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями

82,8%

77,2%

97,0%

Изменение образа жизни пациента

45,7%

45,5%

55,9%

Предотвращение инвалидизации

54,2%

41,0%

44,1%

Продление жизни пациента

28,6%

50,0%

47,0%

Поиск новых сфер деятельности медицинских сестер с высшим образованием

-

4,5%

5,9%

Большинство испытуемых (от 52,0% третьекурсников до 67,6% пятикурсников) совершенно верно считают, что наиболее эффективно проводить обучение на стадии принятия болезни. Установлено, что оптимальным местом проведения терапевтического обучения пациентов с хроническими заболеваниями является поликлиника (от 62,8% до 79,4% респондентов различных типологических групп), далее следует стационар (от 47,0% до 68,3%). Среди мест проведения также назывались другие, а именно: школы пациентов в пансионатах и на дому (индивидуальное обучение). Большинство участников исследования (96,7%) считают, что терапевтическое обучение могут проводить специально подготовленные медицинские сестры, причем 58,2% опрошенных полагают, что для проведения терапевтического обучения не требуется наличие высшего медицинского образования, а 35,1% с этим не согласны.

Терапевтическое обучение пациентов с диабетом предполагает наличие специальных знаний, поэтому в анкете был представлен соответствующий блок вопросов. Доля респондентов, располагающих достаточным уровнем знаний по правильному питанию при диабете, достоверно повышается от третьего к пятому курсу (31,4% и 73,5% соответственно, р<0,001). Однако эксперты установили недостаток знаний о продуктах, содержащих углеводы, а также возможные причины наступление гипогликемии. На основании проведенного исследования уровня готовности медицинских сестер к процессу обучения пациентов можно сделать следующие выводы: оценка знаний и навыков позволяет допустить к проведению терапевтического обучения до 85% испытуемых; обнаружен недостаточно высокий уровень психолого-педагогических знаний и умений, знаний касающихся заболевания; большинство анкетируемых студентов считают возможным проведение терапевтического обучения медицинскими сестрами и видят обучение пациентов элементом своей профессиональной деятельности.

Таким образом, изучение готовности медицинских сестер к обучению пациентов позволяет сделать предположение о потенциально возможном участие их в терапевтическом обучении пациентов с хроническими заболеваниями. Для эффективного использования данной категории медицинского персонала необходима специальная подготовка (с возможностью отработки практических навыков) по психологии и возрастной педагогике и организации терапевтического обучения. Такая подготовка может быть реализована через введение в вузе элективного курса “Медицинские сестры – организаторы терапевтического обучения”, что позволит выпускникам не только проводить обучение пациентов, но организовывать в своем учреждении “школы” для больных с хроническими заболеваниями.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть: предлагаемое использование сестринского персонала с высшим медицинским образованием для реализации Программ терапевтического обучения больных с хроническими заболеваниями дает возможность:

  • рационально использовать многочисленный сестринский персонал соответственно новой стратегии сестринского дела;
  • специалистам-менеджерам с высшим медицинским образованием применить полученный уникальный набор знаний и умений по управлению, психологии и педагогике в практической деятельности.

Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для реализации программ лечения и профилактики хронических заболеваний отвечает особенностям современного этапа развития высшего медицинского образования, связанного, с одной стороны, с реформированием системы здравоохранения и образования, а с другой – с переходом Российского образования на Болонские принципы в сфере разработки совместных учебных программ, межвузовского сотрудничества, повышения мобильности студентов и конкурентоспособности выпускников.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.