text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Совершенствование работы сестринского персонала по профилактике и лечению детей с ортопедической патологией

  • 15 января 2011
  • 53

Динамика показателей здоровья детского населения России

Основы здоровья каждого поколения закладываются в детском возрасте, поэтому здоровье взрослого населения во многом определяется тем, какое здоровье имело подрастающее поколение. По итогам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, выявлено только 34% детей, которых можно назвать практически здоровыми из 30 млн. 430 тысяч обследованных. Из обследованного контингента – 52% составляли дети с риском развития хронической патологии и функциональных нарушений, 16% – это дети уже с хроническими заболеваниями.

По данным Минздравсоцразвития России, среди детского населения особенно распространены заболевания костно-мышечной системы – 14%, органов пищеварения – 13%, болезни органов дыхания и нарушение эндокринной системы – 10%.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Наблюдающееся снижение показателей здоровья детского населения ставит перед системой здравоохранения глобальную задачу – укрепление здоровья подрастающего поколения, улучшение качества жизни детей и проведение мероприятий по профилактике дальнейшей хронизации имеющихся заболеваний.

На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция к росту патологии костно-мышечной системы среди детского населения России. Так, в целом по стране в течение последних 5 лет отмечается рост заболеваемости болезнями костно-мышечной системы у детей в возрасте до 14 лет на 53,6%, а у подростков 15–17 лет – на 80,2%. По данным различных исследователей, при скрининговых обследованиях ортопедическая патология выявляется почти у 80% детей.

Сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной детской ортопедии.

Сформировавшаяся неправильная осанка нарушает деятельность многих органов и систем организма, формирует у ребенка поверхностное дыхание, а это, в свою очередь, влечет затруднение работы сердца, снижение обмена веществ. Опасность данных заболеваний заключается в том, что они приводят к стойкому нарушению функций сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем у детей, развитию косметических дефектов. Такие дети отстают в физическом развитии от своих сверстников, слабо адаптированы к физической нагрузке, возможно развитие косметических дефектов, ограничивается профессиональная пригодность подростка, а значит и социально-экономическая адаптация в будущем, его коммуникативные возможности.

Анализ работы ортопедической службы детской поликлиники

Детская поликлиника является ведущим учреждением первичного звена медико-санитарной помощи, отвечающей за качество медицинского обеспечения детей и подростков. По вопросам охраны здоровья детей и подростков эта организационная структура координирует работу других медицинских учреждений. Собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья на основе которой определяет приоритетные направления профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы. Ежегодно проводятся обязательные медицинские осмотры с целью выявления детей с различной, в том числе ортопедической патологией. Работа ортопедической службы детской поликлиники организуется в соответствии с задачами, предусмотренными в общем плане деятельности поликлиники.

Основными функциями ортопедической службы являются организация и проведение специализированных лечебных и консультативных приемов детей и подростков. Анализ работы ортопедического кабинета, его штатной укомплектованности позволил сделать вывод о том, что в целом план работы кабинета выполняется, но диспансеризации отводится второстепенная роль, так как профессионально врач ориентирован в первую очередь на диагностику и лечение пациентов.

С целью изучения удовлетворенности качеством медицинского обслуживания было проведено добровольное, анонимное интервьюирование родителей, чьи дети наблюдались у ортопеда с диагнозом “нарушение осанки”. По результатам опроса 50% родителей не вполне удовлетворены работой ортопедической службы, а 4,8% родителей совершенно не удовлетворены.

Это поставило ряд задач, решение которых было бы возможно силами персонала кабинета без больших материально-технических затрат со стороны ЛПУ, что особенно актуально в условиях экономии финансовых ресурсов.

Создание кабинета доврачебного приема

В условиях модернизации российского здравоохранения значительная роль в профилактической работе отводится сестринскому персоналу амбулаторно-поликлинических учреждений.

Для организации профилактической работы в январе 2008 г. был создан кабинет доврачебного приема, организатором которого является специалист с высшим сестринским образованием. Ею была разработана и предложена администрации ЛПУ структурированная программа работы кабинета.

Цели программы работы доврачебного кабинета:

  • формирование мотивации к лечению и новых психологических установок у пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • коррекция образа жизни пациентов и их семьи;
  • обучение пациентов и их родителей методам эффективного лечения и реабилитации болезней органов движения.

В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:

  • восполнить дефицит знаний пациентов и их родителей о заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • изменить поведение пациентов, научить жить с хроническим заболеванием;
  • обучить способам профилактики патологии ОДА с целью дальнейшей положительной динамики заболеваний, либо полного выздоровления.

Организация работы школы здоровья “Росток” на базе кабинета доврачебного приема

Известно, что больные, недостаточно осведомленные о своем заболевании и не владеющие навыками контроля за ним, чаще нуждаются во врачебной помощи, чувствуют свою зависимость, не могут эффективно учиться, а затем и трудиться.

Обучение помогает ребенку или его родителям найти ответы на ряд вопросов, лучше понять поставленные цели и реальные пути их достижения, преодолеть психологические барьеры, способствует лучшей адаптации пациента в семье и обществе.

Кроме того, обучение обеспечивает высокую экономическую эффективность лечения, сокращая как прямые, так и непрямые расходы, связанные с заболеванием, в т. ч. на временную нетрудоспособность, госпитализацию, инвалидность, проблемы в сфере дальнейшей общественной и семейной жизни.

В рамках работы доврачебного кабинета была организована школа здоровья “Росток”.

Слушателями школы являются:

  • пациенты с заболеваниями ОДА;
  • дети, имеющие факторы риска для возникновения патологии ОДА;
  • родители детей, страдающих заболеваниями ОДА или имеющих нарушения осанки.

Набор в группу школы здоровья осуществляется по направлению участкового педиатра или врача-ортопеда городской детской поликлиники МУЗ “Апатитская ЦГБ”, а также медицинской сестры детского дошкольного учреждения или средней общеобразовательной школы.

С целью проведения санитарно-просветительских бесед и привлечения слушателей в школу на приеме участковых педиатров поликлиники работают студенты III-IV курса специальностей “Лечебное дело”, “Акушерское дело” и “Сестринское дело” Кольского медицинский колледжа. Поскольку студенты всех перечисленных специальностей изучают заболевания ОДА в рамках дисциплин “Педиатрия с курсом здорового ребенка”, “Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи”, “Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи”, они с успехом привлекаются к проведению занятий со слушателями школы. С целью теоретической и практической подготовки к проведению встреч со слушателями 1 раз в 2 недели со студентами проходят занятия, которые проводят медицинская сестра – координатор школы здоровья и преподаватель колледжа.

Обучение детей и их родителей в школе строится на принципах сестринской педагогики, к которым относятся наличие четко разработанной, структурированной программы, заинтересованного медицинского персонала; выбор адекватной формы и методов обучения, учитывая возрастной и качественный состав группы; систематичность занятий по календарному плану; наличие методической литературы; организация мониторинга за обученными больными на добровольной основе.

Для выявления детей с нарушениями осанки, учета, дальнейшего контроля и наблюдения была разработана и апробирована соответствующая сестринская документация: тестовая карта для выявления нарушений осанки у детей на доврачебном приёме, скрининг-карта сестринского обследования ОДА ребёнка, журналы учёта детей с нарушением осанки и проводимых мероприятий по исправлению данных нарушений у каждого взятого на учёт ребёнка (приложение 1).

Осматривая ребенка, медицинская сестра вносит свои наблюдения в скрининг-карту сестринского обследования, где отмечает наличие или отсутствие отклонений от нормы. Дети с выявленными отклонениями направляются на дополнительное обследование к квалифицированному врачу-ортопеду для более точной диагностики и дальнейших рекомендаций по реабилитации в ДДУ, школе, поликлинике или дома.

Эти организационные мероприятия позволили уже на доврачебном приеме выявлять детей с ортопедической патологией и своевременно направлять их к специалисту, что в свою очередь обеспечивает эффективное лечение и учет контингента.

Календарно-тематический план обучения в школе, предложенный медицинской сестрой-координатором и одобренный непосредственным руководителем – врачом-ортопедом детской поликлиники, включает 6 занятий (приложение 2).  

Занятия в школе здоровья на базе кабинета доврачебного приема проходят 2 раза в неделю (вторник, суббота). Каждая встреча сочетает теоретические лекции и практическую отработку комплексов общеразвивающих и корригирующих осанку упражнений.

Медсестра-координатор, ведущая школу здоровья, не только предоставляет медицинскую информацию, но и оказывает психологическую поддержку через одобрение действий родителей и детей, решивших изменить ситуацию, разъяснение преходящего характера патологии ОДА в детском возрасте. Встреча проходит в форме дискуссионного общения, в котором все участники – равноправные партнеры.

Занятия ведутся в группах по 5–7 человек. Групповая форма обучения создает определенную атмосферу, помогающую снизить чувство одиночества. Пациенты имеют возможность неформального общения, возможность получить поддержку со стороны не только обучающего, но и друг друга, наблюдать положительную динамику в течение заболевания на примере других. В конце каждого занятия, медсестра-координатор проверяет усвоение пройденного материала. С этой целью она проводит тестовый опрос или предлагает решить ситуационные задачи, а также просит пациента самостоятельно выполнить комплекс упражнений. Это помогает ей оценить правильность выбранной методики, а пациентам – определить пробелы в знаниях и умениях.

Прошедшие обучение в школе дети продолжают заниматься со специалистами отделения восстановительного лечения и реабилитации детской поликлиники. В течение года, 2 раза в неделю проходят занятия в спортивном зале и бассейне. Занятия проводятся по общепринятым коррекционным программам (приложение 3), согласованным с врачом-ортопедом и заведующей отделением восстановительной терапии.

Необходимо отметить, что в методике физической реабилитации детей учитываются региональные особенности (проживание в условиях Крайнего Севера). В адаптивной программе коррекции осанки, рассчитанной на год, выделено 4 сезонных периода, которые оказывают определенное влияние на общее самочувствие и здоровье детей:

  • осень – период адаптации к новым физическим и ортостатическим нагрузкам,
  • зима с полярной ночью в течение двух месяцев,
  • зима–весна – период выхода из полярной ночи,
  • короткое прохладное лето.

Занятия в зале состоят из 8–10 общеразвивающих, 4–6 специальных упражнений, выполняемых в медленном и среднем темпе (85–90% упражнений повторяются, а 10–15% обновляются), подвижных игр (величина допустимой нагрузки определяется уровнем здоровья, сопутствующими заболеваниями, на фоне которых отмечается нарушение). Подбор упражнений осуществляется врачом-реабилитологом, с учетом возрастных особенностей, индивидуального развития и имеющейся патологии. В программу включены специальные физические упражнения для коррекции осанки при нарушении осанки и сколиотической болезни, упражнения для укрепления мышечного корсета, для мышц брюшного пресса, для мышц боковой поверхности туловища, общеразвивающие физические упражнения. Также в программу введены коррекционные методы в игровых технологиях – это подвижные игры и эстафеты, общеразвивающие и дыхательные упражнения в бассейне.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

Оценить эффективность ведения пациентов в условиях доврачебного кабинета было решено практическим способом. В проведении констатирующего эксперимента принимали участие 20 детей и подростков, имеющих диагноз “нарушение осанки” и состоящих на диспансерном учете у ортопеда. Контрольная группа – не посещающие занятия в школе здоровья и экспериментальная группа – подростки, посещавшие занятия по разработанной программе. Для оценки эффективности работы сестринского доврачебного кабинета были выбраны следующие индикаторы качества: визуальный осмотр врача-ортопеда с последующим заключением о состоянии здоровья ребенка и данные рентгенологического исследования.

Результатами работы школы стала клинически доказанная положительная динамика состояния ОДА, посещавших занятия в школе здоровья; большинству из экспериментальной группы был снят диагноз нарушение осанки с выздоровлением, изменилось и мнение родителей о диспансерной работе ортопедической службы. По результатам анкетирования, проведенного по окончании обучения в школе 65% родителей полностью удовлетворены работой кабинета.

Таким образом, было доказано, что работа школы здоровья на базе сестринского доврачебного кабинета позволяет повысить эффективность диспансеризации детей с заболеваниями ОДА. Наличие такого кабинета позволяет перераспределять время врача-ортопеда для основной деятельности, освободив его от участия в организационных мероприятиях по диспансерному наблюдению пациентов. Разработанная коррекционная программа, адаптированная на индивидуальное развитие посредством занятий ЛФК для коррекции осанки и сколиотической болезни является целесообразной и практически оправданной. Также, благодаря организации работы среднего медицинского персонала увеличивается уровень мотивации родителей и их детей к осознанному соблюдению здорового образа жизни, своевременному выполнению реабилитационных и профилактических мероприятий.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, совершенствуя методы организации работы с пациентами, страдающими заболеваниями опорно-двигательного аппарата можно добиться повышения эффективности диспансеризации и качества ведения больных в поликлинических условиях.

Приложение 1

Медицинская документация кабинета доврачебного осмотра детей с ортопедической патологией

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ НА ДОВРАЧЕБНОМ ОСМОТРЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРОЙ

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

Да

Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь “сапожника”, впалая, “куриная”

4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5. Сильное отставание лопаток ("крыловидные" лопатки)

6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)

7. Нарушение осей нижних конечностей (0-образные или Х-образные)

8. Неравенство треугольников талии

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и др.

                  

Оценка осанки:

  • нормальная осанка для данного возраста – отрицательные ответы на все вопросы;
  • незначительные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько);
  • выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

СКРИНИНГ-КАРТА СЕСТРИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

Вид

Исследование

Норма

Отклонение

Спереди

Положение головы

Положение шеи

Симметрия плеч

Равенство треугольников талии

Форма грудной клетки

Симметрия бедер

Форма ног (норма, Х-образные, О-образные)

Сбоку

Форма грудной клетки

Форма живота

Выступание лопаток

Форма спины

Сзади

Симметрия углов лопаток

Отклонение позвоночника от средней линии

Форма ног (норма, Х-образные, О-образные)

Ось пяток

ЖУРНАЛ УЧЕТА ДЕТЕЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРИЕМ К ОРТОПЕДУ

Ф.И.О.

Дата рождения

Класс

МОУ

Дата направления

Дата посещения

врача-ортопеда

Результат обследования

ЖУРНАЛ УЧЕТА ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ (НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ)

Ф.И.О.

Дата рождения

Класс

МОУ

Диагноз

Контроль посещения врача ортопеда

ЖУРНАЛ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЕТЯМ СО СКОЛИОЗОМ (НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ)

Ф.И.О.

Дата рождения

Класс

МОУ

Диагноз

Лечебно-профилактические мероприятия

Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ “РОСТОК”

Наименование тем

Время

(акад. час)

Лекции

Практика

Контроль обученности

1. Понятие о заболеваниях ОДА. Нормативы и анатомо-физиологические особенности органов опорно-двигательного аппарата в соответствии с возрастом ребенка. Основные клинические проявления нарушения осанки, возможные осложнения. Исходное анкетирование по изучению уровня информированности слушателей о заболеваниях ОДА.

2

10 мин

-

20 мин

2. Методика осмотра ребенка на выявление нарушения осанки, в т. ч. в домашних условиях. Оформление тестовой карты для выявления нарушений осанки у детей на доврачебном осмотре.

Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений.

2

-

1ч 10 мин

20 мин

3. Применение немедикаментозных методов лечения нарушений осанки и заболеваний ОДА (питание, физическая активность, режим дня и образ жизни ребенка, в зависимости от возраста)

2

1 ч

-

30 мин

4. Разучивание комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета).

 2

-

1ч 10 мин

20 мин

5. Изучению комплекса специальных физических упражнений для коррекции осанки и лечения сколиоза.

2

-

1ч 10 мин

20 мин

6. Заключительное занятие (собеседование, консультирование по вопросам слушателей, анкетирование, обмен впечатлениями).

2

-

1ч 10 мин

20 мин

ИТОГО:

12

6 занятий по 2 акад. ч

Приложение 3

Адаптивная программа коррекции осанки при сколиотической болезни

Первый период (01.09–01.10). Адаптация учащихся к физическим нагрузкам.

Занятия в зале продолжительностью 40–50 мин. Ходьба (все разновидности), общеразвивающие упражнения без предметов, на месте (для развития всех мышечных групп), упражнение на восстановление дыхания, упражнения на общую силовую выносливость мышц, спины, пресса, грудной клетки. Исходное положение – лежа на спине, животе, правом и левом боку. Упражнение на равновесие.

Корригирующая гимнастика: деторсионные, симметричные корригирующие упражнения на компенсацию и коррекцию нарушений, пассивные упражнения, физиологические укладки (лечение положением) – до 5 мин; подвижные игры на формирование навыка правильной осанки, координацию, внимание.

Второй период (01.10–30.11). Вхождение в биологический период – полярная ночь.

Занятия в зале – 50–60 мин. Ходьба (все разновидности), бег (обычный) до 1 мин, общеразвивающие упражнения в движении без предметов, с предметами (для всех мышечных групп); упражнения на восстановление дыхания. Исходное положение – лежа, сидя, коленно-локтевое. Упражнения на выносливость общую и специальную для мышц спины, пресса, грудной клетки. Упражнения на равновесие, координацию.

Корригирующая гимнастика: корригирующие (симметричные и ассиметричные), деторсионные упражнения, физиологические укладки – до 10 мин, подвижные игры на формирование навыка правильной осанки и тренировки правильного положения головы; на формирование навыков лазания, подлезания, перелезания, ползания; на воспитание выдержки и терпения.

Занятия в бассейне – 30 мин. Общеразвивающие упражнения в движении, дыхательные упражнения. Разучивание элементов плавания способом брасс.

Третий период (30.11–01.03). Полярная ночь. Выход из полярной ночи.

Занятия в зале – 40–60 мин. Ходьба (все разновидности), бег (обычный) до 2 мин. Общеразвивающие упражнения в движении с предметами для всех мышечных групп, упражнения на восстановление дыхания.

Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка), на фитболлах, специальные упражнения в сопротивлении, в расслаблении, статическом напряжении мышц; пассивные, корригирующие, деторсионные упражнения, физиологические укладки – до 20 мин. Исходное положение – лежа, сидя, коленно-локтевое, стоя. Игры, используемые в первом и втором периодах.

Занятия в бассейне – 30 мин. Общеразвивающие упражнения в движении; игры.

Четвертый период (01.03–30.06). Выход из биологического периода полярная ночь и переход к полярному дню.

Занятия в зале – 40–60 мин. Ходьба, бег до 3 мин., все упражнения и игры, используемые в трех периодах.

Занятия в бассейне – 30 мин. Общеукрепляющие упражнения; свободное плавание; игры, эстафеты.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.