text
Портал для медицинских работников

Психологическое сопровождение пациентов в химиотерапевтическом отделении

  • 15 марта 2011
  • 127

В Росcии от злокачественных новообразований ежегодно умирает более 285 тыс. человек, это 13,9% всех смертей. Онкологические заболевания занимают второе место в списке причин смертности в нашей стране. И мер, предпринимаемых в рамках Федеральной целевой программы, недостаточно для комплексного подхода к организации медицинской помощи онкологическим больным.

Главная причина такой ситуации в том, что традиционный процесс лечения онкобольных сводится только к воздействию на опухоль. Такой подход не учитывает особенности внутреннего мира человека, его отношение к жизни, самому себе и окружающим и те немедицинские факторы, которые спровоцировали возникновение болезни. Между тем проблему онкологического больного важно рассматривать не только с медицинской, но и с психологической и социальной точек зрения. Эта цель перекликается с целью сестринского дела: медицинская сестра должна так организовать помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и выполнить их таким образом, чтобы, несмотря на болезнь, качество жизни пациента и его семьи повысилось.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Процесс психологического сопровождения пациентов мы изучали на примере работы конкретного отделения онкологической службы. Этот опыт взят в качестве методического образца для разработки для организации школы пациента в отделении химиотерапии.

Цель и задачи исследования

Целью исследования стала оптимизация условий для успешного лечения онкологических пациентов.

Для достижения поставленной цели было важно решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «психологическое сопровождение», его роль в диагностическом и терапевтическом процессах;
  2. проанализировать психологические феномены, сопровождающие соматическое состояние онкологических пациентов;
  3. определить роль медсестры в процессе психологического сопровождения как пациентов в целом, так и онкологических пациентов в частности;
  4. исследовать удовлетворенность пациентов от психологического сопровождения среднего медперсонала в настоящее время;
  5. выявить потребности пациентов с целью повышения качества психологического сопровождения в дальнейшем;
  6. разработать теоретическую модель «Школы пациента» как форму психологического сопровождения онкологических пациентов. 

База исследования

В анкетировании приняли участие 40 онкологических пациентов, проходящих лечение в химиотерапевтическом отделении областного онкологического диспансера г. Мурманска.

Исследование проводилось на базе 5-го онкологического отделения (химиотерапевтического отделения с применением высокодозных химиопрепаратов) с коечным фондом 45 мест.

Результаты опроса пациентов

На первом этапе исследования была изучена степень удовлетворенности пациентов отделения химиотерапии психологическим сопровождением среднего медицинского персонала. Оказалось, что медицинские сестры имеют достаточно высокий кредит доверия у лечащихся, что значительно повышает уровень оказания медицинской помощи пациентам. Доверяют медсестрам отделения – 70% больных, не доверяют – 10%.

77,5% опрошенных (31 человек) считают, что этика медицинских сестер подразумевает заботу, попечение, наблюдение и уход. Не менее важными для выполнения качественного ухода наряду с профессионализмом оказались и положительные душевные качества медицинской сестры.

Необходимым условием адекватной коммуникации в системе «врач – медсестра –пациент» является эмпатия, т. е. способность медперсонала к состраданию, своеобразная психологическая «вовлеченность» в проблемы больного. Это подтвердили и результаты исследования: безусловную значимость моральной поддержки со стороны медперсонала отметили 16 респондентов, менее значимой посчитали ее 17 опрошенных, и только 7 человек не сочли ее нужной. Однако на вопрос «Ощущаете ли вы сопереживание вашим проблемам со стороны медицинских сестер?» лишь 40% пациентов ответили «Да», 20% ─ «Не всегда», 10% ─ «Нет», 30% ─ «Затрудняюсь с ответом».

Наиболее важными для формирования доверительных отношений с медсестрой пациенты считают следующие ее качества: доброжелательность (77%), внимательное отношение (63%), понимание (60%), интерес к проблеме пациента (50%) и сопереживание (50%). Сами пациенты помощь и поддержку понимают как сопереживание (83%), доброжелательное отношение (77%), заинтересованность медсестры в лечении пациента (77%), внимание (56%). Отталкивающими качествами медперсонала названы раздражительность и грубость (83%), равнодушие (77%).

В целом пациенты демонстрируют средний уровень удовлетворенности процессом психологического сопровождения. Больше всего они нуждаются в эмпатийном, неформальном общении со средним медицинским персоналом. Неизвестность, недоумение «как это могло произойти со мной» парализуют волю пациентов, которые остаются наедине со своими страданиями и страхом перед лечением и его побочными действиями. При этом единой системы эффективной психологической поддержки для больных как таковой в отделении нет.

Школа пациента

Для создания системы эффективной психологической поддержки пациентов мы предлагаем внедрить в отделении школу пациента, как организованное информационное и психологическое сопровождение больных. Основной целью ее создания стало повышение качества жизни онкологических пациентов, поддержание их активного и грамотного участия в лечебном процессе.

Цели школы пациента:

  • обеспечить пациентов необходимыми знаниями о раке, современных методах лечения и диагностики;
  • донести пациентам в понятной и доступной форме информацию, необходимую для лечения и борьбы с болезнью;
  • отработать на практических занятиях необходимые в каждом клиническом случае умения и навыки;
  • оказать психологическую помощь.

Организация и внедрение школы пациента предполагает четыре этапа:

  • подготовка специалистов;

методическое обеспечение:

  • выпуск распоряжения по учреждению:
  • материальное обеспечение.

Подготовка специалистов. Работу отделения обеспечивают квалифицированные врачи-онкологи, процедурные, палатные, перевязочные медицинские сестры, младший медицинский персонал. Старшая медсестра имеет вторую специальность – психолог. В штате отделения две постовые медсестры являются выпускниками факультета высшего сестринского образования (ФВСО).

Медицинские сестры с высшим образованием, имея психолого-педагогическую подготовку, способны оценивать психосоматический статус и уровень знаний у пациента и педагогически правильно организовывать обучающие занятия по развитию и формированию самоконтроля заболевания. Врачи, работающие в сопровождении медицинских сестр, должны знать профессиональные права и обязанности медсестер с высшим образованием. Это поможет избежать многих неприятностей и недоразумений в совместной работе, создать благоприятную атмосферу для пациентов.

Методическое обеспечение. Подготовлен план пробного занятия: «Побочные явления при прохождении курса химиотерапии и возможные меры их профилактики». Также в проекте разработка исходных и заключительных анкет. Цель исходного анкетирования пациентов ─ определить первоначальный уровень их знаний о своем заболевании и узнать ожидания от посещения школы. Заключительная анкета – это один из способов «быстрой» оценки эффективности работы школы, позволяет оценить качество занятий, удовлетворенность ожиданий, полученные знания.

Несомненно, пациент – активный участник лечебного процесса. Например, успех контроля побочных действий цитостатиков во многом зависит от мотивации у пациента соблюдать режим приема препаратов, перейти на адаптированное питание и вести правильный образ жизни. А это определяется приверженностью лечению, эффективностью взаимодействия пациента с медиками.

Поэтому важной составляющей школы пациента станет регулярное ведение больным специального дневника.

Цели ведения дневника пациента:

  1. концентрация внимания пациента на более четкой фиксации возникающих побочных явлений (их частоте, продолжительности, степени выраженности);
  2. обучение пациента анализировать свое состояние и вовремя использовать поддерживающую терапию согласно рекомендациям лечащего врача;
  3. своевременное информирование медперсонала о возникновении нежелательных побочных явлений. 

Таким образом, пациент, находясь в курсе всех диагностических и лечебных мероприятий, сможет оценить свое состояние, учесть экономические затраты и выбрать тот или иной метод лечения. В результате улучшится его психологическое состояние, что, соответственно, отразится на качестве его жизни и облегчит работу медперсонала.

Утверждение распоряжения по учреждению. Во время подготовительного этапа идея создания школы должна быть подкреплена принятием соответствующего приказа или распоряжения по отделению или лечебному учреждению.

Данным приказом или распоряжением должны быть:

  • зафиксированы сроки создания школы;
  • выделено отдельное помещение для проведения обучения;
  • определены ответственные за работу школы и предусмотрена система их подготовки;
  • уточнены источники финансирования, составлена смета необходимого оборудования, расходных материалов;
  • утвержден план работы школы и порядок поступления пациентов на обучение.

Материальное обеспечение. Организуя школу пациента, мы решили воспользоваться свободными сестринскими ставками и для работы по психологическому сопровождению и обучению пригласить медсестер с высшим сестринским образованием, имеющих специальные знания в области психологии и педагогики, а также стаж работы в онкологии не менее трех лет.

Проведение циклов лечения и обучения пациентов в школе должно стать для персонала основной работой, а не дополнительной нагрузкой на четверть или на половину ставки.

Желательно для проведения обучения выделить самую светлую и просторную (не менее 35─40 м2), непроходную комнату.

Результатом организации школы для онкологических пациентов, проходящих курсы химиотерапии должно стать повышение эффективности их комплексного лечения и качества жизни каждого конкретного больного, что благоприятно повлияет на обстановку и в его семье.

При этом еще раз подчеркнем то, что школа создается в помощь лечащему врачу, который по-прежнему вместе с пациентом несет всю ответственность за качественное лечение.

Предлагаемая школа пациента, по нашему мнению, является современной, перспективной и необходимой мерой по повышению качества медицинской помощи онкологическим пациентам.

Благодаря обучению в школе онкологический пациент:

  • приобретает навыки снижения токсических и других побочных эффектов от основного лечения опухоли;
  • мобилизует внутренние резервы организма для борьбы с основным заболеванием;
  • учится позитивному мышлению;
  • лишается чувства страха перед введением цитостатиков;
  • занимает активную позицию в отношении болезни;
  • получает эффективную и конструктивную поддержку со стороны медработников.

Выводы:

  1. Роль медицинской сестры в процессе психологического сопровождения заключается в умении слушать и воспринимать, получать информацию, сопереживать, создавать атмосферу доверия, формировать навыки общения. Это позволяет создать оптимальные условия для успешного лечения в режиме взаимодействия между пациентом и медработником.
  2. В целом пациенты демонстрируют средний уровень удовлетворенности процессом психологического сопровождения, которое осуществляет средний медицинский персонал. Складывается впечатление об отсутствии целенаправленности данной работы, о ее подчас случайном, стихийном характере.
  3. Актуальность повышения качества психологического сопровождения онкопациентов очень высока, т.к. на данный момент более 80% пациентов отделения нуждаются в полноценной психологической поддержке.

Организация и внедрение школы пациента для онкологических больных, проходящих курсы химиотерапии, повлияет на эффективность их комплексного лечения, позволит уменьшить затраты и повысить качество жизни каждого конкретного пациента. Все это благоприятно скажется на обстановке в семье и впоследствии приведет к осознанию ответственности за свое здоровье и здоровье членов семьи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.