text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Организация обучения этико-деонтологическим аспектам деятельности младшего медицинского персонала психиатрической больницы

  • 15 марта 2011
  • 251

Работа медицинского персонала психоневрологических учреждений имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены главным образом тем, что многие психически больные не понимают своего болезненного состояния, а некоторые вообще не считают себя больными. В связи с этим к медицинскому персоналу в психиатрических больницах предъявляют особые требования: постоянная бдительность, выдержка и терпение, находчивость, чуткое, внимательное отношение и строго индивидуальный подход к больным. Большое значение имеет согласованность в работе всего коллектива сотрудников отделения и больницы – от врачей до санитарок.

Знание всех деталей по уходу и надзору за психически больными, включая этико-деонтологические и правовые аспекты, является обязательным условием работы среднего и младшего медицинского персонала в психиатрической больнице.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Характеристика учреждения и медицинских кадров

ГЛПУ "Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. В.М. Бехтерева" (далее – КОКПБ) обслуживает:

  • взрослое население г. Кирова и 23 районов Кировской области (из 39);
  • больных психиатрического профиля детского возраста (вся Кировская область);
  • психически больных, страдающих туберкулезом (вся Кировская область).
  • Коечная мощность стационара – 1011 койко-мест, из них 150 туберкулезных коек, 90 детских (50 психиатрических и 40 логопедических), 30 – для лечения больных с пограничными психическими расстройствами, 30 для судебно-психиатрических экспертиз, 15 инфекционных, 6 реанимационных.
  • Обеспеченность психиатрическими койками на 10 тыс. населения составляет 8,8 койки. Кроме того, в больнице функционируют дневные стационары на 315 мест, в том числе:
  • 50 мест для психически больных;
  • 50 мест для психоневрологических больных с пограничными состояниями;
  • 175 мест в дневных стационарах для детей при шести школах г. Кирова,;
  • 20 мест в логопедическом отделении;
  • 20 мест в отделении пограничных состояний.

Общая численность персонала КОКПБ на 1 января 2011 г. согласно штатному расписанию – 1052 должностей.

Всего в стационаре и в амбулаторно-поликлинической службе занято 126 врачей, (из них 71 врачей-психиатров), 370 человек среднего и 372 младшего медперсонала.

В ЛПУ психиатрического профиля на санитарок и младших медицинских сестер по уходу возложено множество разных функций (приложение 1).

К сожалению, из-за тяжелых условий труда, высокой психологической нагрузки и небольшой зарплаты в последнее десятилетие в больнице наблюдается текучесть младшего медицинского персонала. На этих должностях, как правило, заняты люди малообразованные (в КОКПБ среднее образование имеют 298 чел., среднее специальное – 68 чел., высшее – 6 чел.), с низким уровнем культуры общения, без медицинской подготовки и навыков работы с пациентами, имеющими психические расстройства. Кроме того, важным условием для работы в нашем ЛПУ является знание младшим медицинским персоналом основ организации психиатрической помощи (медицинские, этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи, психология общения с пациентами психиатрических учреждений и их родственниками),

В целях улучшения качества обслуживания и оказания медицинской помощи пациентам, а также повышения уровня общей и профессиональной подготовки младшего медицинского персонала больницы приказом главного врача с 21 сентября 2010 г. организовано обучение младшего медицинского персонала по трем направлениям:

  • лечебно-охранительный режим;
  • санитарно-эпидемиологический режим;
  • этико-деонтологические аспекты и навыки профессионального общения с пациентами психиатрического профиля.

С учетом специфики работы в психиатрии составлена учебная программа, подготовлены планы лекций, методические материалы, наглядные пособия. Курс лекций разработан старшими медицинскими сестрами под руководством главной медицинской сестры и утвержден главным врачом больницы. Контроль за организацией и качеством обучения возложен на главную медицинскую сестру.

Обучение основам этики и деонтологии

Одно из важнейших направлений обучения младшего медперсонала – этико-деонтологические аспекты оказания медицинской помощи пациентам психиатрического профиля. Данному вопросу в процессе обучения уделяется особое внимание, так как, учитывая специфику работы в нашей клинике, на практике возникают сложные этико-деонтологические ситуации, для разрешения которых необходимы соответствующие знания и незамедлительная адекватная реакция (строгость, настойчивость, сочувствие и внимание и т.п.).

Задачи обучения:

  1. Повысить уровень правовой грамотности младшего медицинского персонала в вопросах оказания психиатрической помощи.
  2. Научить устанавливать взаимоотношения между медицинским работником и пациентами с соблюдением интересов и прав пациента.
  3. Повысить толерантность младшего медицинского персонала к лицам с психическими отклонениями.
  4. Обеспечить соблюдение младшим медперсоналом этико-деонтологических принципов при общении с коллегами, пациентами и их родственниками.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Продолжительность обучения составляет 3 недели (ежедневно по 60 мин). Обучающиеся делятся на группы по 20 человек: младшие медицинские сестры по уходу, палатные санитарки, санитары. Обучение проводят старшие медицинские сестры отделений больницы.

Программа курса включает лекции, семинары по принципу круглого стола, просмотр наглядных пособий.

Занятия имеют единую структуру:

  • вводная часть (знакомство с содержанием занятий);
  • информационный раздел (теоретическая часть занятия);
  • активные формы обучения (обучение практическим навыкам);
  • заключительная часть занятия (подведение итогов, тестирование, экзамен).

Программа курса лекций по этико-деонтологическим аспектам и навыкам профессионального общения состоит из следующих тем:

Организация психиатрической помощи пациентам. Правовые аспекты психиатрии.

Особенности работы младшего медицинского персонала в психиатрическом стационаре.

Профессиональная этика медицинского работника. Культура поведения медицинского работника (внешний вид, культура речи и т. д.).

Тактика беседы и поведения медицинского персонала с пациентами. Основные психопатологические расстройства (депрессия, бред и галлюцинации, припадки, нарушения памяти).

Особенности оказания неотложной помощи пациентам с нарушением психической деятельности, осложнениями после лечения психотропными средствами.

Психология общения и работы с пациентами психиатрических учреждений.

Кодекс поведения медицинского работника в деятельности социальных и психиатрических служб.

Применение мер физического стеснения при оказании психиатрической помощи (изоляция, принципы устройства наблюдательной палаты, фиксация). Действия младшего медицинского персонала при применении мер физического стеснения.

Помощь медицинской сестре при осуществлении сестринских вмешательств.

Особенности ухода за пациентами, страдающими психическими расстройствами и расстройствами поведения, включая правила личной гигиены.

Лечебно-охранительный режим.

Комплект учебно-методической литературы, документов и пособий к курсу лекций включает:

  • Методические рекомендации «Справочник для медицинской сестры психиатрической службы» / Ассоциация медицинских сестер России, 2009.
  • Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психологии с курсом наркологии. Феникс, 2006.
  • Стандарт КОКПБ им. В.М. Бехтерева «Стандарты практической деятельности палатной медицинской сестры психиатрического стационара».
  • Инновационные технологии в уходе за тяжелобольными: Учеб. пособие. М. 2006.
  • Методические рекомендации «Введение в медицинское право» / Ассоциация медицинских сестер России, 2010.
  • Склярова Т.А., Дыгало И.Н., Лебедь В.А. Младшая медицинская сестра: Сб. Феникс, 2004.
  • Методические рекомендации «Применение мер физического стеснения в психиатрической практике».
  • Методические рекомендации «Кодекс поведения медицинского работника в деятельности социальных и психиатрических служб» / Ассоциация медицинских сестер Кировской области. 2009. (приложение 2).

Наглядное пособие «Алгоритм поведения медицинского работника при работе с пациентами в состоянии психомоторного возбуждения с проявлениями признаков агрессии» (приложение 4).

Теоретическая часть обучения посвящена этико-деонтологическим аспектам, психологии работы и общения с психическими пациентами, соблюдению лечебно-охранительного режима. В КОКПБ им. В.М. Бехтерева лечебно-охранительный режим предусматривает создание благоприятных условий для пациентов во время проведения консультаций, выполнения диагностических и лечебных медицинских услуг. Соблюдение правил внутреннего распорядка ЛПУ предусматривает возможность пользоваться личной одеждой, городским и междугородним телефоном, свидание с родственниками, ежедневные прогулки в сопровождении персонала или самостоятельно (для пациентов, имеющих «свободный выход»), применение для каждого пациента дифференцированного режима наблюдения, вплоть до режима частичной госпитализации (длительных домашних отпусков) и т. п.

Большое внимание при обучении уделяется правовым аспектам психиатрии: соблюдению прав пациента, в том числе на информацию, на уважение, качественную и адекватную помощь в соответствии с действующим в стране законодательством. Обязательным для всех медицинских работников является знание основных статей Закона о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Не менее важным элементом в работе медицинских работников специализированной помощи является создание и поддержание в отделении стационара правильного эмоционального микроклимата. На занятиях с младшим медицинским персоналом старшие медицинские сестры обращают внимание на основные принципы общения с пациентом: уважение, поощрение его самостоятельности и независимости, принятие его таким, каков он есть, – все это составляющие благоприятно действующей атмосферы, ведущей к установлению доверительных отношений.

Кроме того, медицинский работник обязан быть выдержанным и приветливым. Недопустимы как фамильярность и панибратство, так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к пациентам следует на «Вы», по имени и отчеству.

Нельзя в присутствии пациентов обсуждать поставленный диагноз, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии пациента.

Практическая часть занятий предусматривает решение ситуационных задач (приложение 4), вводное и итоговое анкетирование, и заключительный экзамен.

Слушатели отрабатывают основные положения «Кодекса поведения медицинского работника в деятельности социальных и психиатрических служб», как то: стандарт поведения сотрудников, требования к внешнему виду медицинских работников и др.; обсуждают сложные этико-деонтологические нюансы, возникающие в процессе общения медицинских работников с пациентами и их родственниками, другими медицинскими работниками. Кроме того, слушатели отрабатывают методы изоляции и фиксации, применяемые в психиатрической практике, изучают наглядное пособие «Алгоритм поведения медицинского работника при работе с пациентами в состоянии психомоторного возбуждения с проявлениями признаков агрессии».

Результаты обучения

Всего до конца 2011 г. запланировано обучить 372 человека (весь младший медицинский персонал больницы). На текущий момент уже прошли обучение 170 человек, 140 человек планируется обучить во II квартале 2011 г. и 62 человека (сестры-хозяйки и буфетчицы) – в IV квартале 2011 г.

Все циклы занятий, организованные и проводимые с применением различных методов обучения, прошли эффективно. Эффективность обучения оценивали по результатам итогового тестирования и экзамена (приложение 5).

В результате обучения повысилась собственная мотивация младшего медицинского персонала на реализацию полученных знаний; улучшилось качество выполняемой им работы (уход за пациентом, включая питание и поддержание гигиенического комфорта; общение и т. п.) на всех этапах лечебно-диагностического и реабилитационного процесса.

Обучение младшего персонала правовым аспектам психиатрии позволяет в полной мере соблюдать гражданские права лиц, находящихся в стационаре.

Обучение алгоритму поведения медработника по отношению к пациентам, находящимся в состоянии психомоторного возбуждения с проявлениями признаков агрессии, позволило более грамотно оказывать медицинскую помощь, предотвращая неблагоприятное развитие ситуаций.

Анализ трудового участия младшего медицинского персонала показал, что вклад в работу тех, кто прошел курсовую подготовку, значительно больше по сравнению с вкладом неподготовленного персонала. Это доказывает необходимость систематического обучения с целью повышения качества обслуживания и оказания квалифицированной помощи пациентам.

Приложение 1

Утверждаю:

Главный врач

ГЛПУ «Кировская областная клиническая психиатрическая

больница им. В.М. Бехтерева»

Ю.Л. Петухов

«07» декабря 2009г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПАЛАТНОЙ САНИТАРКИ (САНИТАРА)

1. Общие положения

1.1. Санитарка (санитар) принимается на должность и увольняется приказом главного врача в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.2 Санитарка (санитар) непосредственно подчиняется палатной медицинской сестре и сестре-хозяйке.

1.3. Санитарка (санитар) работает по графику, утвержденному главным врачом.

1.4. Санитарка (санитар) должна знать:

  • - правила санитарии и гигиены труда;
  • - назначение моющих средств и правила обращения с ними;
  • - правила внутреннего трудового распорядка;
  • - правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

Санитарка (санитар) обязана:

2.1. При надзоре и уходе за пациентами действовать согласно указаниям врачей и среднего медицинского персонала, а при проведении уборки отделения – согласно указаниям старшей медицинской сестры.

2.2. Помогать старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментария, оборудования и доставке их в отделение.

2.3. Получать у сестры-хозяйки и обеспечивать правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств.

2.4. По указанию палатной медицинской сестры сопровождать пациентов в лечебно-диагностические кабинеты.

2.5. Выполнять функции курьера, осуществлять мойку аптечной посуды.

2.6. Сообщать сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах.

2.7. Систематически производить уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов пациентов.

2.8. Во время рабочей смены на посту отвечать за пациентов и имущество, находящееся в прикрепленных к посту палатах. Запрещается курить, самовольно отлучаться из отделения, спать на посту.

2.9. Знать пациентов по фамилии, особенности их поведения, иметь на особом учете пациентов, склонных к суициду, нападениям, порче белья и одежды, отказам от пищи и т.п., умело предупреждать эти попытки. Знать всех пациентов, страдающих эпилепсией.

2.10. Ухаживать и наблюдать за пациентами; содержать в чистоте помещения отделения; производить уборку помещений в соответствии с санитарными нормами. Убирать прикроватные тумбочки у лежачих пациентов после каждого приема пищи.

2.11. Оказывать помощь пациентам при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании. Систематически (после каждого пациента) осуществлять санитарно-гигиеническую обработку ванной и мочалок.

2.11. Соблюдать правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима, правила бесконфликтного поведения при общении с пациентами и сотрудниками. Оперативно принимать меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

2.12. Соблюдать требования Законов от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в том числе в части сохранения врачебной тайны, Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в части сохранения сведений, содержащих персональные данные и врачебную тайну.

2.13. Посещать учебные занятия и конференции для младшего медицинского персонала.

3. Права

Санитарка (санитар) имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Требовать оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.3. Постоянно совершенствовать свой труд, культуру обслуживания пациентов.

4. Ответственность

Санитарка (санитар) несет ответственность за:

4.1. Исполнение возложенных на нее должностных обязанностей.

4.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства.

4.3 Соблюдение правил внутреннего распорядка, пожарной безопасности и техники безопасности.

4.4 Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов санитарка может быть привлечена в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Приложение №2

Кодекс поведения медицинского работника в деятельности социальных и психиатрических служб

1. Стандарт поведения сотрудников

Сотрудник на рабочем месте должен соблюдаются принципы субординации, изложенные в должностной инструкции каждого сотрудника. В стандарт поведения сотрудников входят функциональные, поведенческие обязанности, знание основных статей Закона «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании» и «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Проявляя заботу о пациенте, мы должны предоставить ему возможность получить полную информацию о возможностях нашего учреждения в отношении обследования, лечения и профилактики заболеваний (информационная брошюра, стенд/доска информации, беседа врача).

Мы приветствуем здоровое соперничество между сотрудниками за высокий профессионализм и улучшение качества медицинского обслуживания пациентов. Будьте всегда активны, энергичны, инициативны. Критично оценивайте свою работу, условия, обстановку, время. Всегда старайтесь ясно видеть цель, задачу, перспективу своего труда.

Сотрудник должен:

  • быть доброжелательным с любым собеседником;
  • уметь говорить, беседовать, слушать;
  • быть внимательным к чужому мнению;
  • никогда не раздражаться, иметь бесконечное терпение;
  • никогда не браниться, следить за своим лексиконом, особенно в присутствии пациентов и подчиненных;
  • никогда не терять бодрости духа. При столкновении с трудностями проявлять больше энергии и настойчивости, во всем добиваться победы.

Время – материальная ценность. Помните, что экономия вашего рабочего времени эффективный источник успехов всего коллектива.

2. Общие положения

Первичным и основным источником информации является пациент. Обращайтесь к пациенту по имени отчеству, доброжелательно, спокойно.

Не обсуждайте при пациенте состояние здоровья, посторонние проблемы, личные дела других пациентов и сотрудников. Если у вас важный деловой разговор, спросите у пациента его имя и отчество, извинитесь и постарайтесь завершить беседу (персональную или по телефону) максимально быстро, чтобы сосредоточиться на проблеме пациента. Помните, что каждый пациент ждет от вас персонального внимания. Не обижайте пациента игнорированием. Следует постоянно проявлять заботу, терпение, внимание и уважение в словах, в проявлении всех своих действий.

Мы должны исходить из интересов пациентов, избегать конфликтных ситуаций. Сделайте так, чтобы пациент почувствовал себя свободно, установите взаимный контакт, проявив расположение и чуткость. Все разговоры ведите негромко, спокойно и сдержанно. Говорите ясно, медленно, отчетливо, заинтересованным тоном. Речь должна быть литературно правильной. В повседневной речи медицинского персонала должны стать естественными и привычными словосочетания: «будьте любезны...», «будьте добры...», «я понимаю...», «я знаю, что вы чувствуете...», «спасибо...», «пожалуйста...», «мы поможем...», «у нас большой опыт в лечении таких болезней...», «все будет максимально безболезненно...» и т. д. Постоянно помните, что слово не только лечит, но и калечит. Контролируйте свои высказывания при беседе с пациентами, их родственниками, знакомыми и близкими. Вежливость, тактичность, сдержанность украшает медицинского работника.

Между собой сотрудники обязаны поддерживать вежливые, уважительные отношения. Выражение негативных эмоций в пределах рабочего места недопустимы, как и споры между медицинскими работниками в присутствии пациента или его родственников. Из этических соображений сотрудники не должны обсуждать за пределами больницы данные о пациентах, их заболевании, их личную жизнь.

В лечебном учреждении должна соблюдаться тишина, персонал не может повышать голос, непозволительно громко звать кого-то из персонала или пациентов. При появлении посторонних людей необходимо выяснить цель их визита, дать необходимые справки. Соответственно субординации и традиционной культуре младший и средний медицинский персонал разговаривает с пациентами, врачами и посетителями стоя.

Помните, чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а иной раз даже и больше, чем лекарственные препараты, тем более в психиатрическом стационаре. Любовь и забота залечивают множество старых ран у наших пациентов, восполняя недостаток любви и внимания, могут послужить компенсацией различных обид, полученных в семье, в детском или взрослом возрасте. Забота и внимание по отношению к пациентам могут смягчать и такие переживания, как, например, чувство виновности, чувство своей неполноценности, агрессивность.

3. Внешний вид медицинских работников

Форма одежды в отделениях может отличаться деталями и цветом. Она должна соответствовать стандартам отделения, быть вашего размера и удобной. Длина халата должна быть разумной, чтобы было удобно приседать или нагибаться. В любой момент работы может возникнуть экстремальная ситуация, которая потребует мобильных действий или резких движений, и длина спецодежды персонала не должна мешать выполнению работы или смущать окружающих. Форма должна быть опрятной, в меру нарядной. Допускаются неброские и некрупные украшения.

Обувь желательна без каблука или на среднем каблуке, удобная и не создающая стука при движении.

Разрешается присутствовать на рабочем месте без медицинской шапочки, если того не требуют особые условия, оговоренные приказами и инструкциями Минздрава, ЦГСЭН и больницы. Однако ваша прическа и волосы должны быть в идеальном состоянии.

Руки персонала всегда привлекают особое внимание, потому они должны быть чистыми, ногти ухоженными, средней длины. При работе в процедурных кабинетах и операционной запрещается лак на ногтях и какие-либо украшения на руках: кольца, браслеты, часы. Макияж должен быть не слишком ярким, максимально приближенным к естественному. Недопустимы накладные ногти и ресницы, которые могут спровоцировать неприятные ситуации. Большая осторожность требуется при подборе парфюмерии: исключаются дезодоранты и духи с резким запахом, поскольку они могут вызвать не только протест со стороны пациентов с чувствительным обонянием или просто другим вкусом, но и аллергическую реакцию.

Требования к мужчинам медикам: безупречная медицинская форма; умеренный запах парфюмерии; аккуратная прическа, коротко подстриженные ногти и чистые руки; свежие носки; отсутствие запаха табака.

Все сотрудники лечебного учреждения должны носить нагрудные знаки с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности.

Курение на рабочих местах в учреждениях здравоохранения запрещено на основании Федерального закона от 21.06.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".

4. Разговор по телефону

Разговор по телефону – одно из самых мощных средств влияния на человека на расстоянии. Им можно привлечь, заинтересовать или отпугнуть потенциального пациента и его окружение.

Следите за тем, чтобы темп вашей речи был медленным, а ритм – размеренным. Отчетливо произносите окончания слов, полное название отделений, специальностей, обследований, процедур. Надо помнить, что аббревиатуры, сокращения и медицинский сленг понятны только специалистам. Чаще всего позвонивший вам человек – не медицинский работник. Просьбы что-то повторить или уточнить – не повод для раздражения. Часто вашу информацию записывают, поэтому цифры надо называть четко и размеренно: дата, время, номер кабинета, номер телефона и т. д. Надо помнить, что пациент является главным в нашей профессии, и мы работаем для него. В вашем ответе должны чувствоваться доброжелательность и заинтересованность.

Если вы не можете ответить на вопрос абонента, необходимо дать номер телефона, по которому на этот вопрос ответят. Недопустимы пререкания, споры, дерзость. На работе вы представляете лечебное учреждение и обязаны быть профессионалом в общении.

По служебному телефону разговаривайте вполголоса, кратко. Нежелательны личные разговоры.

Правильный подход к психическому пациенту и установление необходимого контакта между ним и медперсоналом начинаются с момента появления его в отделении. Этот контакт и дальнейшее лечение невозможны без достаточной выдержки, такта, терпения, чуткости по отношению к пациенту, а также без знания основ психиатрии. Главная задача ухода и надзора над нашими больными – обеспечение безопасности самого больного и окружающих его людей.

При поступлении пациента медсестра обязана:

  • представиться, ознакомить его с отделением и спецификой его работы;
  • помочь устроиться в палате, представить его другим пациентам, предупредить о предстоящих процедурах, режиме дня в отделении. Недопустимо ограничиваться указаниями «Вот там, на стеночке написано»;
  • предупреждать пациента об ощущениях, которые он будет испытывать во время процедур;
  • сообщить пациенту фамилию, имя, отчество, регалии врача, который будет его осматривать или лечить;
  • выполнять назначения врача максимально быстро, при необходимости уточнять их в отсутствие пациента;
  • помнить, что пациент имеет право на конфиденциальность информации о состоянии его здоровья и личной жизни, ставшей известной лицам, участвующим в оказании ему медицинской помощи.

Указанные лица обязаны сохранять в тайне полученную информацию и сам факт обращения за помощью даже после смерти пациента, исключая случаи, предусмотренные законодательством РФ.

При знакомстве с пациентом врач должен:

  • представиться, перечислить регалии, возможно дать визитную карточку;
  • выслушать пациента спокойно и терпеливо;
  • после осмотра обязательно прокомментировать его;
  • назвать предполагаемый диагноз и прогноз;
  • перечислить план лечения и обследования;
  • разъяснить возможности лечебного учреждения и обязанности пациента;
  • особое внимание уделить информации о платных услугах.

При дальнейшей работе с пациентом врач должен:

  • всегда обращаться к нему по имени-отчеству и помнить, что пациент имеет право знать все о состоянии своего здоровья. Особенного подхода требуют только пациенты, больные неизлечимыми болезнями, психическими и онкологическими заболеваниями;
  • разъяснять результаты анализов и обследования на доступном для пациента языке, избегая научной и специфической терминологии;
  • обязательно назвать время, когда пациент будет осмотрен заведующим отделением или консультантами.
  • С родственниками пациента должен разговаривать только врач, владеющий полной информацией о нем и несущий за него ответственность. Недопустимы врачебные споры в присутствии пациента или его родственников. Кроме лечащего врача информацией о пациенте обладает заведующий отделением, так как лечащий врач должен не позднее следующего после поступления в отделение дня доложить заведующему отделением о пациенте и далее каждые 3 дня согласовывать план ведения пациента;

Корреспонденция

Вся корреспонденция (отчеты, заявки, объяснительные записки, письма и т. д.) демонстрируют уровень вашей деловитости, грамотности и ответственности.

Необходимо выполнять определенные правила:

  1. соблюдать субординацию – к руководителю другого учреждения или вышестоящему руководству может обращаться только главный врач больницы или его заместители;
  2. корреспонденция должна быть адресована конкретному человеку с указанием его должности и полного имени;
  3. корреспонденция должна быть отпечатана на соответствующем фирменном бланке;
  4. в тексте не должно быть орфографических ошибок;
  5. запрещается отсылать за пределы больницы корреспонденцию, написанную от руки.

Выполнение данных рекомендаций соблюдается во всех передовых клиниках и не составит большого труда для медицинских работников лечебных учреждений.

Приложение 3

Алгоритм поведения медицинского работника при работе с пациентами в состоянии психомоторного возбуждения с проявлениями признаков агрессии

Действие

Объяснение

1. Если вы направляетесь к потенциально беспокойным больным, сообщайте коллегам, куда и на какое время вы идете

Таким образом персонал будет контролировать вашу безопасность

2. Если есть хоть малейшее подозрение, что пациент опасен, собирайте бригаду по меньшей мере из 7 человек персонала в дополнение к вам

6 человек нужны для того, чтобы в случае необходимости принять меры по пресечению нежелательного поведения пациента и 2 человека - для оказания помощи другим больным

3. Проверьте, имеет ли пациент какое-либо оружие

Оружие усиливает опасность травматизма для вас и окружающих

4. Если возможно, просите остальных пациентов выйти из палаты

Чтобы избежать их травмирования и подстрекательства беспокойного больного

5. Стойте на расстоянии не менее 1,5 метра от больного

Чтобы быть недосягаемым при ударе кулаком

6. Не стойте на ступенях лестницы, у окна, у двери, напротив зеркал

Чтобы вас не могли столкнуть вниз с лестницы, толкнуть в дверь, на зеркало

7. Принимайте неагрессивную, расслабленную позу: стопы порознь, руки вдоль туловища

Чтобы сохранить равновесие и чтобы было четко видно, что у вас нет ничего в руках

8. Старайтесь, чтобы ваше лицо выражало внимание

Больной может расценить улыбку как насмешку, а хмурое выражение – как угрозу

9. Избегайте поднятия рук вверх и указательных жестов

Это может восприниматься пациентом как угроза

10. Избегайте резких движений, двигайтесь целенаправленно, медленно и тихо

Неожиданные движения расцениваются как угрожающие

11. Снижайте громкость и тон вашего голоса

Чтобы не раздражать больного

12. Обращайтесь к пациенту по имени, называйте себя, напоминайте о месте нахождения и время

Чтобы помочь больному ориентироваться и показать свое уважение

13. Наблюдайте за дыханием больного высотой и громкостью его голоса

Внешне спокойный пациент может быть очень опасен

14. Обращайте внимание на симптомы со стороны вегетативной нервной системы. Резкое побледнение кожных покровов или наоборот, выраженная гиперемия (покраснение) кожных покровов с потливостью, тремор (дрожание) кистей рук, учащённое дыхание, сердцебиение

Эти симптомы могут свидетельствовать о готовности к бегству или драке

15. Внимательно наблюдайте за движениями больного

На случай внезапного нападения

16. Если очевидно, что поведение пациента настолько опасно, что возможно понадобится применять меры пресечения, вызывайте персонал (не менее 7 человек)

Для фиксирования буйного пациента необходимо 6 человек, 2 человека наблюдают за другими больными в отделении

17. Снимите с себя украшения, опознавательные знаки, освободите карманы от посторонних предметов (ручка, карандаш и т.п.)

Чтобы предотвратить нанесение травм больному и себе

18. Предварительно договоритесь с коллегами о фиксировании каждой конкретной части тела пациента

Таким образом, каждый медицинский работник заранее будет знать, с какой стороны приближаться к больному

19. Быстро подготовьте все необходимое (матрацы, одежда, одеяла, подушки, простыни)

Матрацы, подушки – для защиты от ножа, одеяла и простыни – для фиксирования, подушки – для защиты больного от ушибов, если он находится на полу

20. Один из медицинских сотрудников (санитарка или медицинская сестра) должна взять на себя осуществление надзора за поведением больного после введения ему успокоительных препаратов

Чтобы наблюдать за действием лекарственных средств

Приложение 4

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ЭТИКЕ

Задача 1.

Во время врачебного обхода в отделении пациент требует отпустить его на прогулку. Какими будут ваши действия?

Задача 2.

В процессе уборки палаты санитарка расспрашивает пациентку девочку-подростка ее о родителях, родственниках, о заболевании; комментирует услышанное; дает советы; приводит примеры о лечении «похожих» пациентов, утверждая, что улучшения в их состоянии здоровья так и не произошло.

Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

Задача 3.

Две санитарки, принимая смену у своих коллег, на повышенных тонах в коридоре разговаривают с ними: «Как можно так мыть пол? Вы безобразно делайте уборку! Вы ужасно работаете!» и т.д. При этом дети слушают и смотрят на происходящее.

Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

Задача 4.

Утром после рабочего дня две санитарки встретились на автобусной остановке и стали громко обсуждать рабочие проблемы. Говорили о пациентах, рассуждали о том, правильно ли их лечат, комментировали действия среднего медперсонала, заведующей отделением и т.п.

Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

Задача  5.

В отделении во время «тихого часа» санитарка начинает уборку палат.

Прокомментируйте ситуацию.

Приложение  5

Тестовый опрос

Деонтология – учение о должном поведении медицинского работника, направленное на:

  1. обеспечение наилучшего лечения;
  2. создание благоприятной обстановки для выздоровления больного;
  3. установку доверительных отношений: пациент – медицинский персонал, медицинский персонал – родственники пациента, отношения между медицинским персоналом;
  4. устранение вредных последствий неполноценной медицинской деятельности;
  5. все перечисленное.

Этика – наука о:

  1. дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения;
  2. о мерах профилактики ВБИ;
  3. нравственном облике и поведении медицинского работника в сфере его деятельности.

Одним из главных условий лечебно-охранительного режима является:

  1. соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
  2. охрана психики больного, то есть благоприятные условия, обеспечивающие больным физический и психический покой;
  3. проветривание палат.

Проветривание палат является:

  1. обязательным мероприятием и не подлежит обсуждению со стороны пациентов;
  2. не обязательным мероприятием и следует учитывать желание пациента;
  3. мероприятием, проведение которого зависит от свободного времени медицинского персонала.
  4. Дифференцированный режим наблюдения за пациентами:
  5. пациент находится в специальной палате под круглосуточным наблюдением;
  6. общий режим;
  7. пациенту предоставляется свобода передвижения в пределах отделения, но под непрерывным наблюдением медицинского персонала.

Строгий надзор за пациентами:

  1. пациент находится в специальной палате под круглосуточным наблюдением;
  2. общий режим;
  3. предоставляется свобода передвижения в пределах отделения, но под непрерывным наблюдением медицинского персонала.
  4. Ограничительный режим наблюдения за пациентами:
  5. пациент находится в специальной палате под круглосуточным наблюдением;
  6. общий режим;
  7. предоставляется свобода передвижения в пределах отделения, но под непрерывным наблюдением медицинского персонала.

Меры физического стеснения применяются на:

  1. длительный срок;
  2. ограниченный срок, не более чем на 2 часа;
  3. усмотрение медицинской сестры.
  4. Изоляция в психиатрии применяется:
  5. как наказание за “плохое” поведение;
  6. как средство воздействия на раздражающего и оскорбляющего пациента;
  7. как вариант лечебного ограничения пространства.

Ответы:

1: д; 2: в; 3: б; 4: а; 5: б; 6: а; 7: в; 8: б; 9:в

Экзаменационные вопросы

  1. Перечислить главные условия лечебно-охранительного режима.
  2. Рассказать о распорядке дня в отделении, для чего он необходим.
  3. Где и с чего начинается лечебный процесс? Основные моменты, важные для пациента.
  4. Этические нормы в поведении медицинского персонала при приеме пациентов.
  5. Как необходимо обращаться к пациенту, а что недопустимо?
  6. Рассказать об основных составляющих лечебно-охранительного режима, для чего он необходим.
  7. Перечислить основные режимы наблюдения в психиатрическом стационаре.
  8. Строгий режим, характеристика.
  9. Усиленное наблюдение, характеристика.

10.Ограничительный режим, характеристика.

11.На кого распространяются требования по соблюдению лечебно-охранительного режима?

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.