text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Опыт работы школы для пациентов с заболеваниями предстательной железы

  • 15 марта 2011
  • 81

Неотъемлемой частью реформы здравоохранения является развитие первичной и вторичной профилактики. Реализация профилактических мер особенно успешно проводится на амбулаторно–поликлиническом уровне. Важная роль в данной работе отводится среднему медицинскому персоналу, имеющему соответствующую квалификацию.

Наиболее перспективной формой в системе амбулаторно-поликлинического уровня для реализации задач профилактической направленности на сегодняшний день является школа здоровья.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В отечественном здравоохранении школы для пациентов с разными хроническими заболеваниями работают давно и успешно. Нередко к организации занятий в них привлекаются медицинские сестры.

На базе городской поликлиники № 107 СВАО г. Москвы работают окружное урологическое отделение и городской оргметотдел по организации сестринской деятельности Департамента здравоохранения города Москвы.

В отделении накоплен большой клинический опыт по лечению больных с заболеваниями предстательной железы и по привлечению среднего медицинского персонала к профилактической работе с такими пациентами.

Для снижения частоты обострений заболеваний предстательной железы у мужчин, повышения информированности населения о методах профилактики этих заболеваний, снижения инвалидизации и уровня госпитализации, наиболее часто регистрируемых среди мужчин в возрасте от 50 до 79 лет, администрация поликлиники приняла решение о создании на базе окружного урологического отделения школы пациентов с заболеваниями предстательной железы.

В этих целях в течение 2008 г. сестринский персонал урологического отделения под руководством городского организационно-методического отдела по организации сестринского дела обработал результаты 1680 анкет. Анкета содержала вопросы о необходимости организации школы здоровья и уровне требуемой информации.

Анализ анкет показал, что пациенты поддержали намерение городской поликлиники № 107. Они считают, что информация, полученная на занятиях, позволит применять приобретенные знания и навыки в практической жизни, что значительно снизит количество обострений заболевания.

Главным врачом поликлиники были разработаны и утверждены Положение о школе (приложение 1); функциональные обязанности сестринского персонала (приложение 2); программа обучения пациентов (планы ведения занятий – приложение 3); журнал учета посещаемости; памятки для пациентов (питание, физические упражнения, подготовка к исследованиям, дневник пациента); анкеты для оценки обучения (приложение 4); а также аналитическая отчетность (приложения 5, 6), в которой отражается динамика состояния пациента в процессе обучения в школе здоровья.

Специально для школы приобретено требуемое техническое оснащение: демонстрационная техника, анатомические муляжи, обучающие плакаты, канцелярские товары и письменные принадлежности и т.п.

В апреле 2009 г. школа здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы была открыта.

Программа обучения в школе включает в себя 4 занятия. Занятия проводятся 2 раза в месяц (2-я и 4-я субботы месяца) врачами и медицинскими сестрами окружного урологического отделения в дневное время с 12 до 13 часов. Численность групп 8–12 человек.

Планы занятий предусматривают лекции, показ слайдов и видеофильмов, заполнение пациентами различных анкет, дневников мочеиспусканий и т.п., персональное консультирование по возникающим вопросам.

Приглашение и вызов пациентов на лекции, проведение лекций по правилам подготовки к исследованиям и консультаций по питанию, физическим упражнениям, подготовка информационного материала (анкеты, дневники мочеиспусканий, памятки и пр.) возложены на сестринский состав урологического отделения.

В процессе обучения в школе широко применяется анкетирование.

Опросы обучающихся проводятся по двум направлениям:

  • с целью выявления проблем пациентов (в начале и по окончании обучения);
  •  для выяснения их удовлетворенности обучением в школе (после обучения).

На основании результатов анкетирования мы проанализировали работу школы за период с апреля 2009 по май 2010 г., чтобы выявить динамику состояния у пациентов, (улучшение, ухудшение, без изменений), посетивших цикл занятий (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования мужчин различных

возрастных групп о степени выраженности симптомов нарушенного мочеиспускания до и после обучения

(период анкетирования апрель 2009 г.– май 2010 г.)

Возраст

Кол-во обученных пациентов

Незначительные нарушения

Умеренные нарушения

Тяжелые симптомы болезни

в начале обучения

в конце обучения

в начале обучения

в конце обучения

в начале обучения

в конце обучения

50–59 лет

73

41

39

23

18

9

2

60–69 лет

60

21

20

27

22

12

2

70–79 лет

14

4

3

8

3

2

-

Всего

147

66

62

58

43

23

4

Анализ показал, что среди мужчин, посещающих школу, улучшение состояния было отмечено преимущественно у пациентов с незначительными нарушениями, что свидетельствует о необходимости начала работы с пациентами на более ранних стадиях заболевания. Это позволит добиться более высоких результатов лечебно-профилактической работы и улучшения показателей качества жизни пациентов.

Проведенный анализ удовлетворенности пациентов обучением в школе подтвердил, что занятия позволяют приобретать и поддерживать навыки, необходимые для оптимального образа жизни при наличии заболеваний предстательной железы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования пациентов об удовлетворенности обучением в "Школе здоровья"

(период анкетирования апрель 2009 г.– май 2010 г.)

Возраст

Всего опрошено пациентов

Удовлетворены работой школы

Не удовлетворены работой школы

Затруднились ответить

50‒59 лет

73

72

-

1

60‒69 лет

60

56

-

4

70‒79 лет

14

11

1

2

Всего

147

139

1

7

Анкетирование позволяет не только проводить анализ работы школы здоровья, но и способствуют поиску путей развития дальнейшей работы нашей школы. Полученная в ходе анализа результатов анкетирования информация используется для корректирования программы обучения.

Участие сестринского персонала в работе школы здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы расширяет функциональные полномочия среднего медицинского персонала, повышает его роль и ответственность в профилактической работе со здоровыми пациентами и пациентами, имеющими хронические заболевания.

Особенно успешно проводят эту работу медицинские сестры с повышенным уровнем образования и высшим сестринским образованием.

Приложение 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Главный врач ГП № 107

УЗ СВАО г. Москвы

И.Г.Галь

 «_31_»_марта________2009г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о школе здоровья для пациентов

с заболеваниями предстательной железы в ГП № 107

1.Общие положения

1.1. Школа здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы (далее – Школа) в городской поликлинике № 107 является функциональным подразделением поликлиники, предназначенным для проведения ранней профилактики заболеваний предстательной железы, повышения информированности пациентов о своем заболевании, методах диагностики и лечения, их значимости, а также повышения качества жизни пациентов.

 1.2. В своей деятельности Школа руководствуется действующим законодательством РФ, отраслевыми нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Департамента здравоохранения города Москвы, Управления СВАО г. Москвы, приказами и распоряжениями главного врача ГП № 107, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.

1.3. В Школу для обучения направляются пациенты (мужчины) округа с разной степенью заболеваний предстательной железы, а также мужчины, которых интересуют проблемы ранней профилактики болезней предстательной железы.

1.4. При формировании групп учитывается однородность больных по степени выраженности указанного заболевания. Больные с осложненным течением занимаются индивидуально. Численность больных в группе должна быть не менее 10 и не более 12 человек.

1.5. В школу направляются пациенты, не прошедшие лекционный курс (первичная группа), а также пациенты, прошедшие курс обучения (повторный или поддерживающий курс).

1.6. Обучение может проводиться для всех категорий пациентов, страдающих заболеваниями предстательной железы, или для пациентов, страдающих конкретным заболеванием простаты (аденома, простатит, рак простаты), в соответствии с тематикой лекций.

1.7. Обучение не проводится с больными, имеющими тяжелые сопутствующие заболевания, при значительной потере зрения и слуха, нарушениями памяти, с лицами, страдающими психическими заболеваниями.

1.8. Занятия в Школе ведут врач-уролог и медицинская сестра окружного урологического отделения, назначаемые главным врачом городской поликлиники № 107.

1.9. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской      документации.

1.10. Врач-уролог и медицинская сестра, ведущие занятия в Школе, обязаны ежегодно представлять отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ, окружному урологу. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет, представляемый главному урологу комитета по здравоохранению в установленном порядке.

2.Основные цели и задачи Школы

2.1. Основными целями Школы являются:

  • совершенствование форм организации обучения больных с заболеваниями предстательной железы:
  • оказание помощи пациентам на основе новых принципов организации лечения и наблюдения.

2.2. Основными задачами Школы являются:

  • повышение информированности пациентов с заболеваниями предстательной железы о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений;
  • повышение информированности пациентов о методах профилактики заболеваний предстательной железы;
  • обучение пациентов с заболеваниями предстательной железы методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса);
  • обучение пациентов правилам подготовки к исследованиям;
  • формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.

3. Основная деятельность Школы

3.1. Обучение пациентов с заболеваниями предстательной железы по основным программам амбулаторной модели обучения (режим занятий 2 раза в месяц в течение 2 месяцев). Периодичность занятий составляет 2 раза в год (январь–май, сентябрь–декабрь). В месяц проводится обучение 4 групп.

3.2. Проведение первичных и повторных циклов обучения.

3.2.Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов с заболеваниями предстательной железы, обучающихся в Школе.

3.3.Анализ эффективности обучения пациентов с заболеваниями предстательной железы.

3.4.Координация деятельности Школы с работой других подразделений поликлиник округа и специалистами, участвующими в оказании специализированной помощи пациентам с заболеваниями предстательной железы.

4. Реорганизация и ликвидация Школы

4.1. Реорганизация и ликвидация Школы производится в соответствии с действующими приказами вышеперечисленных организаций и главного врача поликлиники.

5. Ответственность

5.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций Школы несет врач-уролог Школы.

5.2. На врача и медсестру Школы возлагается ответственность за:

  • выполнение задач и функций Школы;
  • исполнение должностных инструкций врача Школы;
  • исполнение должностных инструкций медицинской сестры Школы;
  • своевременное и качественное выполнение поручений администрации поликлиники;
  • контроль исполнения сотрудниками Школы правил внутреннего трудового распорядка;
  • неукоснительное соблюдение санитарно-эпидемиологических норм Школы.

6. Рекомендуемое оснащение Школы

6.1. Методические материалы для врача, медицинской сестры.

6.2. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных.

6.3. Демонстрационная техника.

6.4. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

6.5. Дневник пациента с заболеваниями предстательной железы.

6.6. Журнал учета посещаемости.

6.7. Анкеты для оценки обучения.

7. Финансирование

7.1. Финансирование школы здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством РФ.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. главного врача медицинской части_________________М.К. Москалева

«____»________________________200__г.

Юристконсульт___________________________________Е.Н. Попова

«____»________________________200__г.

Приложение 2

Функциональные обязанности

сестринского персонала в организации работы школы здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы

Сестринский персонал информирует пациента об имеющемся у него заболевании, показывает связь между его поведением и опасностью для здоровья, необходимость соблюдения рекомендаций по лечению и ведению здорового образа жизни для предупреждения осложнений. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичны, точно сформулированы, определены во времени и предусматривать возможность оценки их выполнения.

Медицинские сестры проводят обучение пациентов по практическим навыкам наблюдения за своим состоянием; дают рекомендации по здоровому образу жизни: диете, физической активности, отказу от вредных привычек, уменьшению влияния стресса (в соответствии с планом занятий школы); готовят и проводят лекции для медицинских сестер других отделений городской поликлиники № 107, а также урологических кабинетов поликлиник Северо-Восточного административного округа по разъяснению целей и задач школы.

В функции медицинских сестер урологического отделения входит:

  1. Подготовка и своевременная рассылка информационных писем по поликлиникам Северо-Восточного административного округа г. Москвы, согласно плану лекций.
  2. Подготовка и рассылка приглашений для пациентов поликлиник Северо-Восточного административного округа г. Москвы, с указанием даты проведения «Школы пациентов с заболеваниями предстательной железы».
  3. Своевременное оповещение о проведении цикла занятий для пациентов с заболеваниями предстательной железы на информационных стендах в городской поликлинике № 107.
  4. Проведение самостоятельно лекций в соответствии с квалификацией.
  5. Подготовка раздаточного материала (анкеты, памятки и пр.)
  6. Непосредственно перед занятием и во время него:
  7. регистрация пришедших на занятия пациентов (паспортная часть, с указанием телефона, № страхового плиса);
  8. регистрация № поликлиники, от которой пришел пациент;
  9. раздача анкет, памяток (в зависимости от темы занятия);
  10. подготовка и показ слайдов и микрофильмов во время лекций;
  11. помощь при заполнении анкет, если у пациентов возникают трудности или вопросы;
  12. сбор заполненных слушателями анкет;
  13. раздача приглашений на следующие лекции;
  14. обработка заполненных анкет;
  15. предоставление обработанных данных врачу-урологу;
  16. напоминание пациентам по телефону дат проведения занятий в школе пациентов с заболеваниями предстательной железы;
  17. составление отчета по посещаемости пациентами школы здоровья"
  18. составление отчета для окружного уролога по явкам пациентов по каждой поликлинике СВАО для дальнейшего анализа участия урологических кабинетов СВАО в направлении пациентов в школу пациентов с заболеваниями предстательной железы.

Приложение 3

Планы занятий в школе здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы

Мероприятие

Ответственный

План занятия № 1

1. Введение

медсестра урологического отделения

2. Заполнение анкеты I-PSS (приложение)

медсестра урологического отделения

3. Заполнение анкеты по оценке качества жизни пациента

медсестра урологического отделения

4. Лекция на тему "Анатомия предстательной железы. Методы диагностики заболеваний предстательной железы"

врач-уролог

5. Ответы на вопросы

врач-уролог

6. Регистрация посещений пациентов Школы

медсестра урологического отделения

План занятия № 2

1. Лекция на тему "Гиперплазия предстательной железы. Стадии развития. Объем обследований. Методы лечения"

врач-уролог

2. Вопросы и ответы

врач-уролог

3. Обучение пациентов заполнению дневника мочеиспусканий

медсестра окружного урологического кабинета

4. Разъяснение сути исследований предстательной железы

медсестра урологического отделения

5. Обучение пациентов правилам подготовки к исследованиям предстательной железы (ПСА, УЗИ предстательной железы, биопсии простаты, урофлоуметрии, анализа мочи), с раздачей памяток для пациентов

медсестра урологического отделения

6. Регистрация посещений пациентов школы  предстательной железы

медсестра урологического отделения

План занятия № 3

1. Лекция на тему "Простатит. Методы диагностики и лечения"

врач-уролог

2. Вопросы и ответы

врач-уролог

3. Контроль правильности заполнения дневников мочеиспусканий пациентами

медсестра урологического отделения

4. Советы по питанию для профилактики заболеваний предстательной железы, с раздачей памяток для пациентов

медсестра урологического отделения

5. Обучение комплексу упражнений для профилактики заболеваний предстательной железы, с раздачей памяток для пациентов

медсестра урологического отделения

6. Регистрация посещений пациентов школы предстательной железы

медсестра урологического отделения

План занятия № 4

1. Подведение итогов за период обучения:

  • заполнение анкеты I-PSS
  • заполнение анкеты для оценки качества жизни пациента с заболеваниями предстательной железы
  • контроль правильности заполнения дневников мочеиспускания

медицинская сестра

3.2. Лекция на тему "Осложнения заболеваний предстательной железы. Рак предстательной железы. Методы ранней диагностики РПЖ"

врач-уролог

3. Лекция на тему "Важность диспансеризации мужского населения"

медсестра урологического отделения

4. Вопросы и ответы

врач-уролог, медицинская сестра урологического отделения.

5. Регистрация посещений пациентов школы предстательной железы

медсестра урологического отделения

Приложение 4

Блицопрос по работе школы здоровья для пациентов с заболеваниями предстательной железы

Уважаемые пациенты, вам предлагается заполнить анкету, которая поможет нам улучшить работу нашей Школы.

1.На ваш взгляд, достаточно ли времени отводится для занятий?

  • Да
  • Нет

2.Удалось ли вам задать все интересующие вопросы?

  • Да
  • Нет

3.Ответы на волнующие вас вопросы были:

  • Понятны
  • Не понятны
  • Не достаточно освещены.

4.После обучения в Школе вы:

  • Хотите выполнять все рекомендации по ведению здорового образа жизни
  • Хотите выполнять только те рекомендации, которые считаете для себя интересными
  • Не хотите выполнять рекомендации.

5.Будете ли вы рекомендовать своим знакомым посетить занятия в Школе для мужчин?

  • Да
  • Нет.

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 5

Формуляр обучающегося в школе для пациентов с заболеваниями предстательной железы

Ф.И.О.____________________________________________________________

Страховой полис___________________________________________________

Адрес_____________________________________________________________

Телефон___________________________________________________________

№ поликлиники___________________________________________________

Дата первого заполнения анкеты I-PSS_______________________________

Дата повторного заполнения анкеты I-PSS___________________________

Результат (улучшение, без изменений, ухудшение)_____________________

Дата первого заполнения анкеты качества жизни пациента____________

Дата повторного заполнения анкеты качества жизни пациента _________

Результат (улучшение, без изменений, ухудшение)_____________________

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.