text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Современные подходы к медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

  • 15 февраля 2013
  • 48

По современным данным Научного центра здоровья детей РАМН, не более 2,0–15,0% детей можно признать здоровыми. При этом отмечается рост заболеваемости детей по классам болезней нервной системы, глаза, органов дыхания, костно-мышечной системы. Следует подчеркнуть, что частота хронической патологии за последние 10 лет увеличилась на 22,0%, ее доля среди школьников достигла 32,0%. Уровень общей заболеваемости среди подростков возрос в 2 раза. В России 762 тыс. детей имеют ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), что составляет 2,5% от общего количества детей (30 млн).

В настоящее время ведущие ученые России к одной из острых проблем профилактической педиатрии относят недостаточное развитие системы восстановительного лечения и оказания комплексной реабилитационной помощи, в чем особенно нуждаются дети с хронической патологией, ОВЗ и инвалиды. Высокая заболеваемость и инвалидность среди детского населения свидетельствуют о том, что проблема охраны здоровья детей вышла за рамки собственно медицинской проблемы и приобрела социальную значимость. Для улучшения ситуации необходимо комплексное решение актуальных вопросов организации охраны здоровья женщин и детей с использованием новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. В связи с этим дальнейшая разработка научных основ охраны здоровья детей и повышение эффективности лечебных и профилактических мероприятий является приоритетной проблемой, которая должна решаться на межведомственном уровне.

Внимание! Уже доступны новые образцы! Не забудьте скачать!: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Несмотря на очевидный факт, что состояние здоровья детей с ОВЗ, преимущественно обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях, хуже, чем у учеников средних общеобразовательных школ (далее – СОШ), для них недостаточно проработаны специальные программы реабилитационных мероприятий. Неслучайно в послании Президента в 2010 г. говорилось о необходимости максимальной интеграции таких детей в социум, об индивидуализированном подходе к ним.

Проблемы медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день можно выделить две основные проблемы, решение которых позволит обеспечить интеграцию детей с ОВЗ в социум и в образовательную среду.

Первая – максимальная социализация ребенка, внедрение его в среду сверстников, чтобы он чувствовал себя полноценным, что является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. Для этого необходимы создание законодательно-нормативных актов, разработка специальных педагогических программ, обеспечение детей с ОВЗ вспомогательными техническими средствами реабилитации, а также подготовка квалифицированных психолого-педагогических кадров. В настоящее время для образования и социализации детей с ОВЗ предусмотрено несколько путей – инклюзивное, интегрированное или дистанционное обучение в общеобразовательных учреждениях или посещение ребенком коррекционного образовательного учреждения.

Вторая проблема детей с ОВЗ – необходимость непрерывной и комплексной реабилитации. Для ее решения требуются разработка программ медико-социального сопровождения, специальное медицинское оснащение и оборудование (которое, к сожалению, имеется далеко не в каждом доступном по месту жительства учреждении здравоохранения), а также штат подготовленных медицинских работников. В настоящее время ребенок с ОВЗ может получать оздоровительные мероприятия либо в поликлинике или детских центрах реабилитации, либо на базе коррекционного образовательного учреждения, где уже создана реабилитационная база.

Анализ физического развития учащихся коррекционных образовательных учреждений г. Иваново

Для разработки научно обоснованных программ медико-социального сопровождения детей с ОВЗ были изучены особенности физического развития 368 учащихся трех коррекционных образовательных учреждений г. Иваново: 111 чел. обучались в школе для детей с нарушением зрения, 115 чел. – в школе для детей с нарушением слуха, 142 чел. – в школе для детей с умственной отсталостью. Группу сравнения составили 352 ученика СОШ. Кроме того, были обследованы 125 дошкольников с нарушением зрения.

Следует отметить, что среди учащихся коррекционных образовательных учреждений подавляющее большинство имеет комплекс патологических состояний (не имеют сопутствующей патологии только 0,9% учащихся, патология одной системы выявлена у 16,7%, двух систем – у 23,3%, трех и более систем – у 59,1% детей).

В ходе исследования проанализированы данные медицинской документации (история развития ребенка – форма № 112/у), заведенной после комплексного обследования детей, включавшего осмотр врачами всех узких специальностей, лабораторные и инструментальные исследования.

Для оценки физического развития использовались Региональные стандарты оценки физического развития методом сигмальных отклонений. Для оценки полового развития подростков определялась выраженность вторичных половых признаков с учетом возрастных нормативов. Для оценки морфофункционального состояния внутренних органов использовались заключения врачей функциональной диагностики по результатам ультразвукового исследования пищеварительной и мочевыделительной систем, а также эхокардиографии.

При анализе данных анамнеза было установлено, что в перинатальном периоде у учащихся коррекционных образовательных учреждений, по сравнению с учениками СОШ, в 2–4 раза чаще встречались такие неблагоприятные факторы, как сочетанный гестоз, угроза прерывания настоящей беременности, хроническая внутриутробная гипоксия плода, фетоплацентарная недостаточность, анемия матери, перенесенные матерью ОРВИ, внутриутробные инфекции, недоношенность, рождение путем кесарева сечения, натальная травма шейного отдела позвоночника, церебральная ишемия II–III степени. Среди указанных неблагоприятных факторов можно выделить наиболее распространенные: для детей с нарушением зрения – анемия у матери во время беременности; для детей с нарушением слуха – угроза прерывания беременности, внутриутробные инфекции, недоношенность, масса при рождении менее 2000 г; для детей с умственной отсталостью – фетоплацентарная недостаточность, длительный безводный период, церебральная ишемия II–III степени. Высокая частота выделенных неблагоприятных факторов перинатального периода у учащихся коррекционных образовательных учреждений свидетельствует о нарушении закладки и развития тканей, органов и систем и объясняет высокую частоту соматической, ортопедической и неврологической патологии у этих детей.

Отклонения физического развития выявлены у каждого пятого ребенка, обучающегося в СОШ.

В таблице представлены особенности нарушений здоровья детей, обучающихся в том или ином коррекционном образовательном учреждении, отличающие их не только от воспитанников СОШ, но и от учащихся других специализированных школ.

Наиболее частые сопутствующие нарушения здоровья у учащихся коррекционных образовательных учреждений

Оцениваемые параметры

Дети с нарушением зрения

Дети с нарушением слуха

Дети с умственной отсталостью

Физическое развитие

Дефицит массы тела

Дефицит массы тела, низкий рост

Избыток массы тела, дефицит массы тела

Половое развитие

Отставание

Опережение, реже – отставание

Опережение

Состояние опорно-двигательного аппарата

Сколиоз, плоскостопие, нестабильность шейного отдела позвоночника

Нарушение осанки, сколиоз

Нарушение осанки, сколиоз

Состояние ЛОР-органов

Аденоиды, гипертрофия небных миндалин

Аденоиды

Состояние пищеварительного тракта

Дисфункция билиарного тракта

Состояние мочевыделительной системы

Дисметаболическая нефропатия

Дисметаболическая нефропатия

Состояние эндокринной системы

Увеличение щитовидной железы, низкорослость

Малые аномалии развития

Малые аномалии развития сердца, почек, желчного пузыря, грыжи

Малые аномалии развития желчного пузыря

Малые аномалии развития сердца, почек, грыжи

Состояние нервной системы

Неврозоподобные нарушения

Доброкачественная внутричерепная гипертензия, задержка речевого развития, дизартрия

Органическое поражение ЦНС, эпилепсия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, энурез

Другое

Болезни крови, онкопатология

Сочетанность нарушений здоровья у учащихся коррекционных образовательных учреждений обусловливает необходимость создания комплексных реабилитационных программ, направленных на профилактику и коррекцию выявленных отклонений.

В медицинском сопровождении детей с ОВЗ необходимо предусмотреть взаимодействие педиатра с ортопедом, неврологом, детским хирургом и оториноларингологом. Помимо этого, дети, имеющие сочетание патологических состояний, нуждаются в индивидуализации педагогических подходов с учетом всех имеющихся у них нарушений здоровья.

Особенности состояния здоровья детей, посещающих детские сады общего и компенсирующего типа

Задачей образования является не только максимальная поддержка и социализация ребенка с ОВЗ, но и сохранение его здоровья. Встает вопрос: возможно ли это в образовательном учреждении?

Мы попытались получить ответ на этот вопрос на примере детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Были обследованы 2 группы детей с одинаковой степенью снижения зрения. Дети первой группы (63 чел.) посещали дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) коррекционного типа, постоянно и непрерывно получали медицинское сопровождение; дети второй группы (62 чел.) посещали ДОУ общего типа, получали медицинское сопровождение вне ДОУ.

Отклонения физического развития встречались в 1,5 раза чаще у детей с нарушением зрения, посещающих сад общего типа, чем у детей из сада коррекционного типа, причем избыток массы тела выявлялся в 3 раза чаще.

По заключению психологов, у детей из сада общего типа реже, чем у воспитанников сада коррекционного типа, выявлялся низкий уровень тревожности и чаще – средний. Качественный анализ эмоционально-негативных выборов детей со сниженным зрением, воспитывающихся в разных условиях, показал, что у детей из сада общего типа чаще, чем у воспитанников сада коррекционного типа, определялась тревога, связанная с ситуациями, характеризующими взаимоотношения “ребенок – взрослый”, – изоляции, одевания, игнорирования, и “ребенок – ребенок” – игра с детьми старшего возраста. Анализируя семейное воспитание, было установлено, что у детей из сада общего типа, в отличие от детей из сада компенсирующего типа, демократический стиль взаимоотношений присутствовал в 2,5 раза реже, а доминирующая гиперпротекция – в 2 раза чаще. Большинство детей, посещающих сад коррекционного типа, имели благоприятный социальный статус, в отличие от детей из сада общего типа, где только треть воспитанников имели благоприятный социальный статус и лишь каждый восьмой ребенок являлся лидером.

По сравнению с воспитанниками сада коррекционного типа, дети из сада общего типа имели более низкие показатели продуктивности и устойчивости внимания, восприятия, зрительной памяти, образно-логического и наглядно-действенного мышления, они также отличались большей частотой выявленных нарушений статической и динамической координации тела, одновременности движения конечностей, тонкой моторики.

Анализ заболеваемости детей, воспитывающихся в разных типах образовательных учреждений, показал, что частота нарушений осанки, плоскостопия, гипертрофии небных миндалин, дисфункции билиарного тракта и атопического дерматита зависела от условий воспитания. У детей из сада общего типа, по сравнению с воспитанниками сада коррекционного типа, дисфункция билиарного тракта выявлялась в 3 раза чаще, атопический дерматит – в 2,4 раза чаще, гипертрофия небных миндалин – в 2 раза чаще, плоскостопие – в 1,8 раза чаще, и нарушения осанки – в 1,3 раза чаще. Во все возрастные периоды, начиная с 3 лет, количество часто болеющих детей среди воспитанников сада общего типа было выше, чем среди детей из сада коррекционного типа.

Несмотря на то что в детские сады, как компенсирующего, так и общего типа, приходили дети с нарушением зрения, имеющие одинаковые синдромы перинатального поражения ЦНС на первом году жизни, в возрасте 6 лет были отмечены различия в неврологическом статусе. У воспитанников сада общего типа, в отличие от детей из сада коррекционного типа, неврозоподобные нарушения встречались в 4 раза чаще, задержка нервно-психического развития – в 2,6 раза чаще, расстройства вегетативной нервной системы – в 2,2 раза чаще, и синдром дефицита внимания и гиперактивности – в 1,6 раза чаще.

Таким образом, у детей с ОВЗ, не посещающих специализированные коррекционные образовательные учреждения, чаще выявлялись не только нарушения здоровья, но и проблемы социальной адаптации, они чаще имели неблагоприятный статус в коллективе сверстников, испытывали состояние повышенной тревоги. Это позволяет сделать вывод, что отсутствие специального медико-социального сопровождения негативно влияет и на социализацию ребенка.

Преимуществами образовательных учреждений коррекционного типа являются лучшие условия не только для педагогического, но и для медицинского сопровождения, заключающиеся в наличии специального оборудования и подготовленных педагогических и медицинских штатов. Кроме того, в коллективе детей с одинаковыми проблемами и нарушениями здоровья ребенок не чувствует себя отличным от других, ущербным.

С другой стороны, не всем детям с ОВЗ доступны эти учреждения, т. к. по каждому виду патологии в небольшом городе имеется не более 1–2 специализированных детских садов и школ. Кроме того, некоторые родители убеждены, что только обучение в обычной школе будет способствовать максимальной социализации больного ребенка.

Один из вариантов решения этой проблемы – создание центров здоровья для детей с ОВЗ на базе коррекционных образовательных учреждений.

Организация медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В сентябре 2011 г. в г. Иваново на базе МБДОУ “Детский сад компенсирующего типа № 182” был открыт Центр социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей со слабовидением “Я увижу мир…” (далее – Центр).

Целью создания Центра является обеспечение медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей от 1,5 до 7 лет, имеющих сложные зрительные патологии и особые потребности для социализации и формирования предпосылок к учебной деятельности, совершенствования воспитания дошкольников со зрительной депривацией, развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Можно выделить следующие основные направления работы Центра:

  • внедрение индивидуализированных комплексных программ реабилитации в специализированном саду;
  • создание возможности социализации детей с крайней степенью амблиопии;
  • оказание консультативно-методической помощи детям с амблиопией, не посещающим коррекционные учреждения, и разработка индивидуальных комплексных программ их медико-педагогического сопровождения.

Чтобы для каждого ребенка можно было составить индивидуальную программу реабилитации, как мозаику, на примере детей с нарушением зрения были разработаны 20 модулей рекомендаций. Помимо профилактики и коррекции патологии зрения, рекомендации предусматривают мероприятия, направленные на развитие высших мозговых функций, координации движений, крупной и мелкой моторики, нормализацию состояния опорно-двигательного аппарата, компенсацию неврологических нарушений. В них содержится информация по воспитанию детей с низкой остротой зрения, повышению резистентности организма ребенка и коррекции проявлений дисплазии соединительной ткани.

При разработке комплексной программы медико-социального сопровождения детей с ОВЗ необходимо предусмотреть семь блоков, включающих памятки-рекомендации для родителей, педагогов и медицинских работников.

I блок – рекомендации, направленные на коррекцию основного заболевания, ограничивающего жизнедеятельность ребенка, и предупреждение формирования инвалидности. Кроме медикаментозного и аппаратного лечения, назначаемого врачом-специалистом, необходимо выдавать рекомендации родителям по созданию в семье максимальной “реабилитационной” обстановки с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.

II блок – мероприятия по организации режима дня, питания, двигательной активности ребенка с ОВЗ.

III блок – модули рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию наиболее частых сопутствующих отклонений здоровья, содержащие преимущественно немедикаментозные методы, которые можно применять в домашних условиях и образовательном учреждении (например “Гигиена зрения”, “Выработка навыка правильной осанки”, “Физкультминутки для снятия утомления с мышц спины”, “Упражнения для улучшения гибкости позвоночника”, “Мероприятия при дисфункции билиарного тракта” и др.).

IV блок – рекомендации, направленные на повышение резистентности организма ребенка (описание мероприятий по закаливанию и эффективной профилактике острых респираторных заболеваний).

V блок – рекомендации по профилактике и немедикаментозной коррекции нарушений со стороны нервной системы (“Гиперактивный ребенок”, “Мероприятия при нестабильности шейного отдела позвоночника”, “Скорая помощь при нервном возбуждении”, “Тики”, “Заикание” и др.).

VI блок – вопросы компенсирующего воспитания.

VII блок – рекомендации по развитию у ребенка высших мозговых функций, памяти, внимания, мышления, навыков взаимодействия со сверстниками.

Выводы

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что дети с ОВЗ, кроме основного диагноза, приводящего к инвалидизации, всегда имеют сопутствующие нарушения здоровья. Причем комплекс этих патологических состояний у воспитанников разных коррекционных образовательных учреждений отличается. Высокая сочетанность хронической соматической, неврологической и ортопедической патологии, нарушений полового развития, подверженности острым респираторным заболеваниям, у учащихся коррекционных образовательных учреждений определяет необходимость комплексной реабилитации, а выявленные особенности состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа, могут использоваться для дифференцировки программ их медико-социального сопровождения.

Создание Центра позволяет осуществлять гуманистический подход к воспитанию детей с ОВЗ. Его деятельность направлена на достижение максимально возможного повышения остроты зрения у детей, поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с членами его семьи, формирование предпосылок к обучению и гармонизации родительско-детских отношений.

За истекший год в Центре прошли обследование и реабилитацию 150 воспитанников детского сада компенсирующего типа и 75 детей с патологией зрения, посещающих детские сады общего типа. Для них были смоделированы комплексные программы реабилитации – как в условиях семьи, так и в образовательном учреждении. Доказана высокая эффективность их использования по сравнению с традиционными рекомендациями согласно стандарту лечения и реабилитации пациентов с амблиопией. При этом положительная динамика проявлялась не только в улучшении остроты зрения, но и в гармонизации эмоциональной сферы (уменьшение количества детей с повышенным уровнем тревожности, выбирающих цвета “грустного спектра”), нормализации вегетативной реактивности и большей компенсации неврологической, ортопедической и соматической патологии, а также уменьшении частоты острых респираторных заболеваний.

Таким образом, на примере детей с нарушением зрения показана высокая эффективность комплексной программы медико-социального сопровождения, реализуемой в Центре здоровья на базе образовательного учреждения компенсирующего типа.

Считаем необходимым создание аналогичных консультативно-методических центров здоровья на базе коррекционных образовательных учреждений для детей с ОВЗ по каждому виду патологии. Например, ребенок с детским церебральным параличом, имеющий нарушения зрения, может посещать обычную школу, а медицинское сопровождение в виде индивидуальных реабилитационных программ получать в специализированных центрах. При этом следует предусмотреть тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников школы с сотрудниками этих центров.

Создание центров здоровья на базе коррекционных образовательных учреждений по каждому виду патологии позволит получить лучший эффект не только в плане социализации ребенка с ОВЗ, но и будет способствовать укреплению его здоровья в целом.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.