text
Портал для медицинских работников

Предоставление платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения в свете нового законодательства

  • 15 февраля 2013
  • 24

Вопросы организации и предоставления платных услуг особенно остро встали перед потребителями и производителями медицинских услуг в 1990-х гг., что было связано с целым рядом причин. Наиболее значимыми из них явились следующие:

  • крайне скудное финансирование лечебно-профилактических учреждений и связанное с этим ограничение возможностей оказания даже гарантированных населению за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) видов и объемов медицинской помощи;
  • желание ряда руководителей органов и учреждений здравоохранения быстро перейти к т. н. рыночным отношениям в отрасли, без четкого анализа этой проблемы и должного законодательного и нормативного обеспечения своих действий;
  • отсутствие профессиональных методологических подходов и практического опыта по формированию системы и порядка оказания платных медицинских услуг как дополняющих, а не замещающих гарантированные виды бесплатной медицинской помощи.

В результате практика организации платных медицинских услуг в целом ряде случаев входила в конфликт, в части соблюдения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, даже со ст. 41 Конституции РФ, определяющей, что “медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

До недавнего времени оказание платных медицинских услуг регламентировалось Конституцией РФ, федеральными законами “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1), от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, от 08.08.2001 № 128 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей”, Гражданским кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 “Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями”, постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”.

К сожалению, регламентирующие нормативные документы зачастую противоречили друг другу, недостаточно определенные условия предоставления платных медицинских услуг становились фоном для ограничения права пациента на бесплатную медицинскую помощь, финансовых нарушений, стимуляции теневых оплат медицинской помощи, необоснованных отказов в оказании бесплатных услуг.

Изменения федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан, рост числа медицинских учреждений, осуществляющих приносящую доход деятельность, увеличение количества граждан, желающих получить медицинскую помощь и немедицинские услуги на платной основе, продиктовали необходимость внесения изменений в нормативную правовую базу, регулирующую сферу платных медицинских услуг, разработки четких правовых основ их предоставления медицинскими организациями.

С изменением правового статуса государственных и муниципальных медицинских учреждений, на рынке платных медицинских услуг, предоставляемых государственными медицинскими учреждениями, произошло перераспределение участников. Медицинские учреждения, определенные как казенные, могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, а не в самостоятельное распоряжение учреждения, что повлекло за собой снижение заинтересованности казенных учреждений в предоставлении платных медицинских услуг.

В то же время многим государственным медицинским учреждениям в рамках программы модернизации и других целевых программ были выделены дополнительные финансовые средства для развития и укрепления материально-технической базы, закупки современного диагностического оборудования, что позволило учреждениям расширить спектр предоставляемых платных медицинских и немедицинских услуг населению, повысить степень комфортности стационарных условий. Все это способствовало привлечению к сотрудничеству страховых медицинских организаций в рамках добровольного медицинского страхования и расширило конкурентную среду в сфере оказания медицинских услуг.

С принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ) платные медицинские услуги получили законодательное оформление. В ст. 84 “Оплата медицинских услуг” описаны возможные источники финансирования полученных услуг, а именно: за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в т. ч. и договоров добровольного медицинского страхования. Наряду с платными медицинскими услугами в статье впервые определены и немедицинские услуги, которые могут быть предоставлены дополнительно при оказании медицинской помощи (бытовые, сервисные, транспортные и иные).

Новые правила предоставления платных медицинских услуг

С 1 января 2013 г. введены в действие новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила). С установлением новых Правил реализуется попытка четкого разграничения порядка и условий оказания платных медицинских услуг и медицинских услуг без взимания платы с пациентов, в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – программа государственных гарантий).

В понятийной части Правил даны определения участникам и предмету данной сферы деятельности: “платные медицинские услуги”, “потребитель”, “заказчик”, “исполнитель”, “медицинская организация”.

Основываясь на определении понятия “медицинская организация”, в контексте Закона № 323-ФЗ, Правила распространяются на все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность, также на юридические лица, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, приравниваются к медицинским организациям.

Если ранее предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществлялось не только при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности, но и по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (для государственных и муниципальных медицинских учреждений), то в соответствии с новыми Правилами “платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке”. Таким образом, ушла одна из бюрократических разрешающих процедур, что, безусловно, получит положительную оценку со стороны лечебно-профилактических учреждений.

Согласно Правилам, требования к платным медицинским услугам, в т. ч. к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования.

Более четко, по сравнению с ранее действующими правилами, определены условия предоставления платных медицинских услуг, а именно:

  • обязательное информирование пациентов или заказчиков о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ, а также на иных условиях, не предусмотренных указанными программами;
  • порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей; медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) самостоятельно;
  • соблюдение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Минздравом России;
  • выполнение объемов медицинской помощи, согласованных с потребителем или заказчиком медицинских услуг, не связанных жестко с утвержденными медицинскими стандартами (могут быть как ниже стандарта, т. е. в виде отдельных услуг, так и превышать его – по договору с согласия сторон).

Кроме того, медицинские организации, участвующие в выполнении программы государственных гарантий, могут оказывать платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем это предусмотрено поименованными программами, в т. ч.:
    • установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
    • применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
  • анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных в системе ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными в системе ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • при самостоятельном обращении пациента за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона № 323-ФЗ, и случаев оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Также Правила содержат развернутые требования к информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах, в т. ч. предоставление в доступной форме информации об организации, оказывающей платные медицинские услуги, включая наименование, адрес, лицензионные данные, контролирующие организации, перечень медицинских услуг с указанием цен в рублях, порядок и условия предоставления медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ. Помимо сведений об организации, необходимо также предоставлять данные о медицинских работниках, непосредственно участвующих в оказании платных медицинских услуг, их квалификации, образовании.

Одним из наиболее актуальных вопросов, ранее возникавших при оказании платных медицинских услуг населению, являлся вопрос нерегламентированности формы заключения договоров. Договор можно было заключать в устной или письменной форме, что создавало множество проблем для пациентов. Медицинские учреждения, ссылаясь на эту неопределенность, в большинстве случаев не заключали письменные договора, поэтому при возникновении конфликта, когда были необходимы доказательства, пациент часто оставался беззащитным. В результате в ряде регионов РФ принимались региональные акты, регулирующие данную проблему. Настоящие Правила четко определяют письменную форму заключения договоров, подробно прописаны требования к их содержанию, порядку взаимоотношений между производителем, заказчиком и (или) потребителем платных медицинских услуг.

Принципиально новым при определении порядка предоставления платных медицинских услуг является требование к производителю медицинских услуг о соответствии их качества предъявляемым обязательным требованиям, а также предоставлении потребителю или его законному представителю, по его требованию и в доступной для него форме, информации:

  • о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
  • используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в т. ч. о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Правилами также определена ответственность исполнителя за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Контролирующий орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет проверки соблюдения медицинскими организациями установленных правил в рамках своих полномочий.

Необходимо отметить, что деятельность медицинских организаций, связанная с предоставлением платных услуг, регулируется также другими нормативными актами: постановлениями Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 “Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности”, от 22.10.2012 № 1074 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”, от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)» и др.

Нерешенные проблемы в сфере платных услуг

Несмотря на принятые меры по совершенствованию государственного регулирования в сфере предоставления платных медицинских услуг, ряд вопросов остается открытым.

Не определена ответственность пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о состоянии своего здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению тех или иных видов медицинских вмешательств, тем более что оказание платных медицинских услуг может проводиться в любых медицинских организациях, в т. ч. не располагающих какими-либо предварительными сведениями о пациенте.

Отсутствуют современные методические рекомендации по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в т. ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные медицинские услуги и медицинские услуги без взимания платы, а также организации работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры. Особенно актуален этот вопрос для амбулаторно-поликлинических учреждений.

До настоящего времени не имеется четких профессиональных рекомендаций о том, как формировать рынок медицинских услуг с учетом предложения более широкого спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, не включенных в программу государственных гарантий и территориальные программы.

Нерешенные проблемы преобразования амбулаторно-поликлинических учреждений, недостаточная доступность медицинской помощи приводят к тому, что желание пациента получить платную медицинскую услугу является скорее вынужденным шагом, нежели альтернативным выбором.

Тарифы, установленные органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и обязательные для применения государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, не соответствуют реальным затратам учреждений при предоставлении платных медицинских услуг и требованиям их рентабельности, не учитывают уровень спроса и платежеспособности населения. В итоге медицинские организации, оказывающие в т. ч. платные услуги по таким тарифам, в лучшем случае несколько, но не очень значительно, увеличивают заработную плату сотрудников и приобретают отдельные приборы и оборудование, но о действительном восстановлении ресурсной базы в соответствии с затратами речь идти не может.

Поэтому дальнейшее совершенствование организации и оказания платных медицинских услуг требует как постоянного развития нормативной правовой базы, так и формирования и внедрения современной методологии профессиональной деятельности медицинских учреждений и специалистов в этом направлении.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.