text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Накопительная система повышения квалификации – эффективная форма непрерывного профессионального образования

  • 15 апреля 2011
  • 76

Накопительная система учета часов обучения – это вариабельная форма дискретного прохождения образовательной программы последипломного образования, предусматривающая свободу выбора:

  • образовательных учреждений, предоставляющих услуги повышения квалификации;
  • графика посещения занятий;
  • тематических циклов в рамках учебного плана.

Дополнительные образовательные программы могут быть представлены курсами, семинарами, конференциями, мастер-классами, круглыми столами, днями специалиста с учетом современных стандартов деятельности по специальностям. Внедрение накопительной системы не предполагает отмену существующей последипломной подготовки средних медицинских работников, а лишь предоставляет им право самостоятельно выбрать наиболее подходящий способ повышения своей компетентности.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Основными компонентами накопительной системы являются обязательные и вариативные часы обучения, которые согласно утвержденным образовательным программам должны составлять не менее 144 часов учебного времени, что соответствует утвержденным образовательным программам. Обязательное обучение (не менее 72 ч) средний медицинский работник проходит в соответствующих образовательных учреждениях.

Значимость и необходимость внедрения накопительной системы подчеркнуты в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы, принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в 2009 г. в Екатеринбурге, а также отражены в резолюции Всероссийской научно-практической конференции “Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи”, состоявшейся 25–26 марта 2010 г. в Нижнем Новгороде. В последней, в частности, говорится: “Участники Всероссийской научно-практической конференции и члены Совета директоров постановляют:

  1. Разработать методологию непрерывного профессионального образования и приступить к ее поэтапной реализации.
  2. Образовательным учреждениям принять участие в создании системы информационной поддержки образовательного процесса и в развитии накопительной системы последипломного образования”.

Практический опыт

ГОУ ДПО “Оренбургский областной Центр повышения квалификации” с 2005 г. применяет различные формы обучения среднего медперсонала по накопительной системе зачета часов. Данную технологию обучения взрослых Центр проводил по согласованию с главным внештатным специалистом по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Оренбургской области, Областным Советом по сестринскому делу при Министерстве здравоохранения Оренбургской области, ГУЗ “Оренбургский областной клинический онкологический диспансер”, Оренбургским филиалом ФГУ «МНТК “Микрохирургия глаза им. академика С.Н. Федорова”».

С учетом содержательной части образовательных стандартов циклов “Современные аспекты управления, экономики здравоохранения”, “Сестринская помощь онкологическим больным” и “Сестринское дело в офтальмологии” и поставленной задачи накопить в течение пяти лет для зачета 60–70 ч на период с 2005 по 2010 г. выдвинуты следующие общие требования:

  • не менее 12–14 ч обучения в год для того, чтобы за пятилетний период набрать время, необходимое для зачета по накопительной системе (60–70 ч), с обязательным методическим сопровождением каждого обучающего мероприятия (пособия, сборники, буклеты, проспекты, презентации, видеофильмы);
  • участие медсестер в подготовке и проведении конференций, семинаров, мастер-классов при методической и организационной поддержке Центра повышения квалификации и Областного совета по сестринскому делу;
  • обязательная регистрация каждого участника для оформления документации по зачету часов обучения.

Применение с 2005 г. различных форм обучения среднего медперсонала по накопительной системе зачета часов для слушателей циклов “Сестринская помощь онкологическим больным” и “Сестринское дело в офтальмологии” увенчалось следующими результатами:

  • слушателям цикла для медицинских сестер онкологических кабинетов и отделений удалось накопить часы по результатам проводимых дважды в год областных конференций, семинаров и мастер-классов. Всего за период с 2010 по 2013 г. проведение цикла “Сестринская помощь онкологическим больным” с выполнением контрольной работы и зачетом часов должно составить две недели;
  • медицинские сестры и преподаватели офтальмологического профиля, несмотря на хорошие результаты и отзывы по проведению 24–25 мая 2006 г. в Оренбурге Межрегиональной конференции “Современные аспекты деятельности медсестры в офтальмологии”, решили проводить такие мероприятия раз в два года и отказались от применения накопительной системы из-за невозможности набрать зачетные часы. (За пять лет при проведении двух конференций по два дня максимально зачтено 24–32 ч вместо необходимых 60–70 ч.)

Тем не менее, приобретенный опыт проведения обучающих мероприятий оказался в равной степени полезным для всех участников. Приглашенные руководители учреждений здравоохранения и врачи-специалисты были искренне удивлены высоким уровнем подготовки сообщений и презентаций, эрудицией и профессиональным мастерством медицинских сестер при демонстрации практических навыков в ходе проведения мастер-классов и тренингов.

Наиболее удачным оказался эксперимент по развитию накопительной системы для руководителей сестринских служб с помощью цикла “Современные аспекты управления, экономики здравоохранения”. По предложению главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения области, а также Областного совета по сестринскому делу был разработан перспективный план внедрения накопительной системы для главных и старших медсестер. Для его составления тематика планируемых мероприятий была согласована с потребностями руководителей сестринских служб, выявленными и откорректированными в процессе ежегодного анкетирования (приложение).

После сопоставления тематики конференций, семинаров и мастер-классов с содержательной частью учебно-тематического плана цикла “Современные аспекты управления, экономики здравоохранения” был решен вопрос о количестве часов для зачета по накопительной системе (табл. 1)

Таблица 1

План развития накопительной системы повышения квалификации для руководителей сестринских служб Оренбургской области

Год

Тематика проведенных мероприятий

Количество зачтенных часов (ч)

2005

Областная научно-практическая конференция “Стратегия использования дезинфицирующих средств в ЛПУ”

14

2006

Областная научно-практическая конференция “Подготовка средних медицинских кадров” (мастер-классы по профилактике пролежней и недержания мочи)

4

Учебно-практический семинар «Актуальные вопросы внедрения в практическую деятельность ЛПУ САНПИН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ”» (мастер-класс по утилизации отходов)

6

2007

Областная научно-практическая конференция “Формы и методы текущего обучения в ЛПУ. Основы педагогики” (мастер-класс по анафилактическому шоку)

6

2008

Учебно-практический семинар:

мастер-классы по ПСО, обработке рук, текущей уборке в ЛПУ

6

2009

Областная научно-практическая конференция “Реализация решений III Всероссийского съезда медработников”:

– внедрение в практику работы ЛПУ области региональных стандартов технологии выполнения ПМУ;

– мастер-классы “Уход за тяжелобольным”, “Облачение процедурной и операционной медсестры в стерильную одежду”

8

2010

Областная научно-практическая конференция:

– экспертиза качества сестринской помощи;

– инфекционная безопасность и контроль (работа с СанПиН 2.1.3.2630-10);

– современные принципы организации медицинского обеспечения населения при ЧС и катастрофах (мастер-класс);

– управление кадрами здравоохранения (вопросы допуска к занимаемой должности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 541)

8

2011

День главной медсестры:

– подготовка медперсонала к аттестации на квалификационную категорию; мастер-класс “Выполнение инъекций”

8

Областная научно-практическая конференция “Формы и методы текущего обучения в ЛПУ”:

мастер-классы по организации деловой игры, тренинга, зачета в ЛПУ

8

Подготовка и проведение конкурса “Лучшая старшая медсестра Оренбургской области”

4

С 2011 г. проведение цикла усовершенствования для главных и старших медсестер с зачетом часов составляет 14 дней с условием прохождения входного тестирования, выполнения контрольной работы и сдачи экзамена. Проведение обучающих мероприятий в рамках семинаров, дней главной медсестры, сестринских конференций будет продолжено. В данный момент планируется переход на менее затратную по времени и более эффективную форму регистрации: информация об участии в мероприятии заносится оператором в электронную базу данных и затем выдается при зачислении на цикл усовершенствования.

Очень актуальной и востребованной формой обучения взрослых являются мастер-классы и тренинги, которые с 2006 г. проводятся на областных конференциях и семинарах. За последние четыре года в рамках областных конференций и семинаров были проведены мастер-классы по актуальным темам: “Генеральная уборка”, “Проведение ПСО”, “Утилизация отходов”, “Гигиеническая обработка рук”, “Профилактика пролежней”, “Недержание мочи”, “Уход за тяжелобольным”, “Облачение в стерильную одежду”, “Уход за послеоперационной раной”, “Помощь при дорожно-транспортных происшествиях”. В процессе разработки сценария и подготовки оснащения мастер-классов и тренингов принимали участие не только преподаватели Центра повышения квалификации, но и главные специалисты лечебных учреждений, на базе которых проводились конференции и семинары, преподаватели Областного медицинского колледжа.

Все подготовленные методические материалы (пособия, видеоматериалы, буклеты) можно использовать для непрерывного обучения медперсонала в каждом учреждении здравоохранения. Для участников накопительной системы использование таких материалов становится своеобразным домашним заданием. После окончания мастер-классов и тренингов обязательно проводится анкетирование, которое позволяет не только оценить качество уже состоявшихся мероприятий, но и выявить потребность в тематике тех, которые еще предстоит провести.

Каждый мастер-класс состоит из теоретической, демонстрационной и практической частей. Участники отрабатывают манипуляции и принимают решения в конкретных учебных ситуациях, что позволяет провести контроль усвоения материала, выявить слабые места в подготовке медперсонала. По итогам анкетирования 98% участников отметили необходимость проведения мастер-классов, 95% утвердительно ответили на вопрос о возможности проведения занятий в ЛПУ с использованием материалов мастер-классов, полученных всеми участниками в виде методических пособий.

Кроме того, анкеты предусматривали внесение предложений по темам сестринских конференций. В результате было получено большое количество предложений, ставших предметом обсуждения на Областном совете по сестринскому делу и составлении плана работы, а также послуживших основой для творческой методической работы преподавателей Центра повышения квалификации.

Для оценки эффективности и оперативности работы по удовлетворению потребности в обучающих мероприятиях в 2010 г. был проведен сравнительный анализ с использованием анкет 2007 г. по наиболее актуальным темам (табл. 2).

Таблица 2

Оценка потребности руководителей сестринских служб Оренбургской области в методических материалах и обучении с учетом мероприятий, выполненных в 2007–2010 гг. и запланированных на 2011–2012 гг.

Потребности, выявленные при анкетировании главных сестер на областной конференции в 2007 г.

Выполнено за период 2007–2010 гг.

Запланировано на период 2011–2012 гг. с учетом потребностей при анкетировании главных сестер на областной конференции в 2010 г.

Технологии выполнения простых медицинских услуг

Министерством здравоохранения Оренбургской области разработаны и утверждены региональные стандарты:

- приказ от 01.02.2010  № 48 «Об утверждении регионального стандарта “Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования, получения исследуемых образцов, методов доступа и введения”»;

- приказ от 05.03.2010 № 126 «Об утверждении регионального стандарта “Технологии выполнения простых медицинских услуг сестринского ухода, десмургии и иммобилизации”»

Внедрение технологий выполнения простых медицинских услуг на территории Оренбургской области

Санитарно-эпидемический режим (дезинфекция и стерилизация; генеральная уборка; гигиеническая и хирургическая обработка рук)

Разработано и выпущено учебно-методическое пособие “Инфекционная безопасность и контроль”.

Проведены три мастер-класса

Включать вопросы по инфекционной безопасности в программы конференций и семинаров с учетом требований

Видеофильмы

Подготовлены на диске и тиражированы видеоматериалы по проведенным мастер-классам

Подготовить к тиражированию видеофильм “Инъекции”

Мастер-класс “Инъекции”

Провести мастер-класс “Инъекции”

Профилактика пролежней

Проведен мастер-класс в 2007 г.

Главным сестрам на областной конференции 20 декабря 2010 г. передана на электронном носителе информация по мастер-классам для проведения занятий с сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения

Оказание помощи при анафилактическом шоке

Проведен мастер-класс в 2008 г.

Уход за тяжелобольным

Проведен мастер-класс в 2009 г.

Оказание неотложной помощи при ДТП

Проведен мастер-класс в 2010 г.

Конференция “Организация непрерывного обучения”

Ранее уже проводилась областная конференция по просьбе главных медсестер в 2007 г.

Подготовка конференции и трех мастер-классов в июне 2011 г.

Подготовка аттестационной работы

Доклад на Областной конференции 18 ноября 2009 г. “Аттестация среднего медицинского персонала как инструмент оценки компетенции специалиста и качества сестринской помощи”

Подготовка материалов ко Днюь главной медсестры в 2011 и 2012 гг. в связи с новым приказом Министерства здравохранения Оренбургской области

Организация и проведение конкурсов

В июне 2007 г. проведен областной конкурс “Лучшая медсестра педиатрического участка Оренбургской области”.

В ноябре 2009 г. проведен городской конкурс “Лучшая процедурная медсестра г. Оренбурга”.

В областном противотуберкулезном диспансере подготовлены методические материалы для конкурса “Лучшая медицинская сестра диспансера”

Подготовка и проведение зональных и областного конкурсов “Лучшая старшая медсестра” в мае и июне 2011 г.

Проблемы и решения

Следует отметить ряд проблем, которые затрудняют процесс реализации накопительной системы:

  • отсутствие нормативно-правовой базы по проведению системы зачета часов по накопительной системе;
  • в проекте нового Закона об образовании разрешено проведение краткосрочных циклов обучения в объеме 36 ч (европейский стандарт кредитной единицы), что не решает проблему зачета часов за 1–2 дня проведения конференции или семинара;
  • существуют проблемы с привлечением внебюджетных средств (спонсорская помощь медицинских компаний может быть расценена как нарушение антимонопольной политики на рынке медицинского оборудования и дезинфицирующих средств).

Предложения по внедрению накопительной системы повышения квалификации

  1. Считаем наиболее приемлемыми и реально выполнимыми для существующего уровня развития сестринского дела апробированные нами формы проведения краткосрочных обучающих мероприятий для зачета по накопительной системе:
  • семинары, тематика которых соответствует содержанию образовательных стандартов и обязательно включает инновации в сестринском деле с зачетом всех часов одно- или двухдневных семинаров (от 6 до 8 ч учебной нагрузки в день);
  • сестринские конференции, тематика которых соответствует содержанию образовательного стандарта и обязательно включает инновации в сестринском деле по обсуждаемой тематике с зачетом всего времени проведения конференции (от 6 до 8 ч учебной нагрузки в день);
  • мастер-классы, которые проводятся с обязательным привлечением присутствующих медработников в процессе проведения тренинга, тестирования, решения проблемных задач. Все участники получают материалы для проведения подобных мастер-классов в своих учреждениях здравоохранения – это форма домашнего задания.
  1. Все проводимые формы обучающих мероприятий должны сопровождаться методическим обеспечением в виде учебно-методических пособий, буклетов, учебных фильмов, материалов на электронных носителях.
  2. Необходимо создавать электронную базу данных на каждого участника для внесения информации об участии в накопительной системе и оперативного получения данных по зачету часов.

По мнению авторитетных исследователей, время “выживаемости знаний” в медицине составляет три года, а традиционное повышение квалификации запланировано проводить один раз в пять лет. Накопительная система повышения квалификации позволяет компенсировать в динамике дефицит знаний, не требуя длительного отрыва от работы.

Мы надеемся на совместное плодотворное сотрудничество со всеми лицами, заинтересованными в повышении качества непрерывного профессионального развития специалистов сестринского дела. “Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех” (Г. Форд).

Приложение

Образцы анкет для руководителей сестринских служб по выявлению потребности в методических материалах и обучении

Анкета для главных и старших медсестер (2007 г.)

Уважаемые коллеги!

1.Какие формы и методы обучения Вы используете в своем ЛПУ?

2.Какие формы контроля качества обучения вы применяете в своем ЛПУ?

3.Какие методические пособия необходимы Вам для проведения обучения в ЛПУ?

4.Какие инновационные технологии внедряются или внедрены в вашем ЛПУ?

5.Предложите формы сотрудничества ЛПУ и ЦПК.

Какие формы обучения и контроля Вы считаете наиболее приемлемыми в Вашем ЛПУ из предложенных на семинаре (нужное подчеркнуть): конференции; круглые столы; мозговые штурмы; деловые игры; тренинги; решение ситуационных задач.

Анкета для главных и старших медсестер (2009 г.)

Уважаемые коллеги!

1.Какие методические пособия необходимы Вам для проведения обучения в ЛПУ?

2.Предложите темы областных конференций для главных специалистов сестринского дела.

3.Какие мастер-классы Вы хотели бы увидеть на областных конференциях?

4.Какие вопросы вы хотели бы обсудить или какую информацию получить на Дне главной медсестры? (Планируется проведение 2 раза в год.)

5.Хотели бы вы выступить на областной конференции или дне главной медсестры по обмену опытом? Если да, то укажите ваш контактный телефон и тему выступления.

Анкета для главных и старших медсестер (2010 г.)

Уважаемые коллеги!

В следующем году планируется проведение научно-практической конференции по вопросам текущего обучения медперсонала. Просим вас ответить на вопросы анкеты для рационального планирования и организации данной конференции.

1. Предложите тему для демонстрации деловой игры:

по неотложной помощи ___________________________________________

по сестринскому уходу ____________________________________________

по манипуляционной технике ______________________________________

по инфекционной безопасности _____________________________________

2. Предложите тему для демонстрации тренинга:

по неотложной помощи____________________________________________

по сестринскому уходу ____________________________________________

по манипуляционной технике ______________________________________

по инфекционной безопасности _____________________________________

3. Предложите тему для демонстрации зачета:

по неотложной помощи____________________________________________

по сестринскому уходу ____________________________________________

по манипуляционной технике ______________________________________

по инфекционной безопасности _____________________________________

4. Предложите тему для демонстрации мастер-класса:

по неотложной помощи ___________________________________________

по сестринскому уходу ____________________________________________

по манипуляционной технике ______________________________________

по инфекционной безопасности _____________________________________

5. В организации и демонстрации какого метода обучения (игра, тренинг, зачет, мастер-класс) вы (ваши сотрудники) могли бы принять участие? _____________________________________________________________________

Ваш контактный телефон_____________________________________________

Анкета по оценке качества проводимых мастер-классов (2009–2010 гг.)

Уважаемые коллеги!

1. Считаете ли Вы необходимым проведение мастер-классов на областных конференциях для руководителей сестринских служб?

2. Оцените качество учебно-методических пособий Центра повышения квалификации по проведению мастер-классов (нужное подчеркнуть):

- хорошее

- удовлетворительное

- неудовлетворительное (укажите какие)

3. Используете ли вы методические материалы Центра повышения квалификации для проведения текущего обучения (нужное подчеркнуть)?

да, использую всегда (укажите какие)___________________________________

да, использую частично (укажите какие)________________________________________не использую

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.