text
Портал для медицинских работников

Место специальности Сестринское дело в системе высшего медицинского образования

  • 15 апреля 2011
  • 61

По принципам Болонской декларации

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая на заседании Государственного совета РФ 31 августа 2010 г., подчеркнул: “Очевидно, что без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе…” Присоединение России к Болонскому процессу (подписание Болонской декларации на Берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2003 г.) стимулировало серьезные изменения в системе отечественного высшего образования. В их основу были положены принципы Болонской декларации:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

  • автономия и ответственность университетов;
  • переход на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавр, магистр);
  • введение системы кредитов как средства студенческой мобильности;
  • принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических степеней;
  • обеспечение высокого уровня качества образования на основе сопоставимых критериев и методик и внедрение системы непрерывного образования;
  • совместимость приобретенных студентами в вузах знаний, умений и навыков с современным рынком труда.

Открытие бакалавриата по специальности “Сестринское дело”

Активное обсуждение вопроса о будущем имеющихся в системе высшего профессионального образования специальностей завершилось публикацией приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337 “Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования”.

Не вошедшие в перечень специальности группы “Здравоохранение” в последующем были оставлены в рамках специалитета постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”».

Специальность “Сестринское дело”, существовавшая в системе высшего профессионального образования с 1991 г., была переведена в бакалавриат приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337 (в ред. от 12.09.2010 № 856).

В настоящее время сложилось неоднозначное отношение к открытию бакалавриата в сестринском деле. Высказывается мнение, что существующая система подготовки медицинских сестер является достаточной для обеспечения потребности отрасли здравоохранения в сестринских кадрах и имеются опасения по поводу того, что введение бакалавриата приведет к разрушению среднего профессионального (медицинского) образования. Пока еще не утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки “Сестринское дело”, и прием абитуриентов в вузы по специальности “Сестринское дело” в 2011 г. не предусмотрен.

Мировая практика подготовки медицинских сестер

Стремление оценить сложившуюся ситуацию, понять все плюсы и минусы происходящего заставляет обратиться к мировой практике подготовки медицинских сестер. Во многих европейских странах, а также в США, Канаде, Австралии основным направлением сестринского образования с 80-х годов ХХ столетия стал переход к высшему (вузовскому) образованию как базовой системе подготовки к практической работе (табл. 1) [9].

Таблица 1

Характеристики существующих систем сестринского образования в различных странах

Страна

Тип образовательного учреждения

Длительность обучения (в годах)

Результаты обучения

Направленность обучения

Австралия

Университеты

3

Степень бакалавра

Общая

Новая Зеландия

Университеты

4

Степень бакалавра

Общая

Испания

Университеты

3

Степень бакалавра

Общая

Италия

Университеты

3

Степень бакалавра

Общая

Дания

Сестринские школы при университетских колледжах

3,5

Степень бакалавра

Общая

Финляндия

Политехникумы

3,5

Степень бакалавра

Общая, клиническая специализация – в последние месяцы обучения

Ирландия

Университеты

4

Степень бакалавра

Специализированная

Норвегия

Университеты или университетские колледжи

3

Степень бакалавра

Общая

Швеция

Университеты

3

Степень бакалавра

Общая

Великобри-тания

Университеты

3

Диплом или степень бакалавра

Специализированная

Канада

Университеты

4

Степень бакалавра

Общая, но может присутствовать и узкая специализация

Муниципальные колледжи

3

Диплом

Швейцария

Сестринские школы

3

Диплом

Общая

Университеты

3

Степень бакалавра

Франция

Сестринские школы

3

Диплом

Общая

Германия

Сестринские школы

3

Диплом

Специализированная

Нидерланды

Университеты

4

Степень бакалавра

Общая

Сестринские школы

4

Диплом

Специализированная

Япония

Университеты

4

Степень бакалавра

Общая

Сестринские колледжи

3

Ассоциированная степень

Сестринские школы

3

Диплом

США

Университеты

4

Степень бакалавра

Общая

Муниципальные колледжи

2

Ассоциированная степень

Сестринские школы

3

Диплом

Как видно из таблицы, в ряде стран подготовка медицинских сестер в университетах осуществляется параллельно с подготовкой в колледжах, сестринских школах. Однако преимущество отдается университетскому образованию. Так, Национальной Ассоциацией медицинских сестер Канады (The Canadian Nursing Association) рекомендуется именно программа бакалавриата в силу больших возможностей для карьерного роста и получения послевузовского образования.

Ряд международных документов во многом способствовал активизации процесса создания университетского образования для медицинских сестер. Так, в принятой в 1977 г. Международной организацией труда (МОТ) Конвенции о сестринском персонале (Конвенция 149) и сопровождавшей ее Рекомендации (157) указывалось на необходимость внедрения в странах программ высшего (университетского) сестринского образования, ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских сестринских кадров.

Согласно Мюнхенской декларации, подписанной в июне 2000 г. сорока восемью министрами здравоохранения или их представителями со всего Европейского региона ВОЗ, государства обязались принять меры:

  • для обеспечения участия медицинских сестер в процессе принятия решений на всех уровнях разработки и реализации политики здравоохранения;
  • совершенствования системы базового и непрерывного профессионального образования и обеспечения доступа к высшему сестринскому и акушерскому образованию;
  • оказания поддержки научным исследованиям и распространению информации с целью развития знаний и базы фактических данных по сестринской и акушерской практике и др.

Сестринское образование в России: вчера, сегодня, завтра

Открытие в 1991 г. в нашей стране специальности “Сестринское дело” в системе высшего профессионального (медицинского) образования явилось результатом ратификации Советским Союзом Конвенции МОТ о сестринском персонале (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 05.03.1979 № 8955-IX “О ратификации конвенций международной организации труда”).

В тот период основную цель подготовки медицинских сестер в высшей школе составляло насыщение отрасли специалистами, способными обеспечить реформирование сестринского дела на основе внедрения современных технологий. Обоснование необходимости качественных преобразований в системе сестринского образования было выполнено Г.М. Перфильевой, обратившей внимание на то, что потребность в качественно новом уровне сестринских услуг неразрывно связана с изменениями в сестринском образовании, системе управления сестринской деятельностью, научными сестринскими исследованиями.

Созданная модель высшего сестринского образования предполагала четырехлетний срок обучения при очной форме (при очно-заочной – 4,5 года, заочной – 5 лет). К освоению основной образовательной программы допускались лица, имевшие среднее профессиональное образование (базового и (или) повышенного уровня) по специальностям: 0401 – “Лечебное дело”; 0402 – “Акушерское дело”; 0406 – “Сестринское дело”.

Уникальность созданной на тот момент программы заключалась в том, что ее структура и содержание в целом соответствовали структуре и содержанию подготовки как бакалавров (с учетом базового профессионального образования, полученного в медицинских училищах, колледжах), так и магистров сестринского дела в Европейском регионе.

Выстроенная система подготовки медицинских сестер с высшим образованием продолжала бы реализовываться, если бы не изменения, внесенные в Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1. Согласно этим изменениям (п. 3 ст. 24 “Высшее профессиональное образование”) лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

Стоит упомянуть, что созданная программа подготовки менеджеров сестринского дела уже тогда, по сути, являлась сокращенной, так как нормативный срок обучения по очной форме составлял 4 года.

Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки “Сестринское дело”, как и все новые ФГОС, основан на компетентностном подходе. По мнению В.И. Байденко, переход к компетентностному подходу при разработке ФГОС ВПО является своевременным и необходимым, поскольку интегральную оценку качества подготовки выпускника можно наиболее полно получить только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности. Компетенции выступают ядром нового поколения государственных образовательных стандартов, смещаемых в сторону результатов образования.

В отличие от предшествующего ГОС по специальности 040600 “Сестринское дело”, в большей степени ориентированного на подготовку управленческих и педагогических кадров в области сестринского дела, целью проекта ФГОС ВПО нового поколения является подготовка бакалавров к практической деятельности, заключающейся в сохранении и обеспечении здоровья населения, улучшении качества его жизни путем оказания квалифицированной сестринской помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала. При этом для освоения данной образовательной программы не требуется предшествующего среднего медицинского образования, что также является важным отличием от прежнего ГОС ВПО по специальности “Сестринское дело”.

При разработке структуры основной образовательной программы (далее – ООП) была учтена возможность получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата лицами, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля. 

Изменились и виды профессиональной деятельности: в проект ФГОС ВПО добавлена реабилитационная деятельность, оставлены медико-профилактическая, лечебно-диагностическая, организационно-управленческая и исследовательская деятельность. Требования к выпускнику сформулированы в виде набора компетенций, причем профессиональные компетенции представлены по видам профессиональной деятельности выпускника.

Основная часть профессиональных компетенций направлена на формирование современного специалиста сестринского дела, который может работать в учреждении здравоохранения страны на любой сестринской должности. Это в точности соответствует концепции подготовки сестринского персонала в странах Западной Европы – “медицинская сестра должна быть квалифицированной и способной к работе в условиях модернизации здравоохранения”. А вот профессиональные компетенции, относящиеся к организационно-управленческой и исследовательской деятельности, нужны, прежде всего, для руководителей сестринских служб и подразделений (старших и главных медицинских сестер).

ООП проекта ФГОС предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественнонаучногоый цикла; профессионального цикла, а также разделов “Физическая культура”; “Учебная и производственная практики”; “итоговая государственная аттестация”.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения профессионального образования. В разработанном стандарте объем вариативной части значительно увеличен (до 33%) по сравнению с предыдущим ГОС ВПО по специальности 040600 “Сестринское дело”, согласно которому вузовский компонент не превышал 15% от общего объема учебного цикла.

Раздел ООП бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Несмотря на то, что объем практики в ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 “Сестринское дело” почти не изменился (по сравнению с ГОС ВПО по специальности 040600 “Сестринское дело”), произошло изменение назначения практик в связи с ориентацией подготовки бакалавров на профессиональную сестринскую деятельность.

В проекте нового стандарта также заложена возможность организации научно-исследовательской работы обучающегося в рамках учебной практики (в качестве ее самостоятельного раздела). В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы вуз должен предоставить обучающимся возможность участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме, составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу и др.

С учетом того, что общепринятой формой отечественной подготовки медицинских сестер является система среднего профессионального образования, был также проведен сравнительный анализ содержания подготовки указанных специалистов в системе СПО с содержанием проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 “Сестринское дело”.

Так, стандартом подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования предусмотрена возможность получения специальности “Сестринское дело” в рамках базовой (срок освоения – 2 года 10 месяцев) или углубленной подготовки (3 года 10 месяцев). Срок освоения ООП в рамках углубленной подготовки аналогичен сроку освоения ООП подготовки бакалавра по направлению подготовки 060500 “Сестринское дело”.

Практически идентичными оказались и виды деятельности, к которым должен быть готов выпускник по сравниваемым направлениям подготовки:

  • проведение профилактических мероприятий;
  • участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;
  • оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях (в проекте ФГОС ВПО этот вид включен в лечебно-диагностическую деятельность;
  • осуществление организационной (но не организационно-управленческой, как в ФГОС ВПО) и исследовательской сестринской деятельности.

Анализ учебного времени, отводимого на изучение выделенных в сравниваемых документах учебных циклов, показал, что в проекте ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 “Сестринское дело” в большем объеме представлены циклы гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный (34% суммарно против 18% в ФГОС СПО), что свидетельствует об академической (фундаментальной) направленности подготовки бакалавров сестринского дела.

По мнению многих зарубежных экспертов в области сестринского дела, именно университетское образование позволяет медицинским сестрам успешно реализовывать себя в личностном плане, выстраивать свою профессиональную карьеру, продолжать обучение в системе послевузовского образования. В связи с этим в некоторых странах (Великобритании, США и др.) университетское сестринское образование эволюционно заменяет подготовку медицинской сестры в сестринских школах и колледжах.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности начала нового этапа в развитии отечественного сестринского образования, когда наряду с традиционной моделью подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования, ориентированной на подготовку технического специалиста, будет создана модель университетского сестринского образования, направленного на подготовку медицинских сестер, обладающих не только базовыми профессиональными компетенциями, но и достаточными фундаментальными знаниями, создающими основу для успешной деятельности в условиях модернизации отечественного здравоохранения и дальнейшей самореализации.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.