text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Проблемы и перспективы организации медицинской помощи в образовательных учреждениях: роль школьных медсестер

  • 15 мая 2011
  • 393

Историческая справка

Первую в России попытку привлечь внимание общественности к здоровью учащихся предпринял профессор клиники детских болезней Московского Императорского университета Н.А. Тольский в 1869 г. на 2-м съезде русских естествоиспытателей. В своем докладе он критиковал воспитателей и заведующих учебными заведениями за недостаточное внимание к гигиеническим условиям жизни учащихся. На необходимость иметь врача в каждом закрытом учебном заведении указывал Н.И. Пирогов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В XIX веке в кадетских корпусах, институтах благородных девиц и крупных пансионатах при гимназиях были школьные врачи. Они следили за режимом дня, питания, условиями обучения, физическим воспитанием учащихся, проводили гигиенические мероприятия, прокладывая школьной гигиене путь в область практической медицины.

На первом Европейском конгрессе по школьной гигиене в Нюрнберге в 1904 г. руководитель российской делегации профессор М.Я. Капустин в своем приветственном слове подчеркнул важность преодоления трудностей нашего сурового климата, различия племен, нравов, обычаев и привычек, а также призвал бороться с “преобладающим злом русской школы” – теснотой ее помещений, указав на необходимость строительства новых дорогостоящих зданий.

Многие проблемы здравоохранения учащихся, на которые обращали внимание известные деятели медицины более ста лет назад, в наши дни по-прежнему актуальны для России.

Организация медицинской помощи в образовательном учреждении

Медицинская деятельность, осуществляемая в современных образовательных учреждениях, подразделяется на врачебную и доврачебную.

Врачебная деятельность:

  • педиатрия – при оказании первичной медико-санитарной помощи;
  • стоматология детская – при оказании первичной медико-санитарной стоматологической помощи (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 № 946н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями, далее – Приказ № 946н).

Доврачебная деятельность:

  • сестринское дело в педиатрии – при оказании доврачебной медицинской помощи;
  • сестринское дело в стоматологии детской – при оказании доврачебной медицинской помощи (в соответствии с Приказом № 946н);
  • стоматология профилактическая – при оказании лечебно-профилактической доврачебной стоматологической помощи (в соответствии с Приказом № 946н).

Сотрудник из числа среднего медицинского персонала (медсестра, фельдшер), работающий в медицинском кабинете образовательного учреждения, выполняет следующий объем работы:

  • оказывает первую доврачебную и неотложную медицинскую помощь в пределах своей компетенции больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;
  • проводит доврачебный этап профилактического медицинского осмотра обучающихся и воспитанников;
  • осуществляет профилактические медицинские осмотры обучающихся и воспитанников (совместно с врачами);
  • проводит иммунизацию (под контролем и в присутствии врача) в рамках национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
  • информирует родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах обучающихся и воспитанников и других медицинских мероприятиях;
  • анализирует выполнение ежемесячного плана профилактических прививок;
  • проводит противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении;
  • осуществляет дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;
  • несет ответственность за хранение и учет медицинского инвентаря, медикаментов, в т. ч. медицинских иммунобиологических препаратов; проверяет сохранность этикеток на флаконах, использование лекарственных средств согласно указанному сроку и своевременно пополняет их запас, следит за укомплектованностью аптечек на пищеблоке, в физкультурных залах и учебных мастерских;
  • проверяет соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;
  • проверяет соблюдение правил асептики и антисептики;
  • контролирует поддержание санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения (расписание занятий, организацию питания, уборку помещений, проветривание);
  • проверяет проводимую техническим персоналом профилактическую и текущую дезинфекцию (туалетов, кухонного инвентаря и пр.);
  • контролирует организацию и соблюдение режима и качества питания, применение санитарно-эпидемиологических правил и норм на пищеблоке;
  • ежедневно осматривает работников пищеблока на предмет наличия порезов, ссадин, гнойничковых заболеваний на кожных покровах, катаральных явлений верхних дыхательных путей, делая соответствующую отметку в журнале установленного образца;
  • контролирует организацию образовательного процесса и физического воспитания в пределах своей компетенции;
  • выявляет факторы риска ухудшения здоровья обучающихся и воспитанников, такие как курение, употребление алкоголя, низкая двигательная активность и другие, посредством анкетирования родителей учащихся (младшей возрастной группы) и самих учащихся (старшей возрастной группы);
  • занимается гигиеническим воспитанием обучающихся, их родителей и технического персонала образовательного учреждения, в частности в плане профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • взаимодействует с медицинским персоналом (школьным врачом и специалистами поликлиники), администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами – специалистами учреждений здравоохранения;
  • ведет учет и анализ всех травм обучающихся и воспитанников;
  • заполняет утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации;
  • повышает свою квалификацию по специальности и совершенствуется в вопросах медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях на доврачебном уровне.

На должность медицинского работника кабинета назначается специалист (медицинская сестра, фельдшер) со средним медицинским образованием по специальности “Сестринское дело в педиатрии”, прошедший тематическое усовершенствование по вопросам оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях на доврачебном уровне.

Разработка скрининг-программы

Одной из важных задач в деле охраны здоровья детей и подростков является раннее выявление отклонений в их состоянии здоровья для эффективной организации оздоровительной и профилактической работы. Для решения этой задачи в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН разработана программа скрининг-тестирования для массовых профилактических медицинских осмотров. Сегодня она включена во все нормативно-методические документы по проведению профилактических медицинских осмотров.

Скрининг-программа для массового обследования детского контингента преследует цель раннего выявления наиболее распространенной патологии. Принцип отбора тестов для этой программы регламентирован Всемирной организацией здравоохранения в 1975 г. Основное требование заключается в их максимальной диагностической информативности в сочетании с экономным расходованием материальных и трудовых ресурсов. При утверждении программы скрининг-тестирования оценивались специфичность, чувствительность и воспроизводимость каждого теста, а также затраты времени на тестирование и возможность его проведения средним медицинским персоналом.

Использование при массовых профилактических осмотрах одиннадцати отобранных скрининг-тестов обеспечивает предварительное выявление детей с наибольшей вероятностью наличия тех или иных отклонений: функционального нарушения физического развития, заболеваний и (или) функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, нервной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной и пищеварительной систем, лор-органов. Окончательный диагноз устанавливает педиатр или врач-специалист в результате дополнительного обследования.

Программа скрининг-тестирования включает:

  • анкетный тест-опрос родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет включительно и анкетный тест-опрос самих учащихся в возрасте 11 лет и старше. Опрос, осуществляемый по формализованной анкете, направлен на выявление жалоб ребенка и подростка, характерных при наличии каких-либо нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем, типичных заболеваний ротоносоглотки, аллергических реакций и заболеваний;
  • индивидуальную оценку физического развития детей и подростков, позволяющую выделить основные отклонения в развитии;
  • измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипотонических состояний;
  • выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью визуального исследования и плантографии;
  • исследование остроты зрения;
  • выявление предмиопии (склонности к близорукости) с помощью теста Малиновского;
  • выявление нарушений бинокулярного зрения с помощью теста Рейнеке;
  • определение скрытого косоглазия;
  • выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи;
  • определение протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов (тест-полосок);
  • оценку уровня физической подготовленности по определенному набору тестов, проводимую учителем физкультуры при участи медицинской сестры или врача образовательного учреждения.

Практически все перечисленные тестовые методики выполняет медицинская сестра.

Проблемы подготовки школьных медсестер

Основная проблема нынешнего школьного здравоохранения заключается в дефиците кадров и преобладании среди них профессионалов старшей возрастной группы. По полученным данным, укомплектованность физическими лицами на должностях отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях не превышает 35–40%. Не выдерживает критики и уровень подготовки среднего медицинского персонала, работающего в образовательных учреждениях.

По результатам тестирования уровня исходных знаний среди слушателей циклов повышения квалификации (среднего медицинского персонала отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях) на кафедре гигиены детей и подростков 1-го МГМУ имени И.М. Сеченова неудовлетворительно справились с тестовыми заданиями 83% специалистов, удовлетворительно – 14%, хорошо – только 3%.

Наиболее сложными оказались вопросы, связанные с физиологией роста и развития детей, в т. ч. с критическими периодами; методикой оценки физического состояния; факторами риска развития неинфекционных заболеваний; влиянием условий внутришкольной среды и современных технических средств обучения на состояние здоровья; профилактикой аддиктивных форм поведения.

На кафедре гигиены детей и подростков педиатрического факультета 1-го МГМУ имени И.М. Сеченова разработаны два учебно-методических комплекса: “Охрана здоровья детей и подростков” (144 ч) и “Организация медицинского скрининг-контроля за здоровьем дошкольников и школьников” (108 ч), по которым ведется подготовка медицинских сестер и фельдшеров. Такое обучение прошли уже около 300 человек. Группы слушателей набираются по заявкам ДОУ и школ в соответствии с расписанием учебных циклов, которые утверждает по ГУ ВПО Минздравсоцразвития России.

Сразу после прохождения циклов усовершенствования результаты тестового экзамена выглядели следующим образом: отлично с тестовыми заданиями справился 81% специалистов, хорошо – 9%, удовлетворительно – 10%, неудовлетворительные результаты отсутствовали. Однако план обучения специалистов со средним медицинским образованием на кафедре охватывает 80 слушателей в год, для Москвы и Московской области это крайне мало.

Проект новых штатных нормативов

Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) определены и обоснованы новые штатные нормативы Отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях и кабинета оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, находящегося в учреждении здравоохранения муниципального района (центральной районной больнице). Проект приказа “Порядок оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях”, в котором содержатся данные нормативы, находится на рассмотрении в Минздравсоцразвития России.

Согласно новым нормативам на 800 обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и на 600 воспитанников ДОУ полагается один врач; на 400 обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и на 100 воспитанников в ДОУ – одна медицинская сестра (фельдшер). В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования с численностью обучающихся от 200 до 400 человек должна быть одна медсестра.

Порядок оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях призван стать действенным инструментом совершенствования медицинского обеспечения обучающихся и воспитанников. В соответствии с этим документом необходимо произвести переподготовку медицинских работников образовательных учреждений.

Перспективы развития медицинского обеспечения учащихся

Школьные медицинские работники в странах Европы и Америки чаще всего отмечают наличие следующих проблем:

  • нездоровое питание школьников (недостаточное употребление овощей, фруктов, излишнее употребление продуктов фаст-фуда и т. д.);
  • увеличение количества детей и подростков с избыточной массой тела и ожирением;
  • выраженную гипокинезию (сниженная двигательная активность) детей и подростков;
  • интернет-зависимость и другие формы зависимости от информационно-коммуникационных средств связи, игр и пр.;
  • подростковую беременность, необходимость пропаганды полового воздержания в раннем возрасте;
  • употребление наркотиков (в т. ч. рецептурных) и других психоактивных веществ.

С такими же проблемами сталкиваются медики российских школ, призванные обеспечить реализацию Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, утвержденной Президентом РФ Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г., и следование посланиям Президента в части охраны и укрепления здоровья школьников.

До конца первого полугодия сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков планируют подготовить следующие документы, которые будут утверждены и рекомендованы к использованию РОШУМЗ:

  • Руководство “Диагностика и профилактика школьно обусловленных заболеваний, оздоровление детей в образовательных учреждениях”;
  • Руководство “Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях”;
  • Руководство “Медико-профилактические основы работы образовательных учреждений по Федеральным образовательным стандартам нового поколения”;
  • Методические рекомендации “Мониторинг физического развития и здоровья дошкольников в системе здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения”.

Кроме того, будет разработана и обоснована современная модель школы. Все это призвано содействовать совершенствованию и развитию медицинского обеспечения учащихся, охране и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.