text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Телекоммуникационные технологии в системе последипломной подготовки специалистов

  • 15 мая 2011
  • 11

Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием продолжает поиск и освоение новых технологий обучения. Отчасти это продиктовано длительным отсутствием на рабочем месте специалиста, проходящего последипломную подготовку, и снижением его командировочных расходов. Выездные циклы требуют существенных материальных затрат и сложны в организационном плане. В качестве альтернативы им Центр повышения квалификации использует телекоммуникационные технологии – одно из современных и перспективных направлений в образовании. Работа на обширную аудиторию выгодна с экономической точки зрения и позволяет привлекать в качестве преподавателей ведущих специалистов нашего региона, что существенно повышает качество обучения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Несколько слов о дистанционном обучении

Одной из новых форм обучения является дистанционное обучение, т. е. обучение на расстоянии, с использованием новейших средств информационных технологий. Их значимость и необходимость внедрения в образовательный процесс отражены в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 гг., принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в 2009 г. в Екатеринбурге, а также отражены в резолюции Всероссийской научно-практической конференции “Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи” (2010 г., Нижний Новгород).

Участники Всероссийской научно-практической конференции и члены совета директоров постановили: “Разработать методологию непрерывного профессионального образования и приступить к ее реализации; активизировать работу по подготовке и внедрению дистанционного образования с использованием телекоммуникационных и информационных методик”. В процессе планирования и реализации поставленных задач были учтены все известные факторы эффективности дистанционного обучения, оценены его преимущества, изучено существующее нормативно-правовое обеспечение (1).

Факторы эффективности дистанционного обучения:

  • обеспечение непрерывности процесса обучения;
  • повышение доступности образования;
  • эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся;
  • обеспечение процесса необходимым иллюстративным материалом;
  • возможность контролировать обучающихся на любой стадии учебного процесса;
  • упрощение доступа к образовательным ресурсам;
  • возможность повысить квалификацию работников здравоохранения без отрыва от работы.
  • Преимущества дистанционного обучения:
  • одновременная работа на большую аудиторию, расположенную как в одном помещении с преподавателем, так и в отдаленных регионах;
  • возможность привлечения ведущих специалистов в качестве педагогов, что существенно повышает качество образовательного процесса;
  • экономическая и организационная целесообразность как для учреждений здравоохранения, так и для Центра повышения квалификации.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий:

  1. Приказ Минобрнауки России № 137 от 06.05.2005 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”, который гласит: “Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника…”;
  2. Письмо Минобрнауки России № 16-52-138ин/16-13 от 29.12.2000 “О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО”. В нем, в частности, говорится: “Целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения)”).

Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательном учреждении

Из ряда технологических решений телекоммуникаций мы выбрали схему, позволяющую преподавателю и слушателям, находящимся в отдаленных аудиториях, общаться в постоянном проводном режиме с использованием VPN ADSL технологий. Все задействованные в этой работе аудитории оснащены специальным оборудованием, которое позволяет слушателям не только видеть и слышать преподавателя, но и общаться с ним. Преподаватель, со своей стороны, тоже видит и слышит обучающихся, может обратиться как к аудитории в целом, так и к каждому слушателю индивидуально.

Режим прямого общения исключает ряд недостатков, присущих традиционному дистанционному обучению. В настоящее время осуществляется работа с базовой аудиторией в Оренбурге и отдаленными аудиториями в Орске (Восточный регион Оренбуржья) и Бузулуке (Западный регион Оренбуржья). При этом схема дистанционного обучения выглядит так: одна аудитория – базовая и две – региональные, охватывающие западные и восточные районы области. Работа строится по принципу телеконференций и обеспечивает возможность проводить лекционные занятия, не выезжая в областной центр.

Для передачи информации используются следующие методы и технологические приемы:

  1. видеолекции;
  2. мультимедиалекции;
  3. электронные мультимедийные учебники;
  4. компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  5. консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.

Весь подготовленный и представленный на электронных носителях материал, включая таблицы, схемы, видеоматериалы и прочее, проецируется на большой экран как в базовой, так и в отдаленной аудитории. Наличие мультимедийного оборудования предоставляет преподавателям дополнительные возможности по оснащению лекционных занятий, стимулирует их к использованию разнообразных видеоматериалов.

Внедрение телекомунникационных технологий поставило преподавателей в необычные условия. Им потребовалось время для того, чтобы привыкнуть к видеокамере, мониторам; научиться одновременно работать со слушателями, которые находятся в одной с ними аудитории, и с теми, кто обучается отдаленно; подобрать методы и формы работы с несколькими аудиториями одновременно.

Внедрение информационных технологий изменило стиль работы преподавателей и, соответственно, потребовало от них дополнительных знаний и навыков. Для этого были приняты следующие меры:

  • проведено обучение преподавателей на компьютерных курсах по программе подготовки слайдовых презентаций (36 ч – для владеющих основами компьютерных технологий, 72 ч – для начинающих);
  • изучен опыт применения различных методов общения с несколькими аудиториями посредством телекоммуникаций;
  • оптимизирована технология создания компьютерных презентаций на заседаниях постоянно действующей в Центре повышения квалификации Школы педагогического мастерства для преподавателей;
  • проведен мониторинг качества обучения по результатам анкетирования слушателей.

За период с января 2007 г. по май 2010 г. в целом по области обучение прошли 3863 слушателей; в трех телекоммуникационных аудиториях проведено 140 циклов, состоялись две областные телеконференции и семинары. Сейчас, анализируя заявки, поступающие из учреждений здравоохранения, мы имеем возможность составлять перспективный план проведения телекоммуникационных циклов на весь учебный год. График получается очень плотным, иногда аудитории работают в две смены, с 9.00 до 19.00.

В число специалистов, обучение которых было запланировано и проведено по телекоммуникации, вошли:

  • медицинские сестры офтальмологических, хирургических, психиатрических, терапевтических, дерматовенерологических и других отделений;
  • медицинские сестры яслей и садов;
  • главные медицинские сестры;
  • фельдшеры и медицинские сестры ФАП;
  • участковые медицинские сестры;
  • клинические лаборанты;
  • акушерки;
  • операционные медицинские сестры и др.

Практические рекомендации для лекционных занятий

На основании приобретенного опыта по проведению лекционных занятий мы можем поделиться с учреждениями, внедряющими в образовательный процесс телекоммуникационные технологии, некоторыми рекомендациями:

  • необходимо постоянно общаться с аудиторией для активного вовлечения слушателей в образовательный процесс. Нельзя перегружать презентацию лекции текстовыми слайдами – это приводит к простому переписыванию текста и прерывает общение с аудиторией. На слайдах целесообразно использовать сочетание одного управляющего предложения (или фразы) и перечисления в виде отдельных учебных элементов, расположенных вертикально, возможно применение эффекта анимации;
  • время общения с отдаленной аудиторией не должно быть меньше времени общения с базовой аудиторией. Можно периодически переключать микрофон и предоставлять слушателям отдаленной аудитории возможность отвечать самостоятельно;
  • текстовая информация презентации лекции подразумевает лишь тезисы или определения понятий;
  • во время лекции эффективно использовать минипроблемные задачи, состоящие из трех-четырех коротких предложений и двух-трех вопросов. Опрос будет более эффективным, если индивидуально обращаться к конкретным слушателям. Это позволяет активизировать всю группу, а не только нескольких активных участников беседы;
  • при решении задач возможно использование анимации с последовательным высвечиванием терминов или ответов;
  • паузы нужно использовать для комментариев или вопросов;
  • для усвоения более эффективна информация, представленная посредством иллюстраций, фото, диаграмм, алгоритма действий медицинской сестры;
  • весьма эффективна демонстрация учебных фильмов, в т. ч. созданных преподавателями Центра повышения квалификации;
  • пособие управляющего типа с рабочей тетрадью для лекций (кейс-технология) должно содержать иллюстрации всех слайдов лекционной презентации; необходимые информационные материалы в текстовом формате; задания по подготовке к практическим занятиям и тексты задач. Должна быть предусмотрена возможность делать в пособии и рабочей тетради индивидуальные записи и выполнять домашнее задание.

После проведения каждого телекоммуникационного цикла в Центре повышения квалификации проводятся анализ анкетирования слушателей и оценка показателей их успеваемости и качества обучения. По данным опроса, 99% обучающихся удовлетворены качеством проведения циклов, положительно оценивают работу преподавателей, отмечают новизну полученной информации, вносят предложения по улучшению качества презентаций, увеличению количества демонстрационных видеофильмов. Сравнительный анализ процента успеваемости и качества обучения на телекоммуникационных и обычных циклах не выявил снижения этих показателей. Таким образом, дистанционное обучение с использованием телекоммуникационных технологий является эффективным, положительно оценивается слушателями и обладает большим потенциалом развития.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.