text
Портал для медицинских работников

Телекоммуникационные технологии в системе последипломной подготовки специалистов

  • 15 мая 2011
  • 11

Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием продолжает поиск и освоение новых технологий обучения. Отчасти это продиктовано длительным отсутствием на рабочем месте специалиста, проходящего последипломную подготовку, и снижением его командировочных расходов. Выездные циклы требуют существенных материальных затрат и сложны в организационном плане. В качестве альтернативы им Центр повышения квалификации использует телекоммуникационные технологии – одно из современных и перспективных направлений в образовании. Работа на обширную аудиторию выгодна с экономической точки зрения и позволяет привлекать в качестве преподавателей ведущих специалистов нашего региона, что существенно повышает качество обучения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Несколько слов о дистанционном обучении

Одной из новых форм обучения является дистанционное обучение, т. е. обучение на расстоянии, с использованием новейших средств информационных технологий. Их значимость и необходимость внедрения в образовательный процесс отражены в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 гг., принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в 2009 г. в Екатеринбурге, а также отражены в резолюции Всероссийской научно-практической конференции “Непрерывное профессиональное образование специалистов со средним образованием – основа качества медицинской помощи” (2010 г., Нижний Новгород).

Участники Всероссийской научно-практической конференции и члены совета директоров постановили: “Разработать методологию непрерывного профессионального образования и приступить к ее реализации; активизировать работу по подготовке и внедрению дистанционного образования с использованием телекоммуникационных и информационных методик”. В процессе планирования и реализации поставленных задач были учтены все известные факторы эффективности дистанционного обучения, оценены его преимущества, изучено существующее нормативно-правовое обеспечение (1).

Факторы эффективности дистанционного обучения:

  • обеспечение непрерывности процесса обучения;
  • повышение доступности образования;
  • эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся;
  • обеспечение процесса необходимым иллюстративным материалом;
  • возможность контролировать обучающихся на любой стадии учебного процесса;
  • упрощение доступа к образовательным ресурсам;
  • возможность повысить квалификацию работников здравоохранения без отрыва от работы.
  • Преимущества дистанционного обучения:
  • одновременная работа на большую аудиторию, расположенную как в одном помещении с преподавателем, так и в отдаленных регионах;
  • возможность привлечения ведущих специалистов в качестве педагогов, что существенно повышает качество образовательного процесса;
  • экономическая и организационная целесообразность как для учреждений здравоохранения, так и для Центра повышения квалификации.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий:

  1. Приказ Минобрнауки России № 137 от 06.05.2005 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”, который гласит: “Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника…”;
  2. Письмо Минобрнауки России № 16-52-138ин/16-13 от 29.12.2000 “О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО”. В нем, в частности, говорится: “Целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения)”).

Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательном учреждении

Из ряда технологических решений телекоммуникаций мы выбрали схему, позволяющую преподавателю и слушателям, находящимся в отдаленных аудиториях, общаться в постоянном проводном режиме с использованием VPN ADSL технологий. Все задействованные в этой работе аудитории оснащены специальным оборудованием, которое позволяет слушателям не только видеть и слышать преподавателя, но и общаться с ним. Преподаватель, со своей стороны, тоже видит и слышит обучающихся, может обратиться как к аудитории в целом, так и к каждому слушателю индивидуально.

Режим прямого общения исключает ряд недостатков, присущих традиционному дистанционному обучению. В настоящее время осуществляется работа с базовой аудиторией в Оренбурге и отдаленными аудиториями в Орске (Восточный регион Оренбуржья) и Бузулуке (Западный регион Оренбуржья). При этом схема дистанционного обучения выглядит так: одна аудитория – базовая и две – региональные, охватывающие западные и восточные районы области. Работа строится по принципу телеконференций и обеспечивает возможность проводить лекционные занятия, не выезжая в областной центр.

Для передачи информации используются следующие методы и технологические приемы:

  1. видеолекции;
  2. мультимедиалекции;
  3. электронные мультимедийные учебники;
  4. компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  5. консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.

Весь подготовленный и представленный на электронных носителях материал, включая таблицы, схемы, видеоматериалы и прочее, проецируется на большой экран как в базовой, так и в отдаленной аудитории. Наличие мультимедийного оборудования предоставляет преподавателям дополнительные возможности по оснащению лекционных занятий, стимулирует их к использованию разнообразных видеоматериалов.

Внедрение телекомунникационных технологий поставило преподавателей в необычные условия. Им потребовалось время для того, чтобы привыкнуть к видеокамере, мониторам; научиться одновременно работать со слушателями, которые находятся в одной с ними аудитории, и с теми, кто обучается отдаленно; подобрать методы и формы работы с несколькими аудиториями одновременно.

Внедрение информационных технологий изменило стиль работы преподавателей и, соответственно, потребовало от них дополнительных знаний и навыков. Для этого были приняты следующие меры:

  • проведено обучение преподавателей на компьютерных курсах по программе подготовки слайдовых презентаций (36 ч – для владеющих основами компьютерных технологий, 72 ч – для начинающих);
  • изучен опыт применения различных методов общения с несколькими аудиториями посредством телекоммуникаций;
  • оптимизирована технология создания компьютерных презентаций на заседаниях постоянно действующей в Центре повышения квалификации Школы педагогического мастерства для преподавателей;
  • проведен мониторинг качества обучения по результатам анкетирования слушателей.

За период с января 2007 г. по май 2010 г. в целом по области обучение прошли 3863 слушателей; в трех телекоммуникационных аудиториях проведено 140 циклов, состоялись две областные телеконференции и семинары. Сейчас, анализируя заявки, поступающие из учреждений здравоохранения, мы имеем возможность составлять перспективный план проведения телекоммуникационных циклов на весь учебный год. График получается очень плотным, иногда аудитории работают в две смены, с 9.00 до 19.00.

В число специалистов, обучение которых было запланировано и проведено по телекоммуникации, вошли:

  • медицинские сестры офтальмологических, хирургических, психиатрических, терапевтических, дерматовенерологических и других отделений;
  • медицинские сестры яслей и садов;
  • главные медицинские сестры;
  • фельдшеры и медицинские сестры ФАП;
  • участковые медицинские сестры;
  • клинические лаборанты;
  • акушерки;
  • операционные медицинские сестры и др.

Практические рекомендации для лекционных занятий

На основании приобретенного опыта по проведению лекционных занятий мы можем поделиться с учреждениями, внедряющими в образовательный процесс телекоммуникационные технологии, некоторыми рекомендациями:

  • необходимо постоянно общаться с аудиторией для активного вовлечения слушателей в образовательный процесс. Нельзя перегружать презентацию лекции текстовыми слайдами – это приводит к простому переписыванию текста и прерывает общение с аудиторией. На слайдах целесообразно использовать сочетание одного управляющего предложения (или фразы) и перечисления в виде отдельных учебных элементов, расположенных вертикально, возможно применение эффекта анимации;
  • время общения с отдаленной аудиторией не должно быть меньше времени общения с базовой аудиторией. Можно периодически переключать микрофон и предоставлять слушателям отдаленной аудитории возможность отвечать самостоятельно;
  • текстовая информация презентации лекции подразумевает лишь тезисы или определения понятий;
  • во время лекции эффективно использовать минипроблемные задачи, состоящие из трех-четырех коротких предложений и двух-трех вопросов. Опрос будет более эффективным, если индивидуально обращаться к конкретным слушателям. Это позволяет активизировать всю группу, а не только нескольких активных участников беседы;
  • при решении задач возможно использование анимации с последовательным высвечиванием терминов или ответов;
  • паузы нужно использовать для комментариев или вопросов;
  • для усвоения более эффективна информация, представленная посредством иллюстраций, фото, диаграмм, алгоритма действий медицинской сестры;
  • весьма эффективна демонстрация учебных фильмов, в т. ч. созданных преподавателями Центра повышения квалификации;
  • пособие управляющего типа с рабочей тетрадью для лекций (кейс-технология) должно содержать иллюстрации всех слайдов лекционной презентации; необходимые информационные материалы в текстовом формате; задания по подготовке к практическим занятиям и тексты задач. Должна быть предусмотрена возможность делать в пособии и рабочей тетради индивидуальные записи и выполнять домашнее задание.

После проведения каждого телекоммуникационного цикла в Центре повышения квалификации проводятся анализ анкетирования слушателей и оценка показателей их успеваемости и качества обучения. По данным опроса, 99% обучающихся удовлетворены качеством проведения циклов, положительно оценивают работу преподавателей, отмечают новизну полученной информации, вносят предложения по улучшению качества презентаций, увеличению количества демонстрационных видеофильмов. Сравнительный анализ процента успеваемости и качества обучения на телекоммуникационных и обычных циклах не выявил снижения этих показателей. Таким образом, дистанционное обучение с использованием телекоммуникационных технологий является эффективным, положительно оценивается слушателями и обладает большим потенциалом развития.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.