text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

О формировании независимой системы оценки качества медицинского обслуживания в Российской Федерации

  • 15 мая 2013
  • 28

Выступая на Всероссийском форуме медицинских работников 13 апреля 2011 г., Председатель Правительства РФ В.В. Путин высказал предложение ежегодно публиковать рейтинги медицинских учреждений и страховых компаний с обязательным учетом оценок пациентов, начав с государственных учреждений здравоохранения, крупных страховых компаний и частных медицинских организаций.

Спустя около года на это предложение отреагировало Минздравсоцразвития России письмом от 14.02.2012 № 14-3/10/2-1243, в котором рекомендовало «органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения начиная с 1 января 2012 г., с учетом мнения пациентов и в соответствии с компетенцией, формировать рейтинги медицинских организаций с использованием методики, разработанной Минздравсоцразвития России и ежегодно до 1 января размещать их на сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ». В письме была приведена указанная методика с показателями оценки деятельности медицинских учреждений и формулами расчета этих показателей.

Внимание! Уже доступны новые образцы! Не забудьте скачать!: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Поскольку указанное письмо исходило от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, его содержание носило т. н. добровольно-принудительный характер для органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Фактически рейтинги медицинских организаций должны были выявить реальные показатели бюджетного здравоохранения регионов и сделать их публичными для общественности, а также в определенной мере характеризовать и деятельность самого органа управления здравоохранением субъекта РФ по руководству региональным здравоохранением, поэтому не приходилось ожидать особого рвения в регионах к быстрейшему появлению на местах рейтингов по методике Минздравсоцразвития России.

В Омской области рейтинг медицинских организаций региона появился 31 декабря 2012 г. на сайте министерства здравоохранения. Рейтинг был составлен медицинским информационно-аналитическим центром по методике из письма Минздравсоцразвития России от 14.02.2012 № 14-3/10/2-1243.

Однако уже в начале текущего года представители регионального министерства здравоохранения объявили, что стоящие во главе рейтинга учреждения не соответствуют критериям лидеров. Например, городская больница № 9 является одной из самых слабо оснащенных больниц, и часто поступают жалобы населения на ее работу. По своей материально-технической базе очень сильно отстает от других больниц и медико-санитарная часть № 5 (Крутая Горка), которая заняла в опубликованном рейтинге 2-е место. Начальник организационно-аналитического отдела регионального министерства здравоохранения Татьяна Равдугина так прокомментировала ситуацию: «Это не рейтинг, а схоластический набор показателей, непрофессионально выдернутых из контекста. Во-вторых, методология, которой пользовались составители рейтинга, не лезет ни в какие рамки. Из контекста общей информации, которая реально дает представление об уровне развития учреждения, уровне медицинской помощи, по наитию были выдернуты отдельные показатели. Например, как можно сравнивать больничную летальность в больнице скорой медицинской помощи № 1, в которую по неотложке поступают тысячи больных, и в медико-санитарной части № 5, которая почти не оказывает неотложную помощь?» Представитель министерства здравоохранения посоветовала горожанам не ориентироваться на данные рейтинга медицинского информационно-аналитического центра. К началу марта текущего года министерство здравоохранения собирается составить и обнародовать «правильный» рейтинг, составленный на основе взвешенного, профессионального подхода. «В нем будет учитываться самый важный компонент – мнение пациентов. Мы будем использовать статистику обращений и жалоб, которая есть в министерстве», – пообещала Т. Равдугина.

Приведенный пример убедительно иллюстрирует те проблемы, которые возникли в результате использования методики формирования рейтингов, предложенной Минздравсоцразвития России, и министерство здравоохранения Омской области вполне обоснованно посчитало, что именно мнение пациентов – основа формирования рейтинга, а статистические данные медицинских организаций должны носить лишь вспомогательный характер. Данный подход, как правильный, был обозначен и политическим руководством страны еще в 2012 г.

После вступления В.В. Путина в должность Президента РФ появился ряд указов, которыми закреплялись приоритетные направления государственной политики, в т. ч. в социальной сфере. Среди них указы Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597).

Из Указа № 597 следовало, что не позднее 10 месяцев с момента его опубликования Правительством РФ должны быть сформированы критерии эффективности бюджетной сферы посредством независимой оценки качества работы организаций и обеспечено введение публичных рейтингов их деятельности. При этом помощниками в формировании независимой оценки качества работы организаций социальной сферы должны были выступить общественные организации, что представляется правильным, т. к. общественные организации объединяют в себе граждан, как непосредственно работающих в социальной сфере, так и получающих социальные услуги. Применительно к медицинской деятельности, это могли быть профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками, общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья.

Во исполнение Указа Президента РФ подготовлен ряд нормативных актов по вопросу формирования независимой системы оценки качества оказания социальных услуг. Среди них Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 (далее – Правила). В постановления Правительства РФ, указано, что данные Правила будет применяться с 1 января 2014 г.

На состоявшемся 27 февраля 2013 г. совещании по вопросу формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, Министр труда и социальной защиты М. Топилин так прокомментировал разработанный нормативный акт:

«Данный документ наделяет полномочиями общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Именно общественные советы, как представители профессиональных сообществ в той или иной сфере, должны определить периодичность опросов населения, потому что все должно происходить через опросы населения, через обратную связь с населением, потому что это именно независимая оценка. Как нам представляется, только они смогут сформировать объективную…  не ту систему оценки, которая у нас установлена в госпрограммах (в госпрограммах установлены те показатели, по которым оценивается отрасль с точки зрения принятия управленческих решений), какова доступность населения к учреждениям культуры, как быстро доезжает машина скорой помощи. В разных программах у нас показатели оценки, как работает отрасль, в принципе есть. Здесь задача была поставлена именно с тем, чтобы общественные советы и представители профессионального сообщества вместе с населением выработали показатели, как население воспринимает эти услуги.

В постановлении мы предусмотрели, что общественные советы направляют эти рекомендации обязательно в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов, и те на основе этих рекомендаций, на основе анализа получаемых рейтингов принимают соответствующие решения, оценивают эту систему.

<...>

Вся работа, связанная с рейтингами, будет строиться на опросах населения по определенным критериям. Критерии тоже заложены в постановлении: это доступность и полнота информации об учреждении, то есть именно раскрытие информации; комфортность условий, в которых гражданин получает оказание услуг; время ожидания в очереди при получении услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждений. Также общественные советы, безусловно, могут устанавливать свои дополнительные показатели, и это будет, как мне представляется, приветствоваться.

Мы планируем в течение этого года осуществлять пилотные проекты в регионах, с тем чтобы до конца года эту систему отработать как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и на уровне субъектов РФ.»

Проведенное совещание в Правительстве РФ и проекты нормативных актов по вопросу формирования независимой системы оценки качества оказания социальных услуг свидетельствуют о том, что:

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством РФ постепенно и неуклонно реализуется;
  • на общественное здравоохранение и медицинские организации будут иметь влияние не только решения органов управления здравоохранением федерального и регионального уровня, но и общественное мнение населения, которое с большой вероятностью станет влиять в т. ч. на стимулирующие выплаты в медицинских организациях;
  • администрации медицинских организаций необходимо работать с общественным мнением, в т. ч. налаживая эффективное взаимодействие с общественными организациями по защите прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • имеется достаточный период времени, чтобы администрация медицинской организации могла дать объективную оценку показателям, изложенным вПравилах, и приняла соответствующие управленческие решения по выявленным показателям с целью их улучшения;
  • администрации медицинской организации потребуется провести разъяснительную работу в коллективе о предстоящих нововведениях законодательства;
  • у заместителя главного врача по лечебной работе появится дополнительный объем работы, т. к. обозначенные в Правилах показатели в той или иной степени пересекаются с его профессиональной деятельностью.

В целом, несмотря на дополнительные факторы, усложняющие осуществление медицинской деятельности, независимая система оценки качества оказания социальных услуг должна мотивировать медицинские организации на повышение качества медицинского обслуживания, что соответствует интересам государства и общества.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.