text
Портал для медицинских работников

О праве граждан на производство независимой военно-врачебной экспертизы

  • 15 октября 2010
  • 53

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее – Основы) граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со ст. 53 Основ и (или) на обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

Статья 51 Основ посвящена военно-врачебной экспертизе. В ней оговорено, что гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 53 Основ. Согласно ст. 53 Основ независимая медицинская экспертиза соответствующего вида (в частности, военно-врачебная) производится по заявлению граждан при их несогласии с заключением медицинской экспертизы.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших военно-врачебную экспертизу (ВВЭ), а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результате независимой экспертизы. При производстве независимой ВВЭ гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению ВВЭ выносится судом.

Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, делегированными ему Основами, постановлением от 28.07.2008 № 574 утвердило Положение о независимой военно-врачебной экспертизе.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Положение определяет порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (далее – заключение ВВК).

Согласно п. 3 Положения независимая ВВЭ производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по ВВЭ и (или) врачебно-летной экспертизе.

Для сокращения эти организации в Положении названы “экспертными учреждениями”, что неверно в принципе и может на практике быть ошибочно истолковано таким образом, что независимая ВВЭ может проводиться только учреждениями, т.е. государственными юридическими лицами, в то время как Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, определяет порядок лицензирования и для негосударственных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. По этой причине при дальнейшем изложении мы отойдем в этой части от терминологии рассматриваемого Положения и вместо слов “экспертное учреждение” используем слова “экспертная организация”.

Независимая ВВЭ предусматривает проведение медицинского обследования и освидетельствования с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, а также определяемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Она производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой ВВЭ, заключаемым между экспертной организацией и гражданином (его законным представителем). Оплата производится в порядке, установленном Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27, и в соответствии с тарифами на оказание медицинских услуг в данной экспертной организации.

Гражданин подает письменное заявление в выбранную им экспертную организацию с указанием причин, послуживших основанием для обращения. К заявлению прилагается заверенная копия заключения ВВК. Если для производства экспертизы необходимы дополнительные медицинские или иные документы, они прилагаются к заявлению (либо указываются организации и их адреса для направления запроса о представлении таких документов).

Активируйте доступ к журналу «Заместитель главного врача» и читайте проверенные экспертами статьи:

Руководитель экспертной организации в пятидневный срок с даты поступления заявления в письменной форме извещает гражданина о дате и времени явки в экспертную организацию для согласования условий договора и состава экспертов. Договором определяются предмет независимой экспертизы, объем лабораторных, диагностических и иных исследований, состав экспертов, при необходимости – проведение дополнительных осмотров врачами-специалистами, перечень необходимых документов, сроки производства экспертизы, условия ее оплаты, права, обязанности и ответственность сторон.

Условия договора, касающиеся видов и объема лабораторных и диагностических исследований, определяются с участием экспертов. Состав экспертов, как указано в Положении, должен соответствовать по врачебным специальностям составу врачей-специалистов, участвовавших в вынесении заключения ВВК.

Эксперты, включенные в состав комиссии, выбирают председателя комиссии, его заместителя, секретаря и эксперта-куратора. Данное решение оформляется протоколом комиссии и подписывается всеми экспертами. Эксперт-куратор организует производство экспертизы, в т.ч. обеспечивает экспертов необходимыми для вынесения заключения документами, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой медицинского обследования гражданина и получением документов, а также обеспечивает подготовку и оформление врачебно-экспертных документов и их представление на комиссию.

В случае если для производства независимой ВВЭ необходимы дополнительные документы, экспертной организацией по решению председателя комиссии направляется соответствующий запрос с одновременным уведомлением об этом гражданина. Организация, получившая такой запрос, должна представить в экспертную организацию оригиналы или заверенные копии указанных в запросе документов. Медицинская карта амбулаторного (стационарного) больного представляется только в подлиннике.

Медицинское обследование начинается с осмотра гражданина экспертом-куратором, который производит соответствующие записи в медицинской карте, заведенной на гражданина в экспертной организации, оформляет гражданину направления на лабораторные и диагностические исследования и на осмотр экспертами. Данные исследований, медосмотров экспертов, в т.ч. с участием иных врачей-специалистов, заключения экспертов отражаются в медицинской документации.

При производстве независимой ВВЭ гражданин (его законный представитель) имеет право:

  • знакомиться с материалами независимой ВВЭ;
  • задавать эксперту вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • письменно отказаться от проведения независимой ВВЭ, медицинского вмешательства, в т.ч. необходимого для проведения экспертизы, лабораторных и диагностических исследований, осмотров врачами-специалистами, что фиксируется в медицинской документации соответствующим врачом-специалистом с приложением письменного заявления гражданина;
  • получать по письменному заявлению копии протоколов заседаний комиссии.

Эксперт вправе:

  • назначать гражданину необходимые исследования и обследования;
  • знакомиться со всеми полученными экспертной организацией документами, относящимися к производству экспертизы;
  • ставить вопросы перед председателем комиссии о необходимости получения дополнительных документов, о проведении не предусмотренных договором дополнительных медицинских обследований или о прекращении проведения экспертизы;
  • оформлять особое мнение в случае несогласия с заключением комиссии.

Эксперт обязан:

  • проводить медосмотр гражданина, исследовать и осуществлять всесторонний объективный анализ представленных на экспертизу документов, в т.ч. результатов исследований и обследований гражданина;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения;
  • соблюдать порядок и сроки проведения экспертизы;
  • обеспечивать сохранность полученных документов, в т.ч. результатов исследований и обследований гражданина, и конфиденциальность сведений, полученных при проведении экспертизы;
  • давать разъяснения по поводу своих назначений и заключения.

Согласно п. 23 Положения в письменном заключении, которое составляется экспертом по результатам медицинского осмотра гражданина, отражаются дата; основания осмотра; данные об эксперте; рассмотренные им документы; вопросы, поставленные перед экспертом в соответствии с заключенным договором, и выводы по ним с обоснованием.

В случае, если в ходе обследования состояние гражданина ухудшилось и врачебно-экспертный исход не может быть определен, а также в случае отказа гражданина от проведения медицинского вмешательства, лабораторных и диагностических исследований, осмотров врачами-специалистами, необходимых для вынесения заключения независимой ВВЭ, эксперт в своем заключении обосновывает вывод о досрочном прекращении производства экспертизы.

По результатам обследования экспертами, изучения медицинских и иных документов эксперт-куратор оформляет и подписывает представление на медицинское освидетельствование гражданина с предварительным заключением независимой ВВЭ и его обоснованием.

Председатель комиссии рассматривает указанное представление, приложенные к нему документы, их комплектность и правильность оформления, а также своевременность и полноту исследований и обследования гражданина и назначает место и время медицинского освидетельствования, о чем эксперт-куратор извещает экспертов и гражданина (его законного представителя).

Медицинское освидетельствование гражданина проводится очно на заседании комиссии, которое ведет ее председатель. При освидетельствовании должно присутствовать не менее 2/3 общего числа экспертов. Эксперт-куратор докладывает о вопросах, поставленных гражданином в заявлении, о результатах обследования и наличии необходимых материалов. Обсуждение результатов освидетельствования и вынесение заключения комиссии осуществляются в отсутствие гражданина.

Заключение комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании экспертов. При равенстве голосов принятым считается заключение, за которое проголосовал председательствующий. Заключение комиссии объявляется гражданину в присутствии всех участвовавших в освидетельствовании экспертов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

В ходе освидетельствования секретарь комиссии ведет протокол, в котором указываются сведения о гражданине, экспертах, вопросы, рассмотренные в ходе заседания, выводы экспертов, особые мнения экспертов (при наличии), перечень рассмотренных в ходе заседания документов и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения.

Протокол освидетельствования и заключение независимой ВВЭ (форма заключения содержится в приложении к Положению) оформляются секретарем комиссии в течение пяти дней с даты объявления гражданину заключения комиссии, подписываются председательствующим и экспертами, участвовавшими в заседании. Если эксперт не согласен с заключением комиссии, он письменно излагает свое особое мнение, которое приобщается к заключению экспертизы.

Один экземпляр заключения (с копиями особого мнения экспертов) выдается гражданину. Второй экземпляр направляется в ВВК, решение которой послужило основанием для обращения гражданина с заявлением о производстве независимой ВВЭ, а при несогласии гражданина с результатами освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, – в военный комиссариат по месту воинского учета гражданина.

Если результаты независимой ВВЭ, проведенной гражданам в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574), и заключение независимой ВВЭ не совпадают с выводами, содержащимися в заключении ВВК, то согласно п. 266 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. приказом Минобороны России от 20.08.2003 № 200, в ред. приказа Минобороны России от 06.08.2009 № 843) эти граждане подлежат контрольному обследованию и повторному освидетельствованию (новому освидетельствованию).

Анализ Положения о независимой военно-врачебной экспертизе свидетельствует, на наш взгляд, о некоторой неопределенности в регулировании ряда основных вопросов (в отношении заявления и договора; состава экспертов; процедуры вынесения заключения; запроса медицинских документов и т.д.).

В отношении заявления и договора.

В соответствии с п. 23 Положения в заключении эксперта должны быть отражены вопросы, поставленные перед экспертом в соответствии с заключенным договором. Согласно п. 29 при медицинском освидетельствовании эксперт-куратор докладывает о вопросах, поставленных гражданином в заявлении.

Обращает на себя внимание, однако, тот факт, что ни п. 11, ни п. 8 Положения, определяющие соответственно содержание договора между гражданином и экспертной организацией и содержание заявления гражданина, не предусматривают постановку в них вопросов перед экспертами, что, безусловно, является упущением авторов Положения.

В отношении состава экспертов.

Согласно Положению состав экспертов определяется договором между гражданином и экспертной организацией (п. 11). В то же время указывается, что состав экспертов должен соответствовать по врачебным специальностям составу врачей-специалистов, участвовавших в вынесении заключения ВВК.

Возникает вопрос: для чего в состав комиссии необходимо включать врачей всех специальностей, в т.ч. тех, которые не являются “профильными” или “смежными” по конкретному делу? Если гражданин не согласен лишь с заключением психиатра, на основании которого и был решен вопрос о годности (негодности) к военной службе, то для чего в осмотрах и освидетельствовании требуется участие других специалистов (хирурга и т.д.)? И при этом гражданин должен сам оплатить услуги этих специалистов.

В комиссию следует включать специалистов, компетентных в той области знаний, которая составляет предмет спора.

В отношении председателя комиссии и куратора.

Согласно Положению эксперты, включенные в состав комиссии, “избирают” председателя комиссии, его заместителя и эксперта-куратора. Критерии такого выбора не определены, хотя вполне очевидно, что и председателем, и куратором должны быть профильные специалисты. Это вытекает из их особых указанных выше функций, от исполнения которых во многом зависят выводы комиссии. Следует также учитывать, что голос председательствующего является решающим при вынесении заключения.

Выборы председателя не вызывали бы сомнений, если бы они имели место среди специалистов одной специальности.

В отношении процедуры вынесения заключения.

По Положению при освидетельствовании гражданина должно присутствовать не менее 2/3 общего числа экспертов. Заключение выносится простым большинством голосов присутствующих на заседании. Данная норма фактически допускает возможность отсутствия при освидетельствовании “профильных” или “смежных” специалистов и возможность принятия окончательного решения “непрофильными” специалистами путем голосования.

Допустить отсутствие на заседании комиссии кого-либо из экспертов (услуги которых, кстати, оплатил гражданин) и тем более – отсутствие трети состава экспертов можно, по нашему мнению, только с согласия гражданина.

В отношении запроса медицинских документов.

Положением установлено, что гражданин в своем заявлении сам указывает организации и их адреса для направления запросов о предоставлении дополнительных медицинских документов. Подразумевается, таким образом, наличие согласия гражданина на запрос этих документов. Вместе с тем в пунктах Положения, предусматривающих направление запросов, не указывается, что они могут быть направлены лишь в те организации, которые перечислены в заявлении. В противном случае потребовалось бы согласие гражданина.

В Положении не оговорены требования к форме запроса, что может повлечь нарушение закона. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается в целях проведения ВВЭ в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 21.12.2005 № 170-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ). Это правило не может распространяться на проведение независимой ВВЭ. Такие случаи должны охватываться ч. 3 ст. 61 Основ, предусматривающей согласие гражданина на передачу этих сведений в интересах его обследования.

Медицинской организации, получившей запрос от экспертной организации, необходимо, следовательно, удостовериться в том, что этот запрос осуществляется с согласия гражданина. То, что такое согласие имеется, должно следовать из текста запроса.

Среди прав гражданина при производстве независимой ВВЭ, таких как право отказаться от медицинского вмешательства, от диагностических исследований, осмотров специалистами (п. 13), по непонятной причине отсутствует право на отказ от запроса медицинских и иных документов. Подобный отказ на практике может иметь место. Наряду с другими “отказами”, перечисленными в п. 25, он тоже мог бы служить основанием для прекращения производства независимой ВВЭ.

В отношении заключения эксперта.

В п. 23 Положения определена структура заключения эксперта по результатам медицинского осмотра гражданина. В нем должны быть отражены: дата, основание осмотра, данные об эксперте, рассмотренные им документы, вопросы, поставленные перед экспертом, и выводы по ним с обоснованием.

Такая структура, однако, не предусматривает содержательной части – описания самого осмотра и его результатов. Создается впечатление, что речь идет о заочной экспертизе, при которой выводы делаются лишь по результатам рассмотрения документов.

Кроме того, некорректно, на наш взгляд, говорить о “выводах” по “поставленным вопросам”. Выводы должны быть сделаны по результатам осмотра, исследования, в т.ч. документов, а на вопросы следует давать ответы (а не делать по ним выводы).

Таким образом, право граждан на независимую военно-врачебную экспертизу, предусмотренное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан еще в 1993 г., получило реальное воплощение только в 2008 г., когда Правительство Российской Федерации постановлением от 28.07.2008 № 574 утвердило Положение о независимой военно-врачебной экспертизе.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.