text
Портал для медицинских работников

Доступность высокотехнологичной помощи

  • 15 октября 2010
  • 13

Внедрение в начале 60-х гг. прошлого века методов хирургического лечения сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) привело к значительным изменениям в организации медицинской помощи; увеличилась продолжительность и повысилось качество жизни пациентов [1, 2, 3].

В России большинство видов хирургического и интервенционного лечения ССЗ относятся к высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Обеспечение населения Российской Федерации ВМП – одно из основных направлений приоритетного национального проекта “Здоровье”. За последние пять лет объемы ВМП значительно возросли, увеличилось число медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на ВМП. Постоянный мониторинг позволяет оценивать доступность ВМП для населения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В ноябре-декабре 2009 г. в НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН было проведено анкетирование пациентов с целью изучить доступность хирургической помощи при ССЗ и определить факторы, препятствующие получению такой помощи. Среди 262 опрошенных более половины были жителями г. Москвы (43%) и Московской области (21%). Остальные 36% опрошенных – представители более чем 20 регионов России. Опрашиваемые пациенты были либо направлены на консультацию органами управления здравоохранения либо обратились за медицинской помощью в НЦССХ им. А.Н. Бакулева самостоятельно.

Наибольшее число респондентов было в возрасте от 19 до 60 лет (48% опрошенных), респонденты в возрасте старше 60-ти лет составили 11%. Часть респондентов – родители детей, направленных органами управления здравоохранением субъектов РФ на консультацию в поликлинику НЦССХ им А.Н. Бакулева, или родители, которые самостоятельно обратились в Центр с целью уточнить, имеется ли у ребенка порок сердца. Респонденты с детьми в возрасте до года составили 3,5% опрошенных, с детьми от одного года до трех лет – около 8%, с детьми и подростками от трех до 18-ти лет – около 30%; 24% опрошенных имеют инвалидность, из них 4% получают пособие по инвалидности.

Около 70% респондентов знают о наличии у них сердечно-сосудистого заболевания уже более года (из них 60% знают о наличии заболевания с детства). 30% респондентов узнали о заболевании в течение года (из них 6% – в течение текущего месяца). Более 60% респондентов работают (41,8%) либо учатся (26,1%); 27,8% респондентов находятся на содержании у родственников (это дети дошкольного возраста либо пожилые люди), 4,3% живут на социальные пособия.

69% опрошенных ранее уже были проконсультированы и/или пролечены в НЦССХ, часть из повторно консультируемых (35%) были ранее оперированы в НЦССХ им. А. Н. Бакулева. В момент опроса пациенты обращались (были направлены из субъекта РФ) для плановой оценки своего состояния либо с целью коррекции послеоперационного лечения. Доля пациентов, обратившихся с целью госпитализации для хирургического лечения, составила 24%.

Среди причин обращений в консультативное отделение НЦССХ им. А.Н. Бакулева преобладают проблемы диагностики заболевания и тактики консервативного ведения пациентов. Это, вероятно, связано с предпочтениями пациентов наблюдаться в ведущих крупных клиниках страны. В то же время нельзя исключить, что такая структура причин обращения обусловлена тем, что врачи первичного звена плохо владеют вопросами отбора пациентов на хирургическое лечение и тактики послеоперационного ведения, особенно редкой патологии.

190 опрошенных (72,5%) были направлены в наш Центр органами управления здравоохранением субъектов РФ, остальные 72 пациента обратились за медицинской помощью самостоятельно (без направления). Среди тех, кто был направлен на консультацию органами управления здравоохранением субъектов РФ, 86% не испытывали никаких трудностей с получением направления в Центр; 6,3% жаловались на то, что им не давали направление; 1,6% пациентов указали в качестве проблемы получения направления на консультацию отсутствие должной квалификации врача первичного звена; остальные на вопрос не ответили.

Достаточно много пациентов получили квоты на лечение в течение нескольких дней, что было связано с необходимостью неотложного лечения. В такой ситуации и органы управления здравоохранением субъектов РФ, и принимающее медицинское учреждение действуют достаточно оперативно.

Приблизительно одинаковое число ответов было получено на вопрос о длительности ожидания операции – от момента решения вопроса о необходимости операции до госпитализации (46% пациентов ожидали до четырех недель, 54% – свыше четырех недель).

В ряде зарубежных источников указывается на аналогичные сроки ожидания хирургического лечения в странах Европы. Длительность ожидания более четырех недель не является однозначным критерием неадекватной организацию медицинской помощи. Причины могут быть такими: необходимость дообследования и/или подготовки к операции по месту жительства (компенсация и лечение сопутствующих заболеваний или осложнений болезни), существование листа ожидания на плановые операции.

77% респондентов ответили, что их устроило время ожидания операции; 23% считали, что время ожидания квоты для проведения хирургического лечения слишком велико. В качестве причин длительного ожидания квоты пациенты отметили отсутствие в органе управления здравоохранением субъекта РФ квоты на лечение; отсутствие мест в НЦССХ; состояние здоровья (наличие сопутствующих заболеваний, из-за которых госпитализация была отложена); семейные обстоятельства; время, которое потребовалось для решения врачами вопроса о состоянии пациента (операбельный/неоперабельный). Респонденты не связывают длительность ожидания с отсутствием средств на поездку.

На вопрос о том, что может ускорить процесс получения квоты на лечение в федеральное медицинское учреждение, респонденты отвечали следующим образом: 54% уверены, что пациент не может повлиять на процесс получения квот, 14,8% считают, что ускорить процесс могут “неформальные” платежи пациентов, 12,3% – уменьшение бумажной волокиты (необходимости сбора большого количества справок), 9% – “наличие связей”, 7,4% – медицинские показания (тяжесть заболевания) и 2,5% – социальный статус пациента.

При ответе на вопрос о том, где бы пациент предпочел наблюдаться после операции – в НЦССХ им А.Н Бакулева или по месту жительства, 93% респондентов ответили, что предпочли бы наблюдаться в НЦССХ им А.Н Бакулева. Всего для 3,5% опрошенных место дальнейшего наблюдения не имело значения.

Заключительный вопрос исследования – вопрос о препятствиях, с которыми сталкивается человек при получении медицинской (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи. При ответе на данный вопрос респонденты отмечали сложности при получении медицинской помощи в целом, а не только ВМП.

Около 40% пациентов отметили отсутствие проблем при получении медицинской помощи на различных этапах (диагностика на уровне первичного звена – получение квоты на оказание ВМП – консультация в федеральном медицинском учреждении). Почти каждый десятый пациент субъективно оценивал компетентность врачей (недостаточные знания, “боятся брать на себя ответственность”). На финансовые проблемы в процессе оказания медицинской помощи указала почти треть пациентов (низкий уровень дохода пациента – препятствие для направления его в федеральную клинику – 12,6%; необходимость приобретения из личных средств необходимых дорогостоящих лекарств и расходных материалов – 22,3%). Проблемы с территориальной доступностью ВМП отметили 9,8% пациентов; около 9% пациентов не ответили на данный вопрос.

Полученные нами данные о проблемах оказания дорогостоящих видов помощи тесно связаны с результатами других исследований: выбор метода лечения зависит от системы организации помощи; в странах с высоким уровнем социальной защиты населения и высоким уровнем финансирования государственных клиник помощь доступнее.

Так, например, в ЮАР более 70% кардиологов и кардиохирургов работают в частных медицинских организациях; 80% пациентов с пороками клапанов сердца не могут позволить себе лечиться в частных клиниках. P.J. Commerford [5] отмечает, что значительная стоимость оперативного лечения, а также реформы системы здравоохранения, направленные на развитие частных клиник, привели к тому, что число оперируемых пациентов в ЮАР в последние годы уменьшилось наполовину.

В Швеции хирургическую помощь при ССЗ оказывают в семи университетских центрах, за которыми закреплены определенные районы страны; в стране нет частных клиник для оказания помощи пациентам с ССЗ. По мнению P.S. Mykén [7], основное преимущество такой медицины в том, что известны все врачи, оказывающие помощь, каждый кардиолог может связаться с сотрудниками университетской клиники и получить консультативную помощь в каждом конкретном случае; известны также все пациенты, нуждающиеся в помощи.

В Германии ежегодно выполняется 8 тыс. имплантаций искусственных механических клапанов сердца, и принятие решения о выборе клапана основано преимущественно на бюджете клиники; выбор метода зависит от финансового положения клиники на момент выполнения операций [4].

В крупном исследовании “Euro Heart Survey on VHD”, проведенном в 26 странах Европы [6], выявлено, что на момент обследования 85,6% пациентов находились в “очереди листа ожидания”, средняя продолжительность ожидания операции составила 8 ± 4 недели, максимум 24 недели. Среди оперированных вмешательства выполнены в плановом порядке “по очереди” у 73,0% пациентов, срочно – у 25,0 % (во время текущей госпитализации) и экстренно – у 2,0% (в пределах 24 ч после поступления в больницу).

Причины невыполнения вмешательства у 18,4% пациентов – заболевание в терминальной стадии; 55,3% пациентов имеют противопоказания для хирургического лечения (пожилой возраст – 27,6%, короткая ожидаемая продолжительность жизни после операции – 19,3%).

В исследовании Prospective Registry Evaluating Myocardial Infarction: Event and Recovery (PREMIER), в котором участвовало 2498 пациентов, госпитализированных по поводу острого коронарного синдрома в 19 клиник США с 1 января 2003 г. по 28 июня 2004 г., выявлены проблемы в доступности медицинской помощи, связанные с финансовыми барьерами [8]. В результате анкетирования 18,1% пациентов сообщили, что имели “финансовые барьеры” при получении медицинской помощи, у 12,9% были финансовые проблемы, связанные с приобретением медикаментов; в 9,6% случаев отмечено и то и другое. Наиболее часто имелись финансовые проблемы у лиц старше 65 лет, у женщин, у афроамериканцев, американцев мексиканского и индейского происхождения. Среди тех, кто указал на финансовые проблемы при получении помощи, 68,9% не имели страховки и у них чаще были сопутствующие заболевания. В этой группе пациентов была отмечена также более редкая частота применения таких дорогостоящих методов лечения, как аорто-коронарное шунтирование и стентирование коронарных артерий.

Таким образом, результаты нашего исследования, а также данные международных исследований свидетельствуют о наличии сходных проблем в организации дорогостоящих видов медицинской помощи. В современном мире существенное значение имеют организационные и финансовые, социальные и психологические проблемы. Решение ряда вопросов требует консенсуса между специалистами разного профиля в создании регламентированных принципов отбора на лечение хирургическими методами, в выборе тактики ведения пациентов. Полученные данные выявили дальнейшую перспективу и направление исследования. Логичным является дальнейшее более детальное исследование мнений пациентов по поводу существующих препятствий к получению хирургической помощи и оформлению квот.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.