text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Доступность высокотехнологичной помощи

  • 15 октября 2010
  • 13

Внедрение в начале 60-х гг. прошлого века методов хирургического лечения сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) привело к значительным изменениям в организации медицинской помощи; увеличилась продолжительность и повысилось качество жизни пациентов [1, 2, 3].

В России большинство видов хирургического и интервенционного лечения ССЗ относятся к высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Обеспечение населения Российской Федерации ВМП – одно из основных направлений приоритетного национального проекта “Здоровье”. За последние пять лет объемы ВМП значительно возросли, увеличилось число медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на ВМП. Постоянный мониторинг позволяет оценивать доступность ВМП для населения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В ноябре-декабре 2009 г. в НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН было проведено анкетирование пациентов с целью изучить доступность хирургической помощи при ССЗ и определить факторы, препятствующие получению такой помощи. Среди 262 опрошенных более половины были жителями г. Москвы (43%) и Московской области (21%). Остальные 36% опрошенных – представители более чем 20 регионов России. Опрашиваемые пациенты были либо направлены на консультацию органами управления здравоохранения либо обратились за медицинской помощью в НЦССХ им. А.Н. Бакулева самостоятельно.

Наибольшее число респондентов было в возрасте от 19 до 60 лет (48% опрошенных), респонденты в возрасте старше 60-ти лет составили 11%. Часть респондентов – родители детей, направленных органами управления здравоохранением субъектов РФ на консультацию в поликлинику НЦССХ им А.Н. Бакулева, или родители, которые самостоятельно обратились в Центр с целью уточнить, имеется ли у ребенка порок сердца. Респонденты с детьми в возрасте до года составили 3,5% опрошенных, с детьми от одного года до трех лет – около 8%, с детьми и подростками от трех до 18-ти лет – около 30%; 24% опрошенных имеют инвалидность, из них 4% получают пособие по инвалидности.

Около 70% респондентов знают о наличии у них сердечно-сосудистого заболевания уже более года (из них 60% знают о наличии заболевания с детства). 30% респондентов узнали о заболевании в течение года (из них 6% – в течение текущего месяца). Более 60% респондентов работают (41,8%) либо учатся (26,1%); 27,8% респондентов находятся на содержании у родственников (это дети дошкольного возраста либо пожилые люди), 4,3% живут на социальные пособия.

69% опрошенных ранее уже были проконсультированы и/или пролечены в НЦССХ, часть из повторно консультируемых (35%) были ранее оперированы в НЦССХ им. А. Н. Бакулева. В момент опроса пациенты обращались (были направлены из субъекта РФ) для плановой оценки своего состояния либо с целью коррекции послеоперационного лечения. Доля пациентов, обратившихся с целью госпитализации для хирургического лечения, составила 24%.

Среди причин обращений в консультативное отделение НЦССХ им. А.Н. Бакулева преобладают проблемы диагностики заболевания и тактики консервативного ведения пациентов. Это, вероятно, связано с предпочтениями пациентов наблюдаться в ведущих крупных клиниках страны. В то же время нельзя исключить, что такая структура причин обращения обусловлена тем, что врачи первичного звена плохо владеют вопросами отбора пациентов на хирургическое лечение и тактики послеоперационного ведения, особенно редкой патологии.

190 опрошенных (72,5%) были направлены в наш Центр органами управления здравоохранением субъектов РФ, остальные 72 пациента обратились за медицинской помощью самостоятельно (без направления). Среди тех, кто был направлен на консультацию органами управления здравоохранением субъектов РФ, 86% не испытывали никаких трудностей с получением направления в Центр; 6,3% жаловались на то, что им не давали направление; 1,6% пациентов указали в качестве проблемы получения направления на консультацию отсутствие должной квалификации врача первичного звена; остальные на вопрос не ответили.

Достаточно много пациентов получили квоты на лечение в течение нескольких дней, что было связано с необходимостью неотложного лечения. В такой ситуации и органы управления здравоохранением субъектов РФ, и принимающее медицинское учреждение действуют достаточно оперативно.

Приблизительно одинаковое число ответов было получено на вопрос о длительности ожидания операции – от момента решения вопроса о необходимости операции до госпитализации (46% пациентов ожидали до четырех недель, 54% – свыше четырех недель).

В ряде зарубежных источников указывается на аналогичные сроки ожидания хирургического лечения в странах Европы. Длительность ожидания более четырех недель не является однозначным критерием неадекватной организацию медицинской помощи. Причины могут быть такими: необходимость дообследования и/или подготовки к операции по месту жительства (компенсация и лечение сопутствующих заболеваний или осложнений болезни), существование листа ожидания на плановые операции.

77% респондентов ответили, что их устроило время ожидания операции; 23% считали, что время ожидания квоты для проведения хирургического лечения слишком велико. В качестве причин длительного ожидания квоты пациенты отметили отсутствие в органе управления здравоохранением субъекта РФ квоты на лечение; отсутствие мест в НЦССХ; состояние здоровья (наличие сопутствующих заболеваний, из-за которых госпитализация была отложена); семейные обстоятельства; время, которое потребовалось для решения врачами вопроса о состоянии пациента (операбельный/неоперабельный). Респонденты не связывают длительность ожидания с отсутствием средств на поездку.

На вопрос о том, что может ускорить процесс получения квоты на лечение в федеральное медицинское учреждение, респонденты отвечали следующим образом: 54% уверены, что пациент не может повлиять на процесс получения квот, 14,8% считают, что ускорить процесс могут “неформальные” платежи пациентов, 12,3% – уменьшение бумажной волокиты (необходимости сбора большого количества справок), 9% – “наличие связей”, 7,4% – медицинские показания (тяжесть заболевания) и 2,5% – социальный статус пациента.

При ответе на вопрос о том, где бы пациент предпочел наблюдаться после операции – в НЦССХ им А.Н Бакулева или по месту жительства, 93% респондентов ответили, что предпочли бы наблюдаться в НЦССХ им А.Н Бакулева. Всего для 3,5% опрошенных место дальнейшего наблюдения не имело значения.

Заключительный вопрос исследования – вопрос о препятствиях, с которыми сталкивается человек при получении медицинской (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи. При ответе на данный вопрос респонденты отмечали сложности при получении медицинской помощи в целом, а не только ВМП.

Около 40% пациентов отметили отсутствие проблем при получении медицинской помощи на различных этапах (диагностика на уровне первичного звена – получение квоты на оказание ВМП – консультация в федеральном медицинском учреждении). Почти каждый десятый пациент субъективно оценивал компетентность врачей (недостаточные знания, “боятся брать на себя ответственность”). На финансовые проблемы в процессе оказания медицинской помощи указала почти треть пациентов (низкий уровень дохода пациента – препятствие для направления его в федеральную клинику – 12,6%; необходимость приобретения из личных средств необходимых дорогостоящих лекарств и расходных материалов – 22,3%). Проблемы с территориальной доступностью ВМП отметили 9,8% пациентов; около 9% пациентов не ответили на данный вопрос.

Полученные нами данные о проблемах оказания дорогостоящих видов помощи тесно связаны с результатами других исследований: выбор метода лечения зависит от системы организации помощи; в странах с высоким уровнем социальной защиты населения и высоким уровнем финансирования государственных клиник помощь доступнее.

Так, например, в ЮАР более 70% кардиологов и кардиохирургов работают в частных медицинских организациях; 80% пациентов с пороками клапанов сердца не могут позволить себе лечиться в частных клиниках. P.J. Commerford [5] отмечает, что значительная стоимость оперативного лечения, а также реформы системы здравоохранения, направленные на развитие частных клиник, привели к тому, что число оперируемых пациентов в ЮАР в последние годы уменьшилось наполовину.

В Швеции хирургическую помощь при ССЗ оказывают в семи университетских центрах, за которыми закреплены определенные районы страны; в стране нет частных клиник для оказания помощи пациентам с ССЗ. По мнению P.S. Mykén [7], основное преимущество такой медицины в том, что известны все врачи, оказывающие помощь, каждый кардиолог может связаться с сотрудниками университетской клиники и получить консультативную помощь в каждом конкретном случае; известны также все пациенты, нуждающиеся в помощи.

В Германии ежегодно выполняется 8 тыс. имплантаций искусственных механических клапанов сердца, и принятие решения о выборе клапана основано преимущественно на бюджете клиники; выбор метода зависит от финансового положения клиники на момент выполнения операций [4].

В крупном исследовании “Euro Heart Survey on VHD”, проведенном в 26 странах Европы [6], выявлено, что на момент обследования 85,6% пациентов находились в “очереди листа ожидания”, средняя продолжительность ожидания операции составила 8 ± 4 недели, максимум 24 недели. Среди оперированных вмешательства выполнены в плановом порядке “по очереди” у 73,0% пациентов, срочно – у 25,0 % (во время текущей госпитализации) и экстренно – у 2,0% (в пределах 24 ч после поступления в больницу).

Причины невыполнения вмешательства у 18,4% пациентов – заболевание в терминальной стадии; 55,3% пациентов имеют противопоказания для хирургического лечения (пожилой возраст – 27,6%, короткая ожидаемая продолжительность жизни после операции – 19,3%).

В исследовании Prospective Registry Evaluating Myocardial Infarction: Event and Recovery (PREMIER), в котором участвовало 2498 пациентов, госпитализированных по поводу острого коронарного синдрома в 19 клиник США с 1 января 2003 г. по 28 июня 2004 г., выявлены проблемы в доступности медицинской помощи, связанные с финансовыми барьерами [8]. В результате анкетирования 18,1% пациентов сообщили, что имели “финансовые барьеры” при получении медицинской помощи, у 12,9% были финансовые проблемы, связанные с приобретением медикаментов; в 9,6% случаев отмечено и то и другое. Наиболее часто имелись финансовые проблемы у лиц старше 65 лет, у женщин, у афроамериканцев, американцев мексиканского и индейского происхождения. Среди тех, кто указал на финансовые проблемы при получении помощи, 68,9% не имели страховки и у них чаще были сопутствующие заболевания. В этой группе пациентов была отмечена также более редкая частота применения таких дорогостоящих методов лечения, как аорто-коронарное шунтирование и стентирование коронарных артерий.

Таким образом, результаты нашего исследования, а также данные международных исследований свидетельствуют о наличии сходных проблем в организации дорогостоящих видов медицинской помощи. В современном мире существенное значение имеют организационные и финансовые, социальные и психологические проблемы. Решение ряда вопросов требует консенсуса между специалистами разного профиля в создании регламентированных принципов отбора на лечение хирургическими методами, в выборе тактики ведения пациентов. Полученные данные выявили дальнейшую перспективу и направление исследования. Логичным является дальнейшее более детальное исследование мнений пациентов по поводу существующих препятствий к получению хирургической помощи и оформлению квот.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.