text
Портал для медицинских работников

Творческие задачи как средство формирования профессиональных компетенций

  • 15 июля 2011
  • 34

О КОЛЛЕДЖЕ

ГАОУ СПО РБ “Туймазинский медицинский колледж” был основан как Туймазинское медицинское училище в 1962 г. по приказу министра здравоохранения Башкирской АССР, а в 2009 г. одним из первых в республике стал автономным образовательным учреждением. Колледж проводит подготовку по специальностям “лечебное дело” (повышенный уровень образования), “акушерское дело” (базовый уровень образования), “сестринское дело” (повышенный и базовый уровни образования). Почти за пятьдесят лет своей работы колледж подготовил более 7 тыс. специалистов. Он является республиканским педагогическим информационно-обучающим центром по дисциплинам “Основы сестринского дела” и “Психология”, “Основы латинского языка”, центром волонтерского движения города Туймазы по пропаганде здорового образа жизни, инициатором городского движения “Милосердие”. Преподаватели и студенты собирают средства, готовят выступления, театрализованные представления для детей инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагоги систематично повышают свой профессиональный уровень, как на рабочих местах, так и в специализированных учреждениях.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

ЗАДАЧИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

С 2008 г. в программу перспективного развития колледжа включены следующие задачи:

  • организация учебного процесса на основе модульно–компетентностного подхода;
  • расширение сферы волонтерской деятельности студентов;
  • обеспечение роста уровня профессиональной компетентности педагога, обеспечение подготовки педагогических кадров к реализации инновационных образовательных программ и педагогических технологий, в т. ч. информационных;
  • совершенствование качества подготовки студентов и методов контроля полученных компетенций;
  • обобщение опыта педагогов, внедряющих активные методы и технологии организации и освоения учебного материала;
  • формирование здоровьесберегающего поведения у студентов и преподавателей;
  • методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
  • создание информационно-методической базы по дисциплинам, т. е. разработка методических пособий по каждому разделу изучаемых дисциплин, контрольно-измерительного материала на электронных носителях, доступ к которым может иметь каждый студент в библиотеке колледжа.

Для достижения поставленных задач в колледже введены учебные дисциплины по выбору студентов: биомедицинская этика, поликлиническое дело, профилактическая медицина, нетрадиционные методы лечения и рефлексотерапия и др. Их изучение наряду с клиническими и общемедицинскими дисциплинами способствует развитию таких общечеловеческих качеств, как милосердие, гуманность, эмпатия, и формированию у студентов навыков здровьесберегающего поведения, а также компетенций, позволяющих будущим специалистам работать со здоровым населением, проводить профилактику заболеваний и реабилитацию.

Преподаватели колледжа используют наряду с традиционными семинарскими занятиями такие методы обучения, как деловые игры, “мозговая атака”, “кейс-стади” (от англ. case – случай и study – изучать; буквально – анализ конкретных ситуаций), проектирование, мастер-классы и др. В методическом кабинете и библиотеке колледжа создан и постоянно пополняется банк методических разработок для преподавателей и пособий для студентов, что обеспечивает возможность непрерывно повышать квалификацию педагогов на рабочих местах.

Не секрет, что многим педагогам необходимо дополнительное изучение компьютерных технологий. В колледже практикуется систематическое проведение обучающих семинаров, мастер-классов для преподавателей по возможностям применения информационных технологий в образовательном процессе. В декабре 2010 г. прошел республиканский мастер-класс преподавателей СПО Минздрава Республики Башкортостан “Инновационные технологии преподавания”, в котором приняли участие преподаватели, методисты, заместители директоров по учебной работе медицинских колледжей республики. Преподаватели каждого колледжа представили уроки по различным дисциплинам с применением инновационных технологий и средств обучения. Туймазинский медицинский колледж продемонстрировал методику применения метода “ кейс-стади” при изучении раздела “Безопасная больничная среда” дисциплины “Основы сестринского дела”. Итогом работы мастер-класса стало создание республиканского банка материалов, методических разработок, видеоматериалов, мультимедиа, не говоря о том наглядном опыте который приобрели педагоги.

НАУЧНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ

Студенты колледжа под руководством преподавателей активно участвуют в научно-исследовательской работе по актуальным вопросам здравоохранения. С этой целью под руководством преподавателей учащиеся разрабатывают планы работ Школ для пациентов по различным актуальным проблемам сохранения и поддержания здоровья населения. Планы рассматриваются на предметно-цикловой комиссии, утверждаются заместителем директора по учебной работе и согласовываются с заведующими отделений и старшими медицинскими сестрами ЛПУ, сотрудничающих с колледжем.

Студенты под руководством преподавателей, старших и участковых медицинских сестер в поликлиниках и стационарах организуют беседы, готовят информационный материал, санитарные бюллетени, проводят занятия: учат измерять артериальное давление, пульс, проводить самоконтроль и вести дневник самоконтроля. Тематика определяется совместно с представителями практического здравоохранения, например: “Здоровые суставы”, “Школа диабета”, “Здоровая старость”, “Здоровые сосуды”, “Стома – не приговор” и др.

Особое внимание уделяется организации научно-исследовательской деятельности студентов. Для преподавателей подготовлены методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов, внеаудиторной самостоятельной работы. Научно-исследовательские работы студентов неоднократно занимали призовые места на научно-практических конференциях городского, республиканского и всероссийского уровней. Тематика работ различна, но особое внимание уделяется исследованиям о роли медицинской сестры по поддержанию и сохранению здоровья населения на оптимальном уровне.

В колледже разработана и внедрена программа “Сделай правильный выбор и будь счастлив”, основным содержанием которой является формирование здорового образа жизни, личностных ресурсов и навыков, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами. В рамках программы действует информационно-методический центр “Шанс” по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде города Туймазы и Туймазинского района. В основе его деятельности лежат создание и поддержка молодежного волонтерского движения в колледже, активизация профилактической работы по пропаганде социально положительного поведения, здорового образа жизни в среде сверстников.

Основные задачи центра “Шанс”:

  • формирование социально положительного поведения и навыков здорового образа жизни среди подростков города и района;
  • создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления наркотиков в подростковой среде;
  • организация досуговой деятельности как одного из направлений профилактики употребления наркотиков;
  • организация и проведение для подростков учебных курсов, направленных на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни; работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров; создание условий для самореализации подростков и повышение их социальной активности.

Педагогами в 2002 г. разработана программа волонтерского движения, ориентированная на школьников и студентов города. Цель программы – предоставление молодежи и подросткам объективной медицинской информации о действии различных химических веществ на организм; формирование негативного отношения к алкоголю, наркотикам, табакокурению среди общественности; формирование здорового образа жизни подростка и его семьи на основе повышения уровня знаний о своем здоровье. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение всего года. Ежегодно на обучающие семинары приходит примерно по 5–6 новых слушателей от каждого учебного заведения, участвующего в программе. В колледже на начальном этапе под руководством педагогов волонтеры получают специальные знания и обучаются методам проведения занятий среди подростков, таким как групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссия, “мозговой штурм”, беседа, лекция, ролевая игра, психогимнастика, круглый стол, совещание и др. Следующим этапом подготовки волонтеров становится их работа в школах города и района.

Волонтерские группы вместе с руководителями посетили учебные заведения, где в игровой форме, используя театрализованные представления, рассказывали о наркотиках, их действии на организм. Ребята проводили дискуссии, тренинги, “круглые столы”. Одновременно велась исследовательская работа. Участники волонтерского движения выявляли наиболее актуальные для подростков проблемы; при необходимости проводили индивидуальные беседы. Ребята постоянно расширяют круг своих познаний, изучают дополнительную литературу, участвуют в слетах, семинарах, конференциях городского, регионального и республиканского значений. На базе колледжа проведен мастер-класс для заместителей директоров по воспитательной работе учебных заведений города Туймазы и Туймазинского района, где продемонстрированы современные методы работы с молодежью. Подобный мастер-класс организован для лидеров молодежных движений учебных заведений города и района. Также проведен слет лидеров молодежных движений, председателей студенческих советов медицинских колледжей республики Башкортостан и учебных заведений города Туймазы.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Сегодня на всех уровнях образования во всех образовательных системах наблюдается всплеск инновационной активности: разрабатываются новые учебные модули, внедряются перспективные педагогические технологии. В процессе обучения в учреждениях среднего медицинского образования должна быть реализована идея формирования у будущих медицинских работников умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на уровне творчества.

Роль творческих учебных задач в образовательном процессе

Построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника и есть тот механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики. Основная проблема состоит в отсутствии у выпускников не знаний или навыков, а умений выполнять их в совокупности в рамках профессиональной деятельности. Например, каждый студент может хорошо выполнить инъекцию, обработать инструменты и прочее, но сталкивается с трудностями при работе в процедурном кабинете, выполняя профессиональные обязанности процедурной медицинской сестры в полном объеме. Для решения этой проблемы необходимы инновационные подходы в планировании образовательной среды.

Для развития творческого потенциала, мобильности выпускников, т. е. их готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, приобретению навыков работы в изменяющихся условиях, умению применять имеющие знания в нестандартной обстановке необходима система таких профессиональных учебных задач, решение которых требует от студентов интеграции знаний из различных образовательных областей, конструирование новых способов аргументации. Творческие учебные задачи в общемедицинских и клинических предметах предполагают не только описание симптомов, но и учет в работе особенностей характера пациента, его возраста, пола, особенностей психики и другие данные.

Чтобы решать подобные задачи, надо уметь:

  • самостоятельно совершать рациональные операции, мыслить в соответствии с представленными условиями ситуации;
  • делать самостоятельные выводы о достаточности или недостаточности имеющихся условий для решения проблемы;
  • профессионально, быстро, рационально трактовать добытую информацию;
  • формулировать проблему в виде квалифицированного профессионального заключения.

Классификация учебных задач

В ходе работы профессиональные учебные задачи были сгруппированы по уровням: задачи низкого, среднего и высокого уровня.

Профессиональные учебные задачи низкого творческого уровня (репродуктивные) имеют цель – сформировать знания, передаваемые в готовом виде: факты, оценки ситуации, законы, принципы, алгоритмы действий в типичных ситуациях. Такие задачи и задания ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, позволяют получить и закрепить базовые знания по дисциплине, подготовиться к решению задач среднего уровня. В то же время такие репродуктивные задачи ориентированы на среднего обучающегося и не способствуют индивидуализации обучения, а лишь в минимальной степени помогают развитию инициативы и творческой активности студентов.

Пример

Пациент К, во время введения в процедурном кабинете противостолбнячной сыворотки покраснел, у него началось удушье, сердцебиение, случилась потеря сознания.

Задание: оценить ситуацию, составить алгоритм действий медицинской сестры.

Профессиональные учебные задачи и задания среднего уровня (с элементами творческой деятельности) выполняются после решения задач репродуктивного характера. На занятиях студенты активно обсуждают условия задачи и ситуации, задают вопросы, дискутируют. Студенты должны определить проблему, выделить исходные и недостаточные данные, т. е. понять, какая информация в задаче необходима для ее выполнения, каких данных недостает, как и где их можно получить, какая информация является лишней. Подобные задания развивают клиническое мышление, способность анализировать и синтезировать информацию.

Пример

Леонидов И.К., 38 лет, по профессии – педагог. Поступил в стационар вчера с приступом сильной боли в сердце. Боль была жгучей, отдавала в левую лопатку. Такой приступ у него случился впервые. В данный момент пациент жалуется на слабость, апатию, испытывает дискомфорт из-за того, что причиняет неудобство родственникам и персоналу больницы, т. к. находится на постельном режиме.

При обследовании медицинская сестра выявила следующее: АД – 125/80 мм. рт. ст., пульс – 82 удара в мин, рост – 164 см, температура тела – 37,5 градусов. На данный момент больной не жалуется на боли в сердце, его настроение понижено, аппетит отсутствует, мочеиспускание в норме, стул последний раз был два дня назад.

Врачебный диагноз: ишемическая болезнь сердца. Острый инфаркт миокарда.

Задание: осуществить этапы сестринского процесса.

Профессиональные учебные задачи и задания высокого уровня (творческие) развивают творческое и логическое мышление. Самостоятельно добытые знания более прочны и ценны для студента. Задания высокого уровня позволяют приблизить учебную ситуацию максимально близко к будущей профессиональной деятельности, что повышает эффективность учебной деятельности.

Студентам предлагают следующие виды творческих профессиональных учебных задач:

► задачи с неопределенными условиями, т. е. требующие поиска необходимой информации;

Пример

1. Вы участковая медицинская сестра. Посещая пациента, имеющего илеостому, вы заметили шелушение кожи, пациент пожаловался на ломкость ногтей, выпадение волос. Подобные жалобы он предъявляет впервые.

Задание: разработать план сестринских вмешательств по решению данной проблемы, предположить причину происходящих изменений в состоянии пациента.

2 Известно, что в первый период лихорадки теплопродукция преобладает над теплоотдачей.

Задание: на основе знаний по анатомии и физиологии описать возможные симптомы, которые могут возникнуть у пациента, и составить план сестринских вмешательств.

Аналогичное задание предлагается при изучении второго и третьего периодов лихорадки.

► задачи с избыточными сведениями в условии;

Пример

В приемное отделение стационара доставлен пациент с диагнозом “инфаркт миокарда”. Он испуган, подавлен, суетлив и одновременно раздражен. На коже между пальцами рук и ног выявлена сыпь, пациент кашляет. Температура тела – 37,5 градусов, вес – 89 кг, рост – 167 см, АД – 130/90 мм. рт. ст.

Задание: выполнить профессиональные обязанности медицинской сестры приемного отделения.

► задачи с вероятным прогнозированием. Можно, например, предложить студенткам 1-го курса самостоятельно написать Этический кодекс медицинской сестры и сравнить ее вариант с имеющимся;

задачи с неопределенным искомым;

Пример

Вы – медицинская сестра, отдыхаете в горах на туристической базе. Вас пригласили в палатку, где человек находится без сознания. Какова тактика Вашего поведения? Необходимо учесть, что специализированная помощь может прийти к вам может только через 30–40 мин.

Данную задачу предлагают при изучении раздела “Эндокринные заболевания” сестринского дела в терапии. Студент должен проанализировать ситуацию и предложить различные пути решения, аргументируя свой ответ.

задачи с вероятным прогнозированием и резко ограниченным временем на решение;

Пример

При преподавании предмета “Основы сестринского дела” во время изучения темы “Сестринский процесс. Понятия и термины” можно предложить следующее задание: верно ли утверждение что, структурой, организующей сестринскую практику всех подразделений медицинских сестер (постовых, процедурных в поликлинике и стационаре, сестер-лаборантов и др.), является сестринский процесс. Докажите, аргументируя свою точку зрения.

Проблемная ситуация – значит творческая

Учебная ситуация становится проблемной, а значит творческой, если ее характеристики воспринимаются и оцениваются субъектом с точки зрения его целей и ценностей. Проблемная ситуация понимается как рассогласование между целями и возможностями субъекта. Не всякая задача аналогична проблемной ситуации, а лишь та, которая предполагает поиск и применение имеющихся знаний в новой, нестандартной ситуации, требует от студентов творческого подхода к своему решению.

Уровни проблемности учебной ситуации (по Инге Уит и Т.В. Кудрявцеву):

  • 1-й уровень: проблему ставит преподаватель и сам ее решает;
  • 2-й уровень: преподаватель ставит проблему, решение которой возлагается на студента;
  • 3-й уровень: преподаватель направляет к поиску проблемы, студенты находят ее, формулируют и решают;
  • 4-й уровень: студенты действуют сами от начала до конца.
    • Уровень проблемности задачи преподаватель выбирает индивидуально, исходя из учебных возможностей студентов.
    • Учебная проблемная ситуация может быть построена на основе:
  • анализа современных достижений науки и практики;
  • программного содержания учебного материала, межпредметных связей;
  • профессиональных функций;
  • сферы профессиональной деятельности, т. е. проектирования работы медицинской сестры, фельдшера в конкретных ситуациях;
  • операционного состава профессиональных действий.

Разбор многоходовых задач

Главным источником для формулирования учебной проблемы является наука: теоретические положения, структура информационного состава, дискуссионные вопросы. Приведем примеры проблемных заданий, выполнение которых, несмотря на кажущуюся простоту, требует глубокого осмысления материала, поиска новой информации, сопоставления знаний, умения анализировать, размышлять, применять имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Эти задания “многоходовые”, т. е. могут иметь несколько путей решения или несколько решений. Рассмотрим их на конкретных примерах.

Задачи на основе анализа достижений науки и программного материла. При изучении теоретических основ сестринского дела, рассматриваются следующие определения:

“Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды” (I международная научно-практическая сестринская конференция в Голицино, 1992 г.);

Сестринское дело – это “практика человеческих взаимоотношений”; медицинская сестра “должна уметь распознавать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа” (Комитет экспертов ВОЗ);

Сестринское дело – оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знанием и волей, чтобы он снова, как можно быстрее обрел независимость. (В. Хендерсон)

Студентам предлагают объяснить, почему комитет ВОЗ определил сестринское дело, как практику человеческих взаимоотношений, ведь в нашем понимании сестринское дело изучает сугубо медицинские проблемы.

Задачи, требующие философского осмысления и анализа литературы. Студентам могут быть поставлены следующие вопросы:

1) главная задача сестринского дела – оказание помощи человеку, больному или здоровому. Когда речь идет о больном – все понятно, а чем может быть вызвана необходимость оказания помощи здоровому человеку?

2) является ли сестринское дело самостоятельной частью системы здравоохранения, отличной от медицины?

Студент должен определить, какой информации ему недостает, где ее найти, и на основе изученного материала сформулировать собственное суждение. Это как раз тот вариант, когда ответ неоднозначен. Интересным является ход размышления студентов по этому поводу. Это задание для студентов 1-го курса по дисциплине “Основы сестринского дела”, у которых еще нет медицинских знаний, На основе жизненного опыта и общих представлений о медицине они первоначально однозначно отвечают, что этого не может быть. Мастерство преподавателя, использование им методов эвристической беседы побуждают студентов к размышлению, ведь медицинская деятельность направлена на решение проблем, связанных со здоровьем пациента, т. е. на симптомы и синдромы заболеваний, а сестринская деятельность – на выявление нарушенных потребностей человека и поддержание качества его жизни. Конечно, однозначного ответа на приведенные вопросы нет, но их ценность заключается в том, что в процессе поиска ответов студенты много размышляют и высказывают различные точки зрения, спорят, изучают дополнительные источники литературы и, в конце концов, приходят к консенсусу. А самое главное – они начинают понимать суть сестринской деятельности, основанной на милосердии и гуманности.

Задачи на основе знаний из сферы профессиональной деятельности и анализа достижений науки и практики. При изучении темы “Инфекционный контроль”, можно задать следующие вопросы:

1)почему симптомы внутрибольничной инфекции чаще всего проявляются после выписки из лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);

2)что произойдет, если медицинская сестра при дезинфекции предметов ухода за больными будет систематически использовать раствор на 0,1–0,5% ниже необходимой концентрации;

3)чем можно объяснить, что одной из причин, способствующих возникновению внутрибольничных инфекций, является научно-технический прогресс?

Единых ответов на эти вопросы нет и быть не может. Это задания для студентов первого курса, побуждающие к анализу и синтезу имеющейся информации, изучению дополнительного материала. При решении подобных задач студенты становятся субъектами познавательной деятельности – знания добываются самостоятельно. Например, при ответе на первый вопрос студенту необходимо найти информацию о том, что ВБИ – это инфекционное заболевание, у которого есть инкубационный период, и он бывает различным, поэтому ВБИ проявляется чаще всего после выписки.

При ответе на второе задание преподаватель со студентами размышляют о том, чем руководствуются люди при составлении инструкции, указывая в ней дозировку дезинфицирующего средства, и почему заниженный процент может способствовать появлению устойчивых штаммов микроорганизмов.

При решении третьего задания используется метод эвристической беседы, т. е. такая постановка вопросов, которая заставляет студентов, опираясь на свои опыт и знания, путем логических размышлений прийти к правильным выводам. Учащиеся понимают, что такое научно-технический процесс в медицине, выясняют, что такое инвазивная процедура и почему при ее выполнении риск ВБИ увеличивается. Постепенно они приходят к единому мнению о том, что для появления ВБИ нужны входные ворота и что поддерживать стерильность при более длительных оперативных вмешательствах затруднительно. При выполнении данного задания у студентов могут возникнуть вопросы, требующие дополнительного поиска информации и размышления, и, наконец, может встать вопрос: действительно ли полезен научно-технический прогресс? А это – дополнительный стимул к размышлению.

Пример на объяснение

Как вы объясните утверждение, что сестринская помощь планируется на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания?

Пример на доказательство

Приведите примеры историй болезни, доказывающие, что на состояние пациента помимо внешних проявлений болезни влияет и внутренняя ее картина.

Задачи на развитие мыслительной деятельности и поиск аргументов. При изучении темы “Философия сестринского дела” можно предложить следующее задание: “Одним из основных принципов в работе медсестры является ответственность перед обществом, пациентом. В то же время и общество ответственно перед медсестрой. Ответственность медсестры понятна, а как вы понимаете ответственность общества перед нею?” Или: “В философии сестринского дела ясно сказано, что медсестра добивается выполнения пациентами всех предписаний врача и сама их выполняет. И здесь же говорится об уважении права пациента на самоопределение, самостоятельность. Как вы это объясните?”

Данные задания предполагают поисковую мыслительную деятельность, размышления, студенты должны применить имеющиеся знания по психологии, философии, праву и даже свой жизненный опыт. Как любые проблемные задания, предложенные задания не имеют однозначного пути решения. У каждого студента свое видение, но в процессе диалога они должны придти к единому мнению и аргументировать свой ответ, тем, что согласно существующему законодательству не вправе проводить медицинское вмешательство без согласия пациента. Но поскольку Этический кодекс медицинской сестры России гласит, что она является защитником прав и интересов пациента, ее действия должны быть направлены на благо больного, и, применяя все доступные методы убеждения, медсестра должна убедить пациента в целесообразности предложенных методов лечения и диагностики. Цель использования заданий такого типа – развить у студентов мыслительную деятельность, сформировать у них умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Примеров с проблемными ситуациями можно привести много. Педагогу необходимо переосмыслить материал и предложить его студентам в виде системы заданий, требующей творческой деятельности.

Задачи, требующие интеграции знаний по различным дисциплинам. Приведем пример учебной задачи по дисциплине “Фармакология”, для решения которой студенту необходимо проанализировать ситуацию, определить каких знаний ему недостает, и для решения интегрировать знания по различным дисциплинам в единое целое. При составлении любой задачи нужно применять принцип предметности. В данном случае акцент следует сделать на то, что это дисциплина “Фармакология”. План сестринских вмешательств должен отражать знания и умения студента именно по фармакологии, но с учетом знания других дисциплин, таких как “Основы сестринского дела”, “Сестринское дело в терапии” и др.

Пример

Пациент А., 36 лет, страдает атопической формой бронхиальной астмы; женат, живет в своем доме, имеет приусадебный участок.

Артериальное давление – 110/70 мм. рт. ст., пульс – 88 ударов в минуту, вес – 88 кг, рост – 166 см.

Лечение, назначенное врачом, включает Интал плюс по 2 ингаляции 4 раза в день.

Медицинской сестре необходимо выявить существующие проблемы у пациента, объяснить ему, как правильно применять данный лекарственный препарат.

Приведем эталон решения задачи. Медицинской сестре нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. выявить данные, необходимые для реализации поставленной задачи:
  • фармакологические группы лекарственных средств, которые можно применять для лечения атопической формы бронхиальной астмы;
  • фармакологическую группу данного препарата;
  • побочные эффекты данного препарата;
  • особенности применения ингалятора;
  • возможности пациента;
  • нуждаемость пациента в информации.
  1. выявить существующие проблемы, такие как:
    • необоснованный отказ от приема препарата;
    • недооценка пациентом тяжести своего состояния;
    • преувеличенные опасения пациента за свое здоровье, которые он не может преодолеть;
    • состояние эмоциональной неустойчивости;
    • сниженная познавательная функция;
    • недостаток знаний о болезни и лекарственном препарате;
    • лишний вес;
    • тахикардия;
    • частый контакт с аллергеном, если есть аллергия на растения, имеющиеся на его приусадебном участке;
  2. осуществить сестринское планирование:
  • оценить степень самостоятельности пациента;
  • собрать аллергологический анамнез и, исходя из полученных данных, дать рекомендации пациенту;
  • выявить систематичность применения лекарственных средств с целью профилактики;
  • мотивировать пациента соблюдать режим питания с целью корректировки веса. Совместно с пациентом разработать диету с учетом его пищевых пристрастий и желаний для сохранения качества жизни на оптимальном уровне;
  • научить пациента правильно применять ингаляторы, спинхалер;

4) реализовать план. В удобное для пациента время назначить обучающую беседу, провести ее, проверить усвояемость материала и адекватность восприятия информации;

5) оценить результат по эффективности приема лекарственных средств и снижению веса, повышению качества жизни пациента и его самостоятельности при удовлетворении основных потребностей, уменьшению количества приступов.

Таким образом, решение учебных задач предполагает систему действий: выдвижение нескольких гипотез, их проверку, отказ от ошибочных и, наконец, принятие правильного ответа. Такое обучение предполагает творческое развитие личности, обеспечивает уровень и качество среднего медицинского образования, соответствующие перспективам развития здравоохранения и медицинской науки.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.