text
Портал для медицинских работников

Современные подходы к контролю качества организации медицинской помощи

  • 15 июня 2011
  • 17

В современных условиях достижение высокого уровня качества медицинской помощи (КМП) является одной из основных целей системы здравоохранения и, в то же время, критерием ее оценки.

Как показывает анализ научных публикаций по данной проблематике, в большинстве случаев, внимание уделяется решению следующих задач:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

  • уточнению самого понятия “качество медицинской помощи”,
  • разработке различных методов количественной оценки этой характеристики медицинской помощи,
  • созданию эффективного механизма управления качеством медицинской помощи.

Изучение мирового и отечественного опыта управления КМП свидетельствует о многообразии существующих подходов, что во многом обусловлено противоречивой трактовкой самого понятия “качество медицинской помощи”. В специальной литературе используется множество определений, нередко противоречащих друг другу, что подтверждает отсутствие единой точки зрения по данному вопросу.

Заметим, что определение самой медицинской помощи (комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, проводимых по определенным технологиям с целью достижения положительного конкретного результата), не вызывает разночтений и является основной категорией, определяющей содержание “качества медицинской помощи”.

В целом, качество – это “совокупность свойств и характеристик услуг, которые определяют их способность удовлетворять установленные или предполагаемые требования”. Согласно рекомендациям экспертов ВОЗ, качество медицинской помощи следует рассматривать как “совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии”.

При оценке качества медицинской помощи принято использовать три подхода: структурный, процессный и результативный.

Эти подходы конкретизированы в классических работах A. Donabedian, и являются в настоящее время общепринятыми:

  • качество структуры отражает организационно-техническое качество применяющихся ресурсов: материально-технической базы, оснащения, обеспеченность кадрами и т.д.;
  • качество процесса свидетельствет о правильности диагностики, выбора адекватной технологии лечения, соблюдения норм и стандартов, принятой тактики лечения;
  • качество результата говорит о степени приближения к максимально возможному результату лечения.

В то же время, изучение накопленного в нашей стране практического опыта и результатов научных исследований позволяет сделать вывод об отсутствии на сегодняшний день не только единых методических подходов к оценке КМП, но и четкого понятийного аппарата.

Проект федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” призван исключить ряд правовых пробелов законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, касающихся экспертизы качества медицинской помощи.

Система контроля качества медицинской помощи нашла нормативное отражение в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, вступившем в силу с 1 января 2011 г., а также, в приказе Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 “Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию”. В частности, в этих документах указано на необходимость соблюдения стандартов медицинской помощи.

При этом, под качеством медицинской помощи понимается свойство процесса оказания медицинской помощи, заключающееся в выборе и соблюдении медицинских технологий, направленных на снижение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и/или риска возникновения нового патологического процесса. Одновременно, выбранные технологии должны обеспечить оптимальное использование имеющихся ресурсов, и достижение удовлетворенности потребителей медицинских услуг.

Во всем мире оценка КМП с использованием стандарта-эталона признается правильным и наиболее объективным подходом.

Однако, на практике, стандарты, принятые в разных субъектах РФ существенно различаются между собой, и зачастую не согласованы с федеральными стандартами медицинской помощи. В результате, до сих пор не сформированы единые подходы при осуществлении как внешнего, так и внутриучрежденческого контроля КМП.

Так, сегодня применяются методы оценки КМП: по структуре и результатам ее оказания, по стандартам, по экспертным характеристикам, по опросам и пр. При этом может проводится как анализ отдельных свойств, так и анализ их совокупности.

Экспертиза качества медицинской помощи – выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.

Разработанный Минздравсоцразвития России проект федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Проект Основ), устраняет недостатки ранее принятых нормативных актов, представляя ряд четких дефиниций, связанным с оказанием медицинской помощи.

Прежде всего, полномочия по организации и осуществлению контроля качества и безопасности оказываемой медицинской помощи закреплены за федеральными органами исполнительной власти.

Ст. 86 Проекта гласит: “В рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями осуществляется контроль объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании”.

На законодательном уровне даны определения понятий “медицинская помощь”, “порядок оказания медицинской помощи”, “стандарт медицинской помощи” и некоторых других.

Термин “медицинская помощь” определен, как комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья, в том числе включающей предоставление медицинских услуг; подразделяется по видам, условиям и форме оказания.

“Медицинская услуга” – как медицинское вмешательство или комплекс таких вмешательств, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, а также на медицинскую реабилитацию, имеющих законченное значение и определенную стоимость и оказываемых медицинскими работниками. “Медицинское вмешательство” – любой вид обследования или лечения, затрагивающий телесную или психическую сферу организма человека, имеющий профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, выполняемый медицинским работником по отношению к конкретному человеку.

Исходя из приведенных определений понятно, что оценка КМП должна осуществляться исключительно на основании процессного подхода на уровне взаимодействия медицинского работника и пациента. Иначе говоря, это оценка профессиональной деятельности медицинских работников, направленной на удовлетворение потребностей пациентов в сфере здравоохранения.

Все другие характеристики КМП, применяемые в практике, отражают качество организации медицинской помощи. В то же время, именно эти критерии, в том числе доступность, деонтологические аспекты, санитарно-бытовые условия и т.д., отражаются на субъективной оценке гражданином качества оказанной медицинской помощи, его удовлетворенности или неудовлетворенности.

Важно понимать, что четкое разграничение понятий, связанных с оценкой организации медицинской помощи и оценкой качества медицинской помощи, носит не теоретический, а сугубо практический смысл, в том числе, обеспечит сопоставимость полученных результатов, необходимую для присвоения рейтинга медицинским учреждениям. Актуальность составления таких рейтингов была подтверждена, в частности, в выступлении председателя Правительства РФ В.В. Путина на форуме медицинских работников в апреле 2011 г.

Нужно выстроить четкую, понятную, эффективную систему управления качеством медицинской помощи. … Предлагаю ежегодно публиковать рейтинги медицинских учреждений и страховых компаний с обязательным учетом оценок пациентов. И начать нужно с государственных учреждений здравоохранения, крупных страховых компаний и частных медицинских организаций

Председатель Правительства РФ В. Путин

Разделение понятий качества медицинской помощи и качества ее организации предусмотрено ст. 34 Проекта. Так указано, что “Порядком оказания медицинской помощи является документ, определяющий мероприятия организационного характера, направленные на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме”. Порядок… может включать:

  1. тапы оказания медицинской помощи;
  2. положение об организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации) в части оказания медицинской помощи;
  3. тандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи;
  4. рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи;
  5. иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Дано в Проекте и определение стандарта медицинской помощи: это “документ, содержащий совокупность медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи гражданину при определенном заболевании (состоянии), определенной степени тяжести. Стандарт может включать:

  1. перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
  2. перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
  3. перечень медицинских изделий;
  4. перечень компонентов крови с указанием количества и частоты их предоставления;
  5. перечень видов диетического и лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, с указанием количества и частоты их предоставления;
  6. комплекс выстроенных в определенной последовательности медицинских услуг при конкретном состоянии или заболевании, в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи, условий и формы ее оказания;
  7. иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния)”.

Заметим, что “при назначении и применении лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии со стандартами медицинской помощи допускается их заменапо медицинским показаниям (индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям) на лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания, не входящие в стандарт медицинской помощи”. Кроме того, стандарты должны базироваться не только на принципах доказательной медицины, но и учитывать экономические возможности государства.

Также, Проект устанавливает обязательность выполнения Протоколов лечения, которые представляют собой “нормативный документ, определяющий требования к объему выполнения стандарта медицинской помощи пациенту в медицинских организациях, содержащий комплекс выстроенных в определенной последовательности медицинских услуг при определенном состоянии или заболевании, в зависимости от виде оказываемой медицинской помощи, условий и формы ее оказания”.

Эти определения формируют отношение к медицине как технологии. Несмотря на противоречивость экспертных мнений по этому вопросу, во всех развитых странах мира врач несет ответственность именно за соблюдение технологий.

Доступность, как критерий качества организационных мероприятий означает “свободный доступ граждан к медицинским услугам вне зависимости от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи. Доступность медицинской помощи обеспечивается:

  1. наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;
  2. достаточностью финансовых ресурсов;
  3. транспортной доступностью медицинских организаций и медицинских работников;
  4. возможностью свободного выбора медицинской организации и медицинского работника, имеющих право на осуществление соответствующих видов медицинской помощи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  5. стандартизацией медицинской помощи.

Общий уровень удовлетворенности потребителя является одним из главных индикаторов качества работы как всей медицинской организации, так и конкретных сотрудников (в том числе, соблюдения деонтологических принципов и прав пациентов).

Изучение удовлетворенности может проводиться на основании анализа поступающих претензий, однако, более информативным представляется активное анкетирование. Несмотря на субъективизм оценок, они являются маркером наиболее проблемных этапов работы учреждения, и должны быть основой для последующего тщательного анализа ситуации. В заключение отметим, что в каждом ЛПУ целесообразно разработать и довести до сведения всего персонала систему измеримых показателей, используемых для мониторинга и управления качеством организации оказания медицинской помощи.

С 2012 г. вступит в силу новый федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, проект которого сейчас рассматривается. Этот закон выдвигает новые требования к логике государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Содержательное наполнение гарантий определяется стандартами и порядками оказания помощи, вместе с тем, основным критерием для граждан должны стать условия оказания медицинской помощи.

Министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.