text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Подготовка инновационного руководителя здравоохранения

  • 15 октября 2011
  • 14

В июне 2011 г. в субъектах Российской Федерации завершилось утверждение программ модернизации здравоохранения. Программы направлены на совершенствование инфраструктуры ЛПУ, создание комфортных условий лечения больных, улучшение оснащенности учреждений и стандартизацию предоставляемой медицинской помощи. Комплексные социально-экономические, организационные и другие мероприятия взаимосвязаны по ресурсам, исполнителям и срокам реализации [2]. Все процессы модернизации отрасли должны быть реализованы достаточно быстро.

В современном менеджменте подобные ситуации трактуются как “вызов”, несущий одновременно и новые возможности, и угрозы явного или скрытого характера. При выборе линии поведения нужно понимать, что достижение финансовой устойчивости и конкурентоспособности ЛПУ не должно противоречить стратегической цели функционирования любой медицинской организации. Как известно, эта цель – оказание медицинской помощи надлежащего качества.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

По сути к медицинской организации применимы несколько глобальных характеристик:      

  • социальный статус: степень удовлетворения общественных потребностей в медицинских услугах;
  • технический статус: уровень использования высоких технологий, современной медицинской аппаратуры и лекарственных препаратов;
  • экономический
  • статус: результативность хозяйственного управления.

Для инновационного развития страны в целом (и для модернизации здравоохранения – в частности) нужны люди, способные принимать эффективные решения, развивать медицинский бизнес, обеспечить производство качественных медицинских услуг. Подготовке таких руководителей медицинских учреждений и должна служить интегрированная система управленческого образования в здравоохранении, обеспечивающая дуализм (сочетание управленческой и медицинской составляющих) при формировании их профессиональной культуры.

В медицинской практике и в управлении здравоохранением нет предопределенных, “трафаретных” решений. С самого начала своей деятельности врачу-руководителю приходится решать творческие задачи, действовать “не по правилам”.

В случае, если ЛПУ возглавляет квалифицированный руководитель, – всесторонне образованный специалист, владеющий необходимыми компетенциями и представляющий всю специфику и сложность функционирования отрасли, он может интегрально проявить свои знания, умения и навыки. Если же на руководящем посту оказывается человек, не представляющий себе всю сложность технологического процесса оказания медицинской помощи, или лицо, не готовое и не способное ориентироваться в финансовых потоках, осуществлять бизнес-планирование и реально управлять всеми имеющимися ресурсами, то медицинское учреждение не сможет функционировать эффективно.

Среди экономистов широко распространено убеждение, что развитые рыночные отношения сами по себе способны сформировать цели, интересы, ценностные ориентиры и другие характерные черты как отдельной личности, так и фирмы в целом. К сожалению, эта схема не соответствует предназначению (миссии) функционирования медицинской организации. Как правило, корпоративная культура медицинской организации во многом определяется компетентностью ее руководства.

Имеется определенный риск: если управление ЛПУ находится в руках специалиста только с экономическим, юридическим, управленческим или каким-либо другим немедицинским образованием, то кадровый ресурс – так называемый человеческий капитал – станет для него лишь средством достижения определенных экономических целей (дохода, прибыли, капитала).

В настоящее время в специальной литературе по менеджменту управление “по целям” признано малоэффективным. С конца ХХ в. предпочтение отдается технологии управления “по результатам” деятельности.

Понятие “результат” включает развитие организации, укрепление межличностных контактов, человеческий фактор (творческие возможности, развитое мышление, ,самодисциплина) и т.д.

По данным В.Н. Иванова (1998), западные системы социального управления, в том числе и “по результатам” (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, – они организационно обеспечивают его достижение, имеют технологическую проработку, которая включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека [3].

От современного руководителя, и в частности – руководителя ЛПУ, требуется адекватный ответ на все вызовы времени. Необходимо формировать у руководителя здравоохранения социальную ответственность, способность оценивать этичность действий и поведения людей.

Этика менеджмента в здравоохранении, которой определяются действия медицинской организации в целом и руководителей различного уровня внутри нее (заместителей главного врача по экономической, лечебной, экспертной и другой работе, заведующих лечебно-диагностическими отделениями, начальников хозяйственной и других служб обеспечения), призвана стать ядром их социальной ответственности при выборе оптимального управленческого решения.

Разработка “социального проекта” медицинской организации включает в себя прогнозирование и проектирование нового состояния организации, адекватного процессам модернизации и ее реальным возможностям. Необходимо всесторонне технологически проработать особенности межличностной коммуникации сотрудников в процессе оказания медицинской помощи, а также применения индивидуальных мотивационных стимулов.

Для того, чтобы поведение руководителя было этичным, оно должно сочетать разумность и уважение к личности. Разумность – это принятие этичной точки зрения, что требует рационального мышления, отсутствия импульсивности, ясного понимания целей и задач, прогнозирования последствий альтернативных решений, внимания к деталям и конкретностям. Уважение предполагает серьезный подход к потребностям и интересам людей, отношение к ним при принятии решений не просто как к отвлеченным факторам, а как к лимитирующим условиям

Категорическим императивом менеджмента любой частной компании были и всегда будут прибыльность и финансовое процветание (что особенно ярко проявляется в банковской сфере).

В этом случае этические требования социального менеджмента рассматриваются лишь как дополнение, а не как замена стремлений к реализации экономических и иных интересов [1]. Совсем другое дело – учреждение, обеспечивающее выполнение Программы государственных гарантий предоставления медицинской помощи населению, или частная стоматологическая клиника, конкурентоспособность и выживаемость которых напрямую зависят от качества предоставляемых ими медицинских услуг. Менеджмент и предпринимательство в здравоохранении не могут существовать вне сферы этики и нравственности.

В связи с тем, что каждой области человеческой деятельности соответствует своя профессиональная культура поведения, изначально имеется противоречие интересов руководителя клиники, экономиста, начальника хозяйственной службы, практикующего врача, среднего и младшего медицинского персонала и потребителя медицинской услуги – пациента.

Баланс интересов всех субъектов лечебного процесса можно соблюсти, лишь объединив разные векторы их деятельности в технологическом процессе оказания медицинской помощи населению общей нравственной платформой − этикой работника здравоохранения.

Как ни странно, создание нравственно-этической платформы деятельности современной организации нашло отражение в соответствующих принципах Total quality management (TQM, всеобщее управление качеством) и в требованиях к системам менеджмента качества международных стандартов ISO 9001:2008. Так, всемирно признанный “гуру качества” Э. Деминг утверждает, что обеспечение конечного качества – это всегда зона совместной ответственности [2].

Обеспечение качества медицинской помощи – это зона совместной ответственности всех заинтересованных сторон: врача и пациента, врача и фармацевта, главного врача и экономиста ЛПУ и многих других специалистов, работающих в сфере здравоохранения. Организация инновационной деятельности медицинского учреждения требует внедрения механизма управления “по результатам”, а создание широкомасштабного “социального проекта” в медицинской организации должно стать основой ее корпоративной культуры и залогом обеспечения надлежащего уровня качества медицинской помощи, оказываемой населению.

Нужно признать, что процесс модернизации здравоохранения повышает спрос не столько на высококвалифицированных менеджеров общего профиля, сколько на отраслевых администраторов и экономистов. Они должны четко представлять технологию лечебного процесса, специфику информационных и финансовых потоков в здравоохранении, а также иметь навык менеджмента качества медицинской помощи.

Высшее профессиональное образование подразумевает получение некоего набора знаний (освоения определенных дисциплин) и выработку определенных способностей (например, системного мышления). Но образование будущего руководителя здравоохранения не может исчерпываться только этим, – следует формировать его нравственно-этическую компетенцию, адекватную профессиональной культуре медицинского сообщества.

Руководитель медицинской организации (независимо от форм собственности) обязан принимать решения, заботясь в том числе, о социальной ориентированности своего выбора. В этом случае уже недостаточно знания теории управления и законов экономики.

Сегодня в здравоохранении дефицит людей, способных принимать ответственные решения, обеспечивающие реализацию стратегии модернизации отрасли.

Изучив мнение врачебного сообщества (2007 г.) о причинах низкого качества подготовки управленческих кадров для здравоохранения, мы установили, что почти в равном количестве респонденты определили три ведущие причины:

  • недостаточное внимание органов власти к подготовке кадров (28%);
  • низкий уровень финансирования (27%);
  • несовершенство программы обучения (25%).

В ходе исследования нами были определены приоритеты профессиональной подготовки управленческого корпуса здравоохранения. На вопрос, какое образование должен иметь руководитель ЛПУ и органов здравоохранения, больше половины респондентов (57,1%) ответили, что только высшее медицинское образование и определенный стаж клинической работы дают возможность стать руководителем ЛПУ.

Весьма примечательно, что треть респондентов (33,9%) учитывает возможность получения додипломного управленческого и экономического образования в медицинском вузе и отдает предпочтение этим выпускникам как будущим руководителям медицинских организаций. Только 6,3% приемлют профессионального менеджера без профильного медицинского образования в качестве руководителя медицинской организации (рис. 1).

Только система непрерывной профессиональной подготовки менеджеров и экономистов здравоохранения через многоуровневое образование в медико-университетском комплексе обеспечит приобретение ими соответствующих профессиональных и личностных компетенций, в результате чего будет сформирован новый тип инициативного, творческого и самостоятельного отраслевого руководителя

Традиция непрерывного профессионального развития “через всю жизнь” является отличительной особенностью медицинского образования в стране. Для формирования резерва руководящих кадров здравоохранения необходимо их непрерывное экономическое образование. Это требует обеспечить совместимость социальных норм качества подготовки по направлениям “здравоохранение” и “экономика” и по этапам (додипломный, послевузовский и профессиональной переподготовки) непрерывного профессионального развития специалиста (рис. 2). Такая совместимость обеспечивается едиными государственными требованиями, совместимостью образовательных стандартов по ступеням непрерывного образования и интеграцией целей образовательных программ по направлениям подготовки.

Следует с особой тщательностью рассматривать вопрос о профильности экономического образования в ведущих медицинских вузах России. В настоящий момент оно не “лишнее” и не “чуждое”, а абсолютно необходимое для проведения модернизации отрасли и внедрения инноваций в сферу здравоохранения. Внутривузовская педагогическая интеграция призвана разрешать противоречие высшего профессионального медицинского и экономического образования между объективно существующей дифференциацией дисциплин и целевым направлением подготовки специалиста в области экономики и управления здравоохранением.

Создание и последующая аккредитация экономического факультета в МГМСУ – это реализация интеграционных процессов высшего профессионального образования, с помощью которых была выстроена университетская система непрерывной подготовки специалиста в области управления и экономики здравоохранения. Многоуровневая структура профессионального медицинского образования при наличии разных направлений обучения в рамках одного вуза представляет собой уникальную образовательную среду, способную обеспечить высокое качество подготовки такого специалиста и приобретение им соответствующих нравственно-этических компетенций, что необходимо для эффективного формирования управленческого потенциала отрасли.

В течение последних пяти лет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ проводилась работа по совершенствованию последипломной подготовки по специальности 040120 “Организация здравоохранения и общественное здоровье”. Она была ориентирована на формирование у действующих руководителей ЛПУ навыков эффективного менеджмента и проходила при одновременной доработке рабочих программ краткосрочных циклов тематического усовершенствования по актуальным проблемам здравоохранения (клинико-экспертная работа, управление качеством медицинской помощи, предпринимательская деятельность в стоматологической организации и др.). В результате была создана современная программа первичной специализации (профессиональной переподготовки) организаторов здравоохранения. Таким образом была обеспечена преемственность основных образовательных программ, ориентированных на формирование у организаторов здравоохранения высоких профессиональных компетенций в области современного менеджмента.

Для достижения целей модернизации целесообразно предусмотреть не только профессиональную переподготовку по специальности 040120 “Организация здравоохранения и общественное здоровье” лиц, замещающих должности главного врача и заместителя главного врача, но и заведующих клинико-диагностическими отделениями.

Сегодня возможности подготовки врачей по специальностям существенно расширились. В то же время, в основной специальности 040120 “Организация здравоохранения и общественное здоровье (социальная гигиена и организация здравоохранения)” профессионального медицинского последипломного образования не выделяется отдельная специальность, требующая дополнительной подготовки в области управления и экономики здравоохранения.

Следует отметить, что существующая нормативно-правовая база предоставляет возможности для внесения изменений в отраслевую номенклатуру специальностей (в соответствии общероссийским классификатором специальностей по образованию) и введения отдельных позиций специализации в специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье”, а именно:

  • 040120.01 общественное здоровье;
  • 040120.02 управление здравоохранением;
  • 040120.03 экономика здравоохранения;
  • 040120.04 управление качеством медицинской помощи.

Это наше предложение было одобрено и включено в резолюцию пятой всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество - 2009».

Следующей задачей мы считаем включение выпускников управленческих и экономических факультетов, уже работающих в здравоохранении, в действующую систему обязательного повышения квалификации медицинских работников в категории “сотрудники учреждений здравоохранения”.

Решение проблемы качества медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ независимо от его формы собственности, определяется эффективностью руководства. Инновационный менеджмент в здравоохранении невозможен без корпуса подготовленных менеджеров с развитыми ключевыми компетенциями, являющихся неотъемлемой частью “человеческого капитала” любой медицинской организации. Под человеческим капиталом подразумеваются те практические знания, навыки и умения индивида, которые увеличивают возможности осуществлять профессиональную деятельность, имеющую определенную экономическую ценность и инвестиционную привлекательность.

Вопрос не в том, кто будет стоять у руля медицинской организации – врач с профессиональным медицинским образованием или менеджер с профессиональным экономическим образованием, а в том, насколько этот руководитель сегодня компетентен решать сложные отраслевые задачи в условиях модернизации здравоохранения. На смену спору “кто важнее”

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.