text
Портал для медицинских работников

В каком случае результаты проверки медицинской организации контролирующими органами могут быть признаны недействительными?

  • 15 сентября 2013
  • 30

В каком случае результаты проверки медицинской организации контролирующими органами могут быть признаны недействительными? Каким образом обжаловать результаты проверки?

Одним из эффективных способов избежать административной ответственности даже при установленном факте нарушения закона является признание результатов проверки недействительными вследствие грубых нарушений процедуры ее проведения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Перечислим случаи, когда результаты проведенной проверки могут быть признаны недействительными.

  1. Отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки.
  2. Основания для проведения плановой проверки предусмотрены в ст. 9 Закона № 294-ФЗ. О проведении плановых проверок организация должна быть предупреждена за три рабочих дня (т. е. не в пятницу!), о проведении внеплановой проверки – за 24 часа. Эти требования, а также исключения из правил предусмотрены в ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ.
  3. Отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, нарушение порядка согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
  4. Основания для проведения внеплановой проверки, а также случаи, когда проверка в обязательном порядке должна быть согласована с органами прокуратуры, предусмотрены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
  5. Нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
  6. Почти все частные медицинские организации являются субъектами малого предпринимательства и микропредприятиями. Критерии для отнесения организации к субъекту малого бизнеса содержатся в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
  7. Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ общий срок плановых выездных проверок в отношении малых предприятий не может превышать 50 часов, в отношении микропредприятий – 15 часов.
  • 4. Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
  • Согласно ст. 9 Закона № 294-ФЗ при проведении плановой проверки за три рабочих дня (при внеплановой проверке – перед ее началом) в медицинскую организацию на имя руководителя должна быть выслана копия соответствующего распоряжения (приказа). Содержание распоряжения должно соответствовать закону: в нем должны быть указаны данные проверяющих должностных лиц, наименование предприятия, сроки проведения проверки, четко описан предмет проверки, перечислены документы, которые необходимо представить для контроля.
  1. Истребование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок.
  • Согласно ст. 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица проверяющих органов обязаны соблюдать сроки проведения проверки, а также не выходить за рамки предмета проверки, определенного в распоряжении. Недопустимо изначальное необоснованное превышение сроков проверки в годовом плане, так же как и продление их при отсутствии законных оснований. Например, если кто-то из состава проверяющих уходит на больничный, проверка должна быть приостановлена, а потом возобновлена. Если же она продлена на время больничного, это нарушение.
  1. Непредставление акта проверки непосредственно после ее проведения.
  • Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки должен быть составлен непосредственно после окончания проверки в двух экземплярах, один из которых передается руководителю под роспись.
  1. 7. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок.

Плановая проверка должна быть включена в годовой план, который размещается в сети Интернет на сайтах региональных прокуратур. Более точную информацию можно найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями процедуры, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом требований закона. Они должны быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению заинтересованного лица.

На практике существует три пути, по которым можно пойти, отстаивая интересы организации:

Первый путь. Медицинская организация после получения акта проверки, проведенной с грубыми нарушениями закона, может подать в вышестоящий надзорный орган заявление о признании результатов проверки недействительными. Такое заявление подается в вышестоящую надзорную организацию и составляется в произвольной форме.

Второй путь. Заявление о признании результатов проверки недействительными может быть подано в арбитражный суд субъекта Федерации в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), то есть сам акт может быть оспорен как незаконный. Однако судебная практика здесь неоднозначна.

Третий путь. Единственно результативный на сегодняшний день путь – это признание результатов проверки недействительными в судебном заседании по делу об административном правонарушении (то есть когда уже вынесено предписание и составлен протокол об административном правонарушении, вынесено решение о привлечении к административной ответственности – и вы идете в суд его оспаривать). В этом случае вы действуете в рамках предусмотренной АПК РФ процедуры, заявляя уже в самом процессе, что представленный акт проверки является недопустимым доказательством, полученным с нарушением требований Закона № 294-ФЗ.

Для того, чтобы успешно обжаловать результаты проверки в суде, будут полезны следующие практические советы.

Для того чтобы оспаривать проверку по процедурным признакам, нужно досконально знать процедуру, желательно для этих целей ознакомиться еще и с административным регламентом по проверкам соответствующего надзорного органа.

Если пришедший с ревизией чиновник начал проверку с нарушения процедуры (не уведомил, не предъявил распоряжения и т. д.), не нужно сразу указывать ему на это. В процессе проверки фиксируйте для себя все нарушения.

Оптимальным вариантом фиксации нарушений является аудио-/видеозапись проверки либо протоколирование процесса проведения проверки. Можно поручить секретарю (медицинскому регистратору, администратору) ходить за вами во время проверки и записывать все действия проверяющих, заданные вопросы и ваши ответы. В конце проверки протокол следует подписать руководителю, его секретарю и кому-нибудь из свидетелей проверки. На вопросы проверяющих, зачем это нужно, можно сослаться на неудачный опыт проверок с другими контролирующими органами либо на распоряжение высшего руководства.

Плюс такого протоколирования в том, что, во-первых, в процессе самой проверки вам не придется следить за ошибками проверяющего и вы сможете сосредоточиться на его вопросах. Просматривая протокол позже, можно будет проанализировать и свое поведение, и действия ревизора.

Во-вторых, протокол может сыграть роль доказательства в суде, если акт проверки будет содержать недостоверную информацию. Наконец, это дисциплинирует проверяющих. Понимая, что фактически говорят “под запись”, они не станут задавать вопросы либо испрашивать документы, не имеющие отношения к предмету проверки.

Проанализировав протокол проверки и выявив грубые нарушения со стороны проверяющего, можно составить заявление в прокуратуру с требованием о привлечении к административной ответственности по ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях конкретного чиновника. Но прежде чем обращаться в прокуратуру, стоит ознакомить с этим заявлением проверяющего, чтобы он смог обдумать результаты проверки. Действовать нужно предельно корректно, фактически это переговоры с представителем власти: да, медицинская организация допустила нарушения закона, но и представитель государства не во всем прав и не соблюдал закон. Никому из чиновников не хочется попасть на заметку прокуратуры, давать объяснения, отчитываться перед руководством, лишиться премии и получить взыскание или административный штраф. Поэтому переговоры вполне могут дать положительный результат. Например, в виде снижения размера штрафа.

Обратите внимание, вы жалуетесь не на систему, не на государственный орган, а на конкретного человека – и именно это может возыметь эффект.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.