text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации

  • 15 июля 2013
  • 18

В 2012 г. в России число умерших сократилось на 26,2 тыс. чел., общий коэффициент смертности населения снизился на 1,5% по сравнению с 2011 г. и составил 13,3 на 1 тыс. населения. Устойчивая положительная тенденция к снижению смертности населения была достигнута по всем основным группам заболеваний: болезням системы кровообращения – на 2,6%, туберкулезу – на 12,2%, болезням от внешних причин – на 4,9%, в т. ч. от случайных отравлений алкоголем – на 14,6%, онкологическим заболеваниям – на 0,7%. В то же время, несмотря на позитивные изменения медицинских показателей при дорожно-транспортных происшествиях (снижение госпитальной летальности до 4,4%, сокращение среднего времени доставки пострадавших в травматологические центры), смертность от дорожной травмы в 2012 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. на 2,3%. Проведенный анализ показал, что повышение смертности обусловлено увеличением тяжести аварий и количеством людей, серьезно пострадавших в них. Решение проблемы дорожно-транспортного травматизма, безусловно, носит комплексный характер.

В 2012 г. отмечено повышение рождаемости на 5,6% – с 12,6 до 13,3 на 1 тыс. населения. Наряду с мерами социального стимулирования семей к рождению ребенка, положительную роль сыграл весь комплекс мер по охране материнства и детства, включая организацию службы психологического консультирования беременных женщин, в т. ч. оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что позволило снизить число абортов за один год на 53,9 тыс., т. е. на 5,5%. На 20,0% (12 296 чел.) увеличилось число случаев применения высокотехнологичных репродуктивных технологий для лечения бесплодия, в результате чего на свет появилось более 3 тыс. детей. Таким образом, в 2012 г. достигнут перекрест показателей смертности и рождаемости и практически остановлена убыль населения страны.

Внимание! Уже доступны новые образцы! Не забудьте скачать!: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Профилактическая помощь

В 2012 г. Минздравом России прилагались беспрецедентные усилия, направленные на профилактику неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности в нашей стране, как и во всем мире. Для координации мер по сохранению здоровья населения сформирована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, которую возглавил Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев. В состав комиссии вошли большинство федеральных министров и руководителей федеральных служб, а также представители широкого гражданского общества. Впервые заложены основы для реализации принципа: «Каждый министр должен быть министром здравоохранения».

В 2012 г. принят Федеральный закон от 23.02.2012 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащий наиболее эффективные антитабачные меры.

В рамках концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма в 2012 г. был введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в отдельных организациях и общественных местах, а также с 23 ч до 8 ч утра.

Разработан и утвержден план мероприятий по реализации основ государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 г. Подготовлен проект федерального закона о здоровом, в т. ч. горячем, питании для детей в образовательных и оздоровительных учреждениях и ряда других групп населения.

В 2012 г. существенно активизировалась работа центров здоровья – 502 центров для взрослых и 204 для детей. В них прошли обследование 4,5 млн чел., что на 15,0% превышает показатель предыдущего года.

В 2012 г. в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения продолжались мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации подростков и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Опыт реализации указанных проектов позволил министерству разработать программу масштабной диспансеризации всего населения страны, которая стартовала в январе 2013 г.

Высокотехнологичная медицинская помощь

В 2012 г. обеспеченность россиян высокотехнологичной медицинской помощью по сравнению с 2011 г. выросла на 40,7%. Во многом это связано с существенным увеличением объема высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями регионов, более чем в 4 раза за один год – с 35 тыс. до 127 тыс. пациентов. Так, более 40,0% всех трансплантаций почки в 2012 г. проводилось уже на уровне регионального здравоохранения.

Повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи способствовало и введение в эксплуатацию пяти федеральных высокотехнологичных центров: двух – сердечно-сосудистой хирургии – в г. Перми и г. Калининграде, нейрохирургического – в г. Новосибирске, двух – травматологии, ортопедии и эндопротезирования – в г. Смоленске и г. Барнауле. За 2012 г. данные центры уже пролечили почти 9 тыс. больных и достигли хороших результатов работы.

Медицинская помощь матерям и детям

В конце 2011 г. был достигнут самый низкий показатель младенческой смертности за всю историю страны – 7,4 на 1 тыс. родившихся живыми по отечественным критериям. Это позволило перейти с 2012 г. на международные критерии живорождения. По расчетам экспертов Всемирной организации здравоохранения, основанным на методе «Делапортес», показатель младенческой смертности в России должен был повыситься до 14,5 на 1 тыс. родившихся живыми, т. е. почти на 100%. Однако благодаря реализации целого комплекса мер младенческая смертность в 2012 г. повысилась лишь на 19,0% – до 8,7 на 1 тыс. родившихся живыми. Результаты первых месяцев 2013 г. весьма обнадеживающие и свидетельствуют о последовательном снижении младенческой смертности: за I квартал года – до 8,3 на 1 тыс. родившихся живыми.

В регионах с уже выстроенной трехуровневой системой службы родовспоможения и неонатологии, имеющих действующие перинатальные центры, младенческая смертность продолжала снижаться, несмотря на новые критерии регистрации, и достигла показателей от 4,3 до 6,5, тогда как в других регионах увеличилась до 12,0–21,0. Таким образом, многократный разрыв между регионами очевидно доказывает необходимость внедрения современной перинатальной службы на всей территории страны.

По результатам предварительного статистического анализа, за 12 мес. 2012 г. в Российской Федерации достигнуто беспрецедентное снижение материнской смертности на 18,5% – с 16,2 до 13,2 на 100 тыс. родов (25 регионов достигли уровня развитых европейских стран – показатель ниже 10).

Достижение позитивных результатов стало возможным в т. ч. благодаря реализации модернизационных мероприятий. Более 28,0% средств, выделенных в рамках региональных программ модернизации, было направлено на обновление учреждений материнства и детства: отремонтировано и переоснащено 1143 учреждения, открыто почти 4 тыс. коек неонатальной хирургии.

Реабилитационная помощь

Важным вектором оптимизации работы всей системы здравоохранения, наряду с высвобождением от непрофильной деятельности интенсивных коек круглосуточного наблюдения, является развитие реабилитационной помощи – преемственной, максимально индивидуализированной, начинающейся в остром периоде заболевания в профильных отделениях стационаров и продолжающейся в специализированных реабилитационных подразделениях стационаров, дневных стационаров и амбулаторных служб.

В 2012 г. министерством совместно с профильным экспертным сообществом разработан Порядок организации медицинской реабилитации (утвержден приказом Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н), который определил организационные основы построения реабилитационной службы в каждом субъекте РФ.

В регионах были развернуты 2704 стационарные реабилитационные койки, открыто 227 коек в дневных стационарах, начата подготовка мультидисциплинарных реабилитационных бригад, состоящих из профильных медицинских специалистов, кинезо-, эрго-, физио- и рефлексотерапевтов, медицинских психологов, а также немедицинских специалистов – логопедов, дефектологов, социальных работников.

Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1343н утвержден Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, регулирующий целый спектр практически значимых и чрезвычайно важных для человека вопросов. В настоящее время обеспеченность койками паллиативной помощи в нашей стране недостаточна – в 2 раза ниже, чем в странах европейского региона, и должна быть увеличена в ближайшие годы.

Общее количество больничных коек в нашей стране снизилось за период с 1990 г. на 60,0% – со 137,4 до 84,1 на 10 тыс. населения. Необходимость развития коечной сети, формирования служб паллиативной помощи, медицинской реабилитации и ухода, а также ожидаемый прирост численности населения старших возрастных групп делает дальнейшее сокращение коечного фонда нецелесообразным, поскольку может привести к снижению доступности медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно.

Необходимы оптимизация коечного фонда, высвобождение коек острого периода за счет интенсификации их работы и перепрофилирования в койки для долечивания, реабилитации и ухода. Это приведет к существенной экономии средств. При оптимизации коечной сети необходимо учитывать плотность населения, протяженность территории и возможности транспортной доступности. Сокращение коек в маломощных медицинских учреждениях, расположенных в ряде районов Дальнего Востока, Севера, Якутии и некоторых других регионах страны невозможно в силу низкой транспортной доступности, а также сложных климатогеографических особенностей данных территорий.

Материальная оснащенность учреждений здравоохранения

В течение 2012 г. продолжалась реализация программ модернизации здравоохранения, начатых в 2011 г., для обеспечения которых государством было выделено более 664 млрд руб. В рамках программ модернизации завершено строительство 71 учреждения здравоохранения, капитальный ремонт завершен в 2,5 тыс. учреждений, переоснащено почти 5 тыс. учреждений, для чего приобретено более 288 тыс. единиц медицинского оборудования. Это привело к тому, что за 2012 г. фондооснащенность государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения увеличилась на 60,0%, по сравнению с 2011 г. – с 7,7 тыс. до 12,9 тыс. руб. на 1 м2.

Совершенствование планирования объемов, финансового обеспечения медицинской помощи, организационной логистики

Наряду с модернизацией инфраструктуры большое внимание уделялось совершенствованию планирования объемов медицинской помощи, ее финансового обеспечения, оптимизации организационной логистики, развитию кадрового потенциала.

Впервые в 2012 г. Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи была разработана на трехлетний период, и таким образом был обеспечен необходимый горизонт планирования. Также впервые в программу государственных гарантий были включены нормативы объемов финансирования по профилактике, диспансеризации населения, неотложной и паллиативной помощи, что позволило концентрировать финансовые ресурсы на этих значимых приоритетных направлениях. За период с июля по декабрь 2012 г. министерством совместно с аппаратом главных внештатных специалистов и их обновленными комиссиями (более 7 тыс. ведущих профессоров страны) были разработаны, утверждены и размещены на официальном сайте 60 порядков оказания медицинской помощи и 797 стандартов медицинской помощи по всем классам заболеваний и видам медицинской помощи.

Впервые при участии экспертов Всемирного банка были разработаны российские клинико-статистические группы, постановлением Правительства РФ установлены возможные альтернативные способы оплаты медицинской помощи – по законченному случаю или по клинико-статистическим группам, что на сегодняшний день является самым эффективным методом оплаты. Это позволило полностью исключить устаревшие формы оплаты по валовым показателям – койко-дню, посещению, которые приводят к экстенсивным, неэффективным финансовым расходам на здравоохранение.

Важно отметить, что с 2012 г. реализуются возможности действия полиса обязательного медицинского страхования на всей территории страны вне зависимости от того, на территории какого субъекта РФ он был выдан.

В рамках региональных программ развития здравоохранения каждый субъект РФ разработал логистику оказания медицинской помощи на своей территории в соответствии с правилами организации трехуровневой системы и порядками оказания медицинской помощи. Такой подход обеспечивает доступность всех видов помощи, независимо от уровня ее сложности, каждому гражданину, проживающему в регионе, в установленные сроки.

Абсолютным приоритетом является выстраивание комфортной для населения первичной медико-санитарной помощи, помощи шаговой доступности. С января 2013 г., благодаря программам модернизации, медицинская помощь сельским жителям начала оказываться в обновленных 4534 врачебных амбулаториях, 3769 офисах врачебной общей практики и почти 40 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах. Министерству предстоит продолжить эту работу в ближайшие годы в рамках реализации региональных программ развития здравоохранения.

Формирование второго уровня системы оказания медицинской помощи – межмуниципальных центров необходимо для решения стратегической задачи своевременного оказания экстренной специализированной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях, при тех заболеваниях, которые определяют структуру смертности россиян. За 2012 г. было увеличено количество межмуниципальных центров более чем в 2 раза – с 571 до 1169, но работа не завершена. В ряде регионов сеть учреждений второго уровня выстроена лишь на 50,0–60,0%.

Информатизация здравоохранения

Системообразующую роль в интеграции всех уровней оказания медицинской помощи играет информатизация здравоохранения.

За 2012 г. в медицинские организации поставлено более 286 тыс. единиц компьютерной техники, количество локальных медицинских сетей выросло в 3,5 раза. В почти 4 тыс. медицинских организаций внедрен сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде». С момента его ввода – 1 декабря 2012 г. данным сервисом воспользовалось около 7 млн россиян. Почти в 2,5 тыс. медицинских организаций обеспечена возможность ведения электронной медицинской карты и загружено в федеральный сервис более 36 млн электронных карт, что составляет на сегодняшний день около 26,0% численности населения страны. В 2803 медицинских организациях обеспечена возможность обмена этими медицинскими данными.

Около 19 тыс. автомобилей санитарного транспорта и более 2,5 тыс. станций и отделений скорой медицинской помощи оснащены спутниковой навигацией ГЛОНАСС.

Создан электронный каталог «Российская медицина» с общим объемом библиографических записей, уже превышающим 500 тыс. Организована и функционирует учебная электронная библиотека по 36 медицинским специальностям, оцифровано более 3 тыс. полнотекстовых документов и около 600 книг.

К концу 2013 г. планируется поэтапное внедрение компьютерного рабочего места врача с возможностями дистанционного непрерывного образования, телеконсультаций с коллегами, помощи в принятии решений, а также уменьшением объема бумажного документооборота.

Кадровая политика

На 1 января 2013 г. в медицинских организациях РФ работали 2 млн 162 тыс. медицинских работников, из них в государственном здравоохранении – 639,3 тыс. врачей и почти 1 млн 300 тыс. работников со средним медицинским образованием.

Расчеты, проведенные в каждом регионе страны на основе учета плотности населения и других особенностей, показали, что абсолютный дефицит врачей снизился за последние годы до 40 тыс. чел., тогда как дефицит средних медицинских работников вырос до 270 тыс. чел. Дефицит врачей в отсутствие кадрового дисбаланса возможно было бы компенсировать за четыре года. Однако за последние десятилетия в отрасли сложились грубые кадровые диспропорции. Это и дисбаланс в обеспеченности разными профильными специалистами с острой нехваткой одних (по анестезиологии-реаниматологии – 33,0%, неонатологии – 35,0%, онкологии – 14,0%, наркологии – 32,0%, патологической анатомии – 35,0%, педиатрии – 27,0%, фтизиатрии – 33,0%) и избытком других, и дисбаланс в обеспеченности врачами сельской местности и городов, амбулаторных и стационарных учреждений, стационаров разного уровня.

При такой ситуации гармонизировать врачебный состав отрасли будет возможно не ранее 2018 г., при условии сохранения существующих объемов подготовки в вузах и увеличении доли целевой подготовки в интернатуре и ординатуре. Новая форма целевой контрактной подготовки играет особенно важную роль в устранении кадровых диспропорций в каждом конкретном регионе страны. В 2012 г. было увеличено число целевых мест в федеральных вузах до 38,5%.

Существенно облегчили кадровое наполнение сельского здравоохранения программа «Земский доктор», которая привлекла на село около 8 тыс. молодых специалистов, а также разработанные поправки в Трудовой кодекс РФ, разрешившие сельским врачам дежурство на дому.

Объем ежегодной подготовки специалистов со средним медицинским образованием составляет около 63 тыс. чел. Трудоустройство выпускников колледжей и училищ составляет 90,0–95,0%, однако уже к окончанию первого года работы в отрасли остаются 20,0% из них. Устранение существующего на сегодняшний день дефицита средних медицинских работников возможно не ранее чем через 5–7 лет, при условии увеличения субъектами РФ, к ведомству которых относятся училища и медицинские колледжи, контрольных цифр приема по программам среднего медицинского образования на 50,0%, т. е. до 90 тыс. чел. в год (как это было 20 лет назад), в т. ч. целевого приема – до 50,0% от общего объема подготовки, но главное – при условии реализации субъектами мер социальной поддержки данной категории медицинских работников.

В соответствии с указом Президента РФ размер оплаты труда врача к 2018 г. должен планомерно достичь размера, двукратно превышающего среднюю зарплату по региону, а среднего и младшего медицинского персонала – сравняться со средней. Министерство разработало соответствующие дорожные карты, на основе которых органами государственной власти субъектов созданы и утверждены по согласованию с Минздравом России региональные программы повышения оплаты труда медицинских работников.

В I квартале 2013 г. общий объем финансовых средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, доведенных до регионов на оказание медицинской помощи, увеличился на 61,0%, включая средства на фонд оплаты труда. Сохранены все стимулирующие выплаты в объеме 119,4 млрд руб. Тем не менее, в ряде регионов и отдельных медицинских организациях в начале 2013 г. было допущено временное снижение уровня заработной платы в связи с поздним принятием необходимых нормативных актов, недостаточно проработанными решениями тарифных комиссий субъектов РФ. Для сбора информации о таких фактах министерством была обеспечена работа горячей линии, по каждому случаю проводится проверка.

Лекарственное обеспечение

Также 2012 г. был ознаменован подготовкой Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, призванной систематизировать уже существующие в России элементы регулирования фармацевтического рынка для наиболее полного удовлетворения потребности населения в лекарственных средствах. Первый период реализации Стратегии направлен на гармонизацию нормативной базы и создание системы рационального применения лекарственных препаратов. В 2012 г. в целях создания эффективного механизма, позволяющего исключить необоснованный рост цен на лекарственные средства и не допустить сокращения их ассортимента в аптечных учреждениях, Минздравом России совместно с Федеральной службой по тарифам внесены изменения в Методику установления предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Совместно с пациентским и фармацевтическим сообществами осуществлена разработка проекта федерального закона о внесении изменений в действующий Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В настоящее время проект внесен на рассмотрение в Правительство РФ.

Важно отметить, что масштаб накопившихся в отрасли за последние десятилетия инфраструктурных, кадровых, финансово-экономических и других проблем требует параллельного развития всех взаимосвязанных и взаимообуславливающих отраслевых блоков. Лишь действуя коллегиально и слаженно, возможно решить все те задачи, которые поставлены перед отечественным здравоохранением руководством страны, Правительством РФ и самой жизнью.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.